Международные сигналы бедствия что подаются береговыми станциями. Способы подачи сигналов бедствия. Дымовые сигналы бедствия

14.06.2021 Интересное

Каждый человек должен знать, что такое международные сигналы бедствия. Ведь несмотря на то, что сегодня все хорошо, мы не знаем, что приготовила нам жизнь на завтра. Именно поэтому столь важно обезопасить себя и разобраться в системе знаков.

Сигнал SOS

Сигнальные знаки и коды считаются общепринятыми для всех государств, языков и служб спасения. Поверьте, ни одна спасательная служба не перепутает знаки, которые вы пытаетесь донести.

Сигнал SOS считается зовом о помощи, так как с английского языка переводится как «Спасите наши души». Такой сигнал можно передавать по-разному, от этого его смысл не меняется. Например, три данные буквы можно выложить из камней на пляже, или же с помощью веток на большой открытой поляне.

Сигнал SOS можно передать из корабля, написав три большие буквы на самой палубе. Данный сигнал можно передать и используя при этом прерывистый сетевой сигнал или радиопередатчик. Обязательно запомните такой код: три тире, три точки, три тире.

Универсальные сигналы

Международные сигналы бедствия одинаковы для каждой страны. Поэтому где бы вы ни оказались, смело используйте их. Так помощь придет намного быстрее.

Если вы находитесь в горах, то стоит использовать сигнал «шесть-один». То есть сначала должно быть шесть коротких знаков, а затем пауза. При этом сигналы можно подавать любыми доступными средствами. Например, можно использовать свисток или Поэтому если вы отправляетесь в горы, обезопасьте себя и возьмите данные предметы.

Международные сигналы бедствия, используемые не в горах, называются «три-один». То есть сначала подается три коротких сигнала, затем продолжительная пауза. Очень важно подавать знаки правильно, чтобы они были опознаны именно как сигналы бедствия. Если вы используете свисток или фонарик, то подайте три коротких четких знака, после чего сделайте минутную паузу. Затем повторяйте сигналы снова.

Как звать на помощь в лесу

Если вы потерялись в лесу, отчаиваться точно не стоит. Даже в столь необитаемом месте можно дождаться помощи. Используя международные сигналы бедствия в лесу, можно обратить внимание спасателей.

Самым эффективным и заметным сигналом считается разведение костра. Дров в лесу уж точно хватает. Главное, отправляясь в поход, захватить с собой большое количество спичек.

Конечно, эффективность костра зависит от места его разведения. Если вы будете разжигать его на дне ущелья или в лесной чаще, толку от него будет немного, и вряд ли вы сможете привлечь этим внимание.

Другое дело - разжечь костер на хорошо просматриваемой открытой местности. Для этого идеально подойдет лесная полянка или же возвышающийся холм. Бывало много случаев, когда в хорошую безветренную погоду дым от костров поднимался на расстояние около пятидесяти километров над уровнем земли. Однако чтобы достичь такого эффекта, сам костер должен иметь немалые размеры.

Обратите внимание на то, что если вы разожжете только один костер, заметивший его человек может не догадаться о том, что вы находитесь в опасности. Международным же сигналом бедствия будут считаться три костра, разожженных на одной вертикальной линии или выложенных в виде треугольника.

Расстояние между кострами не должно быть меньше пятидесяти метров. При этом приготовьте большие запасы сухого полена, ведь будет очень обидно, если в самый нужный момент оно закончится, и вы останетесь незамеченными.

Международные спасательные сигналы на корабле

Если вы оказались в безвыходном положении на корабле, то обратите внимание на такие спасательные сигналы, которые одинаково расшифруются в любом месте, куда бы вы ни попали:

  • если есть обязательно ее используйте;
  • сделайте открытое пламя, при этом следите за тем, чтобы оно не распространилось по кораблю;
  • переверните государственный флаг;
  • подайте флажковый сигнал;
  • используйте непрерывные звуки, которые могут производить любые аппараты, подающие туманные сигналы;
  • медленно поднимайте и опускайте руки, разведенные в стороны.

