Персональные данные из открытых источников. Общедоступные персональные данные. Способы защиты личной информации и предохранительные меры

13.03.2020 Новости 

Не всю информацию о человеке и его жизни можно распространять и публиковать в открытых источниках. С самого начала интернет-экспансии границы стираются и данные, которые должны передаваться только с разрешения человека, у него буквально «воруют». Рассмотрим детальнее, что такое персональные данные, что включает в себя это понятие, как хранятся данные с пометкой «ПД», что грозит за нарушение закона и несанкционированное распространение личной информации?

Нормативная база

Перечень законов о персональных данных:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации;
  • Указ Президента Российской Федерации от 03 апреля 1995 г. N 334;
  • Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 г. N 351;
  • Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 О сертификации средств защиты информации N 608;
  • Постановление Правительства РФ от 15 августа 2006 г. N 504 О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации;
  • Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 532 О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;
  • Приказ ФСБ РФ от 9 февраля 2005 г. N 66 “Об утверждении Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005)”;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. N 781 г. Москва “Об утверждении Положения об обеспечении безопасности личных данных при их обработке в информационных структурах персональных данных;
  • ГОСТы по информационной безопасности и защите информации;
  • ГОСТ Р 34.10-2001 Информационная технология. Криптографическая защита информации;
  • ГОСТ Р ИСО 7498-2-99 Информационная технология. Архитектура защиты информации;
  • ГОСТ Р 50739-95 Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Общие технические требования;
  • ГОСТ Р 50922-96 Защита информации. Основные термины и определения;
  • ГОСТ Р 52069.0-2003 Защита информации. Система стандартов. Основные положения.;
  • ГОСТ 28147-89 Системы обработки информации.

Федеральный закон “О персональных данных” можно скачать здесь:

Классификация персональных данных

Согласно Федеральному закону «О персональных данных» это любая информация, которая прямо или косвенно относится к жизни субъекта. Что относится к персональным данным:

  1. фамилия и паспортные данные;
  2. место и дата рождения;
  3. адрес прописки либо проживания;
  4. семейное положение;
  5. информация о доходах и задолженностях;
  6. специальность, профессия,
  7. информация о занятости;
  8. доходы.

Сюда так же может относиться информация о социальных связях, контактах, личной жизни, покупках гражданина либо членов его семьи.

Согласно, части 1, статьи 85 ГК РФ, к личной информации работника предприятия относится вся информация, необходимая руководителю для регулирования всех трудовых процессов, связанных с конкретным работником.

Номер телефона является персональной информацией в РФ, так, как он привязан к паспортным данным.

Общие ПД

К общим данным можно отнести те, которые находятся “на поверхности”. Общедоступные персональные данные – это имя, которое можно увидеть на бейджике сотрудника компании, его номер телефона в анкете на сайте, специальность и должность. Если человек сам распространяет данные, которые не относятся к разделу “Общие”, это не даёт права гражданам распоряжаться ими или публиковать в открытых источниках.

Биометрические ПД

Сюда относится вес, рост, цвет волос и глаз, отпечатки пальцев, национальность, особые приметы. Эти данные используются сотрудниками спецслужб для создания ориентировок и поиска преступников в базах данных.

Полиция и правоохранительные органы не имеют права снимать у граждан отпечатки пальцев без веской причины и заносить их информацию в базу данных.

Специальные ПД

Сюда относится расовая и национальная принадлежность, политические взгляды, религиозные или философские убеждения, состояние здоровья, интимной жизни. Распространение этой информации не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 ФЗ-152.

Никакие обстоятельства не обязывают гражданина разглашать эти данные сотрудникам полиции или публично. В данной просьбе можно отказать на законных обстоятельствах.

Обезличенные ПД

Это те данные, принадлежность которых невозможно установить. Обезличивание – процесс “отчуждения” данных, который делает личную информацию публичной.

Пример: В организации работают 2 сотрудника – мужчина и женщина. Мужчина соблюдает дресс-код, а женщина носит паранджу. Если работодатель подаст статистику о количестве верующих и/или религиозных людей, а конкретно – один атеист, один верующий, вычислить кто есть кто будет просто.

Такой топорный пример не является прямым нарушением закона, тем не менее передаёт личные данные (а вдобавок, специальные) третьим лицам.

Обработка персональных данных

Защита персональной информации может обеспечиваться несколькими источниками права:

  • Первым источником защиты является ТК РФ, в котором закреплены гарантии, нормы, правила регуляции обмена и открытой публикации материалов работника;
  • Вторым источником является система организационно-правовых отношений, устав предприятия, политика конфиденциальности, общепринятая в данной трудовой сфере;
  • Третьим фактором служит право на защиту личной информации, гарантированное Конституцией РФ каждому её гражданину.

Обмен информацией и использование персональных данных возникают на протяжении всего рабочего процесса, между работодателем и сотрудником, между сотрудниками, а также третьими лицами. Высший приоритет в урегулировании конфликтных ситуаций имеет Трудовой Кодекс Российской Федерации, за ним идёт уставо-правовые нормы организации, а потом уже право на защиту, гарантированное Конституцией РФ. Работодатель не может просто так требовать от сотрудника предоставить информацию. Оглашению подлежит лишь та информация, которая необходима для заключения трудового договора, оформления нормативных документов, возможного урегулирования конфликтных и спорных ситуаций, коллективного или корпоративного договора с третьими лицами (согласно тексту ст. 22 ТК РФ).

