Nvidia gtx 660 тесты в играх

06.05.2020 Обзоры 

В линейке новых продуктов компании nVidia в течение нескольких весенних и летних месяцев практически отсутствовали решения из самого востребованного ценового сегмента: от 100 до 300 долларов. Из финансовых отчетов компании, начиная со второго квартала, следовало, что nVidia могла бы продавать гораздо больше графических чипов, произведенных по 28-нанометровому техпроцессу, если бы не задержки со стороны главного партнера - компании TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company).

Из-за проблем с нехваткой чипов, nVidia пришлось сосредоточиться на высоко-прибыльных рынках мобильных графических устройств и топовых компьютерных графических адаптеров, оставив «дыру» в линейке своей продукции. Чтобы хоть как-то «залатать» ее, nVidia все же выпустила GeForce GTX 660 Ti, основанный на упрощенной версии дорогого и производительного чипа GK104, однако более доступный по цене GeForce GTX 660 на базе новейшего чипа GK106 появился лишь ближе к началу сентября, то есть почти через полгода после запуска первых графических процессоров семейства Kepler (и 9 месяцев после перехода на 28-нанометровый техпроцесс - главный двигатель прогресса компании в 2012 году).

Теперь, наконец, ситуация с чипами заметно улучшилась, и продукция nVidia, имеющей на руках GK104 для топовых видеокарт, GK106 для «среднего класса» и GK107 для бюджетного сегмента, полностью охватывает весь ценовой диапазон. Речь в данном обзоре пойдет о графических картах GeForce GTX 660, в основу которых лег чип GK106, призванный обеспечить наилучший баланс между ценой и производительностью.

Чип GK106

GK106 содержит меньше функциональных блоков, если сравнивать его с GK104, но в то же время, в отличие от последнего, потребляет заметно меньше энергии и потому является превосходным выбором для дискретных видеокарт так называемого мейнстрим-класса, предназначенных для настольных компьютеров. Впрочем, в середине августа еще было до конца не ясно, появится ли в планах nVidia выпуск GK106: компания могла бы использовать возможности чипов GK104 и GK107, чтобы закрыть бреши в линейке своих графических карт.

GeForce GTX 660 оказался фактически «центральным» элементом нового поколения продукции nVidia, расположившись между производительным кластером, включающим GTX 680 и GTX 660 Ti, и бюджетным, в который входят GTX 650 и GTX 640. Очевидно, nVidia стремится повторить коммерческий успех видеокарт на базе GTX 560 и GTX 460 (графических процессоров предыдущего поколения), которые в свое время так же, как это теперь делает GTX 660, представляли ценовой сегмент до 250 долларов.

Базовая версия GK106, которая используется в GeForce GTX 660, состоит из 5 блоков потоковых мультипроцессоров (Streaming Multiprocessors, архитектура SMX), размещенных в 3 графических процессорных кластерах (GPC, Graphics Processing Cluster); 24 блоков растровых операций (ROPs); 3 64-битных котроллеров памяти; и 384 КБ кэша второго уровня. 5 SMX-блоков содержат 960 ядер CUDA (универсальных шейдерных процессоров). Таким образом, GK106 можно рассматривать как «золотую середину» между GK104, содержащим 8 SMX-блоков и 32 ROP-блока, и GK107, включающим 2 SMX-блока и 16 ROP-блока. Два с половиной миллиарда транзисторов занимают площадь, равную 214 квадратным миллиметрам, что всего на 2 кв. мм. больше в сравнении с графическим чипом AMD Pitcairn.

Кстати, впервые со времени появления в 2008-ом году семейства видеокарт GeForce 9000 вся продукция nVidia текущего поколения основана на единой архитектуре - серия GT200 базировалась на трех разных архитектурах (G9x, GT200 и GT21x), а в сериях GT400/500 применялись чипы Big Fermi (GF1x0) и Little Fermi (GF1x4/1x6/1x8). В серии GTX 600 используются только чипы Kepler, предлагающие определенный набор опций (назовем их «семейными чертами»), стандартный для всех продуктов этой линейки: аппаратный H.264-энкодер NVENС, декодер VP5, поддержку FastHDMI, алгоритм сглаживания TXAA и шину PCIe 3.0.

