Как подключить акустическую систему. Пошаговое подключение колонок к компьютеру К чему можно подключить активные колонки

11.11.2022 Новости

Многие телевизионные панели даже в высокой ценовой категории имеют такой недостаток, как слабые динамики. Чтобы решить эту проблему, следует подключить к телевизору акустику. Сделать это рекомендуют сами производители, потому что по их замыслу современная телевизионная аппаратура предназначена для совместной работы с домашним кинотеатром, акустическая система которого выводит громкий, чистый и качественный звук.

Какие разъемы должны быть на телевизоре

На любом современном ЖК телевизоре имеется множество разъемов, которые используются для ввода и вывода видео- и аудио-сигнала. Из них к разъемам, предназначенным для передачи звука, относятся:

  • цифровой оптический выход – лучшее решение для передачи многоканального звука;
  • коаксиальный выход;
  • разъемы Audio In красного и белого цвета – простейшее и наименее качественное решение для вывода звука, такие выходы имеются на каждом телевизоре;
  • разъем для наушников.

При подключении домашнего кинотеатра необходимо наличие на телевизоре разъемов для передачи видеосигнала . К ним относятся:

  • Video – разъем желтого цвета для передачи аналогового сигнала через RCA-кабель;
  • S-Video – этот выход на современных телевизорах встречается редко, он предназначен также для вывода аналогового сигнала;
  • компонентный выход – три разъема красного, синего и зеленого цвета;
  • SCARD.

Важно! Практически на всех современных телевизионных панелях присутствует разъем HDMI, который является комбинированным, так как позволяет передавать одновременно видео- и аудио-сигнал в высоком качестве. Для подключения техники рекомендуется использовать именно его, если он присутствует на телевизоре и на подсоединяемом к нему устройстве.

Подключение акустики

К телевизионной панели можно подсоединить различную технику, чтобы улучшить передаваемый звук. Это могут быть активные и пассивные колонки, мультимедийная или стереосистема, домашний кинотеатр.

Подсоединение активных колонок

Активной называется акустическая система 2.0, имеющая встроенный усилитель . Ее легко определить по проводу питания и регулятору громкости . Большинство компьютерных колонок являются активными.

Обычно для использования активной акустики применяется 3,5 мм выход mini Jack, он же – разъем для подключения наушников , потому что имеет соответствующую эмблему рядом. Подсоединение осуществляется через кабель mini Jack – 2RCA, который обычно идет в комплекте с аудиосистемой. Mini Jack подключается к соответствующему разъему в телевизоре, а 2 RCA штекера – в соответствующие входы с надписью Input, которые расположены на тыльной стороне колонок.

Совет! В том случае, если нет разъема для наушников на телевизоре, подсоединить активную акустику можно через выходы Audio-R (белый) и Audio-L(красный). В этом случае используется кабель 2RCA-2RCA.

Если колонки дорогие, в них может быть оптический вход. Он обычно закрыт заглушкой, но определить его можно по надписи Digital In. Если аналогичный выход имеется на телевизоре, рекомендуется приобрести оптический кабель и использовать его для соединения устройств. Это обеспечит звук высшего качества в отличие от подключения предыдущими способами.

Подключение активной акустики 2.0 обеспечивает качественный и громкий звук, но низкие частоты она не воспроизводит. Поэтому поклонникам кинофильмов с множеством спецэффектов и современной музыки с большим количеством басов рекомендуется приобрести активный сабвуфер . Как правило, на тыльной стороне такого устройства имеются 2 RCA входа, поэтому для его подключения можно воспользоваться кабелем mini Jack – 2RCA. В этом случае колонки следует подключить проводом 2RCA – 2RCA или же подсоединить разветвитель в выход для наушников, чтобы вывести звук сразу на колонки и сабвуфер.

Часть производителей выпускает собственную активную акустику, которую рекомендует использовать совместно со своими телевизионными панелями. Например, Samsung TW5500 для подключения к другим устройствам имеет оптический вход. Но кроме него телевизионная панель содержит функцию TV SOUNDCONNECT, позволяющую подключать технику фирмы Samsung без проводов по протоколу Bluetooth .

Комплект акустики Samsung TW-H5500

Подсоединение пассивных колонок

Пассивной называется акустика, у которой отсутствует встроенный усилитель. Чтобы подсоединить технику такого типа к телевизионной панели, потребуется отдельный блок. Усилить сигнал может и сам телевизор, но для хорошей акустики его мощности будет недостаточно .

Важно! Для подключения колонок необходимо выбирать усилитель, мощность которого составляет не менее 30% от мощности акустики. Также следует обратить внимание на сопротивление, оно должно быть одинаковым для обоих устройств.

Подсоединяя колонки к усилителю, нужно учитывать полярность , т.е. левая колонка должна быть подключена к левому каналу, а правая - к правому. Если не соблюдать это правило, звук будет низкого качества.

