Значения параметров в mission planer. Шаг за шагом за пиратом! III Этап полетных настроек

02.11.2019 Интересное

Прежде чем сделать свой первый полет даже в ручном режиме мне потребовалось достаточно долго повозиться с настройкой Ardupilot APM 2.8. Надо сразу отметить, что данная версия имеет отличия от предыдущей 2.6 по расположению разъемов и их назначению. Особенно это касается подключения внешнего компаса.

После загрузки прошивки уже можно устанавливать соединение с Ardupilot и делать дальнейшие настройки через USB.

Первое что я делал в настройке Ardupilot APM 2.8 - это калибровка акселерометра и калибровка радиопередатчика. Эти настройки одни из самых простых, никаких проблем и нюансов там не возникает. Поэтому подробно описывать процесс смысла нет. Все инструкции даны на сайте разработчиков:

Чуть менее понятная, хотя на деле все так же нетрудная, калибровка регуляторов хода ESC. Чтобы подружить плату APM 2.8 с регуляторами хода и добиться точного управления моторами потребуется несложная последовательность действий:

Во-первых, снять пропеллеры с моторов из соображений безопасности.
Моторы должны быть установлены на раме, подключены к регуляторам, те в свою очередь подключены к плате Ardupilot.
Плату APM не нужно подключать к компьютеры ни по USB, ни по радиоканалу.

1. Включаем передатчик радиоуправления (на момент калибровки регуляторов радиоуправление должно быть уже откалибровано). Высталяем ручку газа на максимум.
2. Берем Li-Po аккумулятор и подключаем к разъему Power-модуля для включения автопилота. Питание регуляторов соответственно тоже будет обеспечивать этот аккумулятор.
3. После включения APM будет мигать своими синими и красными светодиодами как полицейская машина. Этим он сигнализирует готовность к калибровке при следующем включении. Отключаем аккумулятор от Power-модуля.
4. Включаем питание заново. Регуляторы издают стандартный звуковой сигнал (обычно количество сигналов равно количеству банок в батарее) и через некоторое время дважды издает короткий сигнал, что подтверждает калибровку по максимальному газу.
5. Опускаем ручку газа в минимальное положение. Регуляторы издают один долгий сигнал, что подтверждает калибровку по минимальному газу.
6. С этого момента калибровка регуляторов для APM 2.8 завершена и можно проверить работоспособность моторов.
7. Убираем газ на минимум и выключаем питание Ardupilot.

Данная процедура проводит калибровку регуляторов по схеме "все за раз", что достаточно для большинства моделей ESC.

Что касается калибровки компаса, то тут все посложнее. На плате APM 2.8 есть встроенный внутренний магнитометр, который, в принципе, может быть использован как основной компас. Но т.к. у меня имеется внешний магнитометр в одном корпусе с GPS приемником, мне лучше использовать его. Важный момент в подключении внешнего компаса: на плате APM 2.8 для него предусмотрен отдельный разъем прямо под разъемом для GPS антенны. Поэтому подключаем его туда, а не в разъем 12C, как на более старых версиях.


Сначала я попытался провести калибровку компаса APM 2.8 по стандартной схеме, не задумываясь о совместимости внешнего и внутреннего компаса. Этого сделать не удалось. Сам процесс калибровки хоть и не выдавал ошибки и значения в трехмерной системе координат появлялись на экране, все же набор этих значений был абсолютно некорректным, я бы даже сказал неадекватным. Для нормальной калибровки потребовалось отключить внутренний компас APM 2.8 . Это делается просто: нужно вынуть перемычку справа от разъема GPS. Просто избавиться от нее.
С этого момента внутренний компас перестает работать и в калибровке участвует только внешний.
Без внутреннего компаса на экране показывает ошибку Compass 1 error: 99 , но это никак не мешает процессу калибровки внешнего.
Для первой калибровки отключите галочку Use Auto Accept внизу окна, чтобы собрать побольше значений. Набрав 2000 -2500 значений по всей сфере, можно заканчивать калибровку.

На этом основные настройки связанные с оборудованием закончены. Вся дальнейшая работа предстоит в основном по настройке параметров для корректного поведения в полете.

И не писал обзоры, от части из за не хватки времени, от части из за ситуации в Украине:(
В общем выдался свободный вечер и решил написать обзор, по моему любимому контроллеру , так как набралось большое количество видео материала по настройке и сборке.Но думаю писать я буду по минимум, за то будет очень много видеороликов, не зря же я столько работы проделал:)Нус, начнемс.
Контроллер АРМ на сегодня самый многофункциональный и не дорогой, его используют чаще всего на мультикоптерах (прошивка Arducopter) и на самолетах (прошивка Ardupilot) а также поддерживает автомобиль и вертолет, в общем вот платформы которые поддерживает контроллер:У АРМ самое большое количество полетных режимов из всех контроллеров что есть на рынке, возможность управлять дроном с помощью смартфона или планшета, при этом открывается огромный функционал: создание полетного задания, управление, переключение режимов, мониторинг и телеметрия с указанием всех данных, и многое другое… Минус этого контроллера в том, что он не летает из «коробки», а требует знаний и серьезной подготовки.Но я в своих видео максимально просто и подробно постарался объяснить от А до Я, надеюсь поможет новичкам, и будет полезен людям кто решил освоить АРМ.
В данной статье и видео будет рассмотрено подключение контроллера к квадрокоптеру, в дальнейшем будет такой же видео курс по Ardupilot то есть по установке на самолет.

