Первая международная конференция в которой. Генуэзская конференция и ее открытие. Позиции сторон. Подготовка Генуэзской конференции

25.10.2021 Интересное

Делегация РСФСР представляла на Генуэзской конференции не только РСФСР, но и все другие советские республики (Азербайджанскую, Армянскую, Белорусскую, Бухарскую, Грузинскую, Украинскую, Хорезмскую), а также интересы Дальневосточной республики.

США, отказавшиеся участвовать в работе Генуэзской конференции, были представлены на ней наблюдателем — американским послом в Италии Ричардом Чайлдом. Из делегатов западных государств наиболее активную роль на Генуэзской конференции играли Дэвид Ллойд Джордж, Джордж Натаниел Керзон (Великобритания), Карл Йозеф Вирт, Вальтер Ратенау (Германия), Луиджи Факта (Италия), Жан-Луи Барту, Камиль Баррер (Франция).

Решение о созыве Генуэзской конференции было принято по инициативе Великобритании на совещании Верховного совета Антанты в Канне (Франция) 6 января 1922 года.

Официальной целью конференции было изыскание мер "к экономическому восстановлению Центральной и Восточной Европы". Но главным вопросом, стоявшим на конференции, был, по существу, вопрос об отношениях между РСФСР и капиталистическим миром после провала попыток свержения советской власти путем военной интервенции.

Западные страны рассчитывали использовать экономические ресурсы Советской России для решения своих послевоенных экономических проблем .

Для работы конференции были сформированы четыре комиссии: политическая, финансовая, экономическая и транспортная.

Один из докладов экспертов экономической комиссии на конференции был посвящен РСФСР. В первой главе доклада содержались следующие основные требования:

— Советское правительство должно взять на себя все финансовые обязательства своих предшественников, т.е. царского и Временного правительства.

— Советское правительство признает финансовые обязательства всех бывших доныне в России властей как областных, так и местных.

— Все остатки сумм, записанные в кредит одного из прежних российских правительств в банке, находящемся в какой-либо стране, правительство которой давало займы России, зачисляются на счет данного правительства.

Кроме признания всех долгов и возвращения (реституции) национализированных предприятий, доклад экспертов в дополнительных статьях требовал отмены монополии внешней торговли и установления для иностранных подданных в советских республиках режима, подобного режиму капитуляций в странах Востока.

От России потребовали уплаты 18,5 миллиарда золотых рублей довоенных и военных долгов. Советская делегация по указанию Ленина категорически отвергла эти требования и, в свою очередь, выдвинула контрпретензии о возмещении Советскому государству убытков, причиненных иностранной интервенцией и блокадой в размере 39 миллиардов золотых рублей.

Вместе с тем, желая найти почву для соглашения и восстановления экономических связей с западными государствами, советская делегация на Генуэзской конференции 24 апреля 1922 года заявила, что Советское правительство готово признать довоенные долги и преимущественное право за бывшими собственниками получать в концессию или аренду ранее принадлежавшее им имущество при условии признания Советского государства де-юре, оказания ему финансовой помощи и аннулирования военных долгов и процентов по ним.

На Генуэзской конференции советское правительство в своем Заявлении от 10 апреля выступило с предложением о всеобщем сокращении вооружений .

Однако, как вопрос о разоружении, так и вопросы урегулирования взаимных финансово-экономических претензий по вине западных государств на Генуэзской конференции не были разрешены. Оставив без внимания Заявление советской делегации, западные страны отвергли и ее экономические предложения , сформулировав жесткие условия возвращения долга России и собственности иностранных граждан.

Обсуждение финансово-экономических вопросов было продолжено на Гаагской конференции в июне-июле 1922 года.

В ходе Генуэзской конференции советской дипломатии удалось прорвать единый фронт империалистических государств, пытавшихся добиться дипломатической изоляции Советского государства, и заключить 16 апреля 1922 года Рапалльский договор с Германией.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ГЕНУЭЗСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1922 года - меж-ду-народная кон-фе-рен-ция по эко-но-мическим и фи-нан-со-вым во-про-сам.