Провода для соединения техники обычно идут в комплекте, в противном случае их нужно будет приобрести отдельно. Площадь сечения должна быть как можно выше , но не менее 1 кв.см. Усилитель подключается к колонкам через винтовые зажимы, а к телевизору для лучшего результата - через HDMI. Если такой разъем отсутствует, то подсоединение производится через имеющиеся в наличии выходы, как правило, это RCA.

Подсоединение стереосистемы

Вывести звук можно на имеющуюся в наличии стереосистему 2.1, состоящую из сабвуфера и двух колонок. Она подключается через выходы 2 RCA или mini Jack, либо, при наличии, через разъем SCARD. В этом случае потребуется приобрести кабель SCARD-3RCA или SCARD – mini Jack.

Кабель SCARD – mini Jack

Кабель SCARD-3RCA

Совет! При использовании кабеля 3 RCA желтый провод останется незадействованным, поскольку он предназначен для передачи видеосигнала.

Подсоединение мультимедийной системы

Подключить акустику можно через музыкальный центр или магнитофон посредством разъемов AUX или RCA. Для этого потребуется кабель mini Jack – mini Jack, mini Jack – 2RCA, mini Jack – SCARD, 2RCA-2RCA, 3RCA-SCARD в зависимости от имеющихся на телевизоре выходов. Мультимедийная система в этом случае переводится в режим «AUX».

На заметку! Звук от музыкального центра к акустике (если это отдельные пассивные колонки) будет идти через 2RCA кабель, подключенный в соответствующие разъемы.

Подсоединение домашнего кинотеатра

Вывод звука с телевизора на домашний кинотеатр – наилучшее решение . В такой технике присутствует мощный встроенный усилитель и профессиональный ресивер, все это обеспечивает непревзойденную чистоту, потрясающий объем и высокую мощность звучания. Акустика такого типа бывает формата 5.1 и 7.1 . В первом случае звук делится на 5 каналов (два фронтальных, один центральный, два тыловых и сабвуфер), а во втором случае добавляются 2 дополнительных канала по бокам. При правильной настройке такие системы обеспечивают потрясающий объемный звук.

От домашнего кинотеатра к телевизионной панели должен идти только кабель высокого качества, а это – HDMI . Подсоединять систему 7.1 или 5.1 через тюльпаны неправильно, потому что в этом случае неизбежны потери в качестве аудио и видеосигнала. Тогда как акустика к ресиверу подключается специальными штекерами, как правило, по цвету и в соответствии с надписями над входами.

Совет! Выбирая телевизионную панель и домашний кинотеатр, рекомендуется приобретать технику одного производителя. Это обеспечит наилучшее взаимодействие аппаратуры и потрясающий результат для пользователя при просмотре фильмов и прослушивании музыки.

Такие фирмы, как Philips, Samsung, Sony, LG, Panasonic и т.д., выпускают множество моделей телевизоров и домашних кинотеатров в разной ценовой категории и с различной функциональностью. Это позволит каждому человеку выбрать именно то, что ему необходимо.

Какими кабелями подключать

Для подключения акустики к телевизору используется множество кабелей, в зависимости от типа подключения и имеющихся выходов на обоих устройствах. Чаще всего используются провода 2RCA – 2RCA, mini Jack – mini Jack, SCARD – SCARD или комбинированные на их основе, реже – коаксиальный или оптический.

Если на подсоединяемых устройствах имеются выходы HDMI, рекомендуется использовать их, потому что это обеспечит наивысшее качество звука. Однако, независимо от типа подключения, нужно приобретать высококачественный кабель . Дешевый китайский провод характеризуется значительными потерями сигнала при его передаче, а значит – плохим качеством звука. В худшем случае - такие провода вовсе не будут работать.

Особенности подключения к некоторым моделям телевизоров

Подключение акустики к телевизионным панелям может отличаться в зависимости от марки телевизора. Далее для примера будут рассмотрены два самых популярных производителя.

Lg

В телевизорах LG аналоговый разъем, он же «тюльпан» или выход RCA, отсутствует . Для вывода звука на дополнительную акустику можно использовать оптический выход, SCARD или HDMI либо подключать дополнительное устройство (например, DVD-плеер) и выводить звук через него.

Samsung

Если владелец современного телевизора Samsung (например, 5 серии) решит подключить акустику кабелем RCA, он обнаружит, что разъемы RCA в телевизионной панели отсутствуют . Подключение аудио устройств осуществляется через оптический выход или HDMI ARC, а также через разъем для наушников.

Возможные проблемы и пути их решения

Бывают случаи, когда подсоединить акустические устройства к ТВ-приемнику не удается, либо звук воспроизводится неудовлетворительного качества. Тогда можно попробовать решить проблему несколькими способами.