В апреле месяце появился на Бангуде полный комплект за соблазнительные 137 доллара, на то время это была наверное самая низкая цена за такой комплект.
Я конечно ожидал подвоха за такую цену, но жабка одобрительно кивнула и ее в последствии не разочаровал, комплект оказался качественным, и все сразу работало.Посылка дошла очень быстро, даже двух недель не прошло.
Комплект поставки в себя включал: контроллер АРМ уже с коробочкой, демпферная площадка под контроллер,GPS модуль с магнитометром в корпусе и со стоечкой, радиотелеметрия 433мГц,Minimosd и Power Module, не плохо за такую сумму:) (видео с распаковкой и комплектацией выше в начале статьи) Единственное чего нет в комплекте, и будет нужно для прошивки ОСД это FTDI программатор, его можно купить там же на Бангуде,

Первое что желательно сделать это прошить PPM-encoder, это нас сразу убережет от дальнейших танцев с бубном.В любом случае всегда желательно залить свежую прошивку PPM-encoder для правильной отработки при фалсейве.Инструкция по прошивке:



:

Так же можно сразу залить правильный конфиг в модуль GPS, хоть в данном наборе ГПС работал нормально, я все равно перестраховался.Инструкция по настройке GPS:



:

Приступаем к сборке, подключению и прошивке самого контроллера.Подробно в этом видео:

После подключения и прошивки, необходимо настроить Пиды квадрокоптера.
Простая настройка PID значения Pitch and Roll с помощью крутилки на аппаратуре:


Более продвинутая настройка PID с помощью режима Autotune mode:

После настройки пидов, пришло время подключить радиотелеметрию.Подробно о использовании телеметрии с смартфоном или планшетом, а так же о полетных режимах и настройки Фалсейва:

Теперь после всех настроек можно подключать Power Module, но его мы будем использовать только как датчик тока.Видео о настройке и по подключению:

Пред подключением ОСД и использования квадрокоптера для FPV полетов, стоит задуматься о правильном питании контроллера.Так как все отказы АРМ происходят именно из за плохого питания.Подробно о правильной запитке контроллера:


Ну или если нет возможности организовать питание как у меня, купить любой ВЕК на 5волт, хотя он на 100% надежен не будет.А запитывать от любого Power Module который позиционируется как для АРМ, я вообще не рекомендую, только использовать как датчик тока.

Настало время подключить MinimOSD.Подробно о прошивке, настройке и подключению:

Теперь можно летать и радоваться:)
Надеюсь вам понравился мой вариант статьи: Мало букаФ-Много фильмов:)
Пройдя поэтапно все настройки согласно моих видеоинструкций, вы наверняка взлетите.Думаю видео материала вам будет достаточно для постижения дзена контроллера АРМ, и целого дня чтоб все пересмотреть.
Ставим лайки кому понравилась проделанная работа по видеоурокам, а так же чтоб у меня был стимул сделать подобный курс по Ардупилоту.

Планирую купить +76 Добавить в избранное Обзор понравился +45 +110

Не каждый собранный комплект GPS+APM способен сразу и полноценно выполнять авто пилотирование, имею ввиду режимы RTL, полет по точкам или лойтер. Можно встретить много жалоб и вопросов в интернете "включил режим loiter, а коптер улетел в неизвестном направлении". У меня была другая ситуация: самолет - включил возврат домой, а он резко направился в землю (без FPV). Выгрузил лог из APM и выяснилось, что показания высоты GPS сильно менялись каждые 2-3 минуты, с начало 450 м затем 660 м и количество видимых спутников скакало с 6 до 10, т.е. в режиме возврата домой полетный контроллер опирается на данные со спутников, вот и решил, что высота запуска (дом) 450 м, а был самолет на высоте 660 м (это город у нас на возвышенности, полет проходил на высоте 20 м от земли) и решил вернуть его на нужную высоту. Пробовал просто ходить по стадиону c GPS+APM затем смотрел лог, записаные данные - ужас, то якобы на 2 метра под землей, а затем за 2 минуты как по лестнице поднялся на 80 метров! То, что GPS модуль не работает нормально это понятно, но хотелось бы, без опасения, пользоваться другими функциями APM которые не связаны с ним.

Поэтому тестируя новый (еще не опробованный) APM с GPS будет удачно использовать следующие режимы в определенной последовательности:

  1. MANUAL - без него никуда,
  2. STABILIZE - необязателен если радиоуправление не поддерживает большое количество режимов,
  3. CIRCLE - режим полета "по кругу" по данным встроенного гироскопа, барометра, акселерометра (доступен режим без GPS),
  4. LOITER или RTL - режимы навигации по ранее заданным точкам или в точку запуска,

Чтоб избежать резких смен высоты в режиме RTL необходимо в конфигурацию внести параметр ALT_HOLD_RT=-1 означающий - сохранять текущую высоту в режиме полета домой.

Возможно не все знают что, начиная с APM 2.5 можно устанавливать "вверх ногами", точнее устанавливать можно любой стороной, это очень удобно в условиях ограниченного пространства. Параметр отвечающий за положение (ориентированность) APM в пространстве AHRS_ORIENTATION.

Чтобы установить APM 2.6 вверх ногами:

В Mission Planner - Config/Tuning - Full Parameter List - Искать (find), ищем AHRS_ORIENTATION и устанавливаем значение AHRS_ORIENTATION=8

Одна из популярнах на сегодняшний день моделей самолета для FPV это Bixler (Skywalker). Легко собирается, легок в управлении, легко поддается самому сложному ремонту. Обладая "скошенным", полукруглым дном фюзеляжа установка APM весьма неудобна. Большая часть свободного места фюзеляжа как правило уходит под аккумуляторы (основной и для видео передатчика). Особенно удобно устанавливать APM на Бикслер вверх ногами, под крышку "кабины".