О некоторых технологиях, которые предлагают нам чипы Kepler, стоит рассказать подробнее. Технология Surround Vision, позволяющая создавать визуальное окружение на базе мульти-мониторных конфигураций, была доступна еще в серии GTX 500, однако для того чтобы воспользоваться ею, пользователь должен был установить две видеокарты и объединить их в режиме SLI. Видеокарты нового поколения, основанные на чипах Kepler, способны работать с четырьмя мониторами одновременно, кроме того, для активации нового режима 3D Surround Vision, который предназначается для вывода стереоскопического изображения сразу на три монитора, теперь также достаточно одной видеокарты. Три монитора (поддерживаются так называемые 4K-мониторы, обладающие сверхвысоким разрешением: 3840x2160) можно использовать непосредственно для игры, а четвертый - для стандартных задач. Ну и, наконец, упомянем поддержку мульти-потокового аудио.

Спецификации GTX 660

На днях в Сеть просочились сведения о том, что nVidia собирается анонсировать, по меньшей мере, еще один продукт, который получит «урезанную» версию сипа GK106: по некоторой информации, им станет GTX 650 Ti. Основная же версия чипа - GK106-400 - является, по-видимому, самой производительной из тех, которыми, согласно неофициальным данным, nVidia намеревается наделить свои будущие видеокарты. Графический процессор GTX 660 работает на частоте 980 MHz (эталонное значение), то есть на 65 MHz выше, чем GTX 660 Ti, что позволяет в какой-то мере наверстать отставание от старшей модели, вызванное сокращением числа универсальных шейдерных блоков.

А вот рабочая частота и разрядность шины видеопамяти у них одинаковы: 6.008GHz (стандарт GDDR5) и 192 bit. С сугубо теоретической точки зрения текстурная и шейдерная производительность GTX 660 (960 ядер CUDA) меньше на 24%, чем у GTX 660 Ti (1344 ядер CUDA), поэтому игры, графическое великолепие которых основано на применении шейдеров и текстур высокого качества, на GTX 660 покажут более низкое число кадров в секунду по сравнению с GTX 660 Ti. Однако, снижение fps в играх, предъявляющих серьезные требования к видеопамяти или растеризации, будет уже не столь значительным. Кстати, различие в производительности между GTX 660 Ti и GTX 670 наоборот сводится к разрядности шины памяти и блокам растеризации.

Конфигурация контроллеров видеопамяти в GTX 660 так же, как и в GTX 660 Ti, является ассиметричной, благодаря чему nVidia удается совместить в видеокарте 192-битный интерфейс с объемом памяти, равным 2 GB (вместо 1.5 GB). Впрочем, допускается установка и 3 GB видеопамяти, чем наверняка воспользуются некоторые производители видеокарт. Три контроллера памяти содержат 8 модулей, распределенных следующим образом:

  • Контроллер памяти 1: 4 модуля: 128M x 16 GDDR5 (1GB, 16-bit);
  • Контроллер памяти 2: 2 модуля: 64M x 32 GDDR5 (512MB, 32-bit);
  • Контроллер памяти 3: 2 модуля: 64M x 32 GDDR5 (512MB, 32-bit).

Что касается энергопотребления, типичный уровень потребляемой энергии для GTX 660 равен 115 W при максимально допустимом уровне (TDP) в 140 W. Последнее значение лишь на 10 W меньше, чем у GTX 660 Ti, однако для серии GTX 600 актуальнее все же типичный уровень энергопотребления, который в случае с GTX 660 на 20 W ниже, чем у старшей модели, благодаря чему для работы GTX 660 достаточно одного дополнительного 6-пинового PCIe-коннектора.

Несмотря на то, что nVidia предложила в этот раз собственный дизайн печатной платы, которая получилась довольно компактной (всего 7 дюймов в длину), партнеры компании в своих решениях используют альтернативные варианты PCB. Объясняется это тем, что для эффективного охлаждения GTX 660 требуются сравнительно громоздкие радиаторы, да и система активного охлаждения на эталонном образце почти на три дюйма длиннее печатной платы. Asus, MSI и Gigabyte применяют на своих версиях GTX 660 те же самые фирменные системы охлаждения, что установлены на более мощных GTX 660 Ti.

Цены и конкуренты

Со спецификациями GTX 660 мы разобрались, теперь пора поговорить о ценах. 229 долларов - именно такую цену nVidia trjvtyletn gfhnythfv ecnfyjdbnmeрекомендует своим партнерам установить для их видеокарт на базе GTX 660, и, похоже, производители прислушиваются к рекомендациям, предлагая свои версии GTX 660 (в том числе, и с заводским разгоном) за $229.

