Turbo pascal обучение с нуля. Язык программирования Pascal для новичков: основные понятия. Вещественные типы данных

24.01.2024 Программы

Профессиональная среда разработки для создания программ и приложений любого уровня сложности. Сочетает в себе классическую простоту Паскаля и все возможности современной среды разработки.NET, которую используют профессиональные разработчики по всему миру. Кроме того, язык программирования Паскаль изучают на школьном курсе информатики, давая учащимся базовые знания об операторах и переменных. Таким образом, обучение Паскаль абс даётся новичкам лучше, чем освоение других языков программирования.

Курс из семи практических видеоуроков идеально подходит для тех, кто хочет узнать, как сделать программу в Pascal ABC, вне зависимости от уровня подготовки. Каждый урок имеет свою тему, поэтому их можно смотреть как по порядку, так и выборочно, чтобы углубить и расширить свои познания в конкретной области.

Уроки Pascal ABC

Представленные в видеокурсе уроки Паскаль АБС основаны на разработке прикладных программ и дают практические знания. Все программы, которые вы напишите в процессе прохождения видеокурса, полностью рабочие и их можно использовать в повседневной жизни – «воды» и пустой теории в курсе нет.

Осваиваем интерфейс редактора и пишем свои первые строчки кода.


Изучаем логику работы с числами и конструируем таймер.


Изучаем, как язык программирования компилирует исходный код.



Используем Паскаль для нахождения решения задачи про школьницу Анну.


Программируем настоящий виртуальный музыкальный синтезатор.


Осваиваем сложные математические функции и создаём полноценный инженерный калькулятор.



Создаём «правильную» телефонную книгу на основе базы данных.


Урок 1 - Первая программа
Урок 2 - Простые числа
Урок 3 - Компиляторы (Часть 1)
Урок 3 - Компиляторы (Часть 2)
Урок 4 - Решение школьной задачи
Урок 5 - Создание пианино
Урок 6 - Продвинутый калькулятор (Часть 1)
Урок 6 - Продвинутый калькулятор (Часть 2)
Урок 7 - Удобная телефонная книга (Часть 1)
Урок 7 - Удобная телефонная книга (Часть 2)
Урок 7 - Удобная телефонная книга (Часть 3)
Урок 7 - Удобная телефонная книга (Часть 4)
Урок 8 - Работа с графикой. Система частиц (Часть 1)
Урок 8 - Работа с графикой. Система частиц (Часть 2)
Урок 8 - Работа с графикой. Система частиц (Часть 3)
Урок 8 - Работа с графикой. Система частиц (Часть 4)

Вы находитесь в разделе материалов по пограммированию на Паскале. Перед тем как начать программировать, надо прояснить некоторые понятия, которые нам понадобятся в начале. Ведь просто так программировать нельзя. Мы не можем записать программу словами – компьютер кроме нулей и единиц больше ничего не понимает. Для этого в Паскале создана специальная символика – язык Паскаля, набор зарезервированных слов, которые нельзя использовать в своих программах больше нигде, кроме как по назначению. Перечислим основные понятия, которые нам понадобятся в начале:

✎ 1) program – по-английски «программа», пишется в самом начале кода, после чего идет название программы латиницей и точка с запятой. Например: program Summa; − программа под названием Summa. Но эту часть кода, называемую заголовком программы, можно и не писать − она присутствует только для наглядности и показывает, какую задачу решает данная программа. Здесь мы употребили слово «код» − так называется текстовая запись программы.

✎ 2) integer – по-английски означает «целое число» (или просто «целое») и в Паскале используется для обозначения 32-битных (8 байт) целых чисел со знаком с диапазона [-2147483648, 2147483647] . Что означают эти большие числа, мы потом разберем.

✎ 3) real – с английского «реальный», «настоящий», «вещественный», «действительный». В языке Паскаль этим термином обозначаются вещественные числа с диапазона [-1.8∙10 308 , 1.8∙10 308 ] . Это очень большие числа, но значащих цифр выводится 15 – 16. Кстати, типы данных integer и real в среде программирования PascalABC.Net всегда автоматически выделяются синим цветом.

✎ 4) const – аналог англ. «constant», означающее «постоянная», «константа». В Паскале это величина, которая не может изменяться. Записывается так:


Эту запись надо воспринимать так, как она пишется: число N равно 12, S равно 5, «пи» равно 3,14 (как и в математике, только вместо запятой в Паскале используется точка). В последней строке мы использовали двойной слэш (две косые черты), после которых идет текст, – так в Паскале пишутся комментарии, и их программа не воспринимает. Всё, что начинается двойным слэшом и до конца строки – это комментарий, который пишется для пояснения к программе и всегда выделяется другим цветом (в PascalABC.Net - это зеленый, в Turbo Pascal не используется такой вид комментария). Существует и другой тип комментария – это {текст, заключенный в фигурные скобки, так же, как и здесь, тоже выделяющийся зеленым цветом} . Этот вид комментария может действовать несколько строк подряд – от начала скобки и до её закрытия, и всё, что находится в середине такой конструкции, компилятор не воспринимает как код и просто пропускает.