В комментариях к народ сетовал, что непонятна электронная часть. Идя навстречу пожеланиям, решил раскрыть эту тему поподробнее. Так как объем - достаточно большой, решил не перегружать тот дневник, а оформить отдельной статьёй с пошаговой инструкцией по прошивке на Мегапират. На данный момент - это наиболее нравящаяся мне прошивка. К слову сказать, мегапират поддерживает варианты и для самолета, и для автомобиля и для вертолета. Реализована поддержка нескольких полетных режимов, опция симпл для каждого из режимов и полет по маршруту, заданному по точкам GPS. Из всех этих вкусняшек, меня на данный момент интересует стабильный полет. Ну может ещё потом режимом симпл побалуюсь. Это когда при старте коптер запоминает показания компаса, и при полете уже всё равно, где у коптера перед, где зад - он сам трансформирует направление полета.Вот скажем, стик элероны вы отклонаете вперед. И коптер летит вперед, невзирая на то, что находится по отношению к вам боком или передом!

История прошивки такова - есть команда разработчиков проекта Ардукоптер. Они выпустили . Раньше, на сайте говорили, что достаточно Криуса АллИнОнеПро (кажется , на Паркфлаере), но позже "сторонюю" плату поддерживать перестали. Задача проекта Мегапират - адаптировать эти прошивки под более дешевые датчики, платы, сделать прошивку более универсальной, сохранив все достоинства. Один из разработчиков, наш соотечественник, поискать его можно на другом модельном форуме под ником "Sir Alex ".
Наша задача в этой статье минимальная - найти, настроить прошивку и запрограммировать ей полетный контроллер. То есть мы не будем полностью разбираться в полетных режимах, в коде прошивки - это всё выходит за рамки статьи. Скачиваем, настраиваем, компилируем, настраиваем датчики коптера - такова наша развлекательная программа.
Еще одна ремарка. Если вы - счастливый обладатель поддерживаемых Ардукоптером плат - пропускайте всю эту процедуру с Мегапиратом, идите сразу в Mission Planner, и уже в нём самом можете залить прошивку прямо из интернета. Для этого не нажимая Connect, но выбрав порт и скорость, Initial Setup - Install Firmware, смотрите на картинки, и выбираете ваш тип рамы, щелкнув по соответствующей картинке. Прошивка сама скачается из интернета и зама зальется на контроллер. После этого можно будет соединяться с платой. Далее - как описал ниже в инструкциях по МП (калибровка датчиков и стиков).

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ:
В этой статье описан уже устаревший на данный момент - ручной способ загрузки прошивки в контроллер. Данная статья наверное представляет интерес теперь "как НАДЕЖНО всё сделать своими руками". Существует программа FlashTool (описание , качать отсюда), с помощью которой процесс настройки прошивки и "заливки" её на контроллер - более прост. Надо всего лишь в программе выбрать тип своего контроллера, тип раскладки каналов РУ, наличик и тип GPS... и нажать кнопочку Update. Программа сама скачает актуальную версию Мегапирата, сама её настроит и сама зальёт её в контроллер. Подсказка: сразу после прошивки проверьте правильность раскладки по каналам на вкладке "калибровка радио". И только после этого калибровать датчики. Процесс прошивки контроллера с помощью программы FlashTool хорошо описан другого человека.
Ниже приведенная статья в общем тоже имеет силу, вы по-прежнему можете всё сами сделать рученьками. (21.05.2014)

Подготовка. Начнем с поисков программ. Нам понадобится:
1) Arduino IDE (Ардуино ИДЕ, далее ИДЕ)
2) Сама прошивка, например вот эта. Прошивку подбирать надо внимательно, читая список проблем, найденных или решеных на ней. Это очень творческий процесс. Прошивки старых версий можно найти . Релизные прошивки этого лета и новее можно найти . На момент написания датчики в моей плате не поддерживались имеющимися релизными прошивками, мне пришлось брать бета-версию ВОТ (справа ищем кнопочку "Download ZIP".
3) Программа Mission Planner (Мишн Планер, далее МП). Программа обновляется сама из интернета.
Еще понадобится интернет, докачать кое-чего в процессе (если у вас не установлено), об этом ниже. (про мозги под черепной коробкой - не говорю, наличие работающих - обязательно)))

Настройка всего этого добра.
Итак, все программы скачаны, начинаем шаманить. Распаковываем выкачаный архив скажем в корень диска C, например "c:\arduino\". Далее, заходим в каталог "C:\Arduino\libraries", и удаляем там всё. Точно ВСЁ, все папки, до одной. то есть каталог libraries у нас остается пока абсолютно чистым.
Далее, распаковываем файл с прошивкой мегапирата. Пусть всё содержимое архива будет лежать в каталоге "C:\ardupilot-mpng\". Далее, идем в папку "C:\ardupilot-mpng\libraries", берем оттуда ВСЁ, и копируем в папку "C:\Arduino\libraries", все папки. Это мы скопировали библиотеки проекта в среду Ардуино, они необходимы для успешной компиляции проекта. Ещё надо взять файлик "pde.jar" из папки "C:\ardupilot-mpng\", и скопировать его в папку "C:\Arduino\lib\", переписав уже имеющийся там на новый. Для чего - объясню ниже.
Если подключить плату контроллера к компьютеру без установки драйвера, то увидим нечто подобное:


Значит, платы вы подключаете впервые к компьютеру. Если открыть ПУСК-НАСТРОЙКА-СВОЙСТВА СИСТЕМЫ-ДИСПЕТЧЕР УСТРОЙСТВ, то увидим что-нибудь навроде этого: "CP2102 USB..."
Тогда качаем вот этот драйвер , разархивируем куда-нибудь. Нас интересует файл CP210xVCPInstaller_x86 (как правило именно он, если у нас х86 процессор), устанавливаем драйвер. Если все прошло нормально, тогда идем в свойства системы - диспетчер устройств - и видим установленное устройство.

