Мозаика виллы адриана в тиволи описание. Вилла адриана - загородная резиденция римских императоров. Архитектура виллы Адриана и ее сооружения

24.11.2019 Новости

В 20 километрах к северо-востоку от Рима, на самом берегу реки Анио и прямо на живописных склонах Сабинских гор, поросших зелеными оливковыми рощами и виноградниками, расположился старинный итальянский город Тиволи. Историки предполагают, что он был заложен еще в XIII веке до нашей эры, как крупный узел и форпост, соединяющий все дороги, ведущие в Рим из восточной части империи.
Немного позже, привлеченные живописными видами, открывающимися с этих мест на Кампанью, а также поразительными по красоте водопадами, которыми так богата река Анио, представители римской знати старались обязательно построить в этих местах хотя бы одну из своих многочисленных вилл. С тех пор сам город, а также его окрестности стали настоящей сокровищницей образцов древнеримского зодчества. Правда, во время последней мировой войны авиация союзников своими ковровыми бомбардировками нанесла непоправимый вред региону, до неузнаваемости изменив его исторический вид

В Тиволи находятся две знаменитые виллы: Вилла Андриана и Вилла д’Эсте.

Вилла Адриана

Одним из самых известных римских императоров был Адриан. Свою популярность он получил как архитектор, художник и философ. Многие известные сооружения того времени были построены благодаря ему. Также император очень любил путешествовать, где его всегда сопровождала свита художников, проводящих зарисовки увиденных достопримечательностей. Не удивительно, что человек с такими интересами на склоне лет решил построить для себя что-то удивительное и в то же время спокойное, способствующее уединению и погружению в себя. Таким сооружением и стала вилла императора Адриана в Тиволи.


Местом для строительства был выбран участок, принадлежавший жене Адриана. Он находился у склона Тибуртинских гор в 30 километрах от Рима. Именно здесь в 125 году нашей эры началось строительство виллы Адриана в Тиволи. Строительство продолжалось вплоть до смерти Адриана. Говорят, что император лично разрабатывал проект для своего творения.

На огромной территории в 120 гектаров развернулись живописные пруды и парки. Здесь же расположены разнообразные постройки - библиотеки, театр, сады, покои императора, термы, музей, башня, храм, академия, здания для охраны, рабов, обслуживающего персонала. Здесь нашли отражения все путешествия императора Адриана, вилла императора Адриана объединила в себе египетскую, греческую, восточную культуры. Интересны и местные портики, они были умышленно занижены, чтобы император мог чувствовать себя выше.

Для украшения виллы императора Адриана в Тиволи сюда доставляли копии и подлинники известных на то время произведений искусства - фрески, кариатиды, скульптуры. Выделяется и общая продуманность сооружения, здесь все предназначено именно для спокойной жизни императора. Даже для того, чтобы избавиться от лишнего шума и надоедливого персонала, были оборудованы подземные дороги для повозок и людей

В состав виллы входило около тридцати зданий, разбросанных по площади в один квадратный километр. Известно, что император дал им названия в честь тех городов империи, в которых он побывал. Систематические раскопки на вилле никогда толком не велись, однако именно отсюда происходят некоторые из наиболее знаменитых античных статуй: Дискобол, Диана Версальская, Капитолийский Антиной, Капитолийские Кентавры и т. д. Немало мраморных колонн было вывезено с виллы по приказу Ипполито д’Эсте для строительства его собственной виллы в Тиволи.

Несмотря на ухудшающееся с каждым годом состояние руин, ЮНЕСКО посчитало возможным внести виллу Адриана в число памятников Всемирного наследия как наиболее сохранившийся образчик императорской виллы и александрийского сада, типичного для Рима времён империи.

Золотая площадь — большой атрий в северо-восточной части виллы, почти квадратной формы размером 51×61 м с двойным портиком, состоящим в открытой части из 60 гранитных и мраморных с прожилками колонн.

Основные сооружения

Пойкиле (печиле) — огромная прямоугольная площадь размером 232×97 м с озером в центре, ограниченная 9-метровым укреплением, завершавшимся двусторонними портиками. В настоящее время сохранились только остатки стен; сами портики разрушены. Существует предположение, что на месте озера мог быть и ипподром.

Ченто камерелле («сто комнатушек») — маленькие помещения для рабов, примыкающие к Печиле.

Здание с тремя экседрами — примыкающее к Пойкиле здание в форме трилистника, чьё первоначальное предназначение остаётся неизвестным.

Малые термы

— бани, по всей видимости, предназначавшиеся для женщин. В них присутствуют типичные для римских терм фригидарий для холодных, калидарий для горячих и тепидарий для тёплых ванн. Последний находился в восьмиугольной комнате, накрытой когда-то куполом диаметром в 10,5 м. В малых термах был и бассейн с мраморными ступеньками и небольшие комнаты для потения, массажей, гимнастики и отдыха.

