Гас правосудие

02.05.2021 Программы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. ГАС «Правосудие»
  • 2. Функции системы ГАС «Правосудие»
  • 3. ГАС «Правосудие» "Судебное делопроизводство и статистика"
  • Заключение
  • Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Характерной чертой нашего времени являются интенсивно развивающиеся процессы информатизации практически во всех сферах человеческой деятельности. Они привели к формированию новой информационной инфраструктуры, которая связана с новым типом общественных отношений, с новой реальностью, с новыми информационными технологиями различных видов деятельности.

Информационные технологии становятся важнейшим инструментом научно-технического и социально-экономического развития общества, играя существенную роль в ускорении процессов получения, распространения и использования новых знаний. Влияя на качество интеллектуальных ресурсов социума, информационные технологии повышают уровень и качество самой жизни.

Управление представляет собой сложный процесс, включающий выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий на текущих временных отрезках с целью решения стратегической задачи обеспечения его устойчивого финансового и социально-экономического развития. Информационные технологии в значительной мере расширяют возможности эффективного управления, поскольку предоставляют новейшие методы обработки и анализа информации, необходимой для принятия решений.

Проведение этой работы эффективно и на должном уровне невозможно без использования современных информационных технологий.

В рамках данного реферата предполагается:

1. Раскрыть понятие - ГАС «Правосудие»

2. рассмотреть функции системы

3. изучить - ГАС «Правосудие» "Судебное делопроизводство и статистика"

1. ГАС «Правосудие»

В федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2006-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2006 г. №805, были поставлены такие задачи, как формирование единого информационного пространства, реализация конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, обеспечения единства судебной системы Российской Федерации, повышения эффективности деятельности судов, а также реализации прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию.

В рамках выполнения ФЦП предусмотрено создание Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» (далее - ГАС «Правосудие») в интересах федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.

При создании ГАС «Правосудие» сохранена преемственность программно-информационных комплексов автоматизации деятельности должностных лиц судебных органов, действующего имущественного комплекса в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента, обеспечивается непрерывность его функционирования в повседневной деятельности.

В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России» на 2007-20011 г., начиная с 2007 г. развернуты широкомасштабные работы по внедрению информационных, программных и технических решений ГАС «Правосудие» в судах общей юрисдикции и региональных органах Судебного департамента, поставке современного оборудования.

В процессе внедрения и дальнейшего развития ГАС «Правосудие» большое внимание уделяется созданию единого информационного пространства судебной системы РФ на основе Автоматизированные информационные технологии в экономике и управлении: Учебник/ Под ред. Г.А. Титоренко. - М.: ЮНИТИ, 2008. :

· обеспечения информационного взаимодействия судебных органов различного уровня, а также различных программных изделий, развернутых на объектах автоматизации;

· подключения объектов автоматизации к высокоскоростным каналам передачи данных;

· оснащения судебных органов современными средствами автоматизации и передачи данных.

Большое внимание уделяется процессам обучения пользователей работе с программными изделиями ГАС «Правосудие». При этом организованы следующие формы работы:

· дистанционное обучение;

· очное обучение;

· проведение семинаров;

· поставка на объекты автоматизации электронных учебных курсов.

Дальнейшее развитие ГАС «Правосудие» должно обеспечить повышение эффективности деятельности всей судебной системы РФ, включая объекты районного уровня и мировую юстицию.

2 Функции системы ГАС «Правосудие»

ГАС «Правосудие» обеспечивает автоматизацию процессов сбора, обработки, накопления, хранения, выдачи на средства отображения и передачи по каналам связи следующих данных Введение в правовую информатику / Под общей ред. Д.Б. Новикова и В.Л. Камынина. М., 2008:

Об органах судебной власти, действующих на территории;

О сроках и состоянии хода рассмотрения уголовных, гражданских дел административного правонарушения в судах различных уровней;

Об оформлении судебных документов уголовных дел в процессе регистрации, ознакомления, подготовки, рассмотрения дел, вынесения приговоров, определений, приостановлении производства по делу, направлении дела по подсудности, прекращении дела, передачи в архив и представление материалов хода судебного заседания на уровне архива фонограммы и оформленного протокола заседания;

Об оформлении документов в ходе работы коллегии по гражданским, уголовным делам и делам административных правонарушений (регистрация жалоб и обращений, работа с материалами, принятие дела в производство и его регистрация, рассмотрение дела с вынесением определения или постановления, передача дел в канцелярию и в архив, хранение дела в архиве);

О результатах обработки судебной статистики с обеспечением объективного анализа правоприменительной практики и структуры правонарушений;

О состоянии кассационных уголовных и гражданских дел и дел административных правонарушений;

О нерассмотренных уголовных и гражданских жалобах, жалобах по административным правонарушениям, истребованных дел и протестов, рассматриваемых в надзорном порядке;

О составе уголовных и гражданских коллегий;

О нагрузках судей уголовных и гражданских коллегий;

О правовой информации по действующему законодательству РФ из автоматизированных правовых баз данных;

Об административном управлении судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента (информационные сведения об использовании финансовых, материально-технических, кадровых и других видов ресурсов; аналитические сведения о ситуациях, выявленных тенденциях; материалы планирования, принятые решения, контроль хода выполнения решений);

Об организационном обеспечении (информация о единой системе классификации и кодирования, принятая в ГАС «Правосудие», нормативно-справочная информация, организационно-распорядительная информация, регламентирующая делопроизводство и деятельность работников судов, информация территориально-объектового контроля; каталогизированная и библиотечная информация);

О планах и проектах финансирования судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, о формировании бюджетных ассигнований, об исполнении расходной части федерального бюджета;

Об организации системы финансового контроля и результатах контрольно-ревизионной деятельности;

О кадровом обеспечении деятельности судов и органов Судебного департамента, включая потребности, аттестацию кадров, отбор и профессиональную подготовку, формирование резерва, вопросы социального обеспечения, персонального учета;

О судебной практике, включая базу данных (БД) судебных решений, информационно-аналитическую поддержку судебного делопроизводства;

О делопроизводстве и документообороте, включая вопросы контроля исполнения документов и поручений, организации оперативного и архивного хранения;

О материально-технических ресурсах (МТР);

О вопросах профессионального образования кадров судебной системы;

О материалах по взаимодействию с федеральными органами управления и власти;

О координации и развитии международных связей в интересах обеспечения деятельности судебной системы;

Об обобщении и распространении опыта деятельности органов судейского сообщества;

Об организации освещения в средствах массовой информации материалов судебной системы и материалов мониторинга средств массовой информации по ключевым вопросам

Об обращении граждан по вопросам форм и методов работы судебной системы;

О взаимодействии между центральными национальными органами обеспечения деятельности судов (в первую очередь, в рамках СНГ) с ведущими международно-правовыми и судебными организациями (Международным судом, Советом Европы и другими зарубежными организациями).

При этом автоматизируются функции Правовая информатика: Учебное пособие / Под ред. М.М. Рассолова. М.: Юристъ, 2007:

Документооборота (коллективная разработка документов, поиск документов, обмен документами, контроль исполнения);

Правового обеспечения деятельности судов;

Обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания системы;

Управления и контроля функционирования системы;

Обучения пользователей и специалистов системы;

Информационно-справочного обслуживания пользователей системы;

Проведение судебных заседаний с использованием средств видеоконференцсвязи;

Представления информации о судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента в сети Интернет и на средствах отображения коллективного пользования;

Формирования протокола хода судебного заседания на базе фонограмм;

Обеспечения защиты информации.