Про-хо-ди-ла в Генуе (Ита-лия) 10 апреля - 19 мая при уча-стии пред-ста-ви-те-лей 29 го-су-дарств - Ав-ст-рии, Ал-ба-нии, Бель-гии, Бол-га-рии, Великобритании, Венг-рии, Гер-ма-нии, Гре-ции, Да-нии, Ис-лан-дии, Ис-па-нии, Ита-лии, Лат-вии, Лит-вы, Люк-сем-бур-га, Нидерландов, Нор-ве-гии, Поль-ши, Пор-ту-га-лии, РСФСР , Ру-мы-нии, Ко-ро-лев-ст-ва сер-бов, хор-ва-тов и сло-вен-цев, Фин-лян-дии, Фран-ции, Че-хо-сло-ва-кии, Швей-ца-рии, Шве-ции, Эс-то-нии, Япо-нии, а так-же 5 британских до-ми-нио-нов - Ав-ст-ра-лии, Ин-дии, Ка-на-ды, Но-вой Зе-лан-дии и Южно-Африканского Сою-за.

Ра-бо-той де-ле-га-ции РСФСР ру-ко-во-дил Владимир Ильич Ле-нин, на-зна-чен-ный её пред-се-да-те-лем. Заместителем председателя де-ле-га-ции был Г.В. Чи-че-рин, ко-то-рый в Ге-нуе, ку-да Ле-нин не вы-ез-жал, поль-зо-вал-ся все-ми пра-ва-ми пред-се-да-те-ля. Де-ле-га-ция РСФСР (в её со-став вхо-ди-ли так-же Л.Б. Кра-син, М.М. Лит-ви-нов, В.В. Во-ров-ский, Я.Э. Руд-зу-так, А.А. Иоф-фе, Х.Г. Ра-ков-ский, Н.И. На-ри-ма-нов, Б. Мди-ва-ни, А. Бек-за-дян, А.Г. Шляп-ни-ков) пред-став-ля-ла на Генуэзской конференции ин-те-ре-сы не толь-ко РСФСР, но и всех других советских рес-пуб-лик (Азер-бай-джан-ской, Ар-мян-ской, Бе-ло-рус-ской, Бу-хар-ской, Гру-зин-ской, Ук-ра-ин-ской, Хо-резм-ской), а так-же ин-те-ре-сы Даль-не-во-сточ-ной рес-пуб-ли-ки.

США, от-ка-зав-шие-ся уча-ст-во-вать в ра-бо-те Генуэзской конференции, бы-ли пред-став-ле-ны на ней на-блю-да-те-лем - американским по-слом в Ита-лии Р. Чайл-дом. Сре-ди пред-ста-ви-те-лей западных го-су-дарств на Генуэзской конференции наи-бо-лее ак-тив-ную роль иг-ра-ли Д. Ллойд Джордж, Дж.Н. Кер-зон (Ве-ли-ко-бри-та-ния), К.Й. Вирт, В. Ра-те-нау (Гер-ма-ния), Л. Фак-та (Ита-лия), Л. Бар-ту, К. Бар-рер (Фран-ция).

Ре-ше-ние о со-зы-ве Генуэзской конференции бы-ло при-ня-то по ини-циа-ти-ве Ве-ли-ко-бри-та-нии на со-ве-ща-нии Вер-хов-но-го со-ве-та Ан-тан-ты в Кан-не (Фран-ция) 6 января 1922 (смотри Канн-ская кон-фе-рен-ция 1922).

Официальной це-лью Генуэзской конференции бы-ло изы-ска-ние мер «к эко-но-ми-че-ско-му вос-ста-нов-ле-нию Цен-траль-ной и Вос-точ-ной Ев-ро-пы», но главным во-про-сом, сто-яв-шим на кон-фе-рен-ции, был, по су-ще-ст-ву, во-прос об от-но-ше-ни-ях ме-ж-ду РСФСР и ка-пи-та-листическим ми-ром по-сле про-ва-ла по-пы-ток свер-же-ния советской вла-сти пу-тём во-енной ин-тер-вен-ции.