Большие термы

— бани для мужчин, отделённые от малых служебным двориком. Обширную прямоугольную площадь на заднем плане занимала палестра для упражнений на открытом воздухе, рядом находился сферистерий — закрытое помещение для игры в мяч. В центре соседней прямоугольной комнаты была раздевалка с выходом в калидарий.

Ближе к малым термам были тепидарий и лаконикум (сауна с горячим воздухом) в виде круглого зала с апсидой. Позади располагался фригидарий. В различных частях терм видны следы сети отопления двойного типа: влажное на основе горячей воды и паров, производимых большими котлами, и сухое на основе горячего воздуха от дровяных печей.

И пар, и подогретый воздух циркулировали в специальных помещениях с двойным дном и по тонким каналам внутри стен.

Канопус

Канопа — водоём размерами 119×18 м в долине между возвышенностями, укреплёнными опорными конструкциями. Это сооружение напоминает египетское поселение около современного Абукира, известное в древности своей роскошью. Там утонул фаворит Адриана Антиной. Вдоль длинной стороны водоёма помещены слепки четырёх кариатид (копии статуй из Эрехтейона) и двух силенов.

Музей Канопы расположен в древних зданиях tabernae (лавки, трактиры), которые ограничивали справа долину Канопы. В музее выставлены 4 кариатид, 2 носителя корзин, статуи Марса, Меркурия и Венеры, а также римские копии с греческих оригиналов: Амазонка Фидия, Амазонка Поликлета, Нил и Тибр, крокодил из мрамора, мужские мраморные бюсты, колонны и столбы, копия Венеры Книдской.

Претория

— огромный комплекс в несколько этажей, предназначавшийся для обслуживания. Он находится слева от Канопы и является одним из лучше всего сохранившихся зданий виллы Адриана.

Четырёхсторонний портик с рыбным прудом на склоне холма. В задней стене пруда были выбиты ниши для рыбаков. На передней стене открывались большие панорамные террасы на обширную равнину.

Нимфей — пространство прямоугольной формы между портиком и печиле, ранее считавшееся стадионом.

Термы с солнечным отоплением — баня в виде большой угловой круглой комнаты с широкой ванной и пятью окнами на юго-западной стене

Библиотечный двор размером 65×52 м.

Гостеприимный двор состоявший из десятка спален для приёма преторианцев

.

Павильон Темпе — большая панорамная терраса.

Греческая библиотека

Островная вилла

— кольцевой канал, окружающий круглый остров с маленькой виллой, которая состояла из комнат вокруг дворика с колоннадой и рельефным фонтаном. Вокруг канала расположена кольцеобразная арочная галерея, ограниченная цилиндрической стеной, вдоль которой идут 40 ионических колонн. Изначально на остров вели два деревянных подъёмных моста, управляемых только изнутри. Сейчас они заменены кирпичными мостами. Раньше Островную виллу называли Морским театром.

Зал философов

Башня Роккабруна (башня коричневой крепости)

Круглый храм частично воссоздан в 1958 году из обломков. В центре стоит слепок римской копии Венеры Книдской, хранящейся в музее Канопы.

Морской театр


Вилла была построена между 118 и 134 гг. на краю известковой террасы, тянущейся от Тибуртинских гор до римской равнины. На сегодняшний день сохранилась лишь пятая часть из 300 гектаров первоначальной площади виллы. Строительство и последующее обслуживание были настолько масштабными, что соседний Тибур испытал большой демографический и экономический подъём.


Мозаика из виллы Адриана

Вилла была построена в соответствии с римской архитектурной традицией, когда художественная тонкость исполнения гармонично сочетается с окружающим пейзажем.

Названия многих частей виллы были даны императором Адрианом в честь наиболее запомнившихся ему мест Римской империи. Их перечень был помещён в книге «Августовская история» Элио Спарциано. Однако только Канопа может быть достоверно опознана, а все другие соответствия придуманы в более позднее время.

Мозаика с голубями.римская копия


Семья Адриана и его преемники продолжали пользоваться виллой в качестве летней резиденции, но впоследствии практически забыли о ней. В конце III века Диоклетиан отреставрировал виллу, а позднее, согласно некоторым источникам, Константин I Великий вывез оттуда множество художественных произведений для украшения Константинополя.

Затем последовал период запущенности. В VI веке здесь разбивали лагеря армии готов и византийцев. Разрушения и расхищения продолжались до первых археологических раскопок в XVI веке, когда были найдены около 300 шедевров, находящихся сейчас в музеях всего мира.