Структура системы и назначение её составных частей «Правосудие» включает в себя следующие подсистемы:

Подсистема «Административное управление»;

Подсистема «Организационное обеспечение»;

Подсистема «Право»;

Подсистема «Финансы»;

Подсистема «Финансовый контроль»;

Подсистема «Кадры»;

Подсистема «Судебное делопроизводство и статистика»;

Подсистема «Банк судебных решений (судебной практики)»;

Подсистема «Видеоконференцсвязь»;

Подсистема «Судебная экспертиза»;

Подсистема «Документооборот»;

Подсистема «Ведомственная статистика Судебного департамента»;

Подсистема «Обучение»;

Подсистема «Общественные связи»;

Подсистема «Материально-технические ресурсы»;

Подсистема «Обращения граждан»;

Подсистема «Международно-правовое сотрудничество»;

Подсистема «Недвижимость»;

Подсистема «Судейское сообщество».

Информационно-справочная подсистема;

Подсистема «Интернет-портал ГАС «Правосудие»;

Подсистема «Отображение информации коллективного

пользования»;

Подсистема «Обеспечение безопасности информации»;

Подсистема «Связь и передача данных»;

Подсистема «Управление и контроль функционирования»;

Подсистема «Обеспечение эксплуатации и сервисного

обслуживания»;

Подсистема «Обучение кадров».

ГАС «Правосудие имеет многоуровневую иерархическую структуру, соответствующую уровням иерархии судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.

Комплексы средств автоматизации ГАС «Правосудие» строятся на базе структурированных локальных вычислительных сетей (ЛВС), позволяющих динамично и оперативно наращивать вычислительные и информационные ресурсы, число пользователей сети, в том числе с учетом территориальной распределённости, логического объединения пользователей в сегменты, распределения доступа пользователей к ресурсам сети, организации технологических коммуникационных помещений, стоечного размещения технических средств.

Каждому уровню автоматизации судов и иерархической структуры Судебного департамента соответствует свой комплекс средств автоматизации, единичный для отдельно выделенных объектов и тиражируемый для неоднократно повторяющихся. В структуре каждого КСА реализуются типовые технические решения для однотипных функциональных узлов ЛВС.

В число типовых функциональных узлов входят:

Серверное оборудование;

Автоматизированные рабочие места (АРМ) пользователей;

АРМ административно-диспетчерского персонала;

Средства системы обеспечения безопасности информации (СОБИ);

Средства подсистемы «Связь и передача данных» (ПСПД);

Средства отображения информации (видеопроекторы, плазменные панели, телевизоры, информационные киоски);

Активное сетевое оборудование.

Состав и характеристики технических средств, входящих в типовые функциональные узлы, в зависимости от назначения КСА могут в некоторой степени (количественно и по производительности) отличаться, сохраняя при этом основное функциональное назначение.

Исходя из условий обеспечения доступа к банкам и базам данных, в КСА могут использоваться три контура документооборота: ведомственный, публичный и защищенный (в КСА ОВС и КСА ГВС).

Требования по защите информации в КСА и защищенности корпоративной сети ГАС «Правосудие», в том числе и по техническим каналам связи (КС), наложили соответствующие ограничения на организацию взаимодействия абонентов сети Интранет. Для гарантированной защиты сети Интранет от несанкционированных действий (НСД) и вирусных атак, в том числе со стороны сети Интернет, аппаратные решения по телекоммуникационному оборудованию КСА предусматривают физическую развязку средств хранения и обработки информации сетей Интранет и Интернет Кудинов А.Т., Элькин В.Д. Правовая информатизация в информационном обществе // Черные дыры в российском законодательстве. N 4. 2009 .

автоматизированный программный информация правосудие

3. ГАС «Правосудие» «Судебное делопроизводство и статистика»

Система обладает развитыми средствами поиска информации и практически не ограниченными возможностями подготовки аналитической информации. Не требует дополнительных технических ресурсов.

Требования: компьютер с операционной системой Win98 (и выше) с установленным MSWord и MSExcel.

Расчет статистики производится в соответствии с требованиями инструкции по ведению судебной статистики. Система позволяет автоматически формировать формы статистических отчетов установленного образца в электронном виде (Excel матрицы).

Основным достоинством данной технологии является то, что большинство рутинных функций, система автоматизирует, позволяя не только сократить трудозатраты работников аппарата суда, но и свести к минимуму процент ошибок, возникающих при выполнении подобных функций.

В состав автоматизированной системы входят модули работы с картотеками Никитов В.А. и др. Информационное обеспечение государственного управления. М., 2007:

· Надзорная инстанция

Регистрация сведений о поступающих надзорных жалобах по уголовным делам;

Уголовные дела, рассматриваемые в надзорном порядке;

Регистрация сведений о поступающих надзорных жалобах по гражданским делам;

Гражданские дела, рассматриваемые в надзорном порядке;

Регистрация сведений о поступающих жалобах по делам об административным правонарушениям;

Дела по административным правонарушениям, рассматриваемые в надзорном порядке;

· Кассационная инстанция

Уголовные дела, рассмотренные федеральными судьями;

Гражданские дела, рассмотренные федеральными судьями;

Уголовные дела, рассмотренные мировыми судьями;

Гражданские дела, рассмотренные мировыми судьями;

· Аппеляционная инстанция

Уголовные дела;

Гражданские дела;

Дела по административным правонарушениям

· Первая инстанция

Административные дела;

Уголовные дела;

Дела частного обвинения;

Приказное производство;

Исковое производство;

Дела, возникающие из публичных правоотношений;

Особое производство.

· Статистическая отчетность судов

Оперативная отчетность форма №01, статистический отчет по форме №1, статистический отчет по форме №1АП, статистический отчет по форме №2, статистический отчет по форме №4, статистический отчет по форме №6-бмс,

статистический отчет по форме №7-бмс, статистический отчет по форме №6,

статистический отчет по форме №7, статистический отчет по форме №8, статистический отчет по форме №9

· Модуль «Генератор запросов пользователей»

Средство, позволяющее предоставлять пользователю информацию в любом удобном для него виде. В использовании не требует глубоких знаний языка SQL. Предназначен для работы администраторов баз данных судов.

· Модуль работы с документами

Средство, позволяющее формировать различные судебные документы по разработанным пользователями шаблонам, используя ранее введенные данные по делам в момент регистрации Правовая информатика: Учебное пособие / Под ред. М.М. Рассолова. М.: Манускрипт, 2011

Заключение

Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» - это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (СД), обеспечивающая информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации.

Функции подсистем ГАС «Правосудие» реализуются программными и техническими средствами комплексов средств автоматизации (КСА) судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, комплектами программно-технических средств (ПТС) межрегиональных центров поддержки системы (МЦП).

Автоматизированная система "Судебное делопроизводство и статистика"необычайно проста в использовании и интуитивно понятна пользователям благодаря разработанному CASE инструментарию для создания автоматизированных систем судебного и исполнительного производства. Единообразие интерфейсов на всех участках судебного делопроизводства имеет одинаковую структуру и похожий набор функций, что позволяет обучить пользователей работе с системой в максимально кратчайшие сроки.

Система обладает развитыми средствами поиска информации и практически не ограниченными возможностями подготовки аналитической информации. Не требует дополнительных технических ресурсов. Требования: компьютер с операционной системой Win98 (и выше) с установленным MSWord и MSExcel.

Список использованной литературы

1. Автоматизированные информационные технологии в экономике и управлении: Учебник / Под ред. Г.А. Титоренко. - М.: ЮНИТИ, 2008.

2. Андреев Б.В. Правовая информатика. Учебное пособие. М.: ИМП, 2008.

3. Введение в правовую информатику / Под общей ред. Д.Б. Новикова и В.Л. Камынина. М., 2008.

4. Введение в правовую информатику / Под общей редакцией Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина. М., 2007.

5. Кудинов А.Т., Элькин В.Д. Правовая информатизация в информационном обществе // Черные дыры в российском законодательстве. N 4. 2009.

6. Настольная книга прокурора, 2010.