  1. Если после подключения акустики к телевизору звук отсутствует, нужно обратиться к настройкам ТВ-приемника в соответствии с руководством пользователя. Как правило, автоматически звук переключается только на гнездо для наушников, в остальных случаях выход нужно выбирать вручную .
  2. Если звук после подключения устройства к разъему для наушников очень тихий, необходимо открыть настройки звука и увеличить громкость для подаваемого на данный выход сигнала.
  3. Если после подключения акустики через RCA выход отсутствует звук, нужно перепроверить подключение и убедиться, что на телевизионной панели кабель подключен в разъемы Audio Out , а не в Audio In.
  4. Если аудио система подключается по технологии HDMI ARC, но звук отсутствует, нужно убедиться, что эта функция поддерживается устройствами, провод подсоединен в разъемы с соответствующей надписью, а в настройках телевизора установлен вывод звука на акустическую систему .

Итак, если телевизионная панель отличается тихим звуком, эту проблему легко исправить, подключив к ней дополнительную акустику. Это могут быть активные или пассивные колонки, мультимедийная или стереосистема, а также домашний кинотеатр. Чтобы выполнить подсоединение без ошибок, рекомендуется обратиться к инструкции к телевизору, выяснить, какие выходы можно для этого использовать, затем удостовериться в наличии аналогичных входов на акустике. При необходимости, устройства можно соединить при помощи переходников.

Самые популярные телевизоры

Телевизор LG 43UK6200 на Яндекс Маркете

Телевизор Sony KD-55XF9005 на Яндекс Маркете

Телевизор LG 49UK6200 на Яндекс Маркете

Телевизор Sony KD-65XF9005 на Яндекс Маркете

Телевизор LG OLED55C8 на Яндекс Маркете

В профессиональной работе со звуком очень важно понимать основные принципы коммутации разных видов оборудования, это позволяет легче и быстрее добиваться качественного звука и продлить жизнь аппаратуры.

Рассматривая в этом свете можно выделить три вида: , и акустические системы. Для каждого вида есть свои особенности, которые мы рассмотрим в этой статье.

Итак, считаем, что вы и купили ее. После распаковки оборудования первым делом возникает вопрос подключения.

Активная акустика. Главное отличие активной акустики от пассивной - наличие встроенного в ее корпус усилителя. Это значит, что подводимая мощность звукового сигнала к активной акустической системе (далее АС) значительно меньше, чем к пассивной. Поэтому в этой акустике применяются свои кабеля и разъемы, рассчитанные на меньший ток и напряжение.

Уровни. Хотя уровни линейного сигнала стандартизированы, несоответствия между устройствами все равно могут возникнуть. Потому что на самом деле в звуковой технике применяется не один стандарт, а несколько. Наиболее популярные линейные уровни для звуковой аппаратуры - это +4 дБ (1,23 В), -10 дБ (0,25 В) и -10 дБв (0,32 В). В результате несоответствия уровней выходного устройства (например, ) и входного устройства (например, ) сигнал может искажаться или получать большой уровень шума. В связи с этим на устройствах мы можем часто увидеть переключатели номинального уровня выхода и входа. Если такого переключателя нет и нет регулятора выходного уровня, то придется применить дополнительное устройство согласования.

Баланс и небаланс. Для качественной передачи сигнала кабель, подходящий к активной АС должен быть экранирован. Также важно понимать, что соединение может быть балансным и небалансным. Небалансным соединением (несимметричным) называется соединение с помощью одножильного экранированного провода. Балансное соединение (симметричное) - это соединение с помощью двух экранированных проводов. Один из проводов передает неизмененный сигнал (+), а второй передает сигнал в противофазе (-). Такая передача сигнала позволяет использовать устройства, которые на основе вычитания сигналов помогают хорошо бороться с помехами и наводками. На практике небалансное соединение чаще применяется в роли проводов-перемычек между оборудованием, то есть тогда, когда источник и приемник находятся рядом. Балансное соединение рекомендуется использовать на расстоянии более 20 метров и позволяет качественно передавать сигнал на 200 метров. Способы передачи сигнала в подключаемых устройствах должны быть согласованы, балансный вход должен соединяться с балансным выходом. В противном случае применяются переходники или устройства согласования способа передачи сигнала.

Hi - z . Вход Hi-Z- это вход, который обладает большим импедансом и обеспечивает согласованное по сопротивлению соединение акустической системы и звукоснимателей гитары. То есть, это небалансный вход для акустической гитары, соло и бас гитары. Он еще называется инструментальным входом.

Использование дополнительных коммутационных переходников должно выполняться с осторожностью. Нужно учитывать все вышеупомянутые характеристики, они должны совпадать: у входа и выхода должен совпадать номинальный уровень сигнала (+4 дБ, -10 дБ и др.), способ передачи (баланс/небаланс) и импеданс (входное и выходное сопротивление).

Разъемы. В набор популярных разъемов для активных АС входят разъемы XLR, RCA и TRS.

Самый популярный в акустических системах разъем - XLR.

