Информационная эра. Значение словосочетания «информационная эпоха Отрывок, характеризующий Информационная эра

30.10.2021 Новости

Это исторический период, в который человеческое общество осуществляет свою деятельность «в рамках теоретической парадигмы, определяемой информационными коммуникативными технологиями, которые базируются на электронике и генной инженерии» . Информационная эпоха характеризуется широким воспроизводством информации и знания; экономика является глобальной и носит информационный характер, то есть наличие своевременной и необходимой информации становится фактором успешной конкуренции организаций.
Развитие информационных технологий, новых способов коммуникаций требует создания в социально-экономической системе гибкой сетевой структуры управления, ориентации на инновации, информацию, интеллектуальную собственность, новых технологий организации бизнес- процессов, делегирования полномочий, ответственности, самостоятельности элементов организации при единой культуре.
Изменение структуры социально-экономической системы невозможно без изменения организационной культуры, так как, как было указано выше, организационная культура обладает структурообразующей функцией, а, кроме того, оказывает непосредственное влияние на процесс самоорганизации системы.
Организационная структура может быть двух типов: традиционная иерархическая и сетевая. Иерархические - это наиболее распространенные линейно-функциональные, дивизиональные структуры. Сетевые опираются на взаимодействие элементов и горизонтальные связи.
Изменение структуры связано с изменением связей и отношений между элементами: их взаимодействия, распределения риска и др.
Так, если в традиционных иерархических структурах риск минимизируется путем унификации, жесткого контроля, то в сетевых структурах риск распределяется между элементами организации. Распределение риска, гибкость разнообразных связей и культурная объединенность обеспечивает устойчивость и выживаемость системы, несмотря на внешние потрясения и изменения.
В качестве примера такой структуры можно привести церковь, эффективно действующие фирмы, неформальные организации и объединения людей. Если в старой системе управления акцент делался на вертикальные связи и иерархию, то в новой модели управления ставка должна делаться на горизонтальные связи, которые обеспечат необходимую долю самостоятельности членам организации.
Следует отметить, что гибкая структура не подразумевает отсутствие структуры. В сетевой модели управления отсутствует иерархия, но имеются
различные уровни, причем определяются они не занимаемой должностью, ступенькой в иерархии, а профессионализмом, компетентностью.
В современных условиях функционирования организаций меняются трудовые отношении (то есть отношения между элементами социальной системы меняют свой характер): значимость социального статуса, должности становится меньше, чем владение информацией, и профессионализм. Информационные технологии позволяют работникам многих специальностей находится вне рабочего места, вне организации и даже за пределами города и страны.
Таким образом, при формировании и развитии организационной культуры следует иметь в виду, что она непосредственно воздействует на структуру социально-экономической системы, формирует новые отношения и связи между людьми как элементами системы.

Чтобы выделить значительные события или периоды в истории, их обычно называют эрами. Мы уже привыкли к словосочетаниям «индустриальная эра», «атомная эра», «космическая эра» - они указывают на те явления жизни общества, которые нас поразили.

Но под столь сильным впечатлением люди обычно не находятся долго. Любое, даже самое важное открытие в любой области завладевает их вниманием лишь на время, оно обозначает начало новой «эры», но затем поднимается девятый вал очередного новшества в той или иной сфере, стирая это открытие из памяти людей. И уже другое событие, в свою очередь, будет значимым для них до тех пор, пока и его не постигнет та же судьба - забвение.

Эры накладываются одна на другую, и мы даже подозреваем, что между ними существует своеобразная конкуренция: какое из происходящих событий и явлений жизни больше выделится и привлечет внимание народов и правительств? Порой нам сложно точно датировать эти исторические периоды; самое большое, что мы можем, - локализовать их в определенном веке или даже в нескольких десятилетиях одного века.

Если мы скажем, что живем в эру информации, это будет отчасти верно. Отчасти потому, что «эра информации» расцветает одновременно с другими, которые продолжают оставаться на вершине популярности. И отчасти потому, что невозможно ни установить все детали ее рождения, ни точно охарактеризовать ее. Любопытно, что наш мир, столь любящий точные науки и точные определения, вынужден мириться с подобной двусмысленностью, маскируя ее под определенность.

ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИЯ И КОГДА НАЧАЛАСЬ ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ

С тех пор как началась эра информации, появилось великое множество определений понятия «информация». Информировать - это уже не только сообщать о чем-то; разработаны тысячи теорий передачи информации: какие факты, как, когда, кому и с помощью каких средств сообщать… Так что не будет дерзостью с нашей стороны предложить еще один взгляд на эту проблему, пусть даже его нельзя назвать ни абсолютно новым, ни совершенно старым.

Не вызывает сомнения, что информировать - значит доводить что-то до чьего-либо сведения. Способы информирования менялись на протяжении веков, и системы передачи информации существовали всегда, хотя сегодняшние гораздо быстрее и радиус их действия намного больше. Нам остается только обсудить, станут ли они более совершенными, если будут еще более усовершенствованными.

В древние времена, когда еще не существовало печатных средств массовой информации и специальных устройств для передачи звука и изображения, все новости рано или поздно становились известны всем людям, если только те не жили в самых дальних, богом забытых уголках мира. То же самое происходит и сегодня - есть уголки Земли, которым не повезло (или повезло?) и обитатели которых не знают точно, что происходит за пределами их маленького мирка.

Путешественники, воители, паломники, странствующие певцы и поэты, официальные посланники или тайные агенты, - все они рассказывали о происшедших событиях в тех городах и деревушках, дворцах и харчевнях, где бывали. И так же как сегодня, информация не была чистой, поскольку не были чистыми источники, из которых черпали те, кто ее передавал. Да и сами они не могли не добавлять «соли и перца» к тому, что знали, - иногда из-за особой личной заинтересованности, а иногда только ради того, чтобы привлечь к себе внимание публики. Сообщить дополнительный нюанс или умолчать о нем - совсем как сейчас…

Современные средства связи изменили форму передачи информации, но не ее дух. С тех пор, как была изобретена печать, и до сего дня множатся печатные издания, появились радио, телевизоры, магнитофоны, видео, телефоны, факсы и масса других самых разных приспособлений, столь чудесных, что их можно счесть магическими. Они действительно предлагают новые возможности - но разве изменились люди, которые ими пользуются? Разве отличаются они от тех, кто когда-то просто ходил по дорогам?

СОВРЕМЕННОСТЬ И СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ

Говоря о средствах информации, нелегко установить общий знаменатель, поскольку в разных странах своя ситуация. Там, где господствуют тиранические режимы, или где, хотя нет видимой тирании, существует контроль над информацией, новости отражают интересы определенных групп и систематически появляются с купюрами.

Но наступление демократии оказало значительное влияние на широкое развитие и использование средств коммуникации и повлияло на распространение новостей. Сейчас гораздо свободнее, чем когда бы то ни было, показывают все, что происходит в мире, хвалят или критикуют, соглашаются или не соглашаются, взывают к правосудию или просят поддержки. Легко сделать так, чтобы публика приняла сторону определенного человека, правительства, чтобы она согласилась с определенными действиями, мнениями либо выступила против них. Да, информация превратилась в одну из форм выражения свободы, но в то же время приобрела свойства самого опасного оружия. Информация может владеть массами, но у того, кто владеет информацией, больше власти, чем у кого бы то ни было, поскольку он может вызывать неуправляемые цепные реакции.

История повторяет многое, меняя только детали, и одним из ее неизбежных и трагических событий является война. Сколько страниц жизни человечества заполнено этими волнами насилия или героизма, противостояния или солидарности! Но война продолжается, сегодня она находится в своем апогее, и современность создала новое оружие для борьбы. Именно средства связи и средства массовой информации стали одним из самых эффективных видов оружия, поскольку не похожи на оружие, а, наоборот, выглядят как средство освобождения. Однако информация может принести вреда больше, чем война, больше, чем худшая из эпидемий, - все зависит от того, как ее использовать. И мы никогда не будем полностью уверены, что те, кто имеет доступ к информации, не воспользуются ей, чтобы манипулировать общественным мнением. Вчера люди думали так, сегодня иначе, а завтра - кто знает?.. Если человек не получил истинного воспитания ума, его мнение, как бумажный змей, будет менять свое направление при каждом порыве ветра.