При текущем уровне цен прямых конкурентов от компании AMD, то есть продуктов, продающихся по аналогичной цене, для GTX 660 сейчас нет. AMD Radeon HD 7870 стоит 239 долларов (после недавнего снижения цен), а цена Radeon HD 7850 составляет 199 долларов. Radeon HD 7870, как мы видим, всего лишь на 10 долларов дороже GTX 660, однако за эту разницу в стоимости покупатель получит игру «Sleeping Dogs», которая поставляется в комплекте с HD 7870, тогда как видеокарты GTX 660 от nVidia не будут комплектоваться какими-либо играми (компания не станет распространять промо-акцию Borderlands 2 на GTX 660).

ASUS GeForce GTX 660 DirectCU II TOP

В обзоре рассматривается наиболее производительная модель GTX660-DC2T-2GD5 от Asus. «T» в ее названии обозначает принадлежность к TOP-категории видеокарт, которые Asus оснащает разогнанными графическими процессорами, причем на «дополнительные мегагерцы» компания явно не скупится. Рабочая частота GPU в стандартном режиме преодолевает гигагерцовую отметку: 1072 MHz, а в boost-режиме (то есть в режиме 3D-производительности) GPU разгоняется до 1137 MHz. Кстати, Asus слегка увеличила и частоту видеопамяти - до 6108 MHz.

Помимо заводского разгона, видеокарта от Asus содержит фирменную систему активного охлаждения DirectCU II, включающую два крупных вентилятора диаметром 80 mm и три тепловые трубки, отводящие избыточное тепло от графического процессора к массивному радиатору.

Разъемы и интерфейсы включают в себя: 1 двух-канальный DVI-I, 1 двух-канальный DVI-D, HDMI и DisplayPort. Для дополнительного электропитания предусмотрен 6-пиновый PCIe-коннектор.

MSI GeForce GTX 660 TwinFrozr III

Видеокарта GTX 660 от MSI (модель N660 TF 2GD5/OC) также имеет определенный заводской разгон, хотя рабочие частоты GPU в стандартном и boost-режиме слегка не дотягивают до спецификаций «топовой» карты от Asus: 1033 MHz и 1098 MHz соответственно. Это в некоторой степени компенсируется применением надежных электронных компонентов вроде твердотельных конденсаторов.

На видеокарте установлена фирменная система активного охлаждения TwinFrozr третьего поколения, одной из интересных особенностей которой является технология избавления от пыли. За обдув радиатора отвечают два 80-миллиметровых вентилятора, а отвод излишка тепла осуществляет система тепловых трубок SuperPipe с никель-медным основанием.

Набор разъемов и интерфейсов стандартен: 2 DVI (DVI-D plus DVI-I), HDMI и DisplayPort. Как и у видеокарты Asus, на плате имеется 6-пиновый PCIe-коннектор.

Gigabyte GeForce GTX 660 Windforce OC

Третья видеокарта в списке предоставлена компанией Gigabyte. Модель GV-N660OC-2GD, как и две указанные выше графические карты, от эталонной GTX 660 отличается более высокой производительностью (благодаря заводскому разгону) и альтернативной системой охлаждения. Рабочие частоты графического процессора идентичны значениям частот видеокарты MSI: 1033 MHz в стандартном режиме и 1098 MHz в boost-режиме.

Система активного охлаждения Windforce 2X, также как и системы охлаждения видеокарт от MSI и Asus, имеет два активных вентилятора, диаметр которых у Gigabyte, впрочем, на 20 мм больше (100 мм). Радиатор построен по оригинальной схеме "Triangle Cool": он состоит из трех сегментов, объединенных между собой тепловыми трубками диаметром 8 мм. Анти-турбулентная конфигурация элементов радиатора препятствует возникновению турбулентных потоков между вентиляторами, увеличивая тем самым эффективность теплового рассеивания.

Интерфейсы и разъемы представляют собой набор из 2 разъемов DVI (DVI-D plus DVI-I), и по одному разъему HDMI и DisplayPort. Для дополнительного электропитания видеокарты предназначается 6-пиновый PCIe-коннектор.

Тестовый стенд

Для тестирования видеокарт была использована система, состоящая из следующих компонентов:

  • Материнская плата: MSI Big Bang XPower X58;
  • Процессор: Intel Core i7 965 Extreme @ 3750 MHz;
  • Оперативная память: 6144 MB (3x 2048 MB) DDR3 Corsair @ 1500 MHz;
  • Блок питания: 1200 Watt;
  • Монитор: Dell 3007WFP (максимальное разрешение 2560x1600).