Известен своей высокой надежностью. Пришедший в звук из авиации, разъем XLR, или как его еще называют «Кэнон», удачно прижился в большинстве устройств профессионального звукового оборудования. Наиболее привычен для нас трехконтактный вид разъема, хотя бывают они четырех, пяти, а иногда и более-контактные. Практически всегда контакты на разъеме подписаны: 1 - корпус и/или земля, 2 - сигнал плюс (+), 3 - сигнал минус (-). Может быть распаян как под небалансное соединение (используются контакты 1 и 2), так и под балансное (контакты 1, 2, 3). В разъеме используется механизм-защелка, который фиксирует положение.

Разъемы TRS и TS. Разъем “Джек” бывает трехконтактный TRS и двухконтактный TS.

Расшифровуется аббревиатура как обозначения контактов: 1 - Sleeve (гильза) земля и/или корпус, 2 - Tip (наконечник) сигнал плюс (+), 3 - Ring (кольцо) сигнал минус (-). Понятно, что штекер TS может выполнять передачу только небалансного сигнала. TRS может быть распаян и под баланс и под небаланс. По размерам разъем может быть четвертьдюймовым (TRS1/4”) и 1/8-дюймовым (TRS1/8”, 3.5 мм), еще его называют миниджек.

Разъем, который часто применяется и в профессиональной и в бытовой аппаратуре - разъем RCA.

В народе его называют «тюльпан». Является не самым корректным соединением устройств с инженерной точки зрения. Все потому, что в момент подключения первым контактом соединяется сигнал, а не земляной контакт как должно быть. Однако благодаря своей форме и дешевизне он прочно занимает свою позицию среди популярных коннекторов. Передает несимметричный сигнал с линейным уровнем.

Практически в каждой современной профессиональной активной АС в корпусе предусмотрен сквозной выход на XLR разъеме.

Этот выход может по-разному называться - Link Output, Mix Out, Thru Out, Line Out, но суть одна - отдать входной на АС сигнал для дальнейшей маршрутизации. В зависимости от модели АС выходной сигнал может быть абсолютно идентичен входному или претерпевать некоторые изменения. Например, на выход может отдаваться уже лимитированный сигнал или сигнал после обрезного ВЧ фильтра. Если в акустическую систему встроен микшер на несколько каналов, то на выход может отдаваться сигнал только с определенного входа или суммарный сигнал от всех входов. Такие вопросы можно уточнить, просмотрев инструкцию к АС. Данная концепция подключений позволяет создавать длинные линии из акустических систем, не подводя к каждой АС кабель от микшера.

Также сквозной выход используется при подключении и сателлитов. Важно «посадить» все акустические системы, используемые в роли портальной системы, на один стереовыход микшера - Main Mix, чтобы управлять звуком в зрительном зале одним фейдером. АС выполняющие функции мониторов подключаются на отдельные выхода микшера. Обычно в такой ситуации звук от микшера из выхода Main Mix подводится к одному/двум сабвуферам, а дальше от него/них с помощью сквозного выхода сигнал подается на сателлиты.

Получается, что если с двумя сателлитами можно подключить один сабвуфер, а звук подводится вначале к нему, то сабвуфер должен содержать два независимых канала, чтобы отдать стерео на сателлиты. Ниже на рисунке мы можем увидеть схему типичной панели сабвуфера с разъемами.

Здесь соединения выполнены на балансных XLR разъемах. Два канала имеют названия A и B. Выходы (Output): FullRange - полный диапазон сигнала, HighPass - сигнал после ВЧ фильтра. С выхода HighPassсигнал от сабвуфера отдается на сателлиты, с Full Range - на другой сабвуфер (в случае, если у вас используется четыре сабвуфера и два сателлита).

Пассивная акустика. Подключение пассивных акустических систем стоит начинать с проверки соответствия мощностей подключаемого усилителя и АС. Это самый важный вопрос. При неправильном подборе появляются искажения (перегрузки) выходного сигнала усилителя, что может привести к выводу из строя акустики. Выходная мощность усилителя должна быть равной мощности акустики или процентов на 5 - 10 больше. Лучше всего использовать усилитель на 90% мощности (что соответствует максимальной мощности АС), чем усилитель меньшей мощности на 100%, который не дотягивает до максимальных значений мощности АС. При недостаточной мощности усилителя акустика не «раскроется» полностью. Нужно следить за тем, чтобы при подборе мощностей сравнивались показатели мощности одних и тех же стандартов.

Мощность. Производители используют такие стандарты мощности как номинальная, пиковая, синусоидальная, DIN, RMS, AES, PMPO, Program power. И это еще не все существующие стандарты мощности. Некоторые мощности близки по показателям, но все же, не стоит забывать, что это разные мощности! Такое множество мощностей можно оправдать разными подходами стандартизации в разных странах. Для России родными являются стандарты номинальной и синусоидальной мощности, DIN относится к немецкому институту стандартизации, RMS, AES, PMPO- западные стандарты. Наиболее объективными считаются показатели номинальной (Nominal) и среднеквадратичной мощности (RMS), самым «несерьезным» считается стандарт PMPO, так как по нему сложно действительно объективно оценить мощность акустических систем. Существуют формулы, которые позволяют хотя бы грубо перевести одну мощность в эквивалент другой.