7. Никитов В.А. и др. Информационное обеспечение государственного управления. М., 2007.

8. Правовая информатика: Учебное пособие / Под ред. М.М. Рассолова. М.: Манускрипт, 2011.

9. Правовая информатика: Учебное пособие / Под ред. М.М. Рассолова. М.: Юристъ, 2007

10. Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики). Учебное пособие / Под ред. М.М. Рассолова. М.: Контракт, 2010.

Размещено на allbest.ru

...

Подобные документы

    Cостав экспертной системы. Требования к комплексу технических средств. Структура и организация технического обеспечения автоматической информационной системы. Техническая документация на разработку программных средств и способы их использования.

    реферат , добавлен 09.10.2014

    Создание программного обеспечения автоматизированной информационной системы для учета и обработки метеорологической информации. Описание основных программных модулей. Требования к составу и параметрам технических средств, транспортированию и хранению.

    дипломная работа , добавлен 16.08.2015

    Cоздание и описание логической модели автоматизированной системы обработки информации. Проектирование структуры системы в виде диаграмм UML. Анализ программных средств разработки программного обеспечения и интерфейса. Осуществление тестирования программы.

    дипломная работа , добавлен 25.01.2015

    Состав и структура автоматизированной информационной системы. Применение технических средств для получения информации. Преобразования экономической информации, создание форм и последовательность их выполнения. Требования к базе данных и их реализация.

    контрольная работа , добавлен 30.12.2009

    Создание автоматизированной системы организации работы на складе. Решения по составу программных средств, языку автоматизации. Кодировка подготавливаемых, хранимых документов. Антивирусная защита. Проведение мероприятий по обучению квалификации персонала.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2015

    Описание автоматизированной информационной системы автотранспортного предприятия. Область применения системы, ее функциональное содержание и возможности. Требования к программной и аппаратной части, алгоритм работы. Сценарий работы с пользователем.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2014

    Трудность создания, внедрения и эксплуатации автоматизированной системы документационного обеспечения управления. Защита информации в электронном документообороте. Автоматизированная система LanDocs. Основные функции системы. Принципы защиты информации.

    реферат , добавлен 11.12.2009

    Автоматизированная система управления как комплекс аппаратных и программных средств, его структура и содержание, назначение и функциональные особенности. Разновидности данных систем и их отличия. Понятие и внутреннее устройство, элементы жесткого диска.

    реферат , добавлен 29.12.2010

    Разработка автоматизированной системы с использованием программных продуктов: 1С: Предприятие 8.2 (для создания автоматизированной системы) и CASE средство BPwin (для проектирования структуры системы). Обучение пользователей работе с конфигурацией.

    курсовая работа , добавлен 04.11.2014

    Необходимость применения систем электронного документооборота. Выводы по ценам, функциональным возможностям, сегментации рынка. Схема обработки информации автоматизированной системой. Нормативно-справочная информация для системы, структура алгоритмов.

Целью изучения темы выступают отношения, связанные с использованием в избирательном процессе Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Изучив тему 7, студент должен знать:

механизм использования в избирательном процессе ГАС РФ «Выборы».

анализировать функционирование информационных технологий в избирательном процессе, организацию работы ГАС РФ «Выборы».

приобрести навыки:

работы с нормативными актами, регулирующими использование ГАС «Выборы», в получение соответствующей информации о ходе выборов; через ГАС «Выборы» использования аналитических данных по избирательному процессу в учебном курсе и реальной электоральной практике.

акцентировать внимание на понятиях:

информационные технологии, Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы», ресурсы системы, многоканальная информационная структура, общегосударственная система регистрации (учета) избирателей, системный администратор, конфиденциальная информация, совокупность комплексов средств автоматизации, функциональные комплексы задач, порядок размещения данных ГАС «Выборы» в сети Интернет, режим on-line, информационный ресурс, защита информации, информационная безопасность.

Информационные технологии в избирательном процессе. 7.2.

Понятие ГАС «Выборы». 7.3.

Нормативная база функционирования ГАС «Выборы» 7.4.

Становление ГАС «Выборы». 7.5.

Функции ГАС «Выборы». 7.6.

Организационно-технологические параметры ГАС «Выборы». 7.7.

Финансирование ГАС «Выборы». 7.8.

Контроль за использованием средств автоматизации в избирательном процессе. 7.9.

Обеспечение режима on-line. 7.10.

Порядок размещения данных ГАС «Выборы» в сети Интернет.

Все большую роль в электоральном праве России играют современные технологии, особенно в совершенствовании избирательного процесса. Среди них использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». В настоящее время работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» (далее ГАС «Выборы») регламентируют более 150 различных нормативно-правовых актов: Конституция РФ, законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления ЦИК РФ и нормативные акты субъектов федерации.

Данная информационная система, с одной стороны, является крупнейшей территориально-распределенной многоуровневой автоматизированной системой, которая применяется для автоматизации информационных процессов и обеспечения деятельности избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов и референдумов. С другой стороны, это объективная база данных информационного общества, обеспечивающая народовластие, гарантирующая каждому гражданину оперативное и достоверное получение данных о подготовке и проведении выборов.

При изучении влияния ГАС «Выборы» на информационно- правовое пространство затрагивается несколько отраслей правовой науки, и во многом нормы, регламентирующие функционирование ГАС «Выборы», имеют двойную отраслевую природу. Принятый закон о ГАС «Выборы»1 является первым комплексным правовым

Федеральный закон от 10 января 2003 года № 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»"// СЗ РФ. 2003. № 2. Ст.172.

196 актом высшей юридической силы, регулирующим вопросы автоматизации и системы информационного обеспечения в ходе проведения избирательной компании.

Принятие закона стало итогом десятилетней работы159, связанной с реализацией Указа Президента РФ от 23 августа 1994 г. № 1723 «О разработке и создании государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»160. Общество получило универсальный инструмент контроля за ходом подготовки и проведения выборов с помощью компьютерных технологий.

ГАС «Выборы» создавалась вместе с становлением самой системы избирательной власти на основе Конституции Российской Федерации 1993 года, со учетом Президентского указа № 1400 «О поэтапной конституционной реформе»161 первых положений о выборах депутатов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания России162, а также первого закона «Об основных гарантиях избирательных прав» 1994 года5. Именно тогда проходило становление концепции ГАС «Выборы», ее нормативное обеспечение и непосредственная разработка, создание ГАС «Выборы», включая первое эксперементальное и опытное использование отдельных элементов системы на дополнительных выборах депутата Госдумы по Мытищинскому одномандатному избирательному округу № 109 еще 30 октября 1994 года и на федеральных выборах депутатов Госдумы 17 декабря 1995 года.

Сегодня развитие ГАС «Выборы», как уже отмечалось, происходит на основе Федерального закона от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» и с учетом перспективного плана совершенствования системы. Осуществляется проведение работ по конвертированию данных всех комплексов средств автоматизации старой версии системы в единую базу данных ГАС «Выборы», перевод передачи данных ГАС «Выборы» на каналы цифровой связи, использование совместно с Правительством РФ ресурсов системы при решении задач, не связанных с выборами, в том числе и на конкурсной основе.

Официальное закрепление идеи использования ГАС «Выборы» состоялось в разработанной Концепции создания Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», утвержденной Постановлением ЦИК РФ 12 июля 1994 года «О предложениях по внедрению Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»163. Генеральным заказчиком ГАС «Выборы» выступила ЦИК РФ (п. 3), что позже и было закреплено в Указе Президента РФ от 23 августа 1994 года «О разработке и создании государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»164 (п. 2). Использование ГАС «Выборы» стало одной из гарантий реализации избирательных прав граждан РФ на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полной информации о выборах165.