В действительности формат записи const немножко сложнее. По правилам мы должны были записать:

1 2 3 4 const N: type integer;

Описание:

")" onmouseout="toolTip()">integer
= 12 ; //число N – целого типа S: type integer;

Описание:
Представляет 32-битовое целое число со знаком.

Диапазон значений: -2 147 483 648 .. 2 147 483 647 ")" onmouseout="toolTip()">integer
= 5 ; //число S – целого типа pi : type real;

Описание:
Представляет число двойной точности с плавающей запятой.

Размер: 8 байт
Количество значащих цифр: 15 - 16
Диапазон значений: -1.8∙10 308 .. 1.8∙10 308
")" onmouseout="toolTip()">real
= 3.14 ; //число «пи» - вещественного

После объявления каждой величины указывается её тип, а потом присваивается значение. Но предыдущая запись тоже верна, поскольку компилятор Паскаля настроен так, что он автоматически определяет тип постоянной. Но этого нельзя сказать о следующем типе чисел – переменных.

✎ 5) var – происходит от англ. «variable» («переменная», или «изменчивый»), что в Паскале означает величину, которая в процессе программы может изменять свое значение. Записывается так:


Как видно из записи, знака «=» здесь нет – пересчитываются переменные одного типа (через запятую) и после двоеточия указывается только тип. Переменные N, m (целые) и Q, r, t (вещественные) в программе могут изменять значения в пределах integer и real соответственно. Ещё одно замечание: описание переменных всегда стоит после описания констант (постоянных) – сначала идет конструкция const , а потом var .

✎ 6) begin – в переводе с английского означает «начинать» и Паскале означает начало основной программы, в которой записываются команды (операторы). После слова begin точка с запятой не ставится.

✎ 7) end – по-англ. «конец», и в языке Pascal означает то же (конец программы). После последнего слова end всегда стоит точка. Мы выделили слово «последнего», поскольку использование конструкции begin – end возможно ещё в одном случае: это так называемые операторные скобки, которые применяются для объединения нескольких операций под одним оператором. Но об этом потом. Таким образом, основная программа будет выглядеть так:

1 2 3 4 5 6 begin < оператор 1 > ; < оператор 2 > ; . . . . . . . < оператор N > ; end .

Здесь операторы в теле программы – это разные команды компилятору.

✎ 8) write – по-английски означает «писать». Этот оператор выводит на экран текст, помещенный в него, поэтому так и называется – оператор вывода. Текст, помещенный в него, выделяется синим и записывается так:

Write("этот текст выведен на экране" );

Сообщение, находящееся в скобках и кавычках, будет показано в окне консоли (просто в скобках без кавычек нельзя). После выполнения этого оператора мы увидим на экране:

этот текст выведен на экране

В таком виде оператор write используется в том случае, когда надо показать подсказку, пояснение, комментарий и т. п. А от если необходимо вывести ещё и числовое значение, скажем, S = 50 кв. м, то используется формат:

Write(, S);

В результате получим на экране результат:

Величина площади равна: S = 50

А при необходимости вывести единицы измерения, надо после S снова вставить текст в кавычках:

Write("Величина площади равна: S = " , S, " кв.м" );

После выполнения последнего оператора вывода получим вывод на экран:

Величина площади равна: S = 50 кв.м

✎ 9) writeln – то же, что и write, но после выполнения курсор будет переведен на следующую строку.

✎ 10) read – в переводе с английского означает «читать», поэтому read называется оператором считывания, или ввода данных. Записывается как read(N), что означает необходимость ввода величины N, где N – любое число, или текст, или другой тип переменной. Например, если надо ввести возраст человека, которому 32 года, мы можем записать так:


В первой строчке этого кода программа выводит вопрос «Каков Ваш возраст? » и переводит курсор в следующую строку (окончание ln); во второй строке мы выводим « Year = » (в начале пробел); далее мы видим оператор readln(Year) означающий необходимость введения возраста Year (число 32); наконец, выводим сообщения «Мой возраст », «32 » и « года. » поочередно. Необходимо внимательно следить за пробелами. В результате выполнения данного кода мы получим сообщение:

Каков Ваш возраст?
Year = 32
Мой возраст 32 года

✎ 11) readln – то же, что и read, только с переводом на новую строку. Действительно, в приведенном выше примере после введения числа Year мы только в следующей строке пишем: «Мой возраст 32 года ».