Наиболее простой для покупателя вариант в подборе АС и усилителя - это выбрать устройства одной фирмы, так как обычно крупные компании производят конкретные серии усилителей в связке с конкретными АС, многократно проверяя надежность таких комплектов и оптимизируя их работу. Подсказкой могут послужить брошюры выпускаемые производителями, в которых описаны оптимальные варианты сочетания серий усилителей с АС.

Сопротивление. Необходимо не забывать о соответствии сопротивлений устройств. Так для усилителя в технических характеристиках обычно указываются несколько мощностей для рабочих сопротивлений (например, 2000 Вт для 8 Ом / 4000 Вт для 4 Ом / 6000 Вт для 2 Ом). Наиболее популярные сопротивления АС - 8 и 4 Ом, а с сопротивлениями 2 Ом не каждый усилитель сможет работать. Эти особенности перекликаются с известными понятиями последовательного и параллельного соединения АС. Часто бывают ситуации, когда на стереоусилитель нужно нагрузить четыре колонки. Если, к примеру, подключить четыре 4-омных колонки к двухканальному усилителю последовательно, то их суммарное сопротивление составит 16 Ом. Мы не опускаемся до опасных значений сопротивления, но теряем в мощности при таком соединении. При параллельном соединении вырастает выходная мощность, однако, в нашем случае сопротивление падает до 2 Ом. Это означает, что усилитель будет заметно больше греться из-за большего тока. И вообще, до использования такого подключения следует удостовериться в паспорте усилителя, что он работает с 2-омной нагрузкой, а то быть беде. Считается, что на 2-омной нагрузке снижается способность усилителя контролировать движение диффузора динамика, что может проявиться в размытом звуке баса.

Сечение провода. Все, наверное, понимают, что хотя сопротивление кабеля низкое, но оно есть, а значит, вызывает все-таки падение напряжения. То есть, уровень сигнала падает, особенно на высоких частотах. Фишка в том, что сопротивление зависит не только от материала и длины провода, а и от площади его поперечного сечения. Чем больше сечение - тем меньше сопротивление. В технических характеристиках к кабелю должно указываться погонное сопротивление. Это значит, что вооружившись калькулятором, вы можете подсчитать, отталкиваясь от нужной вам длины, какое сопротивление будет у проводов.

Фаза . При подключениях пассивных АС очень важно соблюдать совпадение фаз динамиков. Это значит, что диффузоры всех динамиков в любой момент времени должны смещаться в одном направлении. Обычно для удобного подключения на динамиках и проводах отходящих от них производитель обозначает контакты пометками (+) и (-). При неправильной фазировке, диффузоры динамиков будут двигаться в противоположном направлении и тем самым гасить в ноль все повторяющиеся в их сигналах амплитуды. Так как в стереосигнале практически всегда басовая составляющая одинакова (имеется в виду полоса примерно в пределах 30 - 130 Гц), то эта часть сигнала в «антифазовом» режиме будет исчезать. На практике можно увидеть картину, когда стоящие две колонки по отдельности отдают нормальный звук. При одновременном включении НЧ составляющая пропадает. Это значит, что у одной из колонок подключены неправильно контакты плюс и минус.

Разъемы. Наиболее популярными для профессиональных усилителей являются разъемы Speakon, XLR, TS, Euroblock, а также винтовые зажимы.

XLR, TRS/TS, Euroblock - используются для подключения входного в усилитель сигнала.

Speakon, TS, винтовые зажимы - для подключения акустических систем к усилителю.

Разъем TS. Подключаются контакты так: к контакту Tip (наконечник) подключается сигнальный контакт (+), к контакту Sleeve (гильза) подключается (-).

Разъемы Speakon бывают трех видов: 8-контактные, 4-контактные и 2-контактные. Самые популярные 4-контактные - они используются для подключения двухполосных АС. Для подключения трехполосных применяются 8-контактные. Благодаря своей конструкции очень надежный разъем. После соединения с гнездом штекер нужно провернуть по направлению часовой стрелки для фиксации контактов.

Винтовые зажимы позволяют фиксировать провода со специальными металлическими зажимами и просто зачищенные оголенные кончики проводов.

Маршрутизация. В большинстве современных стереоусилителей доступны режимы маршрутизации Stereo, Parallel, Bridge . Обычно два канала подписываются обозначениями «A» и «B». Режим Stereo обеспечивает работу двух независимых каналов, режим Parallel обеспечивает параллельную подачу сигнала с входа A на выход A и B, при этом вход B - не активен, но для каждого выхода есть свой регулятор громкости, а режим Bridge (мостовой режим) поможет предоставить максимальную мощность на одну колонку, при этом активен регулятор A.