Однако стоит отметить, что общественность страны неоднозначно восприняла факт разработки системы ГАС «Выборы»166. С одной стороны, все понимали необходимость введения системы в условиях значительно возросшего объем информации, обрабатываемой в период избирательной кампании и проведения референдумов. С другой стороны, юристы, политологи, специалисты и общественность задавались вопросом, насколько данная система обеспечит достоверность результатов голосования, несмотря на то что ЦИК РФ сразу ориентировала общественность на прозрачность и контролируемость как разработки, так и введения системы в действие и ее функционирования.

Поэтому в прессе порой появлялись публикации, в которых авторы утверждали, что работа системы ГАС «Выборы» закрыта для доступа сторонних наблюдателей и что она лишь формально контролируется ЦИК, что данные системы поверхностны и практически не дают представления о ходе выборов и проверить их достоверность никак нельзя.

Тем не менее, концепцией ГАС «Выборы» предусматривалось создание иерархической многоуровневой и многоканальной информационной структуры в рамках действующей системы избирательных комиссий в РФ. Комплексами средств автоматизации оснащались российские посольства и генконсульства. К 1997 году, например, это было сделано в 40 из них167. Технические ресурсы системы ГАС «Выборы» используются при проведении социологических исследований состояния и динамики электоральной культуры и активности избирателей.

Важным для становления ГАС «Выборы» стал Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 227 «Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»168. В нем решались важные задачи, связанные с материальным обеспечением, в том числе предоставлением служебных помещений на условиях безвозмездной аренды для установки программно-технических комплексов ГАС «Выборы», штатного обеспечения системы. Кроме этого устанавливались конкретные сроки подготовки сведений для составления списков избирателей по состоянию на 1 июля 1995 года, т.е. получала одобрение организация Общегосударственной системы регистрации (учета) избирателей.

Важное место уделялось правовому обучению организаторов избирательного процесса организационно-технологическим основам избирательного процесса на всех его этапах и уровнях, включая внедрение ГАС «Выборы». Такое же обучение проводили и при эксплуатации ГАС «Выборы» на региональных и местных выборах, особое внимание уделялось обучению методам правовой защиты этой системы, организационной стыковки всех звеньев технологического процесса и контроля за всеми операциями, прежде всего по учету избирателей и определению итогов голосования. С 1995 года в системе избирательных комиссий вводится должность системного администратора как должностного лица, обслуживающего программно-технический комплекс автоматизированной системы. Были разработаны положения об уровне квалификационных требований, обязанностях системного администратора, его правах, о порядке утверждения должностных инструкций системного администратора, а также устанавливались меры ответственности за ненадлежащее выполнение своих обязанностей, за нарушение порядка по сохранности принимаемой информации и, что особенно важно - за ее достоверность, а также за сохранение принятых на ответственное хранение программных и технических средств.

Персональные данные об избирателях, находящихся в базе ГАС «Выборы», относились к категории конфиденциальной информации. Избиратель имел право на доступ к документированной информации только о себе.

В середине 90-х годов при ЦИК РФ начал создаваться Федеральный центр информатизации для организационного, информационного и методического обеспечения ГАС «Выборы». Находящийся в федеральной собственности имущественный комплекс системы ГАС «Выборы» передавался в оперативное управление созданному Федеральному Центру. ФЦИ являлся государственным учреждением, имел самостоятельный баланс, обладал обособленным имуществом, имел расчетный и иные счета в банковских учреждениях, печать и бланки со своим наименованием, а также мог выступать истцом и ответчиком в суде, от своего имени заключать договора, контракты, приобретать и осуществлять имущество и личные неимущественные права, нести обязанности, отвечать по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

Головным исполнителем работ по созданию первой очереди ГАС «Выборы» являлось Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-исследовательский институт «Восход». В разработке специального программного обеспечения принимали участие АОЗТ «Ланит-Систем», ЗАО «Аргуссофт Компании», 27-й Центральный научно-исследовательский институт Минобороны России, ООО «Пальминтех». В разработке общего программного обеспечения и технических средств участвовали ООО «Фактор-ТС», ЗАО «Диалог-Наука», ЗАО НИП «Информзащита» и некоторые другие169. 17 декабря 1995 года на федеральных выборах депутатов Госдумы второго созыва была впервые задействована система ГАС «Выборы». Ко дню выборов было оборудовано около трех тысяч терминалов ГАС «Выборы», установленных в территориальных избирательных комиссиях в большинстве регионов России. 87 субъектов РФ были оснащены комплексными средствами автоматизации. 79 субъектов Федерации обеспечили сбор и передачу информации по ГАС «Выборы», остальные передавали информацию традиционным способом. Информационное табло было установлено в здании Совета Федерации на Цветном бульваре, на которое в оперативном визуальном режиме передавалась предварительная информация, поступающая из регионов об активности избирателей и о предварительных итогах голосования170.

Система создавалась в кратчайшие сроки. По словам главного конструктора ГАС «Выборы» Ю.С. Ломова, «Мало кто верил, что такая задача в принципе выполнима, потому что за два года нужно было сконструировать систему аналогов, которой в мире не было. Уникальность системы состояла, в частности, в том, что она проектировалась не только как электронный счетчик голосов избирателей, но и как контролер правильности их подсчета, причем в соответствии с нормами избирательного законодательства»171.

В опытную эксплуатацию ГАС «Выборы» была введена в 1996 г. Проводились поэтапные доработке специального программного обеспечения - функциональных комплексов задач (ФКЗ). Значительное внимание обращалось доработки системы для проведения выборов в органы государственной власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления. Внедренные на комплексах средств автоматизации ГАС «Выборы» ФКЗ позволили обеспечить разноуровневое проведение выборов.

Реализованная как совокупность комплексов средств автоматизации (КСА), развернутых в информационных центрах избирательных комиссий и связанных между собой коммутируемыми и выделенными каналами связи и персонала, обеспечивающих эксплуатацию этих комплексов, система действовала на трех уровнях:

КСА ЦИК, КСА информационных центров избирательных комиссий субъектов РФ (88, кроме Чеченской республики) и КСА при информационных центрах территориальных избирательных комиссии (2715). Для автоматизации процессов обработки информации при проведения голосования были разработаны ФКЗ: «Избиратель», «Территория», «Кандидат», «Картография», «Итоги». Для контроля за использованием средств автоматизации в каждой избирательной комиссии образовывалась специальная группа (контрольная группа) из числа членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса. Но стоит отметить, что важный принцип функционирования ГАС «Выборы» «один КСА на одну избирательную комиссию» выдержать не удалось.

Иногда на одном КСА обслуживалось до пяти окружных избирательных комиссий, поэтому требовалось срочно разработать ряд организационно-технических мероприятий172.

Большое внимание уделялось разработке и опытному использованию функционального комплекса задач (ФКЗ) «Право» и других, например «Итоги». При подготовке к выборам Госдумы третьего созыва был разработан новый комплекс задач «Контроль финансов», который обеспечивал информационную поддержку процесса контроля специальных избирательных фондов кандидатов173.

Последовательная работа по развитию функциональных возможностей ГАС «Выборы» приводила к совершенствованию специального программного обеспечения (СПО). Например, в конце 1998 года в систему начало внедряться СПО версии 5.0. Новая версия позволяла в едином информационном процессе осуществлять все основные работы по подготовке и проведению выборов. Как свидетельствует статистика, с применением в региональных выборах системы ГАС «Выборы», прошли в 1997 году 57 (62,6%) избирательных кампаний из 91; в 1998 - 68 (94,4%) из 72; в 1999 - 69 (95,8%) из 72; в 2000 - 199 (97%) из 206, которые не совмещались с выборами Президента РФ174. Функционирование системы показало ее возможность обеспечивать автоматизацию избирательных процессов и при проведении более сложных, совмещенных избирательных кампаний. На это было обращено внимание и проводилось соответствующее обучение членов избиркомов. В целом система действовала без сбоев при приеме и обработке информации175.