Дворец императора

Систематические раскопки на вилле никогда толком не велись, однако именно отсюда происходят некоторые из наиболее знаменитых античных статуй: Дискобол, Диана Версальская, Капитолийский Антиной, Капитолийские Кентавры и т. д. Немало мраморных колонн было вывезено с виллы по приказу Ипполито д’Эсте для строительства его собственной виллы в Тиволи.

Помимо прочего, на вилле есть целая сеть подземных туннелей, которые использовались слугами для перехода от одного строения в другое. В 1998-м году на вилле были обнаружены руины храма, который археологи считают храмом Антиноя, фаворита Адриана. Раскопки на территории виллы продолжаются по сей день. Среди уже найденных произведений искусства — мраморная статуя Антиноя, античные мозаики, копии древнегреческих статуй и т. д. Увидеть эти артефакты можно в Ватиканских и Капитолийских музеях.

Урания и Гермес

У Адриана было множество увлечений: ораторство, рисование, поэзия, охота и конечно же архитектура! Архитектор — самоучка, Адриан лично спроектировал свою виллу. По его задумке, вилла должна была стать тем самым местом, где можно было бы укрыться от хаоса Рима.
Адриан много путешествовал по огромным территориям Римской Империи (за 21 год правления в общей сложности он всего 12 лет провел в Риме). Но поскольку он явно отличался склонностью к красоте и искусству, то на своей вилле он воссоздал наиболее интересные архитектурные решения, которые встретил в пути. Здесь есть уголок Египта, Греции, Азии, утопающие в огромном парке

Вибия Сабина

Флора и Парис

Говорят, что Адриан не любил свой дворец на Палатинском холме в Риме, поэтому последние годы своего правления он провел на вилле. Его огромный двор обитал на вилле постоянно, а почтовое сообщение позволяло поддерживать регулярный контакт с Римом, который находится в 29 км от Тиволи. После Адриана вилла служила загородной резиденцией нескольким императорам, но в период падения Римской империи была заброшена и пришла в упадок. А в 16-м веке кардинал Ипполито II д"Эсте перевез большую часть мраморных статуй виллы в свое владение неподалеку — на Виллу д"Эсте.

Библиография:

A. Betori, Z. Mari, "Villa Adriana, edificio circolare noto come Sepolcro o Tomba: campagna di scavo 2004: breve sintesi dei resultati", in Journal of Fasti Online,

www.fastionline.org

E. Salza Prina Ricotti, Villa Adriana il sogno di un imperatore (2001) Hadrien: tresor d"une villa imperiale, ed. J. Charles-Gaffiot, H. Lavagne (1999. Milan)

W. L. MacDonald and J. A. Pinto, Hadrian"s Villa and its legacy (1995)

A. Giubilei, "Il Conte Fede e la Villa Adriana: storia di una collezione d"arte", in Atti e Memorie della Società Tiburtina di Storia e d"arte; 68 (1995), p. 81-121

J. Raeder, Die Statuarische Ausstattung Der Villa Hadriana Bei Tivoli (1983) R. Lanciani, La Villa Adriana (1906)

Нажимая мышью на любое место на нашем сайте или нажимая «Принять», вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других технологий обработки персональных данных. Вы можете изменить свои настройки приватности. Cookie-файлы используются нами и нашими проверенными партнерами для анализа, улучшения и персонализации вашего пользовательского опыта на сайт. Кроме того, эти cookie-файлы используются для таргетированной рекламы, которую вы видите как на нашем сайте, так и на других платформах.

January 16th, 2013

В этот день нас внезапно оказалось трое - непрошеный спутник возник из темных туч, пригнанных ветром с побережья. Яркое, раскрашенное колокольным звоном римское утро уже часам к девяти затянула сумрачная пелена и по черепичным крышам, капотам машин, асфальту дорог забарабанил мелкий холодный дождь. Это никак не изменило наших планов - очень хотелось в Тиволи.

Добраться на виллу несложно: нужно доехать до станции Ponte Mammolo синей ветки В (конечная направление - Rebibbia ). Выйдя из здания станции, сразу же попадаешь на автобусную стоянку - здесь - выбрать автобус до Тиволи. В нашем случае он был единственный на свей стоянке, мирно мок под дождем и ждал нас. Дальше мы ориентировались по подсказкам местных жителей, чтобы попасть на виллу, нужно выходить на небольшой развязке Strada Provinciale Maremmana Inferiore , там, где от нее на юго-восток отходит Via Della R оsolina . Указателей «Вилла Адриана - Туда» здесь нет, но кто-нибудь из местных обязательно подскажет. Иначе автобус увезет дальше, в горы, в центр Тиволи. От остановки автобуса пройдем несколько кварталов по Виа Росолина, свернем на Via di Villa Adriana - тут уже есть указатель, - и вот они, билетные кассы, охраняемые бдительными стражами - черным котом и большим бежевым псом (в памяти всплыла картинка из «Энциклопедии собак» - мареммоабруццкая овчарка).