Это пока что все. На следующей странице мы напишем первую программу, и в программировании на Паскале это будут наши

В этой статье я расскажу вам про основные принципы работы с языком Pascal . Информация, выложенная здесь, проста и понятна для начинающих программистов. После изучения этой статьи вы будете владеть первоначальными знаниями о Pascal, и ваш дальнейший процесс обучения будет проходить намного легче чем мог бы быть.

Pascal – один из самых известных языков программирования. Создан в 1968 – 1969 годах швейцарским ученым Никлаусом Виртом, был назван в честь французского математика и физика Блеза Паскаля, и используется для обучения программированию по сей день.

1. Подготовка к работе

Итак, вы решили научиться программировать и начать с языка наиболее для этого подходящего – Pascal. Для начала работы вы должны приобрести (скачать) компилятор.

А что же собственно, такое, этот «компилятор» ? Это специальная программа, которая считывает код программы, а затем переводит его на язык машинных кодов. То есть, по сути, все языки программирования – это способ “общения” с компьютером, а компилятор помогает перевести нашу “речь” на понятную ему.

Для Pascal существует немало компиляторов, самые известные из них: Pascal ABC, Free Pascal, Pascal ABC.NET, Turbo Pascal. Все эти программы по-своему хороши, но лично для меня (автора), очень удобен Pascal ABC (или Pascal ABC.NET), поскольку он имеет весьма удобный интерфейс, подробную справку, и даже специально подготовленный для новичков сборник задач.

2. Начало работы

Что ж, перед нами открыто окно компилятора. Чистый, белый (или синий?) лист. Здесь и будут появляться на свет наши первые программы. Перед началом работы следует запомнить, что язык Pascal – это совокупность трёх составляющих: алфавита, синтаксиса (правил написания объектов языка) и семантики (правил использования этих объектов).
Алфавит Pascal состоит из:
  1. Прописных и строчных букв латиницы: A...Z, a…z;
  2. Цифр: 0...9;
  3. Специальных символов: + - * / = < >.,:; ‘ # () { } и их комбинаций: «>=» «
Задача же синтаксиса и семантики состоит в том чтобы, правильно написать раздел программы и правильно составить ее структуру, в противном же случае наша программа будет работать неправильно (или же не работать вовсе!).
Вам наверное уже не терпится приступить к самой интересной части, так что сейчас мы с вами попробуем написать ваши первые программы.

Структура программы выглядит так:

Program «имя программы»; - заголовок программы;
(Примечание: в конце строки ставится точка с запятой, не во всех, но в большинстве)
Uses (название библиотеки); здесь подключаются библиотеки, которые дают дополнительные возможности при создании программ;
Label (имя метки); здесь, если необходимо, прописываются метки, позволяющие переходить в разные места программы (о них позже);
Const тут указываем переменные с постоянной величиной, например, p=3.14;
Var тут через запятую перечисляем все переменные, а затем, указываем тип данных (Пример: Var: K, L, M: integer; N, O: real; (если несколько типов));
Begin (здесь без точки с запятой)
Дальше следует основной блок программы;
end. – конец программы (обязательно после “end” точка, если только это конец программы, а не операторные скобки).

3. Создание первых программ

Теперь вы знакомы с основной структурой программы. Следует заметить, что из вышеперечисленных разделов обязательными есть только «Var», «Begin» и «end», остальные же могут применяться, если это требуется в ходе выполнения поставленной задачи.

Откройте окно вашого компилятора, и введите следующие строки:

Program Programma1;
begin
end.

Нажмите кнопку «Выполнить»(«Run»). Ничего не происходит? Так и есть, ведь наша программа «пустая», мы не указали что она должна делать, потому ничего и не произошло. Обычно принцип работы программы написанной на языке Pascal состоит из трёх этапов: ввод данных – обработка данных – вывод даннных. Теперь познакомимся с оператором “write”. Он служит для как раз для вывода данных без перехода на новую строку. Попробуем его применить, тем самым сделав нашу программу чуть сложнее и интереснее:

Program Programma1;
begin
write(" Pascal ");
end.

Собственно, так он и применяется. Между апострофами мы можем ввести любой текст, на любой раскладке, и после выполнения программы он появится в окне вывода (или в командной строке, смотря какой у вас компилятор). В данном случае, должно появиться слово «Pascal».

3.1. Операторы write, writeln, read, readln
Теперь поговорим о вводе данных. Мы уже познакомились с оператором write, но существуют также и другие. Writeln, к примеру, используется для вывода данных с переходом на новую строку. Зачем? Ну, например чтобы дать какой-нибудь переменной значение:

Program Programma1;
var A:integer;
begin
writeln("A= "); read(A); {ввести значение и «прикрепить» его к переменной A}
write(A); {Вывести значение переменной A}
end.