Таблица сигналов

Международная таблица сигналов бедствия поможет передать нужные коды. Для этого знаки нужно выкладывать на открытых полянах или на склонах холмов. Чем большего размера будут знаки, тем большая вероятность того, что их заметят с большой высоты.

Знаки можно делать из всего, что попадается под руку: из кусков одежды, камней, веток. На берегу моря это можно сделать с помощью водорослей или же гальки. В любом случае очень важно добиться цветового контраста.

В какую бы ситуацию вы ни попали, не отчаивайтесь. Где бы вы ни оказались: в горах, в лесу или в море, вы можете воспользоваться спасательными знаками, и вам обязательно помогут. Отправляясь в поход в горы или в лес, не забудьте прихватить с собой фонарик, свисток и спички. Постарайтесь дать о себе знать как можно лучше.

На прошлом уроке вы узнали, как действовать, если произошла авария транспортного средства в безлюдной местности. Вы помните, что одно из первых приготовлений, которые стоит сделать в таком случае, - подумать о подаче сигналов о спасении. Сегодня мы обсудим, как именно можно подавать сигналы о бедствии.

Вы уже знаете, что, отправляясь в путешествие, обязательно нужно сообщить родным и близким маршрут вашего движения и приблизительное время возвращения. Если вы не вернетесь вовремя - это будет сигналом для них о начале поисков.

Если есть мобильный телефон, естественно, сразу нужно позвонить и сообщить о своем местонахождении. Если же он поврежден или разряжен, стоит поискать специальные средства подачи сигналов бедствия: сигнальные ракеты, факелы, трассирующие пули, эти средства выпускают в воздух ярко-оранжевый или ярко-малиновый дым (рис. 1).

Рис. 1. Сигнальная ракета ()

Применять их надо в крайнем случае, когда есть уверенность, что этот сигнал кто-то заметит и поймет.

Автор азбуки Морзе

Часто, когда говорят о крушениях на кораблях, вспоминают азбуку Морзе, или «морзянку». Азбука Морзе - способ кодирования информации последовательностью длинных и коротких сигналов, т. н. «точек» и «тире». История изобретения этой азбуки очень интересна.

В 1832 г. С. Морзе впервые подумал, что можно передавать сигналы с помощью электромагнитной индукции. Он тут же набросал несколько чертежей аппарата, с помощью которого это было бы возможно. И в сентябре 1837 г. продемонстрировал его в работе (рис. 2). Сигнал был послан по проволоке длиной 1700 футов.

Крупный американский промышленник Стив Вейл заинтересовался работой Морзе, и первое сообщение было послано в 1844 г., его текст гласил: «Чудны дела твои, Господи!».

Итак, телеграфный аппарат был изобретен. Чтобы как-то понять передаваемые сообщения, пришлось изобретать и азбуку. Исходная таблица «кода Морзе» сильно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат в эфире, она была слишком сложна. Здесь и проявил свою смекалку Альфред Вейл - партнер Самюэля Морзе по бизнесу. Он придумал пятизначный код для букв, а также цифровой код.

Рис. 2. Передатчик Морзе ()

Собственно азбукой Морзе код начал называться только с Первой мировой войны. В 1848 году код Вейля был усовершенствован немцем Герке. Именно этим кодом пользуются до сих пор. Если принять во внимание эти факты, то знакомое сочетание «азбука Морзе» следовало ради справедливости заменить на «азбуку Вейля - Герке». Но такова жизнь, кем-то подхваченное звучное выражение «азбука Морзе», «морзянка» до сих пор ходит по планете.

Если у вас в распоряжении нет ничего из перечисленных выше средств, вы можете воспользоваться костром. Костер - самая древняя сигнальная система, но до сих пор сигнальные костры и сигнальный дым считаются лучшими средствами подачи сигналов бедствия.

Прежде всего, надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этих целей подойдут поляны, широкие просеки. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Не следует забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

Чтобы привлечь внимание спасателей, разводят не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника. Такие фигуры являются международными сигналами бедствия (рис. 3).

Рис. 3. Схемы расположения сигнальных костров ()

Что значит сигнал SOS

Вы неоднократно могли слышать, что потерпевшие бедствие суда передают сигнал SOS (рис. 4). А что значит этот сигнал?