Схема подключения (режим Stereo):

Схема подключения (режим Parallel):

Схема подключения (режим Bridge):

В приведенных выше схемах подключение АС в мостовом режиме выполнено на разъеме винтовые зажимы. Однако это не единственный разъем, на котором можно реализовать мостовой режим. Рассмотрим детальнеетакое подключение на разъеме Speakon. Контакты разъема:

Для подключения мостового режима провода подводятся к контактам выхода канала A (контакты 1+ и 2+):

Подключение колонок к усилителю на разъемах Speakon для параллельного и стереорежима выполняются одинаково, разница только в самой маршрутизации внутри усилителя.

Стереорежим:

Параллельный режим:

Из схем видно, что подключение стерео можно выполнить как на двух разъемах Speakon, так и на одном. При двойном подключении на каждом разъеме используются контакты 1+ и 1-, при подключении на одном разъеме двух колонок в одном штекере используются все четыре контакта 1+, 1-, 2+, 2-. Изменение режимов в усилителе может быть реализовано в виде физического переключателя или в меню управления DSP-процессора.

Разделение на полосы. Следующий вопрос неразрывно связан с предыдущим. Так как профессиональный усилитель одинаково успешно может работать как с широкодиапазонными АС, так и с сабвуферами, очень удобно, когда усилитель оборудован встроенным кроссовером. Это позволяет избавиться от необходимости в дополнительном аппаратном устройстве и дополнительной коммутации. Так как при использовании сателлитов с сабвуферами рекомендуется срезать НЧ составляющую, усилитель со встроенным кроссовером должен реализовывать три функции - НЧ фильтр, ВЧ фильтр, полный диапазон.

Рассмотрим варианты подключения АС к одному двухканальному усилителю с кроссовером. Начнем с простого.

Обычный режим стерео с двумя широкополосными колонками:

Моно режим с одним сабвуфером и одним сателлитом:

Такой режим предпочтительнее использовать тогда, когда, сигнал стерео не требуется, а к басовой характеристике предъявляются повышенные требования.

Биампинг и бивайринг (Bi-Amping и Bi-Wiring). Чтобы рассмотреть следующее подключение нужно понять, что такое биампинг. Биампинг - это схема подключения, при которой каждому динамику двухполосной акустической системы требуется отдельный канал усилителя. То есть, в такой АС просто отсутствует встроенный кроссовер и каждый из двух подводимых к колонке каналов должен быть соответственно настроен на НЧ или СЧ/ВЧ полосу. Бивайринг - это схема подключения, при которой от одного канала усилителя подводятся отдельно провода к НЧ динамику и СЧ/ВЧ динамику. Так как подсоединяются они все равно к одному каналу усилителя, то получается, что он должен быть широкополосный, а значит в акустической системе должны быть установлены НЧ и ВЧ фильтр для каждого динамика. То есть, тот же кроссовер, только на какой-то раздельной конструкции с фильтрами. Выгода от такого способа подключения сомнительна, в отличие от биампинга. Биампинг может быть полезен в случаях, когда по каким-либо причинам в АС невозможно разместить кроссовер.

Подключение двухполосной АС по схеме биампинг:

Все принципы согласования усилителя и динамиков актуальны и для многоканальных усилителей. Разница, лишь в количестве каналов и акустических систем, также усложняется маршрутизация таких усилителей. Любой многоканальный усилитель теоретически может быть заменен набором двух и одноканальных усилителей.

Кроме рассмотренных нами подключений активной и пассивной акустических систем, еще можно затронуть отдельное направление - подключение трансляционных акустических систем.

Трансляционная акустика. Это оборудование принципиально отличается от пассивной и тем более от активной акустики. Особенность трансляционных систем в том, что благодаря использованию понижающих и повышающих трансформаторов в конструкциях усилителей и АС, достигается качественная передача звука на большие расстояния. Поэтому эта система озвучивания востребована на предприятиях, в офисах, супермаркетах и т. п. Естественно, что, не имея большого опыта, самому очень сложно спроектировать и настроить систему трансляции, лучше доверить это дело профессионалам.

Рассмотрим основные принципы подключения трансляционных акустических систем:

  • существуют линии трансляции с уровнем напряжения сигнала 240 В, 100 В, 70 В, 30 В и другие. Выводы АС должны соответствовать напряжению линии, то есть иметь соответствующее входное напряжение;
  • при подключении акустических систем к усилителю следует помнить о том, что их общая мощность не должна превышать мощность усилителя;
  • при доступных режимах на усилителях 100 В и 70 В, акустические системы можно переключить с линии 100 В на линию 70 В. При этом мощность этих АС упадет в два раза, в то же время их количество можно увеличить в два раза.
  • некоторые динамики имеют выводы не только на высокоомную нагрузку, но и на низкоомную. Обычно на корпусе подписано назначение контактов, важно при подключении не перепутать их.
  • выбор выводов трансформатора АС - чем меньше сопротивление АС вы выберите, тем большую мощность он выдаст.