Цербер притомился и спит

Кроме нас, желающих наведаться на виллу в «такой ужасный дождь» ((с) - по словам девушки в кассе) не было. Поправив рюкзак, мы шагнули в тень высоких черных кипарисов.
Территория виллы гигантская (как предполагается, не менее 10 кв.километров), раскопано и доступно для осмотра далеко не все, но, даже несмотря на это, экскурсия займет почти целый день. Оставив на потом греческий театр слева, мы слали медленно подниматься по склону пологого известкового холма, который когда-то император Адриан выбрал для строительства своей загородной резиденции.

Адриан, без сомнения,относился к числу людей, одержимых тягой к путешествиям. Исколесив за десять лет всю империю, император даже скончаться умудрился не дома, в роскошных чертогах виллы, а в Байях. Место, выбранное императором-скитальцем для строительства гигантской виллы, находится в 25 километрах к северо-востоку от Рима, у подножия горной гряды. Строительство было начато в 118 году и закончено в 134 году, за четыре года до смерти Адриана.

Особо понравившиеся места Адриан увековечил в прекрасных постройках виллы: Печиле, Академия, Афинский Лицей в Греции, долина Темпе в Тессалья, Канопа в Египте . На вилле было все необходимое: огромный комплекс терм, пруды и бассейны, библиотека, театр, места для созерцания, роскошные сады. Не были забыты и казармы для личной гвардии.

Первое сооружение, встречающее туристов, - Печиле (Pechile , другое встречающееся на звание - Пойкил, в честь одноименной галереи в Афинах) - огромная площадь в виде вытянутого прямоугольника размером 232 на 97 метров, с северной стороны ограниченная высокой стеной, через ворота в которой и попадаешь сейчас на виллу. В центре Печиле находится глубокий бассейн, где в зеленоватой воде стоят большие черные рыбины.

Бассейн нехудожественно обнесен красно-белыми ленточными заграждениями, видимо, для защиты от рыбаков-любителей и случайных шустрых детей. По краям бассейна во времена Адриана располагались портики, причем спланированы они были так, что при любом положении солнца половина колоннады обязательно оказывалась в тени и прогуливаться там можно было в любое время. Назначение Печиле не вполне ясно - возможно, бассейн находился там изначально и был окружен колоннадой, возможно, это место использовалось как ипподром или стадион. Рядом с Печиле находятся помещения для обслуги и рабов, так называемые «Сто комнат» (Cent о Camerelle ). Сто комнат максимально удалены от жилых и развлекательных частей виллы. Если присмотреться, то рядом с Печиле кое-где можно увидеть раскопанные подземные коридоры - инфраструктура виллы предусматривала скрытое перемещение обслуги, чтобы не мозолила глаза и не портила пейзаж.

Подземные коридоры. Некоторые так широки, что внутри могла пройти небольшая повозка или тележка

Дом с тремя экседрами, слева видны загадочные алтари

Двор Дома с тремя экседрами

Тончайшая резьба на базе однй из колонн

Интересное здание в форме листа клевера, почти примыкающее к Печиле - это Дом с тремя экседрами , богато украшенное небольшими колоннадами оно, вероятно, использовалось для гимнастических упражнений. Внутри здания находился фонтан. В экседрах сохранились остатки загадочных то ли столов, то ли алтарей - сложенные из кирпича невысокие столбики, увенчанные плоскими мраморными столешницами.

Одна из экседр

Пройдя немного дальше, попадаем к небольшим женским (малым) термам, внутрь которых, пока никто не видит, можно проникнуть по деревянным мосткам. Своды терм не обрушились и кое-где на них видны следы росписей, традиционный пурпурный веселый цвет. Здесь все уютное, камерное, вполне сопоставимо по размерам с современным спа-комплексом. Женские термы имели свой собственный бассейн.

Малые термы. Все очень компактно и уютно

Роспись потолка

Кое-где сохранилось плиточное покрытие пола

Справа от малых терм расположены циклопические арки Мужских (Больших) терм - мощное и весьма впечатляющее сооружение. К термам примыкал служебный двор, палестра для занятий спортом, а также закрытая зала для игры в мяч. Мужские термы были оборудованы двойной системой отопления, предусматривавшей подачу горячего сухого воздуха и горячего влажного пара. Хорошо сохранился купол кальдария, а в углах арок кое-где можно увидеть остатки штукатурки с росписями.