Программное обеспечение включало в себя:

  • Операционная система: Windows 7 64-bit SP1;
  • API: DirectX 9/10/11 End User Runtime;
  • Драйверы: AMD Catalyst (12.1 ~ 12.8) / NVIDIA GeForce 306.23.


В режиме тестирования «Производительность графического процессора» (GPU Performance) с незначительным отрывом «побеждает» TOP’овая видеокарта от Asus. Отставание от заметно более дорогой GTX 660 Ti едва ли превышает пару тысяч очков. Radeon HD 7870 остается позади. Очень неплохо для синтетического теста.

3DMark 11 поддерживает большинство современных графических технологий вроде тесселяции и вычислительных шейдеров (Compute Shaders), а потому лучше подходит для того, чтобы узнать, на что способна видеокарта в новых играх. В этом тесте мы снова видим превосходство видеокарт от nVidia. А высокие результаты GTX 660 TI (GTX 660 отстает на тысячу очков) обусловлены более значительным числом универсальных шейдерных процессоров.

DX11: Battlefield 3

В сетевом шутере от первого лица все три видеокарты на базе GTX 660 демонстрируют практически одинаковый результат: 42-43 кадра в секунду. GTX 670 Ti оказывается «быстрее» всего на 3 fps. Примечательно, что знакомый нам по обзору GTX 660 Ti «трехсотдолларовый» Radeon HD 7950 Boost с активированным дополнительным разгоном не смог обогнать своих «низкоранговых» соперников.

DX11: Crysis 2 - High Res Textures

В Crysis 2 с установленным пакетом текстур высокого разрешения, настройками качества графики Ultra, а также четырехкратным сглаживанием GTX 660 снова идет вровень с более дорогой GTX 660 Ti. А вот Radeon HD 7950 Boost опережает обоих соперников почти на 14% - Radeon HD 7870 этого достичь не удается.

DX11: Metro 2033

Без, пожалуй, самой требовательной к системным ресурсам игры Metro 2033 обходится редкое тестирование видеокарт. При максимальных настройках качества графики и активном так называемым «аналитическом сглаживании» (AAA, Analytical Anti-Aliasing, приблизительно соответствует 4x MSAA) становится заметно уменьшенное количество функциональных блоков в чипе GK106 (по сравнению с чипом GK104 в GTX 680 и GTX 660 Ti): GTX 660 отстает от старшей модели почти на треть. Radeon HD 7870 показывает сходный результат.

Температурный режим и уровень шума

Сравнительно низкое энергопотребление (максимум, согласно спецификациям, равен 140 W) не могло не сказаться положительно на рабочих температурах видеокарт. Под типичной нагрузкой последние не «разогревались» более чем до 32 градусов по Цельсию. Максимальная зарегистрированная температура в играх для MSI и Gigabyte составляет вполне приемлемые 60 градусов, у Asus нрав более горячий: плюс 5 градусов.

Температура под типичной нагрузкой


Температура под максимальной нагрузкой


Тестирование на предмет шума показало, что одним из важнейших преимуществ GTX 660 нужно считать очень низкий уровень шума. Если GTX 660 Ti (в зависимости от модели видеокарты) под нагрузкой можно было расслышать, GTX 660 на фоне других компонентов системы работают весьма тихо: 37-38 dBa в играх.

Уровень шума под типичной нагрузкой

Уровень шума под максимальной нагрузкой

Новый бестселлер?

GeForce GTX 660 продемонстрировал неожиданно высокие результаты как в синтетических тестах, так и в играх. Добавим к этому невысокое энергопотребление (nVidia рекомендует блоки питания мощностью 450 W, но мы же все советуем приобрести 500W БП), низкий уровень шумаtrjvtykefg

и привлекательную цену - что еще нужно графической карте, чтобы стать бестселлером? Разве что отсутствие конкурентов. У AMD еще есть некоторое время в запасе, для того чтобы предпринять какие-либо шаги: возможно, как и в случае с Radeon HD 7950, компания значительно увеличит рабочую частоту GPU в Radeon HD 7870 - главном сопернике GTX 660 - и представит разогнанную версию: Radeon HD 7870 Boost. Впрочем, не станем забывать о фирменной черте видеокарт nVidia -архитектуре CUDA, заметно увеличивающей эффективность параллельных вычислений - и не только графических: приведем в качестве примера CUDA Encoder, позволяющий кодировать видеопоток в формат H.264 с высокой скоростью при помощи GPU видеокарты.