К выборным кампаниям 1999/2000 гг. было доработано специальное программное обеспечение, в том числе ФКЗ ГАС «Выборы»: «Территория», «Планирование», «Кандидат/Депутат», «Итоги», версии 5.1, получившие сертификат Госстандарта России. В целях совершенствования работы электронной почты была произведена замена версии программного обеспечения хостов «Дионис» и т.д.

Необходимо отметить, что проведенные мероприятия позволили эффективно и качественно получать соответствующую информацию. Все звенья ГАС «Выборы» работали в штатном режиме. Данные после поступления на КСА ЦИК России представлялись в ФЦИ «Выборы», в высшие государственные органы и в международную сеть Интернет на сайтах ЦИК России (где информация о предварительных итогах выборов обновлялась в оперативном режиме каждый час, начиная с 23 часов 26 марта 2000 года до 15 часов следующего дня). В каждом случае было отконвертировано более 10 тыс. документов, содержащих информацию о предварительных результатах выборов с нарастающим итогом. Тогда на сайте ЦИК РФ в разделе «Окончательные итоги выборов» было размещено более 10,5 тысяч файлов2.

В мае 2000 года актом государственной комиссии ГАС «Выборы» введена в постоянную эксплуатацию3.

Вместе с тем сегодня в некоторых публикациях снова возвращаются к проблеме возможных фальсификаций выборов. Например, нормативные акты только в общих чертах дают представление о ГАС «Выборы», документы не образуют стройной системы норм, существенно затруднен контроль общественности за автоматизиро- ванной обработкой результатов.176. Другие исследователи отмечают, что такие суждения вводят избирателей в заблуждение, внушают мысль о том, что результаты голосования якобы предрешены и не зависят от волеизъявления избирателей177.

Восьмилетний опыт эксплуатации ГАС «Выборы» (1995 года) показывал полное отсутствие возможностей фальсификации результатов выборов самой системой. За весь этот период, как отметил конструктор ГАС «Выборы», не было даже исков такого рода в суды. Разработчики полностью исключили, а потому не реализовали возможность корректировки данных в компьютерах территориальных и окружных избирательных комиссий вышестоящими комиссиями и Федеральным центром информатизации при ЦИК РФ178.

Стоит отметить, что подробные параметры разработки системы, ее функционирования и средств контроля за использованием были даны в фундаментальных учебных пособиях, которые выходили под эгидой ЦИК179 и могли бы служить ориентиром известным исследователям в подаче соответствующего материала.

На современном этапе произошла доработка и модификация системы, (о ней сообщалось еще в 2000 году180) и которая теперь стала называться ГАС «Выборы-М». У модернизированной системы появились новые функциональные и эксплуатационные возможности, позволяющие отобразить данные о ходе и итогах голосования по каждому избирательному участку; расширен объем передаваемых данных; увеличена скорость передачи и обработки информации; созданы подсистема цифровой связи и подсистема информационной безопасности, защищенный Интернет-портал, подсистемы ви- деоконференцсвязи, отображения и представления информации в Интернет и телерадиокомпаниям из здания ЦИК России.

В системе расширены возможности обеспечения открытости и гласности при подготовке и проведении выборов, референдума, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума. Впервые в мировой практике информация о предварительных итогах голосования представляется СМИ в режиме online, в течение суток протоколы участковых избирательных комиссий об итогах голосования размещаются в сети Интернет.

Обновленная система показала свою высокую эффективность в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва в конце 2003 года и выборов Президента РФ в марте 2004 года.

Между тем, вопросы работы ГАС «Выборы», ее нормативной базы по-прежнему были важным направлением работы ЦИК РФ и ФЦИ РФ181. Как отмечал А.А. Вешняков на совещании председателей избирательных комиссий субъектов РФ 26 августа 2003 года, техническими средствами модернизированной ГАС «Выборы» было оснащено полностью 97% комплексов средств автоматизации и полностью завершено их развертывание в 81 субъекте РФ. Проложено 46 наземных каналов цифровой связи, из них 15 уже подключено. Разворачиваются работы по организации 16 космических каналов связи, которые в России будут применяться впервые182.

12 сентября 2003 года был утвержден Порядок размещения данных ГАС «Выборы» в сети Интернет, где вместе с общими положениями, регламентировались порядок работ при размещении информации в сети Интернет, обязательная информация для размещения на сайте ЦИК РФ, в разделах сайтов избирательных комиссий субъектов РФ, утверждались адреса их сайтов в Интернет- портале ЦИК России183.

Со вступлением в силу Федерального закона «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» система законодательно приобрела статус федеральной автоматизированной информационной системы.

Модернизированная ГАС выборы позволила еще более успешно провести избирательную кампанию 2003 года. В субъекты федерации было поставлено 105 тыс. единиц оборудования. За четыре месяца до выборов прошли переобучение 3 тыс. системных администраторов, а до этого (с февраля по ноябрь) проводилось их очное обучение по новому специальному программному обеспечению: 3029 - в сервисных центрах, 162 - в НИИ «Восход». Это был самый крупный информационный проект в Европе. За счет создания единой базы данных на всех объектах ГАС «Выборы», расширения объема передаваемых данных (например, по комплексу задач «Контроль избирательных фондов - в 100 раз, задаче по «Итоги» - в 30 раз), увеличения в 45 раз скорости передачи и обработки информации впервые в мировой практике были реализованы принципиально новые решения184.

Стоит отметить значительное развитие нормативной бызы ГАС «Выборы». Вместе с принятым в 2003 году Федеральным законом «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»185, ее составляют Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (ст. 39)186; Федеральный закон Российской Федерации от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 74)187; Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ст. 80)188; Федеральный закон Российской Федерации от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 90)189. Как известно, принят новый Федеральный закон РФ от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» где регламентируются вопросы ГАС «Выборы» (ст. 87)190. Важными источником остается Федеральный закон РФ от 20 февраля 1995 г. № 24 - ФЗ «Об информации, информатизации и защите ин- формации»191.

В базе данных ФКЗ «Право» ЦИК России в электронном виде содержится более 16 тыс. законодательных и иных нормативных правовых актов. Из них 3,5 тыс. - федеральные акты, в том числе постановления ЦИК России, и 12,5 тыс. - региональные: конституции республик, уставы краев, областей, автономных округов, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ о выборах и референдумах, решения судов в субъектах РФ по делам об избирательных спорах, постановления избирательных комиссий субъектов РФ, постановления окружных и территориальных избирательных комиссий.

При подготовке и проведении избирательных кампаний 2003/2004 гг. большое внимание было уделено вопросам обеспечения защиты и информационной безопасности ГАС «Выборы». Основными угрозами информационной безопасности ГАС «Выборы» были раскрытие, утечка и разглашение конфиденциальной информации, несанкционированное нарушение работоспособности системы, нарушение целостности связанное с уничтожением, подменой и модификацией информации, нарушение правил разграничения доступа к информации, программным и аппаратным ресурсам192.

И все-таки масштабы компьютерных атак на ГАС «Выборы» поражали воображение. Как отмечал А.А. Вешняков, принятые меры по обеспечению безопасности информации ГАС «Вы- боры» позволили только в дни выборов отразить 1800 компьютерных атак на Интернет-комплекс, 20% из которых были предприняты из-за рубежа193.

Работа системы ГАС «Выборы» в период подведения итогов голосования получила положительную оценку в отчете Миссии ОБ- СЕ/БДИПЧ, осуществлявшей наблюдение за состоявшимися 7 декабря 2003 года выборами в Государственную Думу РФ. В частности, было отмечено, что электронная система подсчета голосов ГАС «Выборы» работала эффективно и позволила опубликовать предварительные результаты в течение суток после закрытия избирательных участков. Международные наблюдатели получили исчерпывающую информацию о ГАС «Выборы», посетили зал управления ГАС «Выборы» в период подведения итогов голосования194.