Способы защиты личной информации и предохранительные меры

Организационные:

  • Ограниченный доступ к хранилищам и архивам материалов;
  • Верификация запрашивающего лица перед предоставлением информации;
  • Ознакомительный формат предоставления сведений;
  • Санкции и штрафы за нарушения правил.

Технические:

  • Криптография и шифрование данных;
  • Создание отдельных серверов и каналов связи;
  • Уничтожение неактуальных материалов;
  • Экранировка помещений и устройств, для защиты от взлома.

Право на защиту персональной информации работник может реализовать через:

  • Свободное бесплатное обращение к документам, где фигурируют его личные данные (может потребовать копию любого нормативного документа).
  • Требование по отношению к работодателю, заключающееся в удалении или изменении персональных данных, либо их части.
  • Путём обжалования процедуры подачи, обработки и публикации сведений, организацией.

Пошаговая инструкция по защите данных в организации:

  • Разработка проекта алгоритма обработки персональных сведений;
  • Разработка системы согласия и отказа на обработку личных материалов;
  • Разработка проекта уведомительных сообщений о включении личных материалов в общий поток;
  • Проектирование структуры, обязующейся сохранять информацию с ограниченным доступом;
  • Издательство приказа о введении материалов работников предприятия в базу данных, определение порядка и способа обработки и передачи информации, назначение ответственных, обозначение санкций и штрафов за нарушение устава;
  • Внесение изменений или дополнений в трудовые и должностные инструкции работников, которые ответственны за хранение, предоставление и обработку личных сведений.

В интернете, как и других открытых источниках, также хранятся и обрабатываются данные пользователей. С 2017 года сайты, которые используют технологию cookie, обязаны оповещать пользователей об этом. Эта технология позволит показывать релевантную рекламу, оптимизировать процесс работы, ускорить технические алгоритмы. Тем не менее, они собирают данные о гражданах:

  • историю посещений;
  • ссылки и переходы (сайт видит, с какой страницы пользователь на неё попал);
  • какие аккаунты привязаны к учётной записи (если авторизоваться на сайте при помощи профиля в социальной сети);
  • поисковые запросы (не только на конкретном ресурсе. Google, Yandex и прочие техно-гиганты собирают всю информацию а пользователях).

Сбор, хранение и обработка данных происходит в обязательном порядке. Если пользователь против – нужно покинуть ресурс, который собирает информацию. Продолжая работу с сайтом, пользователь даёт своё согласие на сбор данных.

Что делать, если данные используются без вашего согласия

В первую очередь просмотреть – являются ли они специальными ПД и запрещено ли их распространение. Если закон нарушен – в срочном порядке нужно обратиться в полицию с заявлением, где чётко указать обстоятельства и время кражи. Сослаться на статью 137 УК РФ. В зависимости от классификации и элементов преступления, можно рассчитывать на возмещение в виде выплаты, размером 1 000 – 50 000 рублей. Для должностных лиц штраф намного выше. Уголовная ответственность предусматривает лишение свободы сроком до 2 лет (максимальная мера пресечения).

Надеемся, что наша статья помогла читателю разобраться с вопросами ПД. Помните, что законы и права человека в РФ нарушаются ежедневно, а за помощью в правоохранительные органы обращаются только единицы. Если читатель стал жертвой или свидетелем кражи персональной информации – молчать нельзя. Сегодня это чужие права, завтра – ваши.

Размещая информацию о себе в социальных сетях, не все наши граждане понимают, что она может быть использована для составления их профиля. Сбором и обработкой такой информации активно занималось АО «Национальное бюро кредитных историй» («НБКИ»).

Арбитражный суд города Москвы в мае 2017 года рассмотрел дело № А40-5250/17, в котором суду пришлось оценивать правомочность обработки таких персональных данных.

Суть спора

В августе 2016 года Управлением Роскомнадзора по Центральному федеральному округу была проведена плановая выездная проверка АО «Национальное бюро кредитных историй» («НБКИ») в части соответствия деятельности по обработке персональных данных требованиям законодательства.

По результатам проверки был составлен акт проверки и выдано предписание об устранении выявленного нарушения.

Расценив предписание в части необходимости включения в уведомление уполномоченного органа данных физических лиц (клиентов либо потенциальных клиентов финансовой организации) из открытых источников информации, передаваемых финансовой организации, полученных с использованием сервиса Double Data Social Link - web-ссылка, результат поиска о клиенте либо потенциальном клиенте, и сервиса Double Data Social Attributes - обработка профиля искомого физического лица в открытых источниках информации (пункт 1), а также в части указания на нарушение требований закона в виде отсутствия согласия на обработку содержащихся в открытых источниках (социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассними, МойМир, Instragram, Twitter; интернет-порталов Авито и Авто.ру) персональных данных клиента либо потенциального клиента финансовой организации, в рамках оказания услуги на основании сервиса «big data» (т.е. «большие данные» ) - незаконным и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось с иском в арбитражный суд.