Открываем его свойства, и устанавливаем скорость порта 115200.

Нужно обратить внимание на номер COM порта. Как правило - это COM3, если вы ничего ранее не устанавливали, запоминаем номер вашего COM порта. Далее всё это закрываем. Устройство готово к перепрошивке.
Открываем среду Ардуино (помните? - ИДЕ, файл arduino.exe) и настраиваем её.
ВНИМАНИЕ. При каждом запуске Ардуино ИДЕ будет предлагать обновиться . Делать этого НЕ НАДО , так как часть библиотек работает именно с этой версией ИДЕ.

Выбираем ком порт (который недавно установили), выбираем ваш тип платы (если у вас мега то ищем 2650, но может у вас вообще ардуино уно, или мини), ....

Тип программатора....

И тип HAL - MegapirateNG (именно для этого мы переписывали файл "pde.jar", иначе этого пунктика в меню нет). Как пишут внизу, нужно перезапустить среду ИДЕ.
Дополнение. Тут у некоторых возникают проблемы с компиляцией проекта. Возможно вам надо настроить домашний каталог проекта. Для этого нажмем меню файл > настройки > расположение папки со скетчами > поставьте "C:\ardupilot-mpng\". После этого должно компилироваться без ошибок.

Теперь настройка прошивки.
Открываем среду ИДЕ, открываем файл "ArduCopter.pde", лежащий в папке "C:\ardupilot-mpng\ArduCopter\".

Теперь ищем справа треугольничек, вот такой (справа!!!)

раскрываем список открытых файлов проекта, выбираем файл "APM_Config.h". Ищем в нем строчку "//#define FRAME_CONFIG HEXA_FRAME" (примерно 21-я строка сверху) и правим её, чтобы выглядела вот так "#define FRAME_CONFIG QUAD_FRAME". Тут требуется небольшое пояснение. Все строчки, начинающиеся с символов "//" - закомментированы, и не работают. То есть мы раскомментировали тип рамы и исправили с гексакоптера на квадрокоптер (с шести на четыре мотора). Варианты рам приведены тут же, снизу. Для вашего конкретно контроллера возможно делать какие-нибудь дополнительный правки, я все варианты предсказывать не могу да и не знаю я код прошивки. Могу только дать ссылочку на форум или на сайт , где можно попросить помощи в случае затруднений.
(ну или например - для красной хоббикинговской платы AllInOnePro Mega надо в "APM_config.h" определить тип платы "#define MPNG_BOARD_TYPE HK_RED_MULTIWII_PRO" )
Думаю - правок достаточно, можно прошивать. Жмем кнопку "стрелка вправо" (смотрим на предыдущем рисунке, кнопка слева) и ждём. Проект сначала скомпилируется, потом зальется на плату. Если будут ошибки - они будут написаны в нижней части ИДЕ и выделены оранжевым цветом. Если у вас подключена плата, установлены драйверы, настроено само ИДЕ и вы ничего лишнего не наредактировали - прошивка залетит на плату. УФФ.

Теперь настройка прошитого полетного контроллера .
Все закрываем и устанавливаем Мишн Планер (МП). При запуске он может попросить обновиться.

Разрешаем. После этого он возможно попросит установить Microsoft Net Framework 4.0 (оставим это на совести ленивых программистов-создателей МП). Скачать исталлер Фреймворка можно отсюда . После выкачивания, запустить установку, перезагрузить систему. Возможно, МП (чтоб ему икалось!) попросит скачать и установить ещё и фреймворк 4,5. Ответьте ДА на его вопрос, откроется страница майкрософта, нажмите "update my PC". После выкачивания и установки очередных мегабайтов (агррр), МП должен запуститься. Слава богу. Я не проводил эксперименты, возможно МП сможет запуститься, если у вас будет установлен только.Net Framework 4.5 - я не знаю. Но при первом старте он мне четко говорил - "хочу фрэймворк версии 4.0".

Теперь ответственный момент (сколько их ещё будет))). В правой верхней части программы выбираем номер COM-порта (далее скриншоты с другого компьютера, у меня как бы сменился номер COM порта), и скорость 115200. Нажимаем рядом кнопочку "Connect". Появится надпись "Connecting Mavlink" и внутри окошечка "Timeout 29", потом "Timeout 28" - обратный отсчет. Если досчитает до 0 - вы что-то сделали неправильно, и программа не видит вашего контроллера. Проверьте номер COM-порта, скорость - причем как в программе, так и в диспетчере устройств. Может быть у вас прошивка в Ардуине не залетела в плату - проверьте всё ещё раз. Программа должна начать чтение разных параметров, как на скриншоте ниже:


Если у вас программа соединилась с вашей платкой, облегченно вздыхаем - осталось только откалибровать датчики и стики управления.