При изучении темы № 7 необходимо:

Работать с законодательными актами: , , , ,

Волкова О.Н. Использование Государственной автоматизированной системы «Выборы» //НТИ. Организация и методика информационной работы. 1996. № 8. (Сер. 1).

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы»: Разработка, использование в избирательных кампаниях 1995 - 2001 годов. Перспективы Развития. - М., 2002.

Копылов В.А. Информационное право: Учеб. пособие. - М.: Юрист, 1997. Контрольный тест 1.

В коком году была начата разработка системы ГАС «Выборы»?

а. в 1985 г.;

б. в 1990 г.;

в. в 1994 г.;

г. в 1997 г.;

д. в 2000 г.;

е. в 2003 г. 2.

Технические ресурсы ГАС «Выборы» используются:

а. при проведении выборов;

б. при проведении социологических исследований;

в. для регистрации избирателей;

г. для исследования активности избирателей;

д. в других отраслях права;

е. в первую очередь при проведении выборов, а также могут использоваться и по другим направлениям и отраслям права. 3.

Должностное лицо, обслуживающее программно-технический комплекс автоматизированной системы:

а. оператор;

б. инженер;

в. наладчик;

г. член избирательной комиссии;

д. системный администратор;

е. эксперт;

ж. информационный инструктор. 4.

Обновление информации в оперативном режиме о предварительных итогах выборов на Интернет-странице ЦИК России происходит:

а. каждую минуту;

б. в 5 минут;

в. в 15 минут;

г. в 30 минут;

д. каждый час;

е. каждые 2 часа;

ж. каждые 3 часа.

Комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) является:

а. системой контроля; 6.

системой финансирования;

в. корпоративным информационным ресурсом;

г. системой обработки избирательных бюллетеней;

д. комплексом технических средств отображения информации.

Контрольные вопросы 1.

Какими нормативными актами регулируется функционирование системы ГАС «Выборы»? 2.

В какое время происходило становление ГАС «Выборы»? 3.

Кто выступал Главным заказчиком ГАС «Выборы»? 4.

рамках какой системы функционирует ГАС «Выборы»? 5.

Что в себя включают методы правовой защиты ГАС «Выборы»?

б. Каков правовой статус ФЦИ? 7.

В чем заключаются функции системного администратора? 8.

В чем суть конфиденциальной информации в системе ГАС «Выборы»? 9.

акие функциональные комплексы задач заключены в ГАС «Выборы»? 10.

чем состоят основные характеристики модернизированной системы ГАС «Выборы-М»? 11.

Каковы особенности юридической ответственности за нарушение режима функционирования ГАС «Выборы»?

План семинарского занятия: 1.

Становление системы ГАС «Выборы». 2.

Правовой статус ФЦИ. 3.

Функциональная деятельность системных администраторов. 4.

Особенности использования комплексов обработки избирательных бюллетеней. 5.

Безопасность информации в ГАС «Выборы». 6.

Ответственность за нарушения работы ГАС «Выборы».

Государственная автоматизированная система «Правосудие» (ГАС «Правосудие») – территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде .

Ключевая цель создания системы - осуществить комплексную автоматизацию всех функциональ­ных и обеспечивающих задач, стоящих перед су­дами общей юрисдикции, органов судейского со­общества, аппарата Судебного департамента и его управлений (отделов) в субъектах России , причем часть рутинных функций не только автоматизируется, но и выполняется ав­томатически.

Информатизация федеральных судов общей юрисдикции осуществляется средствами Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие».

Данные на конец 2017 года:

  • общая численность АРМ – около 120 тыс. единиц (без учёта арбитражных и мировых судов);
  • имущественный комплекс – свыше 700 тыс. единиц техники;
  • почти 2900 объектов автоматизации/размещения;
  • 26 информационных подсистем.

Ключевые подсистемы ГАС «Правосудие» : «Судебное делопроизводство и статистика», «Банк судебных решений», «Судебная экспертиза», «Организационное обеспечения», «Ведомственная статистика», «Материально-технические ресурсы», «Интернет-портал ГАС «Правосудие», «Право», «Документооборот и обращения граждан» и другие.

Информатизация федеральных арбитражных судов , а также Суда по интеллектуальной собственности, осуществляется через разработанные и лицензионные программно-технические комплексы, построенные преимущественно на основе портальных технологий.

  • преимущественное размещение компонентов в ЦОД ;
  • электронный юридически значимый документооборот внутри отдельных решений);
  • Более 100 крупных объектов автоматизации;
  • 24 программно-технических компонента.

Ключевые компоненты и сервисы : «Картотека арбитражных дел», «Календарь судебных решений», «Перерывы в судебных заседаниях», «Системы подачи жалоб», «Мой арбитр» (подача документов с суд в электронном виде), система единого штатного расписания (СЕШР).

С учетом существенной специфики арбитражного судопроизводства (в первую очередь, открытости), а также сравнительно небольшого количества объектов автоматизации, расположенных в крупных городах и имеющих доступ к широкополосным каналам связи, наработки в области информатизации арбитражных судов можно признать более передовыми с точки зрения внедрения современных информационных технологий, но в то же время менее применимым в рамках единой судебной системы.

Импортозамещение

Для функционирования серверов подсистем ГАС «Правосудие» рассматривается использование следующие операционные системы:

  • Microsoft Windows 2012 Server 64 bit (если серверное ПО, ориентированное только на Windows);
  • Альт Линукс СПТ 6.0 (для использования на серверах безопасности) или аналог, соответствующий ГОСТ Р 54593-2011, сертифицированный ФСТЭК ;
  • ALT Linux 7.0 Кентавр (для работы остального серверного ПО, работающего под Linux) или аналог, соответствующий ГОСТ Р 54593-2011.

Для функционирования автоматизированных рабочих мест пользователей рассматривается использование:

  • операционные системы семейства Microsoft Windows 7 /8 (32 или 64-битные версии) и офисный пакет MS Office 2013;
  • Альт Линукс 7.0 Desktop (с пакетом офисных программ LibreOffice) или аналог, соответствующий ГОСТ Р 54593-2011.

Правовая основа информатизации судебной системы

  • Конституция Российской Федерации;
  • Законодательство Российской Федерации о судебной системе;
  • Федеральный закон от 22 декабря 2008г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»;
  • Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», поручение Президента Российской Федерации от 15 декабря 2010 г. № Пр-3645 по повышению открытости и доступности правосудия;
  • нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере информатизации и обеспечения безопасности информации федеральных государственных органов;
  • Нормативные правовые акты Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

В соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» упразднен Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, переданы в юрисдикцию Верховного суда Российской Федерации.

Финансирование

В 2004-2006 гг. на создание ГАС «Правосудие» было потрачено порядка 1,5 млрд руб. в рамках целевой федеральной программы «Развитие судебной системы». Еще 2 млрд руб. на ее поддержку и эксплуатацию предусматривалось в аналогичной программе на 2007-2011 гг.

Ключевые направления развития

Модернизация и развития информационных систем судов в рамках единого информационного пространства ГАС «Правосудие» осуществляется в соответствии с Концепцией развития информатизации судов до 2020 года (утв. Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. №439).

  • развитие сервисов построения информационного общества, качественное расширение доступа граждан и организаций к информации о судебной деятельности;
  • расширение применения в деятельности судов современных информационных технологий, создание условия для применения элементов электронного правосудия;
  • полномасштабное внедрение в деятельность судов юридически значимого электронного документооборота , электронных архивов и сервисов;
  • совершенствование средств защиты информации ;
  • обновление и модернизация программно-технических средств.

На 2016 год

  • разработка рабочей документации;
  • отработка проектных решений (первой очереди) на стендах и опытных зонах;
  • внедрение некоторых инфраструктурных решений.