В 1904 году фирма Marcony Int. Company предложила ввести единый сигнал, извещающий о бедствии на судне. Он состоял из букв CQ (come quick - «приходите быстро»). Потом была добавлена еще одна буква D (danger - «опасность»), и сигнал стал звучать как CQD - «приходите быстро, опасность». Он был утвержден 3 октября 1906 года представителями 29 стран.

Позже стало ясно, что сигнал CQD очень неудобен для передачи: в нем слишком много знаков. Поэтому было предложено заменить его на самое простое сочетание букв SOS. Такой сигнал представляет собой комбинацию «. . . — — — . . .» (три точки, три тире, три точки) и воспроизводится без пауз в отличие от других сигналов. Так и родился всемирно известный крик о помощи, который потом начал обрастать легендами и расшифровываться как Save Our Souls (спасите наши души) или Save Our Ship (спасите наш корабль).

Рис. 4. SOS - сигнал бедствия ()

С тех пор сигнал SOS является общепризнанным международным сигналом о бедствии, на этот крик о помощи должны откликаться все проходящие суда, которые его услышали.

Хорошим сигналом считается дым. В дневное время дым будет очень хорошо заметен на больших расстояниях. Необходимо сложить несколько дымовых сигнальных костров, прикрыть их от непогоды и содержать в постоянной готовности к моментальному действию. Постарайтесь, чтобы дым от сигнального костра по цвету отличался от цвета окружающей местности. Если положите в костёр свежую листву, мох или сырое дерево, то получите белый дым. Резина или промасленная ветошь дадут черный дым (рис. 5).

Рис. 5. Дым - хороший сигнал ()

Зажигать костер надо, когда услышите звук вертолета или другой спасательной техники. Ночью костер следует поддерживать постоянно. Зимой костры закрывают от снега лапником.

Свисток - весьма полезная вещь для подачи звуковых сигналов. Свист слышно в два-три раза дальше, чем крик. И свистом вы сможете отогнать диких животных.

В солнечную погоду зеркало, полированная металлическая посуда, поясная пряжка, обертка от шоколадки или любой другой предмет, хорошо отражающий свет, может быть использован для подачи световых сигналов (рис. 6).

Рис. 6. Сигнальное зеркало ()

Световой «зайчик» при прозрачной атмосфере можно заметить с огромного расстояния - на обычной местности за 60 километров, а в пустыне даже за 160.

Спасателями разработана и используется международная кодовая таблица сигналов бедствия (рис. 7).

Рис. 7. Международная система подачи сигналов бедствия ()

Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха местах - на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомендуемые размеры сигналов - не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Для изготовления знаков можно использовать любые материалы, имеющиеся в распоряжении. Главное требование - они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Для выкладывания знаков пригодны предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т. д. Вы можете снять дерн с земли или протоптать сигнал в снегу.

Бутылочная почта

У многих писателей в книгах о путешествиях описывается то, как люди вылавливали из моря письмо в бутылке. До сих пор иногда используют бутылочную почту.

В пустые бутылки закладываются записки с указанием даты и места и обстоятельств аварии. Бутылки герметизируют и бросают в воду на волю случая. Известно несколько случаев, когда благодаря подобному способу потерпевших бедствие обнаруживали и спасали.

Результативность данного способа аварийного оповещения зависит от количества сброшенных в воду бутылок и их внешнего вида. Последний должен быть как можно более привлекательным, чтобы почтовую бутылку не приняли за бесполезный мусор. Наверное, проще всего этого добиться, если завернуть письмо в несколько денежных купюр, чтобы они просвечивали сквозь стекло (рис. 8).

Рис. 8. Бутылка с посланием ()

Текст сообщения лучше писать простым графитовым карандашом, а не чернильной ручкой, тогда даже при попадании внутрь бутылки воды текст не расплывется и останется читаемым.

Легенда гласит, что изобретателем такого способа сообщения был греческий философ Теофраст, который примерно в 310 г. до н. э. бросил за Гибралтаром несколько запечатанных сосудов с записками, чтобы доказать, что вода из Атлантического океана поступает в Средиземное море. Спустя несколько месяцев один из сосудов был найден на Сицилии.