Калибровка датчиков в МП.
Перед калибровкой датчиков рекомендуется очистить EEPROM. Это память, куда сохраняются настройки (значения переменных). Для этого идем в Терминал (скриншот ближе к концу статьи), такм пишем Setup, потом Erase. После стирания ЕЕПРОМа можно идти калибровать датчики.

Идем на вкладку "INITIAL SETUP", далее "Mandatory Hardware" (во вкладке "Install Firmware" - ничего не нажимаем, а то прийдется снова прошивку загружать в ИДЕ), сразу в Compass (Frame Type у нас уже выбран и залит в контроллер через ИДЕ) - будем калибровать компас (магнетометр). Для этого ставим обе галочки Compass - Enabled (активирован) и Auto Dec (если вдруг не будет получаться откалибровать автоматом, можно попробовать ввести вручную эти волшебные циферки деклинэйшн, знать бы их, да и что это - магнитуда? и какая она для вашей местности....). Жмем кнопочку Live Calibration. Далее программа нас предупредит, что в течение 60 секунд надо будет вращать наш квадрик (или то, что вы собрали) по всем осям. Каждый сам расшифровывает, что это значит "по всем осям", я вращаю так:
1) два полных оборота в горизонтальной плоскости, как стоит квадрик по часовой стрелке
2) два полных оборота в горизонтальной плоскости, как стоит квадрик против часовой стрелки
3) поворачиваю квадрик левым боком вниз, и кручу два полных оборота в горизонтальной плоскости, по часовой стрелке
4) кручу два полных оборота в горизонтальной плоскости, против часовой стрелки
5) выравниваю квадрик назад, поворачиваю его правым боком вниз, и кручу два полных оборота в горизонтальной плоскости, по часовой стрелке
6) кручу два полных оборота в горизонтальной плоскости, против часовой стрелки
7) выравниваю квадрик назад, поворачиваю его носом вниз, и кручу два полных оборота в горизонтальной плоскости, по часовой стрелке
8) кручу два полных оборота в горизонтальной плоскости, против часовой стрелки
9) выравниваю квадрик назад, поворачиваю его носом вверх, и кручу два полных оборота в горизонтальной плоскости, по часовой стрелке
10) кручу два полных оборота в горизонтальной плоскости, против часовой стрелки
11) переворачиваю квадрик пузом вверх, и кручу два полных оборота в горизонтальной плоскости, по часовой стрелке
12) кручу два полных оборота в горизонтальной плоскости, против часовой стрелки
Если вы заметили - я всегда сначала кручу "туда", а потом стролько же "обратно". Я так делаю, потому что у меня нет радиомодема, и плата подключена к компьютеру через шнур. Чтобы он не перекручивался, я его сначала закручиваю, а потом раскручиваю.
После этого ставлю борт опять "на ноги" и дожидаюсь оставшееся время. Как правило секунд 5-10. Любуюсь на надпись Calibration Succesfully, что означает - калибровка удалась. После этого, на первой вкладке FLIGHT DATA - стороны света должны показываться правильно.

UPD: Терерь процедура калибровки несколько отличается от описанной мною ранее. Там появляется сфера, на которой отображается каждой точкой снятый отсчет с датчиков. Чтобы до потери пульса не пытаться закрасить всю сферу, поступим так: Мысленно определяем шесть граней у нашего контроллера: верх, низ, перед, зад, право, лево. И вращаем коптер вокруг этих граней. Я беру в руки ноутбук, коптер держу на вытянутой руке, и кручусь вокруг себя. Потом меняю положение коптера другой осью вверх и опять кручусь. Надо, чтобы все 6 осей были "отсняты" контроллером. Процедура не ограничена по времени, количество отсчетов тоже неограниченно. У меня снималось около 700-800 отсчетов, рисовалось на экране 6 кругов. После нажатия на кнопочку (даже если программа ругается что мало сэмплов), программа посчитает ваши снятые сэмплы и вынесет свой вердикт вашему "танцу с коптером". Если отсчетов недостаточно (или они были скучкованы только в одной области) - скажет "calibration failed" - начинайте карибровку заново. Если результатом будет "calibration succesfull" - значит всё хорошо (даже если ругалась, тем не менее калибровка успешна).
Полезно перед началом калибровки снять галочку "Auto declination" и всё-таки ввести вручную градусы-минуты магнитного склонения для вашей местности. Подсмотреть эти волшебные циферки можно на сайте, кликнув по ссылке "Declination WebSite" прямо из Мишн Планнера.