Как вы видите, я вкратце описал каждое действие в фигурных скобках. Это называется комментарий. В дальнейшем я также буду использовать их для объяснений.
В этом примере для присваивания к переменной значения, введенного с клавиатуры используется оператор read. Мы видим, что при выполнении он прочитал строку в переменную А. А другой оператор, readln работает по другому. Используя его, мы можем сразу ввести нужную строку, и она прочитается в переменную:

Program Programma1;
var A:integer;
begin
readln(A);
write("A= ", A); {строка будет выглядеть так: «А= " введенное значение А " „}
end.

Теперь, когда вы немного знаете о вводе данных, поговорим о том, какие могут быть данные, и как их обрабатывать.

3.2. Типы данных в Pascal
Пока вы читали эту статью, вы, наверное, уже пару раз натыкались на непонятное вам integer. Внимательно изучив основную структуру программы, вы наверняка поняли, что это тип данных. Но что это означает? Давайте поближе с этим познакомимся.

Исходные данные, которые вводятся с клавиатуры или читаются из файла, находяться в переменных, а они, в свою очередь, хранятся в оперативной памяти. Тип данных определяет, какие именно данные можно хранить, и сколько они займут оперативной памяти. Типы данных бывают целыми и вещественными.

Целые типы данных (для целых чисел):
- byte
Объем памяти значений этого типа составляет 1 байт. Диапазон значений для данного типа: от 0 до 255.
- word
Значения этого типа занимают уже 2 байта памяти, а диапазон значений уже побольше: от 0 до 65535.
- integer (уже нам знакомый)
Значения также занимают 2 байта памяти, диапазон такого же размера, но включает уже и отрицательные числа: -32786…32787.
- LongInt
Объем памяти, занимаемый значением типа равняется 4 байтам. Диапазон значений же полностью соответствует названию типа данных: от -2147483648 до 2147483647
- ShortInt
Значение типа потребляет 1 байт памяти, диапазон относительно небольшой: -128…127.

Вещественные типы данных (для чисел с дробной частью):
- Real
Занимаемая значением типа – 6 байт. Число значащих цифр – 11-12. (значащие цифры – это точные цифры, т.е. не округленные). Диапазон значений типа: от 2.9*10-39 до 1.7*1038.
- Double
Размер значения типа – 8 байт. Число значащих цифр – 15-16. Диапазон: 5.0*10324…1.7*10308.
- Extended
Занимает 10 байт. Число значущих цифр – 19-20. Диапазон: 3.4*10-4932…1.1*104932.
Помимо этих, существуют также символьный тип данных (char) и даже логический тип данных (boolean), переменные которого могут принимать значения только true или false.

Итак, мы уже немало узнали о вводе и выводе данных. Теперь же перейдем к самой сложной части – обработке данных.

3.3. Обработка данных. Математические операции. Условия. Логические операции.
Мы уже научились вводить данные в программу, теперь попробуем научиться их обрабатывать. Первое, и самое главное, что нам пригодится в этом деле – оператор присваивания. Выражается он вот так: «:=», и используется для присваивания значения переменной. Примеры: A:=1.5; B:=2+A. Теперь, когда мы знакомы с оператором присваивания, можем рассмотреть математические операции Pascal:
  1. Сложение (+);
  2. Вычитание (-);
  3. Умножение (*);
  4. Деление (/);
  5. Целочисленное деление (div) – возвращает целую часть от деления (Пример: 10 div 3 = 3);
  6. Остаток от деления (mod) – возвращает только остаток от деления (Пример: 5 mod 2 = 1);
Помимо приведенных, существуют еще такие операции и функции для работы с числами:

Abs(x) – возвращает модуль от x;
sin(x) – синус угла x (в радианах);
cos(x) – косинус угла x (в радианах);
int(x) – возвращает целую часть от x;
random(число) – случайное число от 0 до заданного;
sqr(x) – квадрат x;
sqrt(x) – квадратный корень x;
inc(x) – увеличить x на 1;
dec(x) – уменьшить x на 1.

Условия
Условия в Pascal играют очень большую роль, особенно если алгоритм выполнения программы разветвленный. Формулируется условие следующим образом:

If (условие 1) then (действие 1 - основное) else (действие 2 - альтернативное)
(if – если, then – то, else – иначе)

При построении условия пользуются логическими операциями and, not, or, xor:

And – операнд, объединяющий несколько условий в одно. Действие будет выполняться, только если все перечисленные условия будут верны.
program Usloviya;
var a:integer;
begin
readln(a);
if (2*2=4) and (3+2=5) then a:=a+1 else a:=a-1;
write(a);
end.