Палестра Больших Терм

Под сводом, за колоннами, находился бассейн

Замыкает банную площадь прекрасно сохранившееся здание Претории - казарм личной гвардии. Это многоэтажное сооружение, сверху донизу прорезанное узкими арками, вероятно, выполнявшими роль окон. К сожалению, все проемы забраны решетками и даже подобраться, чтобы заглянуть внутрь, нельзя. Перед Преторией расположен дабиринт каких-то хозяйственных помещений. в которых кое-где сохранилась расписанная штукатурка.

За Преторией перед нами открывается спокойная водная гладь самого знаменитого сооружения виллы - Канопы . Между двух холмов в узкой долине устроен бассейн 119х18 метров, обнесенный колоннадой и украшенный статуями. Сооружение посвящено памяти фаворита Адриана - красавца Антиноя, утонувшего в 130 г. в Ниле у города Каноп при невыясненных, как бы сказали сейчас, обстоятельствах. После смерти Антиной был обожествлен как умирающий и воскресающий бог.

В конце бассейна располагалось сложное в архитектурном плане сооружение, которое, вероятнее всего, было посвящено богу Серапису. Вот как описывает его Поль Гиро: За Пойкилом тянулась удлиненная равнина, которую археологи назвали Канопом. В глубине ее была обширная ниша или абсида, которая служила в одно и то же время и храмом, и водоемом. В середине абсиды в особом углублении стояла, вероятно, статуя Сераписа. У боковых стен в меньших нишах были изображения других египетских богов. Со всех концов здания обильно текла вода. Она лилась по мраморным ступенькам или через целый ряд бассейнов, расположенных один выше другого, и стекала наконец в полукруглый водоем. Через этот водоем был перекинут мостик, украшенный колоннами, которые поддерживали свод; по этому мостику можно было перейти с одного края бассейна на другой и вблизи любоваться водопадами. Вода текла под мостом и выливалась в канал, занимавший всю середину долины; он имел двести двадцать метров в длину и восемьдесят в ширину. Здесь стояли изящные суда, сделанные, без сомнения, по образцу александрийских гондол, и предназначенные для императора и его друзей; до сих пор еще на набережной можно видеть остатки лестницы, по которой они сходили на суда, когда хотели прокатиться по каналу. На одном берегу его найдены были развалины около двадцати двухэтажных зал, осененных прекрасным портиком. Может быть, это было подражание тем гостиницам, в которых с таким удовольствием останавливался и отдыхал путешественник, отправлявшийся в Каноп.

Даже сейчас Серапеум представляет собой внушительное зрелище, в бассейне лежат остатки рухнувшего свода. Две лесенки ведут наверх, но они - обманки, дальше дороги нет.

Над Канопой растут пинии, в тени которых хорошо устроить небольшой привал. Правда, мы прятались там не от солнца, а от дождя, рябившего зеленую воду Канопы.

А вот отдохнув, стоит углубиться в оливковую рощу за зданием маленького музея Канопы - там располагается интересное, незаслуженно забытое путеводителями сооружение - обзорная башня Rocca Bruna . Башня стоит на самом краю холмистого плато и с нее открывается прекрасный вид на Кампанью, далекий Рим и возвышающиеся невдалеке Тибуртинские горы. К обзорной площадке сейчас, как и во времена Адриана, ведет пандус, достаточной скользкий во время дождей. Известно, что Адриан увлекался астрономией - возможно, именно в этой башне он следил за движением небесных тел.

Вдоволь налюбовавшись пейзажем, отправляется обратно, к личным покоям императора.

Эта часть виллы очень запутана, но осмотреть стоит все.

Золотая площадь . Дождь льет как из ведра

Смысловым центром здесь является Золотая Площадь (Piazza D Oro ), почти квадратный атриум 51 на 61 метр, как и Печиле, окруженный двойной колоннадой. В центре южной стороны площади находился элегантный восьмиугольный зал, соединявшийся с императорским дворцом посредством крытой галереи - возможно, здесь происходили официальные аудиенции.

Зал для приемов

Сохранились фрагменты мраморного мощения Золотой площади.

Посмотрим основные помещения дворца.

В специальном здании находились казармы вигилиев (vigilii ), ночной стражи, охранявшей покой обитателей виллы в темное время суток.

Казармы - простое строение без затей

Развлечения ради во дворце был устроен рыбный пруд (peschiera ) - бассейн, ограждение которого имело специальные ниши для любителей порыбачить. Отсюда открывается прекрасный вид на долину Тиволи.

Зал дорических пилястр , в одном углу которого сохранились шесть квадратных колонн, украшенных штукатуркой, вероятнее всего, использовался судебной администрацией.