Далее будем калибровать акселерометр. Нажимаем Accel Calibration, снимаем галочку "AC 3.0+", если у нас старый тип датчиков. Если ошибетесь с выбором, ничего страшного, жмем кнопку DISCONNECT в правом углу, затем CONNECT, и возвращаемся снова сюда же. После разборок с галочкой жмем Calibrate Accel, нам по очереди будут даваться команды, а мы их должны выполнять. Команды будут такие:
1) Поставьте коптер ровно. Первый шаг калибровки очень важен - он отвечает за горизонтальность полета вашего коптера. Можно заранее выставить коптер с использованием уровня (обычного пузырькового, строительного или лазерного) - плоскость моторов/пропеллеров должна быть горизонтальна.
2) Поставьте на левый бок. Ставим квадр на левый бок (левыми лучами вниз) - подпираем чем-нибудь или просто неподвижно держим руками, ждем следующей команды.
3) Поставьте на правый бок. Ставим квадр на правый бок (правыми лучами вниз) - подпираем чем-нибудь или просто неподвижно держим руками, ждем следующей команды.
4) Поставьте носом вверх. Ставим квадр на "попу" (задними лучами вниз) - подпираем чем-нибудь или просто неподвижно держим руками, ждем следующей команды.
5) Поставьте носом вниз. Ставим квадр "мордой вниз" (передними лучами вниз) - подпираем чем-нибудь или просто неподвижно держим руками, ждем следующей команды.
6) Поставьте его задом)))) Ставим квадр "на голову" (шасси вверх) - подпираем чем-нибудь или просто неподвижно держим руками, ждем следующей окончания мучения.
Результатом может быть надпись Calibration failed - неуспех. Значит ослушались мы командира (или я, когда писал по памяти, перепутал 3 и 4 пункты местами). Выход один - читаем внимательно бусурманские команды и выполняем их, пока не получим сообщение "Calibration succesful". После этого, на первой вкладке FLIGHT DATA - горизонт и крен/тангаж должно отражаться корректно при наклонах квадрика. (некоторые путаются, когда квадр лежит передом к монитору, кренят квадр на правый бок, в мониторе заваливается на левый - ааа, что делать?))))) - ВСЁ ПРАВИЛЬНО, ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ.

Теперь калибровка радио. В мегапирате есть такая прикольная и удобная штучка. Выводим все тримы (можно и субтримы) в нули, и щелкаем на кнопку "Calibrate" (она будет вместо кнопочки "Completed" - на скрине я уже провел калибровку). Нас программа предупредит, что все стики надо перемещать в максимальные позиции. Жмем ОК, и крутим всеми стиками по максимальным позициям как вверх так и вниз, жмем кнопочку ОК. Далее программа нам скажет, что надо поставить все стики в середину, а газ в минимум. Делаем так и жмем ОК. Всё. Конечные точки настроены. На пульте не крутим конечные точки, иначе опять надо так же перекалибровывать.

К верхнему скриншоту нужен ещё один комментарий. Видите на канале 5 тоже чего-то откалибровано? Это я повесил переключение полетных режимов. Теперь у меня трехпозиционный переключатель - это первые три полетных режима (смотри скриншот ниже), тумблер "Gear" (который над тренерским) - это "сдвиг" трехпозиционного переключателя на три других полетных режима. Как это сделать для Турниги 9.х, можно почитатть на этом бусурманском сайте .
На следующей вкладке Flight Modes - можно определить полетные режимы в удобном нам порядке. Не забыть нажать Save Modes.

Вот в общем-то и всё - самое важное сделано. На первой вкладке, в разделе "действия" мы можем задать квадрику точку GPS "дом" (куда он может вернуться при пропадании связи, если есть и настроен фэйлсейф), можем задать "нулевую высоту", на вкладке FLIGHT PLAN - можно задать план полета, просто натыкав точек GPS на карте. (не пошлите квадрик случайно в Антарктиду)))) Если вдруг у вас квадр в полете ломанулся на непонятную GPS точку - не паникуйте, переключите полетный режим на один из ручных!

Не забудьте перед полетом, после любых операций с настройками пульта или после калибровки радио в МП, нужно откалибровать регуляторы оборотов на новые значениения газа. Калибровка регуляторов поотдельности в канале газа приемника - не подойдет. Нам нужен диапазон значений на выходе полетного контроллера. Делается это так:
1. Выключаем питание борта, включаем пульт (если был выключен)
2. Ставим газ на максимум, включаем борт.
3. Ждем, пока загрузится контроллер, выключаем борт (так надо).
4. Включаем борт, ждем загрузки контроллера - контроллер должен встать в режим калибровки диапазона газа. Выглядит это как поочередное зажигание всех трёх светодиодов.
5. Стик газа на аппаратуре перевидим в минимум. Вы услышите пик.
6. Выключаем борт, всё - регуляторы откалиброваны.

В принципе, были сделаны основные настройки для взлёта. Есть ещё несколько волшебных настроечек, которые стоит сделать.
Первое - это более тонкая калибровка компаса, так сказать в работе. Дело в том, что при вращении, движки создают помехи в Э/М поле, наводки в питающих проводах, небрежность монтажа силовых кабелей, которые не фонили, а под нагрузкой стали источником помех для компаса..... Заходим в меню TERMINAL, жмем кнопку Connect. Теперь мы можем в текстовом режиме давать команды процессору платы напрямую. Приглашение на ввод команд заканчивается версией прошивки и скобочкой "]" После неё вводим команды на клавиатуре. Можем написать help и выведется список команд. Вводим "setup" - входим в режим настроек. Можно тоже ввести help и увидеть список команд по установке. Нам необходима "compassmot". Начинают бежать строчки с замерами результатов. Даем газ, придерживаем одной рукой квадрик чтобы не улетел от нас, другой даем газу - раскручиваем движки на максимум (АХТУНГ, ТБ - БОИМСЯ ВИНТОВ ), ждем 5 секунд, и выключаем мясорубку от греха подальше (газ в минимум и дизарм), жмем Enter на клавиатуре. Всё, поправка в компас на обороты винтов введена. Дотошный читатель скажет - сними винты дурачок! И будет не прав. В моём квадрике, без винтов при максимальных оборотах поправка была 5 условных попугаев , с установленными винтами - 22 !!! (в вашем коптере будут другие цифры) Вам перфекционизм, или полетать?
Чтобы не держать мясорубку руками, имеет смысл:
1. можно переставить местами пропеллеры, чтобы при раскручивании коптер стремился к земле, а не взлетать. Этот совет подойдет большинству, но не всем. Но этот совет не подходит, если у вас пропеллеры слишком близко к лучу ("низкий" мотор и длинные пропеллеры) - на максимальных оборотах пропеллер может рубануть по лучу (у меня было такое).
2. Привязать коптер к поверхности (например к тяжелой табуретке, к столу), привязать тяжелую гирю/гантелю. Думаю ваш коптер больше двух килограмм не поднимет (у тех, у кого поднимает - не возникает таких вопросов))).
3. Если позволяет рама, и пропеллеры достаточно удалены от центра - можно сверху коптера поставить табурет, нагрузив его книгами или 5-литровой бутылью.
3. Опасный совет - можно другу держать над головой на вытянутых руках, держа за ноги. Я держу, прижимая за центральную часть к земле. Это реально опасное действие, пропеллеры режут плоть очень легко, особенно карбоновые. Я вас предупредил!