ФОРМИРОВАНИЕ И ИНФОРМИРОВАНИЕ

Фантастический прогресс средств коммуникации мог бы стать панацеей для человечества. Если бы средства коммуникации были посвящены распространению образования, знания, если бы они делали доступным то, что думали и создавали самые мудрые люди в истории человечества, эти средства могли бы выполнять бы роль формирующую - воспитательную и образовательную, а не только информирующую. Широкий спектр возможностей, доступный им, огромное множество людей самых разных возрастов и живущих в разных условиях, до которых они дотягиваются, - все это могло бы превратить их в настоящую школу воспитания и образования, достойную того уровня развития общества, которое мы называем цивилизацией.

Но нет. Задачи средств коммуникации сводятся к информированию, а в некоторых случаях и к удручающему деформированию.

Давайте посмотрим, к чему во многих случаях это приводит.

Неполная информация

Хотя очень немногие осмеливаются упоминать о купюрах и цензуре, они существуют, это совершенно точно. Но поскольку они были кем-то предварительно приняты и с кем-то согласованы, до людей доходит то, что остается, включая целую схему доводов, призванных заполнить пустоты, которые иначе были бы очевидными.

Противоречивая информация

Когда в одно и то же время во всем мире существует столько средств массовой информации, нет ничего странного в том, что мнения, излагаемые ими, не совпадают, создавая путаницу в головах людей. В результате человек становится чьим-то сторонником, не зная толком, почему и зачем, или, наоборот, теряет интерес к тому, что, так или иначе, должно затрагивать всех.

Дезинформация как средство манипуляции

Порой то, что выдают средства массовой информации, полностью противоречит реальности; дело не в том, что нам предоставляют много или мало информации, а в том, что создаются ложные идеи, существенно отличающиеся от того, что реально происходит. Почему манипулируют информацией? Потому что свобода хороша до тех пор, пока она не перестала быть свободой. Или пока она не начала мешать. Или пока не открылось, что свобода также дает повод к искажению истины, если ее понимать в широком смысле: «каждый делает что хочет».

Неуместная информация

Массовое информационное производство позволяет в любую минуту и любыми средствами распространять любые новости, вне зависимости от того, кто их получает. Наши дети впитывают бесконечное количество гнусностей, как будто это самое естественное, что есть в мире; час обеда и ужина совпадает с выпусками новостей, в которых показывают самые вопиющие жестокости, сопровождаемые сдержанными словами и жуткими образами; перед тем, как лечь спать, мы получаем резюме всех бедствий этого дня, а просыпаемся под прогноз новых катастроф.

Скандалы и преувеличения

Конкуренция требует, чтобы информационный продукт выглядел привлекательным. Следовательно, его нужно выделить любой ценой. Нет ничего проще, чем возбудить нездоровый интерес, спящий в людях, и это уже достигнуто: тот, кто рассказывает о самом громком скандале, тот, кто может раскрыть тайну чьей-то личной жизни, получить самую бесстыдную фотографию или процитировать слова, которые никогда не произносились, - пользуется успехом. Из мухи делают слона, к тому же заверяют, что лично видели этого слона и катались на нем… Из слуха делается правда, из подозрения - виновность. Пусть защищаются те, кто могут, - всегда легче оклеветать, чем доказать невиновность несправедливо обвиненного. И любопытно, что от этого стиля нездоровой информации страдают хорошие и честные профессионалы, которые, не желая того, оказываются оттеснены сообществом манипуляторов и клеветников.

Мы могли бы продолжить список, но думаем, что этих примеров достаточно, чтобы продемонстрировать, что в нашем современном мире средства массовой информации не формируют, а, напротив, деформируют личности людей.

ЧТО МОЖЕТ ИНФОРМАЦИЯ

То, о чем будет сказано ниже, хотя и может показаться похвалой цензуре, имеет совершенно другое обоснование. Мы говорим не о том, что надо лишить людей права знать происходящее, а о том, что необходимо предварительно готовить, обучать их, чтобы они были в состоянии узнавать и понимать.

Иными словами, новости не должны распространяться бесконтрольно. Да, конечно, при том ритме, в каком проходит наша жизнь, мы должны каждый день узнавать, что происходит по всему миру, поскольку то, что касается нескольких, в конце концов, коснется всех в большей или меньшей степени. Но от этого до необходимости обнародовать все мрачные события, происходящие в мире, огромная дистанция. Дело в том, что, завоевывая землю, информация должна занимать все большее пространство, и для этого хорошо подходят новости. А когда новостей нет, их нужно искать, изобретать или превращать в новость самый абсурдный факт, прибегая к дешевым психологическим уловкам.