Сам дворец, точнее, та часть помещений, которые использовались как частные жилые покои императора, построена самой высокой точке холмистой террасы - в прежние времена оттуда, должно быть, открывался эффектный вид.

Отдельные покои были отведены под большую библиотеку с садом, в котором находится очень интересный фонтанв виде двух восьмиугольных небольших бассейнов, соединенных каналом. Библиотека делилась на римскую и греческую.

Фонтан и канал

Партер перед библиотекой

Недалеко от библиотеки находится Зала Философов , огромный купол которой хорошо сохранился. Здесь полагалось предаваться философским размышлениям и вести соответствующие беседы.

Зала философов

Одно из уникальнейших зданий античности - так называемый Морской Театр (Teatro Marittimo ), известное также как Вилла на острове. Это круглое в плане сооружение сложной архитектуры, примыкающее к Зале Философов. В центре его, окруженное каналом, облицованным белым мрамором, находилось причудливое скопление крошечных комнат, объединенных маленьким квадратным двориком - в центре его, вероятно, находилась статуя или фонтан. Для каких целей использовалось это чудесное строение - неизвестно. Возможно, император обретал там уединение, поднимая перекидной мостик через канал. Мы обошли Виллу на острове по периметру, удивляясь ее легкости и изяществу.

Во дворце сохранилась большая панорамная терраса, хозяйственные помещения нижних ярусов, множество безымянных покоев и двориков.

Известно, что Адриан, тяжело болевший в последние годы жизни, планировал воспроизвести на вилле Тартар и Елисейские поля, но было ли это желание реализовано и где - до сих пор остается загадкой. Если посмотреть на план виллы на официальном сайте музея http://www.villa-adriana.net/ , то видно, что вся восточная часть (Верхние дворы, где, возможно, и находилась воссозданная Долина смертной тени (Inferi )) закрыта для туристов.

Давя ногами сизые оливки, отправились в обратный путь - мимо черных кипарисов, спящих рыб Печиле, под моросящим дождем. На верхней парковке стоит небольшой домик с реконструкцией виллы - ее удобнее и понятнее осмотреть после посещения.

Перед выходом с виллы заглянули и в Греческий театр - печальные, скрытые землей руины.

После смерти императора вилла использовалась в качестве летней резиденции, император Диоклетиан даже осуществил ее реставрацию. Однако Константин Великий вывезя в Константинополь множество ценностей и скульптур, фактически положил начало ее разграблению, довершенному готами и, в более позднее время, - ренессансными любителями бесплатного мрамора. Однако тихие, поросшие оливами и розовым олеандром холмы скрывают еще много интересного.


кот возмущен - он не собака, но его не пускают тоже

Недалеко от итальянского города Тиволи, который расположился в нескольких километрах от Рима, находится древняя вилла — Villa Adriana (Вилла Адриана). Римский император Адриан правил во II веке нашей эры, с 117 по 138 год. Он прослыл мудрым политиком, сторонником экономических и культурных преобразований. В годы его правления по всей стране было построено множество удивительных, интересных зданий, ставших архитектурными шедеврами своего времени, многие из них сохранились и до наших дней.

С имперским размахом

Проектировалась с большим размахом — в духе римских императоров, стремившихся даже посредством архитектуры подчеркнуть свое превосходство над остальным миром. Вилла располагалась на огромной территории в один квадратный километр и представляла собой целый комплекс строений. Она возводилась на месте старинной республиканской усадьбы (2-1 в. н. э.), развалины которой сохранились лишь частично. Да и сама вилла императора Адриана со всеми ее зданиями была безжалостно разрушена временем и сегодня составляет лишь небольшую часть былого великолепия. Но, даже не смотря на это, осмотр всего комплекса может занять целый день.

Город Тиволи назывался раньше Тибур, а местный известняк, из которого строили виллу тибуртином. И весь комплекс, по сути дела, расположен на большой известняковой террасе, которая плавно спускается в долину.

На территории виллы были построены библиотеки, Морской театр, храмы, бани-термы, Palazzo — дворец императора, искусственные водоемы. Вдоль всей территории протянулся широкий канал, ведущий к храму Сераписа (Serapeo). В широкой долине разместился живописный зеленый парк, который и в наши дни поражает своим великолепием. В солнечную хорошую погоду здесь особенно любят гулять туристы, наслаждаясь природными пейзажами и фотографируясь на фоне древних памятников.

Архитектурный стиль ансамбля представляет собой смешение различных направлений. Древние мастера использовали новые, ранее не использовавшиеся приемы и комбинации в архитектуре. Здесь можно увидеть греческие и египетские мотивы, элементы восточного стиля. Макет виллы дает представление о том, насколько грандиозным было строительство.