Второе - есть такая процедура, автовыравнивание горизонта. Крайне рекомендую настроить! Делается так: когда движки дизарм, отводим стик руддера вправо до упора (типа простой арминг), но ждем ДОЛГО, пока не загорится особый светодиод. У меня это был светик зеленого цвета, у других это может быть желтого цвета. Взлетаем на метр, и стиками пытаемся его удержать на месте, чтобы он никуда не уплывал. В течение 20 секунд рулим и садимся, делаем дизарм. Во время этой процедуры контролер запоминает показания акселерометра и ваше реакцию стиками на эти показания. Выключаете борт и включаете снова. После этого, если вы бросите стики во время полета - контроллер будет выравнивать коптер по горизонту САМ! Меня эта фишка уже один раз спасла от крэша (зарулился и потерял ориентацию квадра по отношению ко мне) - бросил правый стик, и работал только газом, квадр выровнялся - крэш не состоялся. То есть меня спас полетный режим STABILIZE. Если бы стоял акро - встреча с планетой была бы самой радушной (и крепкой по объятиям). Возможно, режим Alt Hold был бы ещё более "спасительным" для меня - этот режим существует для удержания высоты. Не знаю, когда ПАНИКА - можно и не сообразить переключить полетный режим. Пока я всё время летаю на стабилизации, иногда удается коптер красиво подвесить против ветра - висит на месте, и я не трогаю стики!

В этой статье я обошел тему настройки ПИДов, и тому есть три причины. Намба уан - я сам не понимаю как их правильно настраиваю. Намба ту - скриншоты с готовыми циферками есть в дневнике по ссылке в конце. В "первоисточнике" про настройки ПИД, вы можете почитать . Ну ещё до кучи - и намба фри - у меня со стоковыми ПИДами всё классно летает!

P.S. Если я неясно тут всё описал, посмотрите - он не стал словами описывать, а просто снял все калибровки на видео. Мне очень помогло - рекомендую посмотреть.

И напоследок. При наличии вопросов можете попробовать стукнуться в почту 5timur5(злое животное)мэйлТочкаРу. Если не буду сильно занят - отвечу обязательно. Комменты здесь будут увидены мною и будут даны ответы на вопросы только при наличии вашей удачи.

Примечание: элевоны (сочетание элерон/руль высоты, используемые в "летающем крыле") также поддерживаются "просто подключите их к первым двум каналам, точно так как это было подключено в RC приемник. Перед калибровкой радио укажите включить элевон-перемешивание в настройках "Mission Planner", перезагрузите программу и плату и вернитесь к процедуре калибровки RC.

Если ваш аппарат имеет V-хвост, это в настоящее время не поддерживает APM на уровне программного обеспечения. Вместо этого, вы можете смешать ваши каналы крена и руля высоты при помощи внешнего аппаратного микшера. Вот хороший и очень недорогой ($ 3) за шт.

Выходы

Подключите управление сервоприводами и другими устройствами, к APM в соответствующие выходные разъемы, как показано выше.

Четырехканальная конфигурация:

  • 1. aileron - элероны
  • 2. elevator - руль высоты
  • 3. throttle - канал газа
  • 4. rudder - руль направления

элевонная конфигурация: в англоязычной вики значится по состоянию на 10.04.2013

  • 1. starboard (right) elevon - правый элевон
  • 2. port (left) elevon - левый элевон
  • 3. throttle - канал газа

правильно так:

  • 1. port (left) elevon - левый элевон (№1 на картинке)
  • 2. starboard (right) elevon - правый элевон (№2 на картинке)
  • 3. throttle - канал газа

Установка контроллера в фюзеляж

Когда вы размещаете APM в самолете, очень важно убедиться, что его лицо смотрит в правильном направлении. Какие приметы: Разъемы GPS и приемника должны быть обращен вперед, а серво-кабели обращены назад.

(примечание: есть небольшая стрелка на нижней части платы, которая указывает вперед, на всякий случай)

Советы по монтажу

  • При установке APM в самолете, важно, чтобы убедиться, что он надежно установлен и не сдвинется в полете. Он также должен быть как можно ближе к горизонтали, при положении самолета в своем летном положении. В идеале, его разместить как можно ближе к центру тяжести, на демпфирующую вибрации платформу.
  • на автопилоте установлен барометрический датчик, это означает что вентиляционные отверстия должны обеспечивать атмосферное давление внутри кабины при любом возможном обдуве
  • на автопилоте установлен компас, это значит что силовые провода должны быть как можно дальше от контроллера (как минимум 10-15см) постоянный ток большой величины создает магнитное поле, влияющее на компас.