Позиция Арбитражного суда города Москвы

Применительно к настоящему делу, суд отметил, что обработка персональных данных допускается в частности в следующих случаях:

  • Обработка ПДн осуществляется с согласия субъекта ПДн на обработку его персональных данных (п. 1 ч. 1);
  • Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом ПДн либо по его просьбе (персональные данные, сделанные общедоступными субъектом ПДн) (п. 10 ч. 1);
Таким образом, говоря о персональных данных, сделанных субъектом ПДн общедоступными, необходимы два условия:
  • Персональные данные доступны неопределенному кругу лиц;
  • Персональные данные предоставлены непосредственно самим субъектом .
Без письменного согласия субъекта ПДн не представляется возможным утверждать, что они предоставлены именно им.

По мнению суда, персональные данные, сделанные общедоступными субъектом ПДн, могут содержаться только в общедоступных источниках ПДн.

Суд пришел к выводу о том, что информация о субъекте (в том числе персональные данные), содержащиеся в социальных сетях (в сети Интернет), не может быть отнесена к ПДн, сделанным субъектом общедоступными, поскольку социальные сети не являются источником общедоступных ПДн применительно к положению ст.8 Закона.

Суд также отметил, что информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных (ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Мой комментарий: Ну здесь суд слегка «загнул»; открытые данные - это совсем из другой оперы!

Суд сделал вывод о том, что персональные данные, обрабатываемые АО «НБКИ» в социальных сетях не были сделаны общедоступными субъектом ПДн в связи с чем в действиях заявителя усматриваются нарушения ч.3 ст.22 и п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».

Арбитражный суд отказал в полном объеме в удовлетворении заявления АО «НБКИ» о признании недействительными пунктов 1 и 4 предписания Управления Роскомнадзора по ЦФО.

Позиция Девятого арбитражного апелляционного суда

Девятый арбитражный апелляционный суд июле 2017 года отметил, что общество внесено в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, под номером 08-0031682.

В рамках осуществления данного вида деятельности общество обрабатывает содержащиеся в открытых источниках (социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, МойМир, Instragram, Twitter; интернет-порталов Авито и Авто.ру) персональные данные клиентов, потенциальных клиентов финансовых организаций. Согласие клиентов на обработку таких данных у общества отсутствует.

Общество считает, что обладает правом обработки персональных данных о лицах без их согласия. По мнению суда, обществом не учтено следующее.

По мнению апелляционного суда, не являются общедоступными обрабатываемые обществом персональные данные, содержащиеся в открытых источниках (социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, МойМир, Instragram, Twitter; интернет-порталов Авито и Авто.ру). По смыслу Закона о персональных данных, размещение персональных данных в указанных открытых источниках не делает их автоматически общедоступными. Следовательно, не допускается обработка таких данных без согласия субъекта.

Девятый арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение Арбитражного суда г. Москвы, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Арбитражный суд Московского округа в ноябре 2017 года оставил без изменения, решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Позиция Верховного Суда Российской Федерации

Судья Верховного Суда Российской Федерации в январе 2018 года (определение № 305-КГ17-21291) отказала АО «Национальное бюро кредитных историй» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Мой комментарий: Обработка информации из социальных сетей – широко распространенный метод сбора и анализа информации о людях и организациях, и сбором такой информации о своих клиентах и контрагентах сейчас не занимается только ленивый. Суровая правда жизни в том, что тот, кто не проверяет таким образом своих потенциальных сотрудников, клиентов и контрагентов, на деле не проявляет должной деловой осмотрительности. Те, кто похитрее, стараются поменьше говорить на публику об этом, и по возможности не произносить слова «персональные данные».

Сбор информации о гражданах неизбежно влечёт за собой проблему законности таких действий, поскольку любая информации о гражданах является их персональными данными.

Отмечу, что какие бы предписания Роскомнадзор ни выдавал, если получение такой информации позволяет коммерческим организациям серьезно снизить риски финансовых потерь, обработка её все равно будет продолжаться. Ну разве что ещё немного подзаработают юристы, придумывающие правовое «прикрытие» для этой деятельности:)

К аждый день физические лица предоставляют личную информацию в различные инстанции. За обработку сведений отвечают операторы персональных данных. Это банки, работодатели, медицинские организации, интернет-сайты и другие структуры. В соответствии с законом операторы обязаны защищать персональную информацию. Для создают источники, где содержатся общедоступные персональные данные (ПД).

Что такое общедоступные ПД?

К общедоступным относят сведения о человеке, которые он или она самостоятельно предоставляет в инстанции. Чтобы к открыть свободный доступ к информации, требуется письменное разрешение человека - субъекта персональных данных. Субъект - это физическое лицо, ПД которого собирает, хранит и обрабатывает оператор. Оператор - это юридическое или физическое лицо, муниципальный или государственный орган власти.

К общедоступным ПД относят сведения о субъекте, по которым его можно идентифицировать:

  • дата и место рождения;
  • домашний адрес;
  • номер телефона;
  • профессия;
  • индивидуальный налоговый номер;
  • место работы или учебы и другие сведения.

В состав общедоступных данных может входить любая информация, которая с точки зрения закона не является конфиденциальной. ПД субъекта могут классифицироваться по объему и степени важности информации личного характера.