Западные стра-ны рас-счи-ты-ва-ли ис-поль-зо-вать эко-но-мические ре-сур-сы Советской Рос-сии для ре-ше-ния сво-их по-сле-во-ен-ных эко-но-мических про-блем. Они по-пы-та-лись за-ста-вить РСФСР при-знать все внеш-ние дол-ги цар-ско-го и Временного пра-ви-тельств (18,5 млрд. зо-ло-тых рублей), вер-нуть иностранным вла-дель-цам на-цио-на-ли-зированные советской вла-стью пред-при-ятия или воз-мес-тить их стои-мость, ли-к-ви-ди-ро-вать мо-но-по-лию внеш-ней тор-гов-ли и т.д.

Советская де-ле-га-ция от-верг-ла эти тре-бо-ва-ния и вы-дви-ну-ла контр-пре-тен-зии о воз-ме-ще-нии РСФСР убыт-ков, при-чи-нён-ных иностранной ин-тер-вен-ци-ей и бло-ка-дой (оце-ни-ва-ла их в 39 млрд. зо-ло-тых рублей). Вме-сте с тем, же-лая най-ти поч-ву для со-гла-ше-ния и вос-ста-нов-ле-ния эко-но-мических свя-зей с западными го-су-дар-ст-ва-ми, советская де-ле-га-ция на Генуэзской конференции 20 апреля 1922 года зая-ви-ла, что пра-ви-тель-ст-во РСФСР го-то-во при-знать до-во-ен-ные дол-ги и пре-иму-ще-ст-вен-ное пра-во за бывшими соб-ст-вен-ни-ка-ми по-лу-чать в кон-цес-сию или арен-ду ра-нее при-над-ле-жав-шее им иму-ще-ст-во, при ус-ло-вии при-зна-ния РСФСР де-юре, ока-за-ния ему фи-нан-со-вой по-мо-щи и ан-ну-ли-ро-ва-ния во-енных дол-гов и про-цен-тов по ним.

На Генуэзской конференции советское пра-ви-тель-ст-во вы-сту-пи-ло с пред-ло-же-ни-ем о все-об-щем ра-зо-ру-же-нии. Од-на-ко как во-прос о ра-зо-ру-же-нии, так и во-про-сы уре-гу-ли-ро-ва-ния вза-им-ных фи-нан-со-во-эко-но-мических пре-тен-зий вви-ду по-зи-ции, за-ня-той западными го-су-дар-ст-ва-ми, не бы-ли раз-ре-ше-ны. Об-су-ж-де-ние фи-нан-со-во-эко-но-мических во-про-сов бы-ло про-дол-же-но на Га-аг-ской кон-фе-рен-ции 1922 года. В хо-де Генуэзской конференции советской ди-пло-ма-тии уда-лось про-рвать еди-ный фронт западных го-су-дарств, пы-тав-ших-ся до-бить-ся ди-пло-ма-тической изо-ля-ции РСФСР, и за-клю-чить с Гер-ма-ни-ей Ра-палль-ский до-го-вор 1922 года.

Исторические источники:

Ге-ну-эз-ская кон-фе-рен-ция 1922. Ма-те-риа-лы Ге-ну-эз-ской кон-фе-рен-ции. (Под-го-тов-ка, от-че-ты за-се-да-ний, ра-бо-ты ко-мис-сий, ди-пло-ма-ти-че-ская пе-ре-пис-ка и пр.). М., 1922;

До-ку-мен-ты внеш-ней по-ли-ти-ки СССР. М., 1961. Т. 5.

Генуэзская конференция открылась 10 апреля 1922 г. в присутствии многочисленных делегаций от 34 стран. Это была первая большая международная встреча представителей государств с различными социально-экономическими системами.

Интерес к ней во всем мире был огромный. Гостиницы и частные дома старинного итальянского города заполнили прибывшие из разных стран журналисты, банковские деятели, представители промышленных монополий и торговых фирм, всякого рода агенты, посредники, разведчики, русские белые эмигранты. Итальянское правительство увеличило генуэзский гарнизон, усилило полицию, прислав в Геную дополнительно 500 тайных агентов.

Первым на конференции выступил ее председатель - итальянский премьер-министр Факта. В своей декларации он требовал, чтобы все участники конференции полностью присоединились к каннским резолюциям Верховного совета Антанты. Взявший затем слово глава английской делегации Ллойд-Джордж нарисовал мрачную картину послевоенной экономической разрухи и призвал всех делегатов содействовать установлению мира и достижению соглашения. После него говорил от имени Франции Луи Барту; он тоже призвал к миру, но вместе с тем заявил, что существующие договоры не должны обсуждаться на конференции.