Асфальтовая дорога, ведущая к Villa Adriana, проходит рядом со старейшим оливковым садом. При желании можно пройти по аллее из огромных кипарисов, которые были посажены в VIII веке. Сразу у входа на виллу вы увидите мощную девятиметровую стену, а за ней площадь Пичеле (Pecile) с прямоугольным прудом по центру. Когда-то толстые стены окружали всю площадь по периметру, высокие портики позволяли забраться наверх и прогуляться, обозревая окрестности.

Капризы императора

Великий реформатор Адриан много путешествовал и в память о тех местах, которые посетил, он назвал отдельные объекты виллы (Serapeo, Canopo, Pecile). Сюда же свозились многочисленные памятники и скульптуры греческих мастеров (подлинники и копии). Все постройки виллы императора Адриана тщательно продуманы и были сконструированы таким образом, чтобы обеспечить покой и уединение для императора, не желавшего постоянно наблюдать множество слуг. А поскольку вилла требовала постоянного ухода и внимания, дабы не беспокоить императора видом вечно снующих по территории слуг, была разработана подземная сеть дорог.

Огромная протяженность парка и ансамбля зданий, сложность и оригинальность архитектурных форм, обилие скульптурных композиций, делают виллу Адриана в Тиволи уникальнейшим памятником античной культуры.

Наследие древнего Тиволи

Есть еще одна старинная вилла - Villa d’Este, которая расположена поблизости от Villa Adriana, непосредственно в городе Тиволи. Вилла д’Эсте была построена значительно позднее — в XVI веке. Обе виллы являются главными историческими достопримечательностями древнего Тиволи. Виллу д’Эсте, с ее роскошным парком, туристыособенно любят посещать летом, любуясь старинными статуями, пышной зеленью и великолепными фонтанами.

Вилла Адриана (Villa Adriana) в Тиволи – одна из самых примечательных античных построек на территории (Lazio). Строение относится к II веку нашей эры. Несмотря на полуразрушенное состояние, привлекает размахом архитектурного замысла и совершенством его воплощения.

Римскому императору Адриану (Publius Aelius Traianus Hadrianus), знаменитому философу античности, была ненавистна роскошь и сутолока дворца на Палатинском холме. Требовался уголок для уединенных размышлений и занятий науками на лоне природы.

Так возникла идея построения загородной резиденции. Место для нее было выбрано неподалеку от городка Тибур (Tibur), ныне Тиволи (Tivoli), и манило прелестным ландшафтом и умиротворяющей тишиной, милой сердцу императора-философа. Землей владела по наследству супруга Адриана – Вибия Сабина. Ранее здесь находилась усадьба II-I века до нашей эры. Атриум старой виллы было решено сохранить , другие помещения император перестроил и расширил в соответствии со своими предпочтениями.

Строительство началось в 118 г. и продолжалось до самой смерти Адриана в 134 г. Легенда гласит, что проект своей виллы правитель разработал самостоятельно . Теперь уже сложно установить, так ли было на самом деле, но его активное участие в этом деле очевидно.

Резиденция включает более 30 объектов, все они носят названия провинций Римской империи, посещенных Адрианом.

Превыше всего император ценил свой покой, благодаря чему вилла имеет разветвленную систему подземных ходов для прислуги и телег с припасами. Адриан не хотел, чтобы голоса прислужников и скрип тележных колес беспокоили его семейство и гостей.

Сооружения виллы

Первоначальная площадь виллы составляла 300 га, из которых сооружения занимали 1 кв. км. На сегодняшний день сохранилась только пятая часть комплекса . Мы не знаем доподлинно, в честь каких именно провинций называл строения своей виллы привередливый император. Точно идентифицирована лишь Канопа (Canopus) , остальное – предположения исследователей, не подтвержденные строгими доказательствами.

Основным строительным материалом виллы служил местный известняк тибуртин . Для арок и других архитектурных элементов использовалась плинфа – тонкоплиточный кирпич толщиной 2,5 см. Непосредственно к вилле ведут два пути: кипарисовая аллея и асфальтированная дорога неподалеку от старого сада с оливковыми деревьями.

Печиле

Печиле (Pecile) – прямоугольная площадь размерами 232 на 97 м , расположенная за мощной девятиметровой стеной недалеко от входа. Когда-то была окружена стеной с изящными двусторонними портиками, которые сейчас разрушены почти полностью. В центре площади находится небольшой пруд. Не исключено, что сооружение являлось имитацией древнегреческого стадиона . К Печиле примыкает Ченто Камерелле (Cento Camerelle) – «сто комнатушек» для рабов, обслуживавших императорское семейство и гостей.