Сегодня в продаже - насилие, секс, преступления, коррупция, фанатизм… А все, что происходит, обязательно должно соответствовать стандартам моды. И мы не должны удивляться, что молодежь старается подражать тому, что видит в новостях. Мы не должны удивляться, что дети с самого раннего возраста лишаются чувствительности и спокойно смотрят на самые страшные акты вандализма и агрессии; для них - и для многих, кто уже перестали быть детьми, - героем является человек грубый и хитрый, а остальные - сентиментальные глупцы, вышедшие из моды. Даже мультфильмы сеют страх и ужас, и приходится искать любовь и понимание у инопланетян, как будто на земле любви не осталось или никогда не было…

Достаточно того, что трагические события происходят, это уже несчастье, и не нужно муссировать их в средствах массовой информации. Даже не скажешь, что это показывается для примера - чтобы предотвращать подобные случаи. Происходит обратное: в мире, который блистает отсутствием глубокой морали, примером для подражания становится преступник. Нам показывают преступления, но не наказания; нам рассказывают об ужасах и гнусностях, но не об их пресечении. Мы узнаем о плохом, которое вчера было хорошим, и о хорошем, которое до этого было плохим. И мы уже не знаем, кто есть кто; наоборот, нам дают понять, что можно быть кем угодно, лишь бы выделяться.

Мы считаем, что у информации, как и у любого вида человеческой деятельности, есть свой предел - не тот, что навязывает цензура определенных менталитетов, а тот, что установила сама жизнь. Все мы в течение дня часть времени проводим вместе с кем-то, проявляем себя вовне, а часть времени проводим в одиночестве - это наши личные часы. Хотя мода навязывает нам дикую привычку все выставлять напоказ, ванная комната никогда не будет уравнена с библиотекой, а принятие душа - с концертом. Книги, музыка - их мы можем разделить с кем-то, но душ - для личной гигиены, и не нужно объявлять во всеуслышание о каждой частичке грязи, которую мы смываем с нашего тела.

На самом деле мы хотим просто более качественной информации - хорошей, здоровой, ценной, которая помогает созидать, жить и совершенствоваться, побеждать самих себя. Ведь всем нам понравилось бы, если бы культура занимала такое же пространство, как и невежество, серость, банальность, - раз уж мы не можем заполнить культурой все. Нам понравилось бы, если бы добрые поступки и хорошие слова стали более престижными, чем грубость, если бы тонкие чувства пользовались большим уважением, чем зверство и жестокость. Да, все это нам понравилось бы. И самое лучшее - что у нас есть средства сделать это!

Ведь, хотя мы иногда об этом забываем, мы живем в эру информации.

на журнал "Человек без границ"

Когда-то давным-давно знание (информация) сохранялось в очень дорогих базовых системах, которые, подобно Библии находились в замках герцогов и епископов. Библии тщательно охранялись стражниками, а стражники допускали к “телу” Библии только испытанных, проверенных и социально отчужденных хакеров по кличке “монахи”. Когда в 1456 году Иоганн Гутенбер изобрел печатный станок (аппаратное обеспечение), это ознаменовало наступление информационной эпохи, а система обработки знания-информации позволила заняться массовым производством отдельных книг (недорогого программного обеспечения для домашнего пользования).

Совсем не так давно компьютеры находились в такой же социополитичсской ситуации, как догутенберговские Библии. Базовые информационные процессоры, которые управляли обществом, были монополией правительства и огромных корпораций. Они тщательно охранялись техниками-жрецами, имевшими допуск к секретным материалам. Обычный образованный человек намеренно держался в состоянии электронной неграмотности беспомощности и, по вполне понятным причинам, испытывал страх перед компьютерами.

Мой первый контакт с компьютерами (вернее, с ЭВМ) произошел в 1950 году, когда меня назначили руководителем исследовательского проекта в области психологии, проводимого фондом Кайзера. Мы строили графики и выявляли закономерные проявления тех или иных качеств у людей, чтобы научиться проводить межперсональную диагностику личности. В соответствии с принципами гуманистической психологии, цель данного исследования состояла в том, чтобы устранить зависимость человека от экспертов, врачей, профессионалов, организаций, диагнозов и разного рода тематических интерпретаций. С этой целью мы проводили опрос субъектов, которые должны были отвечать на все наши вопросы лишь “да” или “нет”, и возвращали: полученную от них же информацию в виде графиков и индексов.