Подключение акустических систем - сравнительно простая задача, успешно выполнив которую Вы сможете наслаждаться качественным звуком при прослушивании музыки или просмотре любимых фильмов.

Акустические системы - комплект оборудования, предназначенного для воспроизведения звука, с различным числом входящих в него компонентов. Акустическая система 2.1 относительно компактна и состоит из трех элементов (двух колонок и сабвуфера), в остальных случаях компонентов может быть значительно больше (5.1, 7.1 и т.д.).

Какие элементы акустической системы подключаются

Колонки. Акустические колонки предназначены для преобразования электрических колебаний в звуковые, их число варьируется от 2 до 8. Их габариты и такие технические характеристики, как мощность, частотный диапазон и другие, отличаются в зависимости от назначения оборудования. Устройства бывают двух типов: для активных и пассивных акустических систем. Первые могут снабжаться встроенными усилителями мощности, а для пассивных колонок они обязательны.

Сабвуфер. Это оборудование предназначено для воспроизведения низкочастотных звуков. В зависимости от типа системы может быть активным (со встроенным усилителем) или пассивным.

Усилитель мощности и ресивер. Данные устройства являются обязательными компонентами для пассивных акустических систем и дополнительными для активных. Они обеспечивают более качественное воспроизведение многоканального звука при просмотре кинофильмов. Ресиверы, в сравнении с усилителями, обладают более широким спектром возможностей: в них присутствуют декодер Dolby, селектор источников сигнала. Многие представленные на рынке модели совмещают в себе и усилитель мощности, и ресивер, поэтому эти названия в ряде случаев используются как синонимы. Усилители мощности различаются по количеству разъемов на задней стенке. Для подключения акустической системы 5.1 их должно быть не менее пяти.

Подключение пассивной акустической системы

Колонки с помощью проводов присоединяются к ресиверу через разъемы на задней панели устройства. Затем усилитель подключается к аппаратуре, для которой предназначается акустика: системному блоку компьютера, аудиовыходам телевизора, домашнего кинотеатра или прочим устройствам. Сабвуфер может подсоединяться непосредственно к этой аппаратуре или через усилитель мощности (при наличии в нем аналогового входа и выхода на низкочастотное акустическое устройство).

Подключение активной акустической системы

Колонки оптимальным образом размещаются в помещении. Типы их присоединения могут быть различными. В случае подключения многокомпонентных акустических систем (5.1, 7.1) к DVD или иным устройствам, снабженным соответствующими разъемами, штекеры колонок и сабвуфера присоединяются непосредственно к ним. В других ситуациях колонки подключаются к разъемам на задней стенке сабвуфера. Он, в свою очередь, через дополнительный кабель соединяется с устройством, для которого предназначается акустическая система.

Сегодня компьютер настолько вошел в нашу жизнь, что, наверное, трудно будет найти человека, который с ним незнаком. Это устройство способно заменить собой и телевизор, и домашний кинотеатр, и DVD, и даже телефон. Однако пользователи, увлекающиеся музыкой, не всегда остаются довольны мощностью звучания обычных колонок. Поэтому оптимальным выходом является подключение акустики, которая обеспечивает объемность, громкость и качество звучания.

Акустика бывает двух видов: активная и пассивная. Так что, с самого начала нужно определиться, какая же из них наиболее подходит. Пассивной считается акустика, у которой усилитель не встроен в корпус и принимает сигнал из внешнего источника. Активная же, наоборот, имеет встроенный усилитель, от которого и поступает сигнал. Покупая ресивер, прежде всего необходимо убедиться в наличии на нем нужного количества входов. Некоторые модели могут иметь все виды разъемов, а у некоторых имеется только один из вышеуказанных.

Стоит помнить, что количество выходных разъемов на колонки, в полной мере, зависит от типа применяемого разъема и может быть разным. Наиболее распространенными являются:

  1. винтовой;
  2. банан;
  3. быстрозажимной.

Подключение пассивной акустики

Подготовив все необходимое (ресивер, колонки и провода), можно переходить к подключению. Особое внимание необходимо уделить и правильной расстановке. Расставив акустику, нужно подключить ее к ресиверу, используя для этого выходные разъемы, размещенные на задней панели, и только после этого подсоединить ресивер непосредственно к компьютеру.

Подключение пассивной акустики производится именно в такой последовательности, поскольку некоторые звуковые карты иногда не совсем корректно могут определить устройство. Конечно же, если ресивер имеет высокое качество, то это случается крайне редко. В случае если он относится к более низкой ценовой категории, то небольшие неурядицы могут встречаться.

С большим вниманием необходимо отнестись к самим разъемам и запомнить предназначение каждого из них. Конечно же, на современных платах, если даже перепутать разъемы сабвуфера и задних колонок, то всегда можно поменять их местами без каких-либо негативных последствий.