На этом примере мы видим, что все условия, перечисленные через and верны, потому выполнялось только первое действие, идущее через than. Если хотя бы одно условие не было верно, тогда выполнилось бы второе действие.

Not – логическое действие с условием из одной части. Если условие неверно, то будет выполняться основное действие (первое), если верно – то альтернативное (второе).

Program Usloviya;
var b:integer;
begin
readln (b);
if not 5=4 then b:=b+1 else b:=b-1;
write (b);
end.

Условие 5=4 неверно, следовательно, будет выполняться первое действие.

Or (или) – логический оператор для условия из нескольких частей. Основное действие будет выполняться, если верно хотя бы одно условие.
program Usloviya;
var d:integer;
begin
readln (d);
if (5=4+1) or (5=4) then d:=d+1 else d:=d-1;
write(d);
end.

Одно из условий верно, поэтому программа перейдет к основному действию. Тоже повторится, если верными будут все условия. Если же ни одно условие не будет верно, то выполниться альтернативное действие.

Xor – с этим оператором основное действие выполняется, если верно только одно условие. Если верны несколько условий, или же ни одного, то выполнится альтернативное действие.

Program Usloviya;
var n:integer;
begin
readln(n);
if (6=4) xor (3=5-2) then n:=n+1 else n:=n-1;
write (n);
end.

(Примечание: Не стоит забывать что приоритет логических операций выше чем математических, поэтому, если одни совмещаются с другими, то желательно выделять математические операции скобками, чтобы не возникало ошибок при выполнении программы.)

Теперь мы с вами знакомы и с основами обработки данных. Осталось поговорить о некоторых дополнительные процедурах, и функциях для управления программой, которые вам не раз пригодяться при дальнейшем обучении на Pascal.

3.4. Процедуры и функции для управления программой
Поговорим о упомянутой раньше метке. Эта процедура очень легка в использовании и позволяет при надобности перейти в любую часть программы, «перескочив» одну из следующих частей, или же наоборот, вернуться в предыдущую часть. Прописывается метка очень просто: сперва описываем метку в разделе меток (см. п. 3. Начало работы. Структура программы), а затем указывается место перехода, а нужный оператор помечается меткой.

Program Metka;
label 1,2;
var A, B:integer;
begin
readln (A);
2: if A=5 then goto 1; {2: - действие после перехода на соответствующую метку,}
A:=A+1; {goto - переход на метку}
goto 2;
1: write (A);
end.

На данном примере, программа увеличивает на 1 введенное число, пока оно не станет равным пяти. Тут мы и можем проследить действие метки.

Delay(время) – остановка программы с задержкой, время в кавычках указывается в миллисекундах.
Readkey – остановка программы до нажатия клавиши, значение функции – код нажатой клавиши.
Exit – досрочное завершение процедуры.
Следует заметить, что для работы delay, readkey, и exit необходимо подключить модуль crt (uses crt).

Также посмотрите видео: Паскаль с нуля - первая программа.

4. Заключение

Прочитав эту статью, вы получили базовые знания по языку программирования Pascal. В доступных и понятных формулировках здесь были выложены основные понятия, принципы работы с данным языком. Теперь дело переходит к вам в руки. Если вы правильно воспользуетесь этой информацией, и продолжите обучаться языку Pascal, то вскоре сможете владеть им в совершенстве.

Поняв принцип работы с Pascal, вы сможете изучить и другие языки программирования, и в будущем писать уже более «серьезные» программы, чем те с которыми вы познакомились при изучении этой статьи. Продолжайте учиться! Удачи!

Среда программирования PascalABC используется в качестве начального обучения программированию на языке программирования Паскаль. Среда содержит мощную справочную систему и встроенный задачник с автопроверяемыми заданиями.

В бесплатной мини-версии задачника доступно 270 заданий по всем основным разделам. Этого вполне достаточно для самостоятельного освоения начального уровня программирования. Скачать версию 3.0 можно здесь . В настоящее время данная версия больше не поддерживается и разработчики работают над PascalABC.Net . Итак, начинаем pascal abc обучение.

Внешний вид интерфейса программы PascalABC

Окно среды программирования выглядит стандартно. В нем присутствует строка меню (1), ниже располагается панель инструментов быстрого доступа (2). Далее расположена рабочая зона редактора кода.


Внешний вид интерфейса программы

Вверху отображены ярлыки открытых файлов с текстами программ (3). Одновременная работа с несколькими текстами значительно упрощает создание программ. Можно копировать и переносить участки кода из одного файла в другой (4).

В режиме выполнения программы можно увидеть зону ввода данных и вывода результатов (5).

Работа с PascalABC

После набора текста программы необходимо выполнить ее сохранение и задать имя. Для этого можно воспользоваться командой Файл-Сохранить как или соответствующей кнопкой на панели инструментов.