К общедоступным данным относится также персональная информация, которая предоставляется:

  • при трудоустройстве, заключении контракта или трудового договора;
  • во время переписи населения;
  • при оформлении договорных отношений во время торговых операций и других подобных ситуациях.

Персональные данные субъекта, которые распространяются через СМИ, не относятся к конфиденциальным, так как являются общедоступными в соответствии с «Перечнем сведений конфиденциального характера».

Письменное согласие субъекта на получение, передачу, обработку и другие действия с ПД требуется не всегда. В отдельных случаях, например, при участии в анкетировании или подписке на новостную рассылку, достаточно поставить галочку в графе, которая разрешает использование ПД.

Данные общего типа допускает размещать в источниках, которые являются общедоступными. Это означает, что источники просматривает и использует огромное количество заинтересованных лиц. Пример такого источника - телефонные справочники.

Обработка общедоступных данных

Обработкой общедоступных данных занимаются отделы и подразделения, в обязанности которых входит сбор, систематизация, хранение, изменение, использование и уничтожение ПД. Физические лица вправе запросить сведения об операторе данных и узнать, какую цель преследует оператор во время обработки ПД.

Контроль соблюдения законов при обработке возложен на Роскомнадзор. Определенными ревизионными и контролирующими полномочиями обладают ФСБ и ФСТЭК. Операторы создают системы защиты личных данных для собственных нужд поэтому, в связи с этим лицензировать такую деятельность.

ПД обрабатывают организации, которым для осуществления своей деятельности необходимо собирать, накапливать, обрабатывать и хранить информацию о сотрудниках, поставщиках и клиентах. В определенных случаях такие данные входят в состав открытых.

Права субъектов общедоступных данных

Субъекты ПД могут подать заявление с требованием заблокировать, уничтожить, уточнить или изменить общедоступные данные, если сведения утратили актуальность, являются неполными или не требуются для целей обработки. Субъекты праве также запросить доступ к своим ПД и узнать, какие средства использует оператор для их обработки.

Информация должна использоваться в соответствии с требованиями законодательства и быть защищенной независимо от того, является она конфиденциальной или общедоступной. В обязанности операторов входит обеспечить полную защиту ПД субъекта и ограничить доступа к данных посторонних лиц.

Оператор начинает обрабатывать персональные данные только после получения письменного разрешения субъекта на обработку. Согласие включает информацию о физическом лице и данные оператора: название компании, фамилия, имя и отчество оператора, должность. Также в согласии требуется указать цель обработки и список данных с описанием операций, которые будут выполняться с информацией. Физическое лицо имеет право на отзыв своих ПД и аннулирование своего согласия на обработку.

В случае недееспособности или смерти субъекта согласие на обработку и использование ПД запрашивается у наследников или законных представителей. При этом нужно руководствоваться Федеральным законом о персональных данных.

В случае нарушения требований законодательства виновные несут административную, уголовную и другие виды ответственности. Неважно, являются ли ПД конфиденциальными или общедоступными, в соответствии со статьей 8 ФЗ-152 о персональных данных общедоступные ПД могут размещаться в общедоступных источниках только с согласия субъекта данных. Персональные данные должны быть исключены из источников, если этого требует субъект или уполномоченные органы: Роскомнадзор, суд или другие госструктуры.

К обезличенным данным относятся:

  • Имя, имя и отчество;
  • Ник/логин субъекта в интернете;
  • Электронный адрес (без привязки к ФИО);
  • Должность, место работы (без сведений о личных данных).

К общедоступным данным относятся сведения о субъекте, которую можно получить в открытых источниках информации, например, в телефонном справочнике или адресной книге. В такие общедоступные базы данные вносятся с письменного согласия субъекта. : особенности Особенность общедоступных персональных данных заключается в том, что они могут быть размещены в открытых источниках информации. То есть, если в справочнике контактов организации указаны контактные данные должностных лиц, например, занимающихся обучением и наймом персонала, то такие данные считаются общедоступными.

Понятие и виды персональных данных

ТК РФ). Под обработкой персональных данных подразумеваются различные операции, предусмотренные законодательством Российской Федерации. К видам обработки ПДн относится сбор, систематизация, накопление, хранение, обновление, использование, обезличивание, уничтожение, которые производятся по установленным нормативными актами процедурам.


Осуществлять операции с ПДн могут государственные, федеральные, муниципальные органы и организации, имеющие такое право по статусу. Все ПДн разделяются на такие разделы:
  • Общедоступные персональные данные;
  • Специальные персональные данные;
  • Биометрические персональные данные.

При формировании информационных систем персональных данных (ИСПД) рекомендуется руководствоваться Приказом ФСТЭК, ФСБ и Министерства информационных технологий и связи РФ № 55/86/20 от 13.
02.

Общедоступные персональные данные

Нецелевое использование такой информации карается законом. Закон о защите персональных данных заботится не только о физических, но и о юридических лицах.

Внимание

Мало кому понравится, если информация о финансовом состоянии дел или данных сотрудников компании будет доступна каждому желающему. Это значительно бы упростило жизнь мошенникам, чего не желают ни простые граждане, ни сотрудники правоохранительных органов.


Какие данные считаются персональными по законодательству? Четкого перечня сведений, которые относятся к персональным, в законе не приводится. Содержание:
  • Общедоступные персональные данные
  • Статья 8.