Также необходимо хорошо запомнить разъемы RCA, используемые при подсоединении к ресиверу и шнуры к ним. В большинстве случаев, разъемы ресивера подписаны специальными аббревиатурами, поэтому сориентироваться здесь довольно просто. А вот со шнурами дело обстоит иначе – не каждый пользователь может сразу разобраться, какой из оконечных разъемов шнура басовый, а какой центральный. Случается, что производители соединительных шнуров делают пометки на соответствующих штекерах, однако, встречается это довольно редко. Так что потребителю остается надеяться только на свою память или же использовать метод «на глаз», то есть, если подключил неправильно – поменять местами.

Прежде чем подключить акустику, нелишним будет взглянуть на схему, которая может подключаться через три разъема: вход для микрофона, линейный вход и выход. Однако, если пользователь является владельцем материнской платы с шестью разъемами, то эти три использовать не нужно. Можно просто подключиться с помощью трех остальных.

Если же владелец изъявил желание подключить к своей акустике пассивный сабвуфер, то для этого необходимо использование аналогового входа, который должен присутствовать на ресивере. Кроме того используется и разъем на выход сигнала для сабвуфера. В схеме, в этом случае, есть незначительные изменения.

Схема подключения к пассивной системе активного сабвуфера, самостоятельно работающего от сети, имеет весомые отличия. В первую очередь стоит запомнить, что сигнал необходимо подводить только из источника, а не усиленный с ресивера. Для этого нужно иметь только провод с разъемом. Один штекер провода подсоединяется к незадействованному разъему кабеля, а второй – к сабвуферу.

После проведения всех вышеназванных манипуляций акустическую систему можно включать, настраивать и наслаждаться звучанием.

Как подключать активную акустическую систему

Подсоединение активной акустики происходит достаточно просто, поскольку здесь не используется ресивер, а провода от основного источника сигнала подсоединяются непосредственно к ней самой. В отличие от пассивной, у активной акустики источник сигнала размещен внутри самого корпуса сабвуфера. Разъемы, которые используются для подключения, находятся на задней стенке.

В некоторых активных акустических системах усилитель может размещаться либо в корпусе, либо в каждой колонке. Такое размещение характерно для активной акустики 5.0. Если, к примеру, рассмотреть акустику 2.0, то стоит знать, что для нее характерно размещение усилителя именно в каждой колонке. Поскольку длинные провода от источника сигнала могут способствовать искажению звука, появлению нежелательных шумов и так далее.

Еще несколько лет назад были выпущены модели акустики, использующей в качестве источника радиосигнал. Конечно же, в этом случае проводное подключение является ненужным. Устройство такой акустической системы было достаточно оригинальным, и заключалось в следующем:

  1. передатчик подсоединялся к компьютеру и транслировал несколько различных сигналов, каждый на своей частоте и только для своей колонки;
  2. усилитель, размещенный в колонке, принимал этот сигнал и, усилив его, выводил на динамик.

Казалось бы, проще не бывает. Однако, несмотря на плюсы такого подключения, система имела огромное количество недостатков, а именно:

  1. низкокачественный радиосигнал;
  2. электромагнитные помехи от работы разных бытовых приборов, в том числе и динамиков;
  3. обязательное подключение к электрической сети каждой колонки в отдельности;
  4. потери качества звучания;
  5. высокую стоимость.

Эти причины послужили тому, что такая акустическая система не заслужила популярность среди пользователей, и на сегодняшний день ее вообще перестали производить.

Использование SPDIF разъема для подключения акустики

Акустическую систему можно подключить и с помощью SPDIF кабеля. SPDIF представляет собой интерфейс, который поддерживает передачу цифровых аудио сигналов от одного устройства к другому, не преобразовывая в аналоговый сигнал. Именно это качество помогает избежать снижения качества звучания. Кроме того, он может передавать цифровой поток окружающего звука. Различают оптический и коаксиальный SPDIF интерфейсы.

Разъем RCA, который является таким же, как и применяемый в потребительской аудио продукции, используется вместе с SPDIF интерфейсом. В отдельных случаях также может применяться оптический разъем.

У коаксиального SPDIF все ходы и выходы размещены на разъемах RCA. В этом случае цифровой сигнал передается с помощью соединительного шнура, имеющего соответствующие разъемы. Входы и выходы оптического кабеля выполнены на разъемах Toslink, которые имеют закрывающиеся заглушки (отличительная черта такого типа интерфейса). Преимуществом такого кабеля является отсутствие реакции на магнитные поля, поскольку передача данных происходит в виде световых импульсов. Поэтому он, по сравнению с коаксиальным, считается более защищенным от различных внешних воздействий. Это является причиной его использования в спутниковых ресиверах.

Каким из разъемов пользоваться, может решить только сам пользователь. Скорее всего, это зависит от имеющегося на ресивере или акустике разъема.

Однако, воспользовавшись данными советами, каждый сможет без особых затруднений подключить имеющуюся акустическую систему к своему компьютеру.