В центре внимания первого пленарного заседания было выступление представителя Советской России. В декларации, которую огласил Г. В. Чичерин, содержалась развернутая конкретная программа установления прочного, длительного мира между всеми государствами и укрепления международной безопасности. Советское правительство признавало необходимым экономическое сотрудничество с капиталистическими странами «на основе взаимности, равноправия и полного и безоговорочного признания». Оно указывало, что экономическое восстановление России, самой крупной из европейских стран, располагающей богатейшими природными ресурсами, «является непременным условием всеобщего экономического восстановления» и что Советская Россия со своей стороны создала все необходимые юридические гарантии для успешного делового сотрудничества с буржуазными странами. Однако экономические вопросы неотделимы от политических проблем, поэтому «всякие усилия, направленные к восстановлению мирового хозяйства, будут тщетны до тех пор, пока над Европой и над миром будет висеть угроза Новых войн…».

Г. В. Чичерин довел до сведения конференции, что Советское правительство намерено предложить программу установления всеобщего мира - сокращения вооружений и вооруженных сил, а также полное запрещение наиболее варварских форм ведения войны - ядовитых газов, воздушных бомбардировок и других средств разрушения, направленных против мирного населения. Установление всеобщего мира, говорилось в декларации, должно быть проведено всемирным конгрессом, созванным на основе полного равенства всех народов и признания за ними права распоряжаться своей собственной судьбой, с обязательным официальным участием в нем рабочих организаций. Советская декларация упоминала и о необходимости пересмотра устава Лиги наций «с целью превращения ее в настоящий союз народов, без господства одних над другими». В связи с предложениями о кабальных ля Советской России соглашениях, выдвинутыми Францией и другими западными державами, Г. В. Чичерин заявил, что советская делегация решительно отклоняет всякую возможность неравноправных сделок.

Как только Г. В. Чичерин закончил выступление, Барту заявил протест: ему особенно не понравилось предложение о всеобщем сокращении вооружений. Барту предупредил, что если русская делегация официально поставит этот вопрос на рассмотрение конференции, то «она встретит со стороны французской делегации не только сдержанность, не только протест, но точный и категорический, окончательный и решительный отказ».

Между тем советская программа мира соответствовала жизненным интересам всех народов. «Голосом советской делегации на Генуэзской конференции — говорит рабочий класс всего мира. Этот голос спокоен, но тверд и решителен»,- констатировала . Советская делегация в Генуе получала многочисленные приветствия из различных стран. Когда Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет рассматривал вопрос о деятельности делегации, он указал в своем постановлении: «В особенности ВЦИК подчеркивает правильность и своевременность того, что делегация в первом же своем выступлении выдвинула предложение всеобщего разоружения. В этом выступлении делегации РСФСР нашли свое выражение интересы и желания не только трудящихся масс России, но и кровные интересы трудящихся всего мира и всех угнетенных и порабощенных народов и наций».

Во второй день конференции, 11 апреля, началась работа четырех комиссий: политической, экономической, финансовой и транспортной. рассматривался в первой из них; для этого была образована специальная подкомиссия. Здесь советской делегации вручили меморандум, разработанный экспертами в Лондоне. Он требовал, чтобы Советское правительство взяло на себя все финансовые обязательства царского и Временного правительств и вообще всех «бывших доныне» властей, признало свою материальную ответственность за все убытки, понесенные иностранцами от действий Советского правительства и его предшественников, и возвратило им национализированные предприятия. В меморандуме содержались и другие домогательства: отмена монополии внешней торговли, т. е. ликвидация барьера, который ограждал Советскую Россию от экономической экспансии иностранного капитала; установление для иностранцев исключительного режима, подобного капитуляционному; контроль держав Антанты над советскими финансами.