Давайте имя отличное от предлагаемого по умолчанию. Это облегчит вам в дальнейшем поиск нужного кода.

Запуск

Теперь можно запустить программу для проверки ее работы. Команда запуска Программа -Выполнить или кнопкой в виде зеленого треугольника на панели инструментов. Перед запуском выполняется компиляция кода. Если в коде есть ошибки, то появится красная строка с описанием ошибки.


Ошибки в программе

Курсор будет указывать место вероятной ошибки, но это не всегда совпадает с её описанием. Вот, например, на скриншоте выше курсор указывает на переменную Y, но ошибка содержится в строке выше. Там пропущен символ «точка с запятой», который обязательно должен быть по завершению каждой командной строки. После исправления ошибки, снова запускаем выполнение программы.

Остановка

Остановка программы происходит по ее завершению. Но возможны случаи, когда программу необходимо остановить принудительно. Для этого есть кнопка «Стоп» на панели инструментов или команда Программа — Завершить.

Настройка текстового редактора

По умолчанию в редакторе кода задан минимальный размер шрифта. Если вы испытываете дискомфорт при наборе текста, то зайдите в меню Сервис — Настройки редактора . Установите желаемый размер шрифта.


Настройка редактора Pascal ABC

Работа с электронным задачником

Зайдите в меню Сервис — Создать шаблон программы. У вас откроется следующее окно (смотрите ниже)

Здесь нужно написать название группы заданий. Смотрим на список и вписываем нужную группу в точности как она записана в списке окна. После указания имени группы заданий, подсказка поменяется.

Теперь будет указано количество доступных заданий в этой группе или будут перечислены номера конкретных заданий. Вы добавляете номер к названию группы без пробела. Нажимаем кнопку . Откроется вкладка с выбранным заданием. В новом файле будет присутствовать автоматически сгенерированный код. Его удалять нельзя.

Теперь для просмотра текста задания нажмем на кнопку запуска программы.

Посмотрите на окно выше. Оно разделено на три части. В первой части дано условие задачи, для которой нужно написать код. Во второй части желтым цветом указаны числа. Это исходные данные, сгенерированные задачником. Они будут прочитаны . В третьей части отображается результат, который будет получен при выполнении вашей программы. Теперь закрываем окно и дописываем код.

Запускаем на выполнение. Если нет ошибок, то получим окно.

Нужно провести несколько повторных запусков программы, чтобы пройти все тесты. И только после прохождения всех тестов задание получит статус «Задание выполнено!» Теперь можно переходить к выполнению следующего задания.

Сегодня многих интересует, можно ли научиться программировать с нуля.

Все мы слышали истории о том, что люди, которые занимаются этим делом, имеют огромные доходы, ездят на Бали каждые выходные и в первые месяцы своей работы смогли купить квартиры всем своим родственникам.

В принципе, это недалеко от правды, но для таких результатов нужен опыт и репутация. А начинать нужно с самого простого. Мы рассмотрим, какие шаги необходимо выполнить человеку, который вообще ничего не знает о написании программ, чтобы в будущем ездить на Бали и покупать недвижимость.

Cодержание:

Шаг первый. Подготовка

Нередко начинающие программисты не могут достичь успеха по той простой причине, что изначально не смогли правильно расставить приоритеты.

Они представляют данное ремесло как что-то романтическое, динамичное – прямо какой-то постоянный экшн.

В фильмах этот процесс показывается совсем не таким, какой он есть на самом деле.

Более того, там вообще не отображается само написание кодов , нам показывают только события, которые вращаются вокруг этого.

Также в фильмах показывают, что программистом может стать любой человек без знаний, опыта и даже без серого вещества в мозге. В данном случае можно вспомнить фильм «Кадры».

Так что если вы просто пропитались духом всевозможных кинолент и хотите самостоятельно начать «кодить», программирование – это явно не для вас .

Вот вам правда о рассматриваемом ремесле – программирование это:

  • часы, а иногда и сутки монотонной работы , во время которой нельзя расслабляться, нужно всегда быть сосредоточенным;
  • бесконечное обучение в погоне за последними тенденциями в данной области;
  • однотипные проекты с заказчиками , которые сами не знают, чего они хотят и как это должно выглядеть.

Что касается последнего, то вам обязательно стоит посмотреть ролик про семь красных линий разного цвета , одна из которых в виде котенка. В принципе, это близко к правде, так как заказчики часто требуют невозможного. Также бывает, что они заказывают что-то, но результат их постоянно не устраивает.

https://youtu.be/nU0Fy5JXOtY

Если вы все это осознаете и готовы окунуться в удивительный мир программирования, то приступайте к следующему шагу.