Поскольку в нашем исследовании мы опирались на непосредственно полученную информацию, она идеально поддавалась компьютерному анализу. Ежедневно мы отправляли кучу данных в компьютерный зал кайзеровского фонда, где таинственные операторы превращали наши числа в индексы и графики.

Компьютеры были полезны, но оставались далекими и недоступными. Я относился к ним с подозрением, ибо видел в них устройства, которые повышают степень зависимости человека от экспертов.

В I960 году я стал руководителем программы научных исследований психоделических препаратов в Гарварде. Этот проект тоже преследовал гуманистические цели: люди, обученные правильно пользоваться психоактивными препаратами, переставали зависеть от врачей и медицинских учреждений. Нам снова пришлось обращаться к компьютерам, чтобы статистически обрабатывать ответы испытуемых на вопросы о галлюциногенных переживаниях во время сеансов расширения сознания. Тогда я даже не представлял, что эти всесильные и знающие компьютеры могут когда-то стать персональными. Теперь я знаю, что паши исследования психоделических препаратов и, в сущности, вся психоделическая культура были подготовительным этапом для наступления эры персональных компьютеров.


В 1972 году выдающийся исследователь ЛСД Джон Лилли написал фундаментальную монографию о мозге как системе обработки информации и работы со знанием “Программирование и метапрограммирование человеческого биокомпьютера”. Под действием психоделиков временно убирается защитный экран сознания, и человек непосредственно ощущает хаотические сигналы функционирующего мозга. Мы говорим здесь о разрушении аналогового восприятия и хаотичной смене изображений которые превращаются в инверсионные следы вспыхивающих нейронов, в беспорядочное размножение хаотичных ментальных программ, проникающих в сознание и выскальзывающих из сознания точно так же, как вставляются и вынимаются из дисковода компьютера дискеты.

Семь миллионов американцев, осознавших во время путешествий расширения сознания колоссальный потенциал мозга, безусловно, подготовили почву для создания компьютерного общества.

Появление персональных компьютеров стало шагом гутенберговского масштаба. Если персональная книга превратила мышечно-феодальное общество в механико-индустриальное, персональный компьютер позволил человеку выжить и эволюционировать в информационную эпоху.

    Информационная революция (англ. Information Revolution) - метафора, которая отражает революционное воздействие информационных технологий на все сферы жизни общества в последней четверти XX столетия. Это явление интегрирует эффекты предшествующих революционных изобретений в информационной сфере (книгопечатание, телефония, радиосвязь, персональный компьютер), поскольку создает технологическую основу для преодоления любых расстояний при передаче информации, что способствует объединению интеллектуальных...

    Информационная эра (англ. Information Age, также известная как эра компьютеров или информационная эпоха (электронная эпоха)) - продолжающийся период в истории человечества, характеризующийся глобальным сдвигом от традиционной индустрии, установленной индустриальной революцией, к оцифровыванной, компьютеризованной индустрии, основанной на трансфере информации. Также эра характеризуется широкими возможностями для отдельных лиц свободно передавать и принимать информацию и мгновенным доступом, как к...

    Медиакомпетентность - результат медиаобразования, уровень медиакультуры, обеспечивающий понимание личностью социокультурного, экономического и политического контекста функционирования медиа, что свидетельствует его способности быть носителем и передатчиком медиакультурных вкусов и стандартов, эффективно взаимодействовать с медиапространством, создавать новые элементы медиакультуры современного общества.

    Цифровая революция (англ. Digital Revolution) - повсеместный переход от аналоговых технологий к цифровым, начавшийся в 1980-х годах и продолжающийся в первые десятилетия XXI века; коренные изменения, связанные с широким распространением информационно-коммуникационных технологий, начавшимся во второй половине XX века, и ставшие предпосылками информационной революции, которая, в свою очередь, предопределила процессы глобализации и возникновения постиндустриальной экономики. Основные движущие силы...

    Научно-технический прогресс (НТП) - это поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов производительных сил общественного производства на основе широкого познания и освоения внешних сил природы; это объективная, постоянно действующая закономерность развития материального производства, результатом которой является последовательное совершенствование техники, технологии и организации производства, повышение их эффективности.