Подземная дорога

В нижней части Ченто Камерелле найдена подземная дорога, ведущая к Большим (Grandi Terme) и Малым Термам (Piccole Terme), отделенным друг от друга небольшим двориком.

Исследователи предполагают, что Термы предназначались для раздельного купания мужчин и женщин.

В банных помещениях сохранились остатки систем отопления двух типов – сухого (нагретый воздух) и влажного (горячий пар). Площадка рядом с Большими Термами – палестра – предназначалась для упражнений в борьбе и фехтовании . Здесь же находился закрытый зал для игры в мяч.

Претория

Позади Больших Терм располагается Претория – многоэтажное помещение для императорской гвардии. Это наиболее хорошо сохранившаяся часть виллы.

Канопа

Прототипом Канопы (Canopo) является египетское поселение Каноб (ныне Абукир), где утонул Антиной, фаворит императора. Это самый интересный из объектов усадьбы, представляет собой пруд размерами около 100 на 20 м , украшенный по периметру скульптурами и колоннами (не сохранились). Около Канопы был построен Серапеум – имитация египетского храма Сераписа. Со свода Серапеума можно насладиться отличным видом на Термы и Канопу с рядом раскидистых пиний.

Музей Канопы

Музей Канопы располагается в античных зданиях трактиров (tabernae), окружающих ее долину справа. Содержит небольшую коллекцию древнегреческих статуй и римских слепков, жемчужина которой – копия статуи Венеры Книдской.

Золотая площадь, расположенная в северо-восточной части виллы, представляет собой просторный атрий с двойным портиком, открытая часть которого состояла из шестидесяти гранитных и мраморных колонн. На одной стороне ее находится имперский зал с хорошо сохранившимся куполом на восьми мраморных колоннах и вестибюль с изысканными мозаиками пола.

Морской Театр (Teatro Marittimo) отличается затейливой архитектурой – круглое помещение на круглом острове, обрамленном водным каналом и стеной цилиндрической формы с круглой колоннадой. Мосты, ведущие к острову, управлялись только изнутри. Предполагается, что здание на острове использовалось для уединения императорского семейства, поэтому его часто называют Островной виллой.

Дальнейшая судьба

Адриан предпочел поселиться в загородной усадьбе, отсюда и правил империей до заката своих дней. Его потомки не увлекались философией, поэтому использовали ее только как летнюю резиденцию . В конце III в. вилла была отреставрирована императором Диоклетианом (Aurelius Valerius Diocletianus), позднее Константин Великий (Flavius Valerius Aurelius Constantinus) вывез отсюда некоторые произведения искусства для своего дворца в Константинополе. В VI в. остготы и византийцы разбивали здесь походные лагеря, вилла разрушалась и приходила в запустение. В средние века жители Тиволи использовали ее в качестве источника строительных материалов для своих домов.

Впервые археологические раскопки были проведены лишь в XVI в., тогда же по приказу кардинала Ипполито II (Ippolito II d’Este) с усадьбы было вывезено множество статуй и мраморных колонн для украшения в Тиволи. В XVIII в. часть виллы Адриана принадлежала графу Джузеппе Феде (Giuseppe Fede), который высадил кипарисы, растущие там до сих пор. С 1870 г. вилла является государственной собственностью Италии, с 1999 г. – объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

  • Портики виллы были умышленно занижены, чтобы император, человек небольшого роста, мог чувствовать себя высоким и величественным.
  • Здесь было найдено множество ценнейших античных статуй – Антиной (Antinous, Капитолийский музей), Диана-охотница (Diana, Лувр), Дискобол (Diskobolos, Британский музей).
  • На территории виллы проводились съемки фильма «Новости о раскопках» (2010 г.).

Как добраться

Вилла Адриана находится в 4 км от Тиволи. Добраться можно автобусом №4, идущим от центральной площади города. Расписание автобусов вывешено на сайте www.cattivoli.com .

  • Проще и познавательней – – вас заберут из отеля и покажут все виллы в Тиволи, расскажут интересные факты и довезут обратно.
  • Пошаговая инструкция, .
  • Если желаете добираться самостоятельно, самый быстрый и комфортный способ – заказать трансфер у Сержио Рим-Тиволи за 60 евро, время в пути около 45-60 минут.

Время работы и билеты

Вилла открывается в 9:00, закрывается за полтора часа до наступления темноты. Стоимость билета 8 евро, граждан Евросоюза – 4 евро, в период проведения ежегодной выставки (с апреля по октябрь) – 11 евро (льготный 7 евро). С марта по октябрь проводятся экскурсии для школьников по 1 евро с человека. В первое воскресенье каждого месяца вход бесплатный . Выходные дни – 1 января, 1 мая и 25 декабря.

  • Официальный сайт виллы Адриана: www.villa-adriana.net

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