Шаг второй. Выбор первого языка

Существует огромное количество языков программирования. По некоторым подсчетам их число уже достигло нескольких тысяч.

Вообще, С – это один из самых простых языков, который дает основу всему остальному. Более того, его элементы используются во многих других системах и программах.

Но интересно, что в хороших учебных заведениях, а также на курсах студенты изучают языки в таком порядке:

1 Pascal .

2 C++ .

3 PHP и все, что связано с веб-программированием, а также SQL (это система, предназначенная для работы с базами данных путем запросов).

  1. Веб (разработка сайтов, онлайн систем и все, что с этим связано) – html (хотя его нельзя назвать полноценным языком программирования), PHP, Perl, Python, Ruby, Java, Groovy, а также технология ASP.NET.
  2. Пользовательское ПО (всевозможные программы вроде справочников, браузеров, мессенджеров и тому подобное) – Delphi, C, C++, C#.
  3. Пользовательское ПО для мобильных устройств – Java, Objective-C.
  4. Машинные разработки (работы с микропроцессорами и другими устройствами, проектирование робототехники) – Assembler, модификации С.

Кто-то также может внести в этот список так называемое программирование 1С. Не верьте профанам и ничего не знающим людям! Это совсем не программирование.

Когда вы познакомитесь с основами рассматриваемой работы, то поймете, почему так можно говорить.

Выбирайте то, что вам больше всего понравится.

Совет: Сделайте свой выбор сразу! Вы должны точно знать, в каком направлении будете развиваться и что изучать в дальнейшем.

Большинство специалистов также советуют начать свое обучение с Pascal. Такой вариант позволит

Вам написать самые простые программки и иметь общее представление о рассматриваемом ремесле в целом.

Можно сказать, что Паскаль – это некий мост. Человек, который просто хорошо знает математику, может перейти через него в мир программирования.

Внимание! В какую бы компанию вы не устроились после обучения, вас будут переучивать под себя. Поэтому вы должны просто понимать сам принцип написания программ. А для этого нет ничего лучше, чем Pascal.

Шаг третий. Изучение компиляторов

Для справки: Компилятор – это техническое решение, предназначенное для перевода вводимых команд в машинные инструкции, грубо говоря, в нолики и единички, то есть в такую интерпретацию, на которой машина будет понимать, что ей делать.

Собственно, все свои программы вы будете писать, и выполнять именно в компиляторах.

Если вы решили последовать нашему совету и начать с Паскаля, то вам следует скачать Free Pascal. Этот компилятор абсолютно бесплатный и распространяется на официальном сайте .

Как видим, выглядит он достаточно «старомодно», но программирование начинается именно с этого. Кстати, компилятор C++ выглядит практически так же.

Называется он Turbo C++ (скачать его можно ).

Что касается Паскаля, то существует также GNU Pascal, Turbo/Borland Pascal, TMT Pascal и Virtual Pascal. А для С++ можно использовать Borland C++, +, Dev C++, GCC и Eclipse.

Но это, как мы говорили выше, только начало. Останавливаться на этом нельзя. Когда вы сделали выбор относительно своего направления, можно переходить к более сложным компиляторам.

Вот список наиболее популярных на сегодняшний день компиляторов в зависимости от направлений деятельности:

    Что касается Delphi , то компилятор там так и называется. Существует также Embarcadero Delphi и некоторые другие модификации. Делфи 7 можно скачать на многих сайтах, к примеру, . Если вы выбрали C, C++ или C#, то вам нужна Microsoft Visual Studio. Загрузить ее можно прямо на официальном сайте производителя.

    Если говорить об Assembler и других языках, которые практикуются в робототехнике , то здесь сразу необходимо скачать MASM , если вы работаете на Windows. А вообще, в зависимости от выбранной вами сферы деятельности и компании, на которую вы устроитесь работать, компиляторы могут быть самыми разными. Некоторые фирмы пишут собственные решения для обработки кода. Поэтому, если вы выбрали робототехнику, лучше изучить соответствующие книги и делать все, как там говорится. Об этом мы еще поговорим.

Также существует множество онлайн компиляторов. Они полезны тем, что обслуживают множество языков программирования и не требуют установки – очень удобно!

Вот наиболее популярные из них:

Это уникальный сервис, который позволяет создать несколько виртуальных компьютеров и делать на них все, что угодно, в том числе и компилировать шифры.

Виртуальные машины будут работать под управлением . На них вы можете хоть удалить системную папку, установить абсолютно любую программу и так далее.

А теперь приступим к написанию вашего первого шифра (кода). Сделать это можно даже без книг и длинных инструкций.

Шаг четвертый. Первый код

Для первого кода мы будем использовать первый язык и первый компилятор, который мы советовали выбирать выше. Это Паскаль и Free Pascal.