Как бы там ни было, поклонники nVidia наверняка будут довольны тем, что GTX 660 предлагает, по крайней мере, в ряде случаев производительность на уровне более дорогой GTX 660 Ti - напомним, что рекомендованная производителем (nVidia) розничная цена (MSRP) для GTX 660 Ti составляет 299$. Чем не повод сэкономить 70$ при покупке?

По материалам Guru 3D и AnandTech


Знакомый кулер с двумя вентиляторами и толстыми тепловыми трубками, выглядывающими сбоку. Вот только кожух теперь выполнен из пластика, а не из металла.


И задняя сторона платы не закрыта перфорированной пластиной как ранее. При сравнении с PCB старших моделей можно заметить, что на обратную сторону текстолита теперь вынесено две микросхемы памяти вместо четырех. Разъемы питания повернуты фиксаторами для защелок вверх — под них есть специальные прорези в текстолите. Это сделано, чтобы пользователю было проще подключать кабели. При стандартной ориентации разъемов этой простой процедуре мешал массивный кулер.


Набор разъемов на задней панели стандартен: два DVI, один HDMI и DisplayPort.


Система охлаждения по своим габаритам превосходит размеры платы, что хорошо видно по верхним фотографиям. Конструкция этой системы ничем не отличается от охлаждения уже упоминавшихся GTX670-DC2T-2GD5 и GTX670-DC2-2GD5. Три массивные тепловые трубки напрямую отводят тепло от графического процессора. Они очень плотно подогнаны по форме к желобкам в алюминиевом основании.


Радиатор набран из ряда тонких пластин. Ступенчатая форма некоторых из них сделана, вероятно, с целью уменьшения сопротивления воздушному потоку.


Обдувается данная конструкция парой 80-мм вентиляторов FirstD FD7010H12S.


Для «мосфетов» узла питания тоже предусмотрен свой радиатор, который к тому же отлично обдувается расположенным вверху вентилятором.


Существенных изменений в дизайне печатной платы нет. С лицевой стороны теперь располагается шесть микросхем памяти. Но их питание упрощено до однофазного стабилизатора.


Система питания GPU осталась без изменений. Это шесть фаз под управлением контроллера Digi+ ASP1212.


В старшем видеоадаптере серии GTX 660 используется процессор GK104, как и в топовых моделях NVIDIA. Основное отличие от GeForce GTX 670 — урезанная до 192 бит шина памяти с уменьшим количеством ROP. Полная маркировка такой версии чипа GK104-300-KD-A2.


Распаяны микросхемы памяти Hynix H5GQ2H24AFR R0C:


Рабочие частоты строго соответствуют стандартным спецификациям. Базовая частота ядра 915 МГц, Boost Clock равен 980 МГц. Эффективная частота памяти составляет 6008 МГц.


GPU-Z определил параметр ASIC для данного чипа в 100%. Впрочем, объективность этих данных для новых Kepler под вопросом. На эти показания можно не обращать особого внимания.


Реальная частота GPU в 12-минутном тесте Crysis: Warhead держалась в диапазоне 1033—1058 МГц. Максимально возможная частота 1124 МГц, но такие скачки наблюдались лишь при переключении режимов, не во время реальной нагрузки.
Температура ядра не превысила 66 °C в открытом корпусе при 23 °C в помещении. И при этом скорость вентиляторов не превышала 1290 об/мин. Это просто великолепные показатели. Ранее мы отмечали, что у такого кулера ASUS даже при 2000 об/мин вентиляторы едва слышны, а тут и вовсе бесшумная видеокарта получается!

Обороты и температура держались в указанных пределах во всех тестах. А вот частота в некоторых приложениях падала и до более низких значений. В Hard Reset карта работала в диапазоне 993—1006 МГц. В Crysis 2 наблюдались редкие просадки до 980 МГц.


Power Limit у данного видеоадаптера можно поднять на 18%, примерно как и у старших GeForce. Референсные GeForce GTX 660, например, в этом плане похуже — они позволяют увеличить границу своего ограничителя мощности лишь на 10%. Повышение лимита до максимума является необходимостью при разгоне — это позволяет добиться больших частот в режиме Boost.

Наш экземпляр одолел 1125 МГц по базовой частоте.