GPS модуль

  • Антенна GPS модуля должна быть ориентирована строго вверх
  • Место для установки следует выбрать GPS максимально далеко от радиопередающего оборудования (например, телеметрии и видео передатчиков и ESC).
  • В идеале, модуль GPS не должен быть прикрыт нечем от неба. Самая верхняя точка самолета является хорошим выбором.

Вот пример того, как монтировать APM (и модуль GPS) в EasyStar с использованием шасси 3D Robotics Electronics, доступными с наклонно-поворотным узлом для монтажа камеры или без. Аналогичное шасси также доступно для HobbyKing Bixler

.

Шасси:

Первичная настройка APM

Мы рекомендуем использовать программу Mission Planner для первичной настройки APM. (Программа разработана для Windows, но будет работать в Windows VM на Mac OS или в Mono под Linux. Либо, если вы не хотите использовать ничего из перечисленного, задействуйте режим командной строки , который поддерживается в любой операционной системе.)

После того как вы скачали нужную прошивку, убедитесь что указаны правильные номер COM порта и скорость передачи (115k) и нажмите кнопку Connect в правом верхнем углу. Программа Mission Planner подключится через MAVLink.

(Если это первое использование вашего АРМ, сразу запустится форматирование флэш памяти, которое может помешать соединению через MAVLink и появлению сообщения о сбое подключения. В этом случае подождите пару минут и попробуйте подключиться снова.)

Теперь нажмите кнопку установки, выделенную красным на рисунке:

Откроется окно настройки конфигурации.

Шаги установки

1) Если у вас стандартная конструкция летательного аппарата, загрузите готовую конфигурацию

Для распространённых моделей самолётов, таких как Bixler, Skyfun and Skywalker, подготовлены конфигурационные файлы, которые учитывают особенности этих самолётов. Вы можете скачать их отсюда и использовать программу Mission Planner чтобы записать готовую конфигурацию в APM. Однако, вам всё ещё нужно проверить настройки с учетом оборудования, которое вы используете. Продолжайте выполнять следующие шаги.

2) Откалибруйте входные сигналы вашего радио

Передатчик должен быть включен. Идеально, если вы уже облетали ваш самолет в ручном режиме и сделали необходимые регулировки, в этом случае выходные сигналы радио четко соответствуют настройкам самолёта; если вы ещё не летали на самолёте в ручном режиме и регулировки не выполнены, вам может понадобится повторная калибровка после того, как вы полетаете (перекалибровку легко сделать в поле).

Распределение каналов показано выше. Когда вы двигаете ручки передатчика, соответствующая полоска на экране также будет двигаться. Нажмите кнопку "Calibrate Radio" чтобы установить крайние положения уровней. Появятся красные полоски, и вы должны будете сдвинуть их в крайние положения. Проделать это необходимо для каждого используемого канала.

На этом же экране можно включить реверс сервомашинок, если необходимо, и установить режим элевонов.

3) Установка полетных режимов

Вы можете выбирать разные полетные режимы находясь в полете, с помощью переключателя на радио передатчике, который должен быть подключен ко входу 8 APM. Полная информация о доступных полетных режимах здесь . (Если вам нужно иметь более трех режимов на вашем передатчике, инструкция здесь ) Когда вы меняете положение переключателя, зеленая подсветка переходит на другие уровни. Используйте выпадающий список на каждом уровне, чтобы назначить этот режим на функцию. Заметьте, что режим 6 не может быть изменен и должен остаться Manual. Это "аппаратный ручной режим", который означает, что он контролируется контуром failsafe платы APM, таким образом реализуется возможность вернутся к радио управлению в качестве меры безопасности.

4) Конфигурация оборудования

В этой вкладке вы можете указать плате APM какие опциональные сенсоры вы подключили. Просто включите флажок соответствующий сенсору, который вы используете. (В данный момент сонар не поддерживается APM; главным образом он используется для ArduCopter)

Для магнетометра (компаса), у вас есть выбор опции калибровки, когда вы его активируете:

1. Вы можете ничего не делать, и в этом случае управляющая программа попытается выяснить смещение и магнитное склонение, сравнивая показания компаса с данными GPS и IMU во время полета. Плюс: Не требует усилий. Минус: Потребуется несколько минут полета, чтобы компас начал работать правильно, поэтому в первый запуск компас работает ошибочно.

2. Ручная калибровка в программе Mission Planner (выше). Вы можете указать ваше магнитное склонение по инструкции ниже и затем нажать кнопку "Live Calibration", затем перемещать и поворачивать ваш самолет 30 секунд пока запишутся данные и выполнятся некоторые математические операции для калибровки сенсора. Плюсы: Это работает. Минусы: это немного затруднительно, особенно для больших самолетов. Кроме того такая калибровка не учитывает магнитных помех, которые может вызывать мотор во время полета.

3. Воспроизвести лог полета. Это классная опция, показанная выше как Log Calibration, где вы можете просто воспроизвести предварительно сохраненный лог полета (.tlog) и управляющая программа сравнит данные GPS и IMU с данными компаса и сделает необходимые корректировки. Плюсы: Работает великолепно. Минусы: Вы должны уже были летать, и если вы загрузите файл.tlog где вы в действительности не летали, вы спутаете ваши калибровки и должны будете провести их снова, или рискуете получить плохие полетные характеристики.

Чтобы вручную ввести магнитное склонение для вашего географического местоположения, вы должны найти правильное значение, нажав на ссылку и открыв браузер. Выберите ваше положение и вы получите магнитное склонение, как выделено ниже.