На 2017 год

  • модернизация комплексов средств автоматизации по результатам опытной эксплуатации первой очереди подсистем с учетом приоритетов и объемом выделенного финансирования;
  • отработка проектных решений (второй очереди) на испытательных стендах и опытных зонах.

На 2018-2020 годы

  • комплектация программными и техническими средствами и подготовка персонала;
  • модернизация комплексов средств автоматизации по результатам опытной эксплуатации (с учетом приоритетов и объемом выделенного финансирования).
  • ввод в промышленную эксплуатацию.

История

2019: Обработка миллионного иска в электронном виде

2017

Закупка ВКС Avaya и Polycom

2016

Появилась возможность юридически значимой подачи исков в суд через интернет

ФГБУ ИАЦ Судебного департамента сообщил в конце года о запуске в промышленную эксплуатацию сервис подачи в федеральные суды общей юрисдикции исков и других процессуальных документов и получения из судов юридически значимых решений через сеть интернет. Такая возможность реализована на сайтах всех федеральных судов общей юрисдикции на портале ГАС «Правосудие».

В личном кабинете пользователя Портала предоставлена возможность направить в суд иски, заявления, ходатайства и иные процессуальные документы в электронном виде и получать копии судебных актов, извещения, вызовы в суд и иные документы в виде электронных документов, подписанных судьей усиленной квалифицированной электронной подписью.

Для авторизации и осуществления юридически значимого взаимодействия гражданину достаточно иметь усиленную квалифицированную электронную подпись, выданную любым аккредитованным Минкомсвязи России удостоверяющим центром, либо подтверждённый аккаунт в Единой системе идентификации и аутентификации (), который более двадцати миллионов граждан России уже получили на сайте госуслуг.

Поисковая система ГАС «Правосудие» запущена в промышленную эксплуатацию

Система хранения судебных актов, прошедших процедуру деперсонификации в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», создана в 2014 году.

Система предоставляет возможность пользователям сети Интернет получить сведения о делах и о принятых решениях в обезличенном виде при помощи удобных поисковых механизмов. Поисковая система по судебным делам и судебным решениям доступна на официальном сайте Интернет-портале ГАС «Правосудие» (http://sudrf.ru).

Технически источником информации для поисковой системы являются хранилища данных судов общей юрисдикции и Верховного Суда Российской Федерации. Поэтому информация о делах и принятых решениях (в обезличенном виде) в поисковой системе портала ГАС «Правосудие» идентична той, что содержится на сайтах отдельно взятых судов. Система хранения судебным актов, наряду с официальными сайтами судов, является единственным достоверным источником информации о деятельности судов.

Особенность доступа к сведениям о делах и судебных решениях средствами на портале ГАС «Правосудие» заключается в возможности проанализировать информацию в разрезе всей России с использованием инструментов гибкого поиска, детализации по регионам, судам, производствам, инстанциям и другим критериям.

В качестве условия поиска может выступать не только реквизитный состав судебного акта (субъект, категория дела, результат рассмотрения, ФИО участников и т.д.), но также слова и словосочетания, фигурирующие в текстах судебных актов. Это позволяет пользователю производить сквозной поиск по содержимому текстов всех имеющихся в базе судебных актов –полнотекстовый поиск.

Возможность сочетания атрибутивного и полнотекстового поиска значительно повышает эффективность поиска при выборке дел по тематикам.

Поисковые инструменты также позволяют осуществить фильтрацию в массиве данных, предоставленных по первоначальным критериям запроса.

Аналитические инструменты системы хранения судебных актов позволяют пользователю отслеживать события на всех этапах движения дела включая изменения статуса рассмотрения судебного дела, факт начала или прекращения судопроизводства, назначение даты и времени проведения судебного заседания и другое.

Система хранения судебных актов содержит более 33 миллионов судебных решений по гражданским и административным делам, делам об административных правонарушениях, уголовным делам судов общей юрисдикции. Актуализация сведений базы данных системы хранения судебных актов обеспечивается непрерывно в режиме 24 часа в сутки.

Помимо решений федеральных судов общей юрисдикции поисковая система содержит судебные акты и сведения о делах, находящихся на рассмотрении Верховного Суда Российской Федерации включая решения судебной коллегии по экономическим спорам. В поисковую систему загружено более 450 тысяч судебных актов Верховного Суда Российской Федерации.

Технический проект модернизации и развития системы

«Ростелеком» проиграл собственной «дочке» мега-тендер по переезду судов в облако

28 ноября 2016 года Группа компаний «Ростелеком » объявила о заключении контракта с «Информационно – аналитическим центром поддержки ГАС «Правосудие» (ФГБУ ИАЦ Судебного департамента) на создание облачной вычислительной инфраструктуры центра обработки данных ГАС «Правосудие».

Закупка зарубежного оборудования ВКС

27 июня 2016 года стали известны планы ИАЦ поддержки ГАС "Правосудие" на закупку в 2016 году оборудования для видеоконференцсвязи от американских компаний Avaya и Polycom . Планируемая акция обойдется российским налогоплательщикам в сумму ~ 635,4 млн руб .

Сведения о закупке доступны в формате электронного аукциона с начальной максимальной ценой контракта в 635,4 млн руб., за счет которой общая сумма затрат на указанные решения за последние три года может достичь 1,5 млрд руб. Заявки на тендер принимались до 30 июня 2016 года. Торги намечены на 8 июля 2016 года. Срок поставки оборудования с установкой и настройкой - до 10 ноября 2016 года.

Взаимодействие в ГАС "Правосудие", (2014)

В техническом задании указано: закупаемое оборудование (средства связи и телефонии, факсы, периферийное оборудование и т.п.) необходимо для проведения судебных процессов и взаимодействия судей, прокуроров и адвокатов с осужденными или подследственными, удаленного допроса свидетелей и опроса потерпевших по программе защиты свидетелей (с искажением голоса и сокрытием глаз), общения адвокатов и родственников с осужденными, интерактивного дистанционного обучения сотрудников федеральных судов, а также проведения консультаций, совещаний, семинаров судей и сотрудников аппарата суда с коллегами.

В соответствии с тендерной документацией, техника должна быть «полностью совместима с программно-техническими средствами, эксплуатируемыми в ГАС "Правосудие": оборудованием компании Avaya в части VoIP -телефонии и компании Polycom в части оборудования ВКС ».

Согласно изданию Cnews, аналогичные конкурсы госзаказчик проводит регулярно, с периодичностью примерно один раз в год: летом 2014 года при начальной максимальной цене контракта в 471 млн руб. победителем стало ООО «Итерион » с предложением 468,6 млн руб. Соперник компании, ООО «Орбита-сервис », предложила ровно такую же сумму, но заявка получила второй номер.

Летом 2015 года состоялся идентичный по условиям тендер: при стартовой цене контракта 405,4 млн руб. договор заключили с единственным претендентом - «Итерионом », без снижения указанной суммы.

Мнения на рынке

Конкурс не предполагает использования чего-либо, кроме решения Polycom. Это немного странно, так как остается открытым вопрос безопасности, а производитель в любой момент может ввести санкции на поставку оборудования. Это классический пример "влипания" в аппаратную ВКС. Заказчик испытывает зависимость от старых технологий, и чем дальше, тем дороже ему будет это обходится. В техзадании указан фирменный сервер управления, с которым должны быть совместимы терминалы. Но он может быть заменен разными способами (если, конечно, будет указано его назначение, а не наименование и производитель). Сейчас существуют отечественные решения нового поколения, апробированные в госорганах, которые могут обеспечить такой же уровень сервиса и качества. Плюс производитель всегда рядом.