Ллойд-Джордж, пытаясь склонить советскую делегацию к уступкам, пригласил Г. В. Чичерина, Л. Б. Красина и М. М. Литвинова в свою резиденцию на виллу Альбертис для неофициальных бесед. Здесь Ллойд-Джордж, а также Барту и представители Бельгии и Италии потребовали безоговорочного принятия всех условий меморандума экспертов. Советские дипломаты в категорической форме отклонили те пункты меморандума, которые нарушали суверенитет Советской России, и со своей стороны выдвинули контрпретензии к странам Антанты за ущерб, нанесенный интервенцией и блокадой. Размер ущерба, поддающегося учету, был определен особой правительственной комиссией - в результате тщательного, более чем двухлетнего изучения - в 39 млрд. 45 млн. довоенных рублей.

После длительных дискуссий Ллойд-Джордж объявил, что западные державы отвергают советские контрпретензии, но соглашаются уменьшить военный долг России и продлить срок уплаты процентов по всей задолженности. Заявление было сделано в ультимативной форме. Советская делегация на это ответила, что ей нужно снестись со своим правительством. Переговоры временно приостановились.

Политику прямого нажима на Советское правительство с целью принудить его к сдаче командных экономических позиций иностранному капиталу поддерживали Соединенные Штаты Америки. Активность неофициальных представителей американского правительства и крупнейших монополий в Генуе была велика. Присутствовавший на Генуэзской конференции в качестве наблюдателя посол Соединенных Штатов в Италии Чайлд отмечал в своем дневнике, что делегаты конференции, не исключая представителей великих европейских держав, постоянно поддерживали с ним тесный контакт.

Попыткам империалистов навязать советским республикам кабальный договор или сорвать конференцию советская делегация противопоставила активную дипломатическую борьбу за достижение взаимовыгодных соглашений. Эта борьба увенчалась крупным успехом: путем соглашения с Германией удалось пробить брешь в антисоветском фронте капиталистических государств.

18 — 19 октября 2018 года в Минске состоялся международный форум «Международное правосудие и укрепление интеграционных процессов», организованный Судом Евразийского экономического союза . Более 200 представителей международных судов, государственных органов, экспертных и научных кругов стран-участниц ЕАЭС приняли участие в конференции. В работе форума приняли участие более 200 представителей международных судов и организаций, а также национальных судебных, государственных органов, научных и деловых кругов ЕАЭС и ЕС.

Председатель правления НКО «Евразийского Партнёрства» (Беларусь) Алексей Тома и его представители Рина Карпова, Яна Клюбанова и Дарья Кравец приняли участие в конференции.

Первый день конференции был посвящён роли органов международного правосудия в развитии интеграционных процессов. Участники дискуссионных сессий обсудили основные тенденции развития права ЕАЭС, взаимодействие органов международного правосудия с национальными судами, использование права ЕАЭС в качестве инструмента защиты бизнеса и другие вопросы.

Пленарное заседание с приветственным словом открыл председатель Суда ЕАЭС Жолымбет Баишев, который рассказал участникам конференции о работе Суда ЕАЭС: «За три года своего существования судом рассмотрено 30 заявлений по разрешению споров и о разъяснении, в том числе 19 заявлений было подано хозяйствующими субъектами, 9 — уполномоченными органами государств — членов союза и Евразийской экономической комиссией».

По официальным данным суд ЕАЭС вынес 17 решений, в том числе одно решений было вынесено в 2018 году, в настоящее время в суде ЕАЭС рассматривается 4 дела, в том числе 3 по заявлению ЕЭК и еще одно – по заявлению хозяйствующего субъекта.

Председатель Суда ЕАЭС Жолымбет Баишев отметил, что «практика показала востребованность консультативных решений суда ЕАЭС по стороны ЕЭК, эти заключения использовались при разрешении конкретных дел».

Министр юстиции Республики Беларусь Олег Слижевский заявил, что эффективность суда Евразийского экономического союза формирует доверие мирового сообщества к ЕАЭС. «Деятельность суда формирует доверие к ЕАЭС и со стороны мирового сообщества. Эффективность судебного органа союза — важная составляющая репутации ЕАЭС как международной организации. То, насколько справедливо разрешаются споры в суде, будет иметь значение для государств, рассматривающих возможность вступления в ЕАЭС», — отметил министр Слижевский.