Общедоступные персональные данные это

Например, закон точно не определяет, является ли номер телефона персональными данными. Роскомнадзор в ответе на обращения граждан пояснил, что только по номеру невозможно точно идентифицировать человека.

Сам по себе он не персонален, а в связке с ФИО владельца и городом проживания относится к ПД. Поэтому неперсонифицированная рассылка смс-сообщений не считается нарушением ФЗ № 152.

Общие ПД содержатся в паспорте, военном билете, дипломе, личной карточке сотрудника, трудовой книжке и т. д. Письменное разрешение не обязательно для получения этих данных, достаточно косвенного, например галочки напротив соответствующего пункта онлайн-анкеты.
Относительная простота доступа часто приносит проблемы субъектам ПД - обычным гражданам: от навязчивой рекламы до шантажа и подделок кредитных заявок.

Какие персональные данные считаются общедоступными

Например, следующие:

  • потребность хранить резервные копии всей базы данных;
  • необходим специалист, который займется администрированием системы информации;
  • потребуются расходы на специально предназначенное для этого оборудование и программное обеспечение;
  • сотрудник, который обрабатывает персональные данные, должен быть исключительно грамотен.

Какие именно методы применяют для того, чтобы эффективно защитить персональную информацию сотрудников?

  • Сделать помещения, в которых обрабатываются личные данные, полностью закрытыми для доступа других сотрудников.
  • Для получения какой-либо информации сотрудники должны получить специальное разрешение.
  • Хранение данных должно быть четко организовано.

Учитывая наличие и недостатков, и преимуществ у каждого из методов, как правило, работодатели комбинируют их.

Статья 8. общедоступные источники персональных данных

Коммерческой тайной зарплата являться не может из-за того, что она относится к системе оплаты труда. Но это не исключает ее из списка ПД, за распространение которых работника могут уволить согласно Трудовому Кодексу.

И если сотрудник начнет оспаривать это решение в суде, то работодатель обязан доказать, что разглашенная информация относится к тайне, сведения которой сотрудник обязывался никому не сообщать. к содержанию Виды Типы персональных данных можно классифицировать по:

  • Заложенному в них содержанию:
  • Разряд, в который входит перечень, указанный в ст.10: раса, принадлежность к нации, религия, здоровье, личная жизнь, политические убеждения. При этом согласно ФЗ-152 здесь существуют ограничения, а именно, доступ может быть осуществлен только с письменного разрешения владельца.

Заработная плата – это персональные данные или нет?

Важно

В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.


(в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ) (см.
Содержание
  • Биометрические. Характеризуют физиологию.
  • Не биометрические. Данные, которые не относятся к биометрическим.

Виды персональных данных На какие типы подразделяются персональные данные? Что к ним относится? Важно понимать, что вся информация, которая хранится на предприятии в отношении определенного сотрудника, может быть рассмотрена с двух разных точек зрения.

  • Данные о семейном положении и семье работника (отдельных ее членах), а именно: наличие иждивенцев, наличие детей, их возраст и количество, состояние здоровья.
  • Информация об определенном сотруднике, а именно: ФИО (паспорт), профессия, состояние здоровья, а также какие-нибудь особенные обстоятельства.

Руководитель предприятия обязан сформировать нормативно-правовой акт локального значения, который рассматривает порядок, определяющий хранение персональных данных.

Персональные данные общедоступные что к ним относится

Ответственность за разглашение Важно учесть, что 152 ФЗ «О защите персональных данных» предусматривает только административную ответственность предприятия за разглашение персональных данных сотрудника. А значит, если организация не способна гарантировать работникам абсолютную защиту их личной информации, то ее ожидает только штраф. Причем суммы денежного наказания за неправильное хранение персональных данных абсолютно смешные. В общем, они колеблются от пяти до десяти тысяч рублей. Конечно, это так, если речь идет только об одиночных выплатах. Как правило, на предприятиях, где есть такого рода проблемы, нарушения множественные, а значит, и суммы штрафа существенно возрастают. Однако денежные затраты — далеко не самое главное последствие того, что использование персональных данных происходит неправильным образом. Это сильно бьет по репутации компании.
Например, следующие:

  • наличие дополнительных ресурсов для хранения, таких как специальные помещения, оборудование, сейфы и так далее;
  • трудоемкость процесса;
  • требуются специальные навыки для ведения бумажной документации.

Иногда отделы кадров предпочитают хранить информацию об одном сотруднике раздельно (в различных тематических папках). Так, отдельно хранятся все трудовые договоры, анкеты и прочие документы по всем работникам сразу. Их нумеруют для более удобного поиска. Этот способ менее трудозатратен, чем тот, что был описан выше, да и не требует никаких специальных навыков от сотрудника отдела кадров. Тем не менее и он не лишен недостатков.
Уведомление об обработке персональных данных Очень частой ошибкой операторов производить уведомление об обработке ПД, когда можно было этого не делать. И если вы всё-таки решили уведомить Роскомнадзор, то вот несколько рекомендаций:

  • Очень внимательно ознакомьтесь с ч.2 ст.22 ФЗ РФ от 27.07.06г.

    N 152-ФЗ «О персональных данных».

  • Посмотрите на данные, которые обрабатываются у вас. Некоторые случаи потребуют от вас корректировки с носителями ПД.