С той поры в истории описано множество случаев использования бутылочной почты.

Если нет возможности развести костер, использовать сигнальную ракету или зеркало, при появлении поискового авиасредства надо размахивать светлым предметом на темном фоне или темным предметом на светлом фоне.

Обычная ошибка растерявшихся людей, попавших в экстремальную ситуацию, - при первых звуках мотора использовать одновременно все сигнальные средства.

Сигнал - это шанс на спасение, поэтому нельзя тратить все средства подачи сигналов единовременно.

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил. ОБЖ, 6 класс Учебник для общеобр. учр./Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Вихорева Т.С. - 1-е изд. - М: Изд-во АТС, 1996. - 160 с.
  2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. - 2012, 209 с.
  1. Dic.academic.ru ().
  2. Tatveteran.ru ().
  3. Youtube.com ().

Домашнее задание

  1. Выполните задание № 7 на стр. 53. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил.
  2. Какой из сигналов бедствия можно использовать, если оказался зимой в лесу? Почему именно этот сигнал?
  3. * Придумайте, какие предметы подходят для подачи сигналов бедствия. Изобразите эти предметы.

Международная кодовая таблица сигналов

Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах - на склонах холмов, полянах. В разных источниках рекомендуемые размеры сигналов указываются разные, в зависимости от вкусов и ведомственных пристрастий авторов. Поэтому лучше остановиться на международном стандарте: 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Но в любом случае не меньше 2,5 м. В противном случае знак будет сложно разобрать с большой высоты. Ограничений в большую сторону нет - чем значительней сигнал, тем выше вероятность, что его заметят.

Сигнал делается из разложенных на земле запасной одежды, кусков ткани, закрепленных с помощью вбитых в грунт колышков или наложенных сверху камней. Из обломков транспортного средства, камней, лапника и веток деревьев. На берегу моря - из гальки или выброшенных прибоем морских водорослей. Сигнал можно выкапывать, для чего снять с помощью лопаты или ножа дерн и углубить полученную траншею (при этом сам дерн можно аккуратно уложить вдоль траншеи на траву внутренней, темной стороной вверх, что вдвое увеличит его ширину). На снегу сигнал "рисуется" с помощью золы от прогоревшего костра или вытаптывается каблуками обуви. Дно вытоптанных траншей желательно выстелить лапником, ветками и т.п. темным материалом.

Во всех случаях надо стремиться обеспечить максимальный контраст цветового сигнала и фона , на котором он разложен. Иначе говоря, на светлой почве знаки должны быть возможно более темными, на темной - светлыми.

Для общения с пилотами есть специальная система - международная авиационная аварийная жестовая сигнализация .

  1. Прошу взять на борт.
  2. Требуется техническая помощь.
  3. Здесь удобно произвести посадку.
  4. Всё в порядке.
  5. Вас понял, выполняю.
  6. Располагаю радиостанцией.
  7. Здесь приземляться опасно.
  8. Не могу двигаться, необходима медицинская помощь.
  9. Готов принять вымпел, письменное сообщение.
  10. Нет.
Кроме специальных, существуют упрощенные сигналы бедствия, о которых в той или иной мере осведомлены спасатели почти всех ведомств.

Например, универсальный во всех отношениях сигнал SOS , или любой другой световой или звуковой сигнал, повторенный три раза подряд через короткие промежутки времени. Не важно, что это будет - три огня, три столба дыма, три громких свиста, три выстрела, три световые вспышки и пр. - лишь бы сигнал был тройным.

Между подачей каждой группы сигналов следует выдерживать минутную паузу. Три световых или шумовых сигнала - минута отдыха - и снова три сигнала.

Международный сигнал бедствия, принятый в горах , выглядит иначе: шесть свистков, световых вспышек или взмахов рукой в минуту, затем минутная пауза и повтор сигнала.

Шансы на выживание возрастают, если уметь подавать сигналы бедствия спасателям. Например, сигналы о спасении необходимо подавать пролетающему вертолету или низколетящему самолету. Если летчик заметить и поймет ваш сигнал, то должен качнуть крылом, либо просигнализировать зелеными огнями. Если летчик не понял вашы сигналы, но вас заметил, то возможно он зайдет на второй круг.