Член Коллегии (Министр) по торговле ЕЭК Вероника Никишина рассказала в своём выступлении о моделях и принципах, определяющих политику Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по созданию специальных механизмов разрешения споров с торговыми партнёрами, а также о юридических вопросах, с которыми приходится сталкиваться при проведении переговоров.

«При заключении соглашений о свободной торговле и иных типов преференциальных торговых соглашений с нашими партнерами особую роль имеет система сдержек и противовесов, которая гарантирует соблюдение взятых на себя обязательств и восстановление статуса-кво в случае их нарушения. В своей переговорной практике ЕАЭС ориентируется на новейшие теоретические и практические тенденции, связанные с осмыслением того, как должны решаться споры между государствами по торговым вопросам» – отметила Вероника Никишина.

Во второй день конференции участники работали в параллельных дискуссионных сессиях. В ходе второй сессии, в которой участвовали представители «Евразийского Партнёрства», эксперты сосредоточились на проблематике интеграции в рамках ЕАЭС.

Представители Евразийской экономической комиссии и ученые из университетов Беларуси, России и Казахстана обсуждали проблематику экспортного контроля, обеспечения национальной безопасности, развития права в сфере услуг и споры по классификации товаров.

Доцент кафедры международного права факультета международных отношений БГУ Юрий Лепешков в своем выступлении отметил достоинства и недостатки недоговорного регулирования. Интересным моментом, который вызвал бурную дискуссию среди присутствующих, было предложение о разграничении понятий, таких как «общий рынок» и «единый рынок», которые неоправданно позиционируются в праве ЕАЭС как идентичные.

По итогам конференции участники отметили возрастающую роль международных судебных органов в укреплении евразийской интеграции. Выступающие высокопоставленные гости обсудили актуальные вопросы деятельности Суда ЕАЭС и перспективы развития органов международного правосудия.

Учреждение «Евразийское Партнёрство» выражает благодарность Советнику экспертно-аналитического отдела Секретариата Суда ЕАЭС Кириллу Энтину.

С 10 апреля по 20 мая 1922 года в городе Генуя, что находится в Италии, была проведена конференция, которая смогла собрать 29 государств. В то время в ней участвовали 6 сильнейших и крупнейших государств мира, в число которых входила и РСФСР. Что касается Соединенных Штатов Америки, но их представители отказались принять участие в конференции, но при этом отправили на нее своего наблюдателя.

Причины

Как уже было сказано выше, РСФСР также принимала участие в конференции, и ранее страны - представители предложили Владимиру Ильичу Ленину руководить встречей. Он согласился, но по причине его отсутствия председателем был его представитель - Георгий Чичерин. Суть Генуэзской конференции состояла в решении некоторых экономических и финансовых вопросов, которые в первую очередь затрагивали Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

Прежде всего, представители стран требовали следующее:

  • признание долгов

В этот пункт входили не только долги Советской России, но и денежные средства, которые была должна Царская Россия, а также Временное Правительство. Между прочим, если сумма всех долгов не превышала 19 миллиардов золотых рублей, то потери Советской России во время блокады и военной интервенции составили около 39 миллиардов золотых рублей.

  • возврат предприятий

Так как во время правления Советской России, а также до нее, многие частные предприятия иностранных капиталистов были национализированы, группа государств требовала их возврата напрямую к иностранным владельцам.

Итоги Генуэзской конференции

Итоги Генуэзской конференции несколько не совпадали с тем результатом, который стремились получить страны запада. Их первым желанием был возврат Советской России на мировой рынок, но это делалось не для признания Советской власти, а для возможности эксплуатации ресурсов РСФСР, благодаря ее экономической слабости. Но по указанию Ленина его представитель отвергал все предложения. При этом после предложения Советской России была организована Гаагская конференция, которую провели также в 1922 году.

Единственным решением данной конференции стало заключение с Германией Раппальского договора, после которого Германия стала основным военным и торговым партнером Советской России.

Конечно, можно говорить о том, что особого значения данная конференция не сыграла, и основные решения принимались намного позже, но на самом деле Советская Россия смогла прорвать блокаду западных государств, которые стремились к дипломатической изоляции РСФСР. Между прочим, это было сделано благодаря разногласиям в империалистическом лагере.