Одна из причин, по которой можно не уведомлять об обработке ПД, указана в п.2 ч.2 ст.22 ФЗ и выглядит следующим образом: Возьмем в пример установление деловых отношений с физлицом для выполнения услуги.

Чтобы дать понять, что всё готово и вам не пришлось просто так ехать несколько десятков километров, предусмотрительно мастер взял ваш номер телефона для оглашения радостной новости.

Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года
Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при:

1) обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;

2) организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;

3) обработке подлежащих включению в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о физических лицах, если такая обработка осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с деятельностью физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

4) обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну.

Статья 2. Цель настоящего Федерального закона

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;

2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных;

3) обработка персональных данных - действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных;

4) распространение персональных данных - действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;

5) использование персональных данных - действия (операции) с персональными данными, совершаемые оператором в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или других лиц либо иным образом затрагивающих права и свободы субъекта персональных данных или других лиц;

6) блокирование персональных данных - временное прекращение сбора, систематизации, накопления, использования, распространения персональных данных, в том числе их передачи;

7) уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных или в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

8) обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

9) информационная система персональных данных - информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств;

10) конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания;

11) трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных оператором через Государственную границу Российской Федерации органу власти иностранного государства, физическому или юридическому лицу иностранного государства;

12) общедоступные персональные данные - персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных

1. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.

2. На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных, не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных.

Указанные нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию, за исключением нормативных правовых актов или отдельных положений таких нормативных правовых актов, содержащих сведения, доступ к которым ограничен федеральными законами.

3. Особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Глава 2. Принципы и условия обработки персональных данных

Статья 5. Принципы обработки персональных данн ых

1. Обработка персональных данных должна осуществляться на основе принципов:

1) законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

2) соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям оператора;

3) соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

4) достоверности персональных данных, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных;

5) недопустимости объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных информационных систем персональных данных.

2. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

Статья 6. Условия обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Согласие субъекта персональных данных, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, не требуется в следующих случаях:

1) обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;

2) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;

3) обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;

4) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

5) обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;

6) обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

7) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

3. Особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных устанавливаются соответственно статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона.

4. В случае, если оператор на основании договора поручает обработку персональных данных другому лицу, существенным условием договора является обязанность обеспечения указанным лицом конфиденциальности персональных данных и безопасности персональных данных при их обработке.

Статья 7. Конфиденциальность персональных данных

1. Операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Обеспечение конфиденциальности персональных данных не требуется:

1) в случае обезличивания персональных данных;

2) в отношении общедоступных персональных данных.

Статья 8. Общедоступные источники персональных данных

1. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, предоставленные субъектом персональных данных.

2. Сведения о субъекте персональных данных могут быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.

Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных

1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных.

2. Настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами предусматриваются случаи обязательного предоставления субъектом персональных данных своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, а в случае обработки общедоступных персональных данных обязанность доказывания того, что обрабатываемые персональные данные являются общедоступными, возлагается на оператора.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Письменное согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных должно включать в себя:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

3) цель обработки персональных данных;

4) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

5) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

6) срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва.

5. Для обработки персональных данных, содержащихся в согласии в письменной форме субъекта на обработку его персональных данных, дополнительное согласие не требуется.

6. В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает в письменной форме законный представитель субъекта персональных данных.

7. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают в письменной форме наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.

Статья 10. Специальные категории персональных данных

1. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Обработка указанных в части 1 настоящей статьи специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если:

1) субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;

2) персональные данные являются общедоступными;

3) персональные данные относятся к состоянию здоровья субъекта персональных данных и их обработка необходима для защиты его жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц, и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

4) обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;

5) обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения или религиозной организации осуществляется соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

6) обработка персональных данных необходима в связи с осуществлением правосудия;

7) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности, об оперативно-розыскной деятельности, а также в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

4. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась обработка.

Статья 11. Биометрические персональные данные

1. Сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность (биометрические персональные данные), могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с осуществлением правосудия, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности, законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности, законодательством Российской Федерации о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

Статья 12. Трансграничная передача персональных данных

1. До начала осуществления трансграничной передачи персональных данных оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных.

2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и может быть запрещена или ограничена в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:

1) наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных;

2) предусмотренных международными договорами Российской Федерации по вопросам выдачи виз, а также международными договорами Российской Федерации об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам;

3) предусмотренных федеральными законами, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

4) исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных;

5) защиты жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или других лиц при невозможности получения согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

Статья 13. Особенности обработки персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных

1. Государственные органы, муниципальные органы создают в пределах своих полномочий, установленных в соответствии с федеральными законами, государственные или муниципальные информационные системы персональных данных.

2. Федеральными законами могут быть установлены особенности учета персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах персональных данных, в том числе использование различных способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в соответствующей государственной или муниципальной информационной системе персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.

3. Права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных или обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных. Не допускается использование оскорбляющих чувства граждан или унижающих человеческое достоинство способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.

4. В целях обеспечения реализации прав субъектов персональных данных в связи с обработкой их персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных может быть создан государственный регистр населения, правовой статус которого и порядок работы с которым устанавливаются федеральным законом.