Подача сигналов бедствия

Сигналы бедствия, подаваемые руками (жесты)

Спасательные сигналы, подаваемые жестами, заметны для низколетящих самолетов и вертолетов, а также близко проходящих судов. Для большей заметности с воздуха лучше соорудить спасательные сигналы на земле достаточных размеров. Это могут быть знаки на песке, на снегу, яркие, порезанные лоскуты от парашюта, яркой ткани и.т.д. Ниже приведены спасательные сигналы, подаваемые летчиками при авиационном крушении.

Международная таблица сигналов бедствия, подаваемых с земли.

Расшифровка сигналов бедствия:

1 - нужен врач

2 - необходимы медикаменты

4 - Необходима вода и еда

5 - Необходимо оружие и боеприпасы

6 - Необходимы карта и компас

7 - Нужа сигнальная лампа и батареи

8 - Укажите направление к спасению

9 - Мы двигаемся в этом направлении

10 - Пробуем взлететь

11 - Самолет поврежден

12 - Здесь безопасная посадка

13 - Необходимо масло и пища

14 - Все в норме

17 - Не понял

18 - Необходим инженер

19 - мы нашли всех людей

20 - Судно повреждено

Также для подачи спасальных сигналов можно использовать костер с дымом, сигнальные ракеты, фонари, сигнальное зеркальце, свисток.

Три костра, разведенные в виде треугольника являются сигналом бедствия по международным нормам. Как вариант, котстры можно развести на одной линии на расстоянии примерно 25 м друг от друга. Приготовьте три костра, но разожгите один, и как только понадобится, подпалите два остальных. Это позволит в ожидании помощи поддерживать горение одного костра, а не сразу трех. Ведь ждать возможно придется довольно долго.

Световые сигналы подаются с частой 6 вспышек в минуту, т.е раз в 10 сек., потом минута ожидания, и дальше 6 сигналов.

Звуковые сигналы подаются аналогично световым - 6 сигналов в минуту.

Если же в вашем распоряжении или распоряжении группы имеется радиопередатчик, то у вас есть возможность передавать сигнал бедствия. Сообщение подается в следующей последовательности:

Международный сигнал бедствия - "Мэйдэй, Мэйдэй"

Позывной, если есть

Местонахождение

Количество людей в группе

Координаты посадки

Запрос о медицинской помощи, если необходимо

Как варинт, можно передавать сигналы о помощи азбукой Морзе. Дальность таких сигналов на порядок выше. В отдельной статье мы подробней рассмотрим правила радиобмена и подачи сигналов бедствия по радио.

ФИО: Мистрюкова Алёна Сергеевна

Место работы: МБОУ СОШ №1 с.Сарыг-Сеп

Должность: Преподаватель -организатор ОБЖ

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности

Класс: 6

Урок № 15

Тема: Сигналы бедствия

УМК: учебник: Поляков В. В., Кузнецов М. И., Марков В. В. Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник. - М.: Дрофа. 2014

Цель: Познакомить учащихся с международными сигналами бедствия

Цели урока:

Образовательные :

Актуализация теоретических знаний о способах подачи сигналов бедствия

Порядок и правила поведения в условиях автономного существования

Развивающие:

Развивать навыки устной речи (монологическая речь), чтения текста с охватом общего содержания, умения извлекать из текста информацию и последующего её анализа.

Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.

Воспитательные:

Воспитание общей культуры личности;

Воспитание чувства товарищества у подростков;

Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

формирование мотивации изучения ОБЖ;
Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:

развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения и доказывать их. уметь извлекать необходимую информацию при чтении текста. отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Предметные результаты

Ученики научатся:

Подавать международные сигналы бедствия, принимать решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей

Ученики получат возможность научиться:

делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;

комментировать факты из прочитанного текста, кратко высказываться на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией. Р аботать в паре, логически излагать свои мысли.

Тип урока: открытие новых знаний.

Используемые технологии: технология работы в сотрудничестве.