Одна из самых простых программ пишется следующим образом:

1 Скачайте Free Pascal по ссылке выше и запустите его на своем компьютере.

2 Введите следующее: «program [название];» . То есть если вы хотите, чтобы программа называлась «hello», необходимо ввести «program hello;».

3 Введите инструкцию «begin» . Это означает, что код, который в дальнейшем нужно будет выполнить, начался.

4 Используем одну из самых распространенных в Паскале конструкций «writeln(‘[какой-то текст]’);» . Она просто выводит на экран текст. Который содержится в скобках и кавычках. Мы введем сочетание «Hello, world!» . Обычно свой путь в большой мир разработок ПО начинают именно с этого. Таким образом, следующая строчка будет выглядеть как «writeln(‘Hello, world!’);» .

5 Чтобы закончить исполняемый шифр, введите «end.» (обязательно с точкой в конце).

6 Теперь нажмите кнопку «F9» , чтобы запустить то, что написали. Вы увидите, как на экране появились слова «Hello, world!» . Это и требовалось!

Чтобы начать свое знакомство с другими языками, в книгах обычно также приводятся инструкции по написанию «Hello, world!» , то есть инструкции, которая просто выводит такой простой текст на экран.

Итак, вы осилили свой первый шифр! Начало положено. Теперь переходите к интенсивному обучению.

Шаг пятый. Пройдите онлайн тренинг

Преимущество онлайн уроков в том, что вы все видите наглядно, причем от начала до конца.

Поэтому новичкам лучше все-таки начинать свой путь именно с онлайн тренингов. Вот лучшие курсы на русском языке:

Если вы выбрали Python, ознакомьтесь с трудом МакГрата «Программирование на Python для начинающих» .

Шаг седьмой. Будьте в курсе

Когда вы достаточно изучите материал по выбранному направлению и уже будете иметь определенный опыт, вам необходимо постоянно следить за тенденциями развития рынка программного обеспечения.

Здесь речь идет вот о чем:

Все это нужно для того, чтобы вы могли вовремя перестроиться.

Допустим, вы решили заниматься определенным видом программирования, изучили технологию и готовы идти на работу, чтобы подать резюме.

Ваши данные рассматривают, но говорят, что компании нужен специалист иного профиля.

Вот чтобы таких ситуаций у вас было как можно меньше, вы всегда должны знать, какие области разработок сейчас пользуются наибольшей популярностью.

Важно! Изучайте как общемировые тенденции, так и ситуацию в своем городе, где вы собираетесь работать. Если хотите быть фрилансером, изучайте заказы на различных биржах и на форумах.

Все это позволит вам развиваться и работать в правильном направлении, не упуская драгоценное время.

Это очень важно в наше время, так как тенденции программирования меняются не то, что за несколько месяцев, за несколько дней!

Если вы изучали те или иные методы написания программ два или три года назад, сейчас все это уже точно неактуально.

Шаг восьмой. Найдите учителя

Лучше всего найти персонального наставника, который будет подсказывать вам, что и как лучше сделать в том или ином случае.

Такой вариант имеет множество положительных сторон, главная из которых заключается в наличии персонального подхода к вам лично.

Кроме того, если будут возникать проблемы, учитель поможет вам их решить. А найти наставника можно следующими способами:

1 Поступите в ВУЗ . Да, программы обучения в постсоветских странах могут быть достаточно устаревшими, но основы, тот самый принцип программирования, некую основу всего постигнуть вы точно сможете

2 Различные курсы. Существует огромное количество курсов, где люди собираются в каком-то офисе и преподаватель, точно так же как в ВУЗе, объясняет то или иное понятие. Обычно такие курсы проходят очень интенсивно, и ученики быстро осваивают нужную информацию.

Разумеется, услуги преподавателя будут стоить денег, зато учеба будет весьма продуктивной, и вы сможете узнать много нужной информации.

Шаг девятый. Анализируйте чужую работу

Это очень интересный метод, который позволяет вам очень быстро развиваться. Дело в том, что разобраться в чужом коде очень непросто, на это способны единицы даже профессиональных программеров.

Если вы займетесь этим в самом начале своей деятельности, наверняка, в будущем сможете пожать отличные плоды.

Более того, это позволит вам в будущем становится руководителем проектов, так как у вас будут способности корректировать работу других людей.

Если конкретнее, вам нужно делать следующее:

  • думайте, как можно было бы оптимизировать шифр, то есть уменьшить листинг;
  • ищите ошибки и недоработки без компилятора и с ним;
  • Работа и, соответственно, заработок у вас в кармане! А если это не так, тренируйтесь дальше. Вы хотя бы узнали, какие задания нужно выполнять для приема на работу.

    В любом случае, уделяйте этому достаточно времени и тогда у вас все получится!