Глава 3. Права субъекта персональных данных

Статья 14. Право субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным

1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений об операторе, о месте его нахождения, о наличии у оператора персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также на ознакомление с такими персональными данными, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

2. Сведения о наличии персональных данных должны быть предоставлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных.

3. Доступ к своим персональным данным предоставляется субъекту персональных данных или его законному представителю оператором при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его законного представителя. Запрос должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его законного представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе и собственноручную подпись субъекта персональных данных или его законного представителя. Запрос может быть направлен в электронной форме и подписан электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Субъект персональных данных имеет право на получение при обращении или при получении запроса информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:

1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором, а также цель такой обработки;

2) способы обработки персональных данных, применяемые оператором;

3) сведения о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым может быть предоставлен такой доступ;

4) перечень обрабатываемых персональных данных и источник их получения;

5) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

6) сведения о том, какие юридические последствия для субъекта персональных данных может повлечь за собой обработка его персональных данных.

5. Право субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным ограничивается в случае, если:

1) обработка персональных данных, в том числе персональных данных, полученных в результате оперативно-розыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;

2) обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;

3) предоставление персональных данных нарушает конституционные права и свободы других лиц.

Статья 15. Права субъектов персональных данных при обработке их персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации

1. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.

2. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных, указанную в части 1 настоящей статьи.

Статья 16. Права субъектов персональных данных при принятии решений на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных

1. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Решение, порождающее юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающее его права и законные интересы, может быть принято на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных или в случаях, предусмотренных федеральными законами, устанавливающими также меры по обеспечению соблюдения прав и законных интересов субъекта персональных данных.

3. Оператор обязан разъяснить субъекту персональных данных порядок принятия решения на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных и возможные юридические последствия такого решения, предоставить возможность заявить возражение против такого решения, а также разъяснить порядок защиты субъектом персональных данных своих прав и законных интересов.

4. Оператор обязан рассмотреть возражение, указанное в части 3 настоящей статьи, в течение семи рабочих дней со дня его получения и уведомить субъекта персональных данных о результатах рассмотрения такого возражения.

Статья 17. Право на обжалование действий или бездействия оператора

1. Если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.

2. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

Глава 4. Обязанности оператора

Статья 18. Обязанности оператора при сборе персональных данных

1. При сборе персональных данных оператор обязан предоставить субъекту персональных данных по его просьбе информацию, предусмотренную частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона.

2. Если обязанность предоставления персональных данных установлена федеральным законом, оператор обязан разъяснить субъекту персональных данных юридические последствия отказа предоставить свои персональные данные.

3. Если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных, за исключением случаев, если персональные данные были предоставлены оператору на основании федерального закона или если персональные данные являются общедоступными, оператор до начала обработки таких персональных данных обязан предоставить субъекту персональных данных следующую информацию:

1) наименование (фамилия, имя, отчество) и адрес оператора или его представителя;

2) цель обработки персональных данных и ее правовое основание;

3) предполагаемые пользователи персональных данных;

4) установленные настоящим Федеральным законом права субъекта персональных данных.

Статья 19. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке

1. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры, в том числе использовать шифровальные (криптографические) средства, для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

2. Правительство Российской Федерации устанавливает требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных.

3. Контроль и надзор за выполнением требований, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий и без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.

4. Использование и хранение биометрических персональных данных вне информационных систем персональных данных могут осуществляться только на таких материальных носителях информации и с применением такой технологии ее хранения, которые обеспечивают защиту этих данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения.

Статья 20. Обязанности оператора при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его законного представителя, а также уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных

1. Оператор обязан в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона, сообщить субъекту персональных данных или его законному представителю информацию о наличии персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также предоставить возможность ознакомления с ними при обращении субъекта персональных данных или его законного представителя либо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса субъекта персональных данных или его законного представителя.

2. В случае отказа в предоставлении субъекту персональных данных или его законному представителю при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его законного представителя информации о наличии персональных данных о соответствующем субъекте персональных данных, а также таких персональных данных оператор обязан дать в письменной форме мотивированный ответ, содержащий ссылку на положение части 5 статьи 14 настоящего Федерального закона или иного федерального закона, являющееся основанием для такого отказа, в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня обращения субъекта персональных данных или его законного представителя либо с даты получения запроса субъекта персональных данных или его законного представителя.

3. Оператор обязан безвозмездно предоставить субъекту персональных данных или его законному представителю возможность ознакомления с персональными данными, относящимися к соответствующему субъекту персональных данных, а также внести в них необходимые изменения, уничтожить или блокировать соответствующие персональные данные по предоставлении субъектом персональных данных или его законным представителем сведений, подтверждающих, что персональные данные, которые относятся к соответствующему субъекту и обработку которых осуществляет оператор, являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки. О внесенных изменениях и предпринятых мерах оператор обязан уведомить субъекта персональных данных или его законного представителя и третьих лиц, которым персональные данные этого субъекта были переданы.

4. Оператор обязан сообщить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по его запросу информацию, необходимую для осуществления деятельности указанного органа, в течение семи рабочих дней с даты получения такого запроса.