Используемые приемы и методы работы: прием «толстых и тонких вопросов», метод «зигзага», прием взаимообучения и самооценивания, фронтальная работа (работа с текстом), индивидуальная работа (монологические высказывания), групповая работа.

Оборудование: доска, раздаточный материал, проектор, ноутбук.

Структура и ход урока:

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

Время

1.Организационный момент

приветствие, фиксация отсутствующих;

Проверка подготовленности классного помещения;

Организация внимания школьников; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

. «Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Садитесь. Прежде чем приступить к уроку я предлагаю вам дать себе установку: «Я нахожусь на уроке ОБЖ, готов к восприятию, изучению, пониманию учебного материала, а все остальное я смогу сделать позже!»

Включаются в деловой ритм урока.

2.Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

А теперь давайте попробуем все вместе понять чем же мы будем с вами заниматься на уроке?

Представьте себе, что вы оказались на острове. Вокруг красивая природа, море, тепло, поют птички. У вас прекрасное настроение! НО ОКАЗАЛОСЬ ЧТО ЭТОТ ОСТРОВ НЕОБИТАЕМ, А У ВАС С СОБОЙ НЕТ СОРЕДСТВ СВЯЗИ С ОСТАЛЬНЫМ МИРОМ. Вдруг вы увидели в небе над островом самолет.

Давайте попробуем выяснить вместе с вами, что поможет нам привлечь внимание летчиков (пассажиров самолета) к себе?

Вспоминают, воспроизводят уже имеющиеся знания (разведение костра, добыча пищи, обеспечение водой, сооружение временного жилища и т.д)

отвечают на вопросы, делают выводы

Ученики воспроизводят имеющиеся знания; делают вывод, что знаний по данной теме недостаточно.

3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы .

Тема: Сигналы бедствия

Цель: умение подавать сигналы бедствия

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

4.Открытие нового знания.

ХОРОШЕЕ НАЧАЛО!

Кто вспомнит чем мы можем подать сигналы
Костер, дым, башни рации, телефоны и т.д.

Таким образом - можно воспользоваться сигнальным костром.
Эффективность сигнального костра зависит от места его разведения.
Понятно, что, если спрятать костер в лесную чащобу или на дно ущелья, толку от него будет немного.
И наоборот, костер, разложенный на открытой, хорошо просматривающейся с земли и воздуха местности - виден издалека.

Лучше приготовить не один костер, так как его наблюдатель может принять за случайный, а несколько, расположив их в форме какой-нибудь геометрической фигуры. Расстояние между кострами должно быть не меньше 30-50 м.

Как правильно сложить сигнальный костёр? Основа любого сигнального костра - самый обыкновенный костёр «колодец». Но следует учесть,что ваш костёр должен иметь достаточно большой размер: не менее одного квадратного метра. В основании «колодца» разумнее положить толстые брёвна. Между брёвнами лучше всего сложить «шалаш»: он обеспечит высокую температуру пламени для разгорания «колодца».


А как поступить, если Вы находитесь в лесу?

Дым от костра – тоже хорошее средство для подачи сигнала. В пасмурную погоду хорошо заметен темный дым, который получается, если добавить в костер куски резины, покрышек, пластик, зеленые листья, ельник. А светлый дым хорошо различим в ясную погоду – для его получения нужно добавить мокрый мох, траву, ветки в разгоревшийся уже костер.

Американский художник Самюэль Финли Бриз Морзе в 1835 г. изобрёл удивительно простую систему связи - азбуку Морзе. Первоначально она состояла из трёх символов: точка, короткое тире и длинное тире. И лишь в 1851 г. на конференции европейских стран все коды были переведены на два знака: точка и тире. Буквы SOS не имеют никакой расшифровки. Они просто были выбраны Международной радиотелефонной конвенцией как наиболее простая, быстрая и отчётливая комбинация (три точки, три тире, три точки).

Итак, давайте приступим. Попробуем прохлопать сигнал (слайд … --- …). - (2-3 раза). Как видим – ничего сложного он не представляет.

СИГНАЛ S0S МОЖНО ВЫЛОЖИТЬ НА ОТКРЫТОЙ МЕСТНОСТИ ЛЮБЫМИ ПОДРУЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ Длина символа должна быть не менее 6м, ширина – не менее 0,5м.