В компании убеждены в технической возможности использовать на основе действующей аппаратной части ГАС другие серверы (не Polycom). Хотя и ограничив функционал. Альтернативные решения не будут отличаться по цене. Поскольку для аппаратных терминалов необходимо транскодировать видео. Терминалы Polycom HDX/Group других протоколов кроме SIP/H.323 не понимают. Переход на альтернативный сервер займет много времени из-за длительного использования в рассматриваемой ГАС зарубежного «железа».

По мнению представителей российской компании Spirit тренд мирового рынка видеоконференцсвязи на 2016 год - переход от аппаратных систем к программным. Однако в госорганизациях РФ не спешат отказываться от закупленных и установленных раннее дорогих иностранных аппаратных ВКС -комплексов и по инерции продолжают расширять свои системы за счет добавления новых "поликомов". Это происходит, несмотря на наличие отечественных полнофункциональных программных ВКС -продуктов мирового класса.

Дополнительно, в арбитражных судах система персональной ВКС судей организована на основе Microsoft Lync . Система управления и администрирования подсистемы ВКС также организована на базе программно-технических средств Polycom моделей /DMA 5000/DMA 7000.

В качестве пограничных маршрутизаторов на объектах автоматизации ГАС «Правосудие» используются программно-технические средства компании Cisco серий ISR1 и ISR2: Cisco8xx, Cisco18xx, Cisco 28xx, Cisco 29xx, Cisco 39xx, с установленным ПО Cisco IOS . Общее количество пограничных маршрутизаторов около 3 тыс. единиц.

2015

Федеральная база исполнительных документов

Претензии аудиторов к созданию центра поддержки ГАС «Правосудие»

В свою очередь, анализ структуры расходов на информатизацию деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судов показал, что выделенный на это в 2013-2014 гг. бюджетный ресурс был сосредоточен на финансировании технического обеспечения функционирования ГАС «Правосудие» – 87%, в то время как на оставшиеся 4 работы приходится всего 13%.

«То есть в качестве приоритета информатизации деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судов избрана закупка товаров и услуг для АРМ судей и работников судов, что явно не способствует формированию единого информационного пространства для судейского сообщества и не повышает доступность информации о деятельности судов», - отмечают в Счетной палате.

По мнению аудиторов Счетной палаты, схема финансирования центра не отвечает требованиям Бюджетного кодекса в части включения в нее бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для информатизации судов: более 50% бюджетных ассигнований, предусмотренных на закупки в сфере ИКТ, расходовались без включения в план информатизации cудебного департамента и не проходили согласование в Минкомсвязи .

Помимо замечаний к схеме финансирования информатизации судов, у счетной палаты также возник ряд вопросов относительно учета имущественного комплекса ГАС «Правосудие». Также аудиторы выявили, что данные о выполнении показателей мероприятий по ФЦП «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы», которые предоставлялись в Минэкономразвития и Счетную палату, были недостоверными. Причем эти недостоверные данные были отражены и в отчете правительства РФ об исполнении федерального бюджета за 2013 год. Последнее послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении, который был направлен в Росфиннадзор .

2013

Тендер на поставку ПК в рамках ГАС «Правосудие» признали незаконным

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала обоснованной жалобу Depo Computers на аукцион по поставке 5,1 тыс. компьютеров, а также ряда другого оборудования, для дооснащения объектов автоматизации ГАС «Правосудие» на сумму около 265 млн руб.

Все системные блоки должны комплектоваться LCD LED-мониторами с диагональю экрана не менее 19 дюймов и разрешением не менее 1600x900, а также ИБП номинальной мощностью не менее 700 VA с номинальным выходным напряжением переменного тока 220В, 50 Гц.

В свою очередь, информационные киоски должны иметь не менее пяти слотов расширения архитектуры PCI-Express, не менее одного Ethernet-порта 10/100/1000 BaseT, не менее одного звукового адаптера, не менее шести USB -портов. Устройства должны быть также оснащены средством антивирусной защиты, работающим до старта загрузчика ОС, и встроенным средством защиты от несанкционированного доступа, сертифицированным ФСТЭК. Дисплеи киосков должны быть сенсорными антивандальными, с технологией ПАВ, размером по диагонали 17 дюймов и разрешением не менее 1280х1024.

Второй тендер связан с закупкой программно-технических средств видеоконференцсвязи . Как говорится в документации, приобретаемые ПТС ВКС предназначены для организации связи в режиме реального времени между залами судебных заседаний Верховного Суда РФ, областных и равных им судов, районных судов, городских судов, окружных военных судов (ОВС), гарнизонных военных судов (ГВС), а также с учреждениями ФСИН России .

Программно-технические средства подсистемы связи и передачи данных (ПСПД) и ВКС должны быть полностью совместимы с программно-техническими средствами, эксплуатируемыми в ГАС «Правосудие», а именно: с продукцией компании Avaya - в части VoIP -телефонии и с продукцией компании Polycom - в части оборудования ВКС . На все программно-технические комплексы должны быть предоставлена гарантия не менее 36 месяцев с даты подписания акта приема-передачи товара по договору.

Совокупная стоимость ПТС ВКС оценивается заказчиком в 395 млн руб. Финансирование закупки осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета. На поставку товара и его ввод в эксплуатацию заказчик отвел срок с момента заключения гражданско-правового договора до 16 декабря 2013 г.

На дооснащение объектов автоматизации ГАС «Правосудие» выделят еще 777 млн руб.

Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» объявил в сентябре 2013 года открытый аукцион в электронной форме на поставку, установку и настройку программно-технических средств (комплектов аудио-видеофиксации), необходимых для дооснащения объектов автоматизации ГАС «Правосудие».

В целом заказчик планирует закупить: 550 стационарных модулей аудио-видеофиксации; 1575 стационарных модулей аудиофиксации; 925 мобильных модулей аудио фиксации; 387 модулей хранения данных; 187 модулей для обеспечения вызова свидетелей в зал судебных заседаний; 70 модулей озвучивания зала судебных заседаний; 800 компонентов «Зал судебных заседаний»; 415 компонентов «Помещение скрытого свидетеля». Также предполагается установка и настройка поставленного товара в составе: 3,05 тыс. программно-технических комплектов технической фиксации и протоколирования хода судебных заседаний и 800 программно-технических комплектов для обеспечения допроса свидетеля (потерпевшего) в ходе судебного заседания без возможности его идентификации иными участниками процесса.

Все работы по госконтракту оцениваются заказчиком в 777,98 млн руб. Финансируются работы за счет субсидий из федерального бюджета. На выполнение всех обязательств по госконтракту (поставка, установка и настройка товара) ИАЦ поддержки ГАС «Правосудие» отводит срок до 30 декабря 2013 г.

Как говорится в аукционной документации, закупаемые комплекты аудио-видеофиксации должны предусматривать возможность: создания и отображения текстовых комментариев к фрагментам результатов аудио- (аудио-видео) фиксации; проведения автоматической репликации результатов аудио- (аудио-видео) фиксации (с обеспечением их фонового копирования) с компьютера в зале судебного заседания в модули хранения данных; сохранения и тиражирования копий результатов аудио- (аудио-видео) фиксации на съёмные носители (CD/DVD-диски) с поддержкой проверки целостности записей; прослушивания и просмотра результатов аудио- (аудио-видео) фиксации и редактирования текста протокола на любом мультимедийном компьютере с предустановленной клиентской частью ПО (для прослушивания и просмотра результатов на компьютере без установки дополнительного ПО комплекты аудио-видеофиксации должны иметь веб-интерфейс). Программно-технические средства также должны обеспечивать возможность интеграции с подсистемой «Судебное делопроизводство и статистика» ГАС «Правосудие».

2004-2006

Создание системы началось в 2004 г. в рамках целевой федеральной программы «Развитие судебной системы», а введена в эксплуатацию ГАС «Правосудие» была в 2006 г. В разработке и внедрении ГАС «Правосудие» принимали участие более 30 соисполнителей и поставщиков программно-технических средств.