Статья 21. Обязанности оператора по устранению нарушений законодательства, допущенных при обработке персональных данных, а также по уточнению, блокированию и уничтожению персональных данных

1. В случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий с ними оператора при обращении или по запросу субъекта персональных данных или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных оператор обязан осуществить блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, с момента такого обращения или получения такого запроса на период проверки.

2. В случае подтверждения факта недостоверности персональных данных оператор на основании документов, представленных субъектом персональных данных или его законным представителем либо уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, или иных необходимых документов обязан уточнить персональные данные и снять их блокирование.

3. В случае выявления неправомерных действий с персональными данными оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты такого выявления, обязан устранить допущенные нарушения. В случае невозможности устранения допущенных нарушений оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты выявления неправомерности действий с персональными данными, обязан уничтожить персональные данные. Об устранении допущенных нарушений или об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных или его законного представителя, а в случае, если обращение или запрос были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган.

4. В случае достижения цели обработки персональных данных оператор обязан незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено федеральными законами, и уведомить об этом субъекта персональных данных или его законного представителя, а в случае, если обращение или запрос были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган.

5. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных оператор обязан прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между оператором и субъектом персональных данных. Об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных.

Статья 22. Уведомление об обработке персональных данных

1. Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных:

1) относящихся к субъектам персональных данных, которых связывают с оператором трудовые отношения;

2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;

3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

4) являющихся общедоступными персональными данными;

5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;

6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;

7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус федеральных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;

8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных.

3. Уведомление, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, должно быть направлено в письменной форме и подписано уполномоченным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уведомление должно содержать следующие сведения:

1) наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора;

2) цель обработки персональных данных;

5) правовое основание обработки персональных данных;

6) перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

7) описание мер, которые оператор обязуется осуществлять при обработке персональных данных, по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке;

8) дата начала обработки персональных данных;

9) срок или условие прекращения обработки персональных данных.

4. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение тридцати дней с даты поступления уведомления об обработке персональных данных вносит сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, а также сведения о дате направления указанного уведомления в реестр операторов. Сведения, содержащиеся в реестре операторов, за исключением сведений о средствах обеспечения безопасности персональных данных при их обработке, являются общедоступными.

5. На оператора не могут возлагаться расходы в связи с рассмотрением уведомления об обработке персональных данных уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, а также в связи с внесением сведений в реестр операторов.

6. В случае предоставления неполных или недостоверных сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных вправе требовать от оператора уточнения предоставленных сведений до их внесения в реестр операторов.

7. В случае изменения сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, оператор обязан уведомить об изменениях уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких изменений.

Глава 5. Контроль и надзор за обработкой персональных данных. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона

Статья 23. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных

1. Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи.

2. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных рассматривает обращения субъекта персональных данных о соответствии содержания персональных данных и способов их обработки целям их обработки и принимает соответствующее решение.

3. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право:

1) запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию;

2) осуществлять проверку сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, или привлекать для осуществления такой проверки иные государственные органы в пределах их полномочий;

3) требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных;

4) принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований настоящего Федерального закона;

5) обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных и представлять интересы субъектов персональных данных в суде;

6) направлять заявление в орган, осуществляющий лицензирование деятельности оператора, для рассмотрения вопроса о принятии мер по приостановлению действия или аннулированию соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если условием лицензии на осуществление такой деятельности является запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных;

7) направлять в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав субъектов персональных данных, в соответствии с подведомственностью;

8) вносить в Правительство Российской Федерации предложения о совершенствовании нормативного правового регулирования защиты прав субъектов персональных данных;

9) привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении настоящего Федерального закона.

4. В отношении персональных данных, ставших известными уполномоченному органу по защите прав субъектов персональных данных в ходе осуществления им своей деятельности, должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных.

5. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных обязан:

1) организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и других федеральных законов защиту прав субъектов персональных данных;

2) рассматривать жалобы и обращения граждан или юридических лиц по вопросам, связанным с обработкой персональных данных, а также принимать в пределах своих полномочий решения по результатам рассмотрения указанных жалоб и обращений;

3) вести реестр операторов;

4) осуществлять меры, направленные на совершенствование защиты прав субъектов персональных данных;

5) принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных;

6) информировать государственные органы, а также субъектов персональных данных по их обращениям или запросам о положении дел в области защиты прав субъектов персональных данных;

7) выполнять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации обязанности.

6. Решения уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных могут быть обжалованы в судебном порядке.

7. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных ежегодно направляет отчет о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание Российской Федерации. Указанный отчет подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

8. Финансирование уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных осуществляется за счет средств федерального бюджета.

9. При уполномоченном органе по защите прав субъектов персональных данных создается на общественных началах консультативный совет, порядок формирования и порядок деятельности которого определяются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

Статья 24. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 25. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

2. После дня вступления в силу настоящего Федерального закона обработка персональных данных, включенных в информационные системы персональных данных до дня его вступления в силу, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Информационные системы персональных данных, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона не позднее 1 января 2010 года.

4. Операторы, которые осуществляют обработку персональных данных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и продолжают осуществлять такую обработку после дня его вступления в силу, обязаны направить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, уведомление, предусмотренное частью 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, не позднее 1 января 2008 года.

Президент
Российской Федерации
В. Путин