Помимо сигнала бедствия SOS существуют еще и сигналы бедствия передаваемые жестами их 12 .

А также международные символы бедствия.

5.Первичное осмысление и закрепление знаний

Конечно для проверки как в ы усвоили новую тему предлагаю решить ситуационные задачи. печатный вариант выдается каждому учащемуся.

Выполняют задание в группе.

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Записывают в дневник домашнее задание, задают вопросы, если что-то не понимают.

7.Рефлексия

Ученикам предлагается подвести итог урока. Организует самооценку учебной деятельности.

Подводит итоги урока. Оценивает работу учащихся.

Сегодня на уроке я узнал?

мне было трудно?

Наш урок подходит к концу. я думаю, что с поставленной целью мы с вами справились. ну и конечно главным итогом нашего с вами урока являются не оценки которые вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в сложной жизненной ситуации.

Размышляют, отвечают, слушают.

Групповая работа

Вариант № 1.

А) Б) В)

Г) Д)

А) Б) В) Г)

А)Нужны продукты и вода

Б) Идем в этом направлении

В) Здесь садиться нельзя, опасно

Г) Нужны медикоменты

Д) Не понял

Вариант № 2.

Задание № 1. Что обозначают данные жесты:

А) Б) В)

Г) Д)

Задание № 2. Что обозначают данные знаки:

А) Б) В) Г)

Задание № 3. Нарисуйте как при помощи жестов или знаков передать следующие сообщения:

А) Находимся на месте, двигаться не можем, имеются пострадавшие, нужен врач

Б) Покажите наиболее легкий и безопасный путь движения

В) Вас не понял, повторите сигнал

Г) Требуется оружие и боеприпасы

Д) Пытаемся взлететь

Вариант № 3.

Задание № 1. Что обозначают данные жесты:

А) Б) В)

Г) Д)

Задание № 2. Что обозначают данные знаки:

А) Б) В) Г)

Задание № 3. Нарисуйте как при помощи жестов или знаков передать следующие сообщения:

А) Утеряно, пришло в негодность специальное снаряжение (веревки, крючья, карабины и т.д. в зависимости от вида туризма

Б) Требуются карта и компас

В) Здесь садиться нельзя, опасно

Г) Судно серьёзно повреждено

Д) Требуется карта и компас

1.Находимся на месте, двигаться не можем, имеются пострадавшие, нужен врач- Лежащая фигура человека лицом к верху

2.Нужны продукты и вода- Сидящая на корточках фигура человека

3.Покажите наиболее легкий и безопасный путь движения- Сидящая на корточках фигура человека с вытянутыми вперед руками на уровне плеч

4.Идем в этом направлении- Стоящая в полный рост фигура человека, руки вытянуты вперед на уровне плеч в направлении движения

5.Здесь можно совершить посадку- Стоящая в полный рост фигура человека, обе руки подняты вверх и разведены несколько в стороны

6.Здесь садиться нельзя, опасно -Стоящая в полный рост фигура человека, одна рука поднята кверху и несколько отведена в сторону, другая рука опущена вниз вдоль туловища и также отведена несколько в сторону, как бы образуя букву N - «нет».

7.Вас не понял, повторите сигнал.- Стоящая в полный рост фигура человека, руки подняты кверху и сложены крестообразно

8.Вас понял, выполняю- Стоящая в полный рост фигура человека, правая рука на уровне плеча вытянута в сторону, левая опущена вниз вдоль туловища

9.Требуются карта и компас- Стоящая в полный рост фигура человека, руки опущены вниз вдоль туловища

10.Утеряно, пришло в негодность специальное снаряжение (веревки, крючья, карабины и т.д. в зависимости от вида туризма- Стоящая в полный рост фигура человека, обе руки на уровне плеч вытянуты в стороны

11.Нужны медикаменты- Стоящая в полный рост фигура человека, одна из рук на уровне плеч вытянута вперед

12.Нужна радиостанция, питание к ней- Стоящая в полный рост фигура человека, руки опущены вниз и сложены