В реальности частота в Crysis держалась на уровне 1256—1293 МГц. Память смогла стабильно функционировать на 7354 МГц.
В Hard Reset частота GPU опускалась вплоть до 1215 МГц.
Итоговый прирост относительно начальных частот составил примерно 22—23%. Это лучше результатов разгона Zotac GTX 660 Ti AMP! Edition . Для стабильной работы на таких частотах вентиляторы были «разогнаны» лишь до 2100 об/мин, что не создавало никакого акустического дискомфорта.Характеристики видеокарт

Результаты тестирования



Начнем с рассмотрения результатов в . Тут преимущество у решений AMD. Ранее мы отмечали и высокую чувствительность игры к пропускной способности памяти. Обратите внимание на мизерную разницу между GeForce GTX 670 и GeForce GTX 680 с 256-битной шиной, GeForce GTX 660 Ti и GeForce GTX 660 со 192-битной шиной. Старший GeForce GTX 660 Ti чуть лучше Radeon HD 7850 по среднему fps, но хуже по минимальному. Радует лишь преимущество над старым GeForce GTX 570.



Минимальная разница между GeForce GTX 660 Ti и GeForce GTX 660 в игре . Обе карты по среднеигровой частоте обходят Radeon HD 7850, но уступают Radeon HD 7870. По минимальному показателю они не хуже Radeon HD 7870, даже чуть лучше, хотя разница очень и очень мизерная. Оба новичка немного быстрее GeForce GTX 580 и демонстрируют громадное превосходство над Radeon HD 6970 по минимальному fps. С разгоном GeForce GTX 660 Ti улучшает свои показатели на 21—22%, а GeForce GTX 660 лишь на 8—12%.



В шутере преимущество на стороне карт NVIDIA. GeForce GTX 660 умудряется на 4% обогнать Radeon HD 7950 и на 8% обойти Radeon HD 7870. Одолеть старенький GeForce GTX 580 получается у GeForce GTX 660 Ti. Этот видеоускоритель уступает старшему GeForce GTX 670 14—17%, что удается компенсировать разгоном. На повышенных частотах производительность GeForce GTX 660 Ti вплотную приближается к показателям GeForce GTX 680 в номинале. На заводских частотах наблюдается примерный паритет с Radeon HD 7970, а при разгоне красный флагман обгоняет ускоренный GeForce GTX 660 Ti лишь на 1—3%. Нельзя не отметить и огромную разницу с предшественником: преимущество GTX 660 Ti над GTX 560 Ti в этой игре достигает 44—50%.



В Warhead у GeForce GTX 660 Ti и GeForce GTX 580 одинаковые результаты по среднему fps, но у новичка просадки на 4,5% больше. GeForce GTX 660 на 3—4% лучше GeForce GTX 570, на 27% быстрее GeForce GTX 560 Ti и паритет с Radeon HD 6970. Преимущество младшей новинки над Radeon HD 7850 достигает 10—15%, Radeon HD 7870 слабее GeForce GTX 660 Ti на 8—12%.



В новый GeForce GTX 660 Ti обгоняет GeForce GTX 580 на 9% по среднему fps и на 16,5% по минимальному. У GeForce GTX 660 преимущество над GeForce GTX 570 в 10% и 30%. У младшего новичка уверенное преимущество в номинале над Radeon HD 7850 и HD 6970. Старший на 9% лучше Radeon HD 7870 по среднему fps, но на 11,6% хуже по минимальному показателю. С повышением частот GeForce GTX 660 удается лишь выйти на уровень Ti-собрата и обогнать GTX 580. Форсированный GeForce GTX 660 Ti на 10% быстрее разогнанного Radeon HD 7870 по среднему показателю, но на 5% хуже по минимальному. Результаты при разгоне сопоставимы даже с ускоренным Radeon HD 7950, но это лишь по причине неудачного потенциала нашего экземпляра HD 7950.



В Showdown огромное преимущество у «красных». Тут даже GeForce GTX 660 Ti не дотягивает до Radeon HD 7850, обгоняя лишь Radeon HD 6970. GeForce GTX 580 тоже быстрее новичка, а младший GeForce GTX 660 внезапно оказался хуже GeForce GTX 570. По опыту нашего тестирования GeForce GTX 650 Ti можно сказать, что существенно снизить разницу между NVIDIA и AMD позволяет отключение Advanced Lighting в настройках игры. Заодно это позволяет добиться очень веского прироста производительности на всех графических ускорителях.

Hard Reset Extended Edition



предпочитает видеокарты NVIDIA. GeForce GTX 660 Ti на 8—16% быстрее Radeon HD 7950. И даже с Radeon HD 7970 разница лишь в 7% и только по среднеигровому показателю. GeForce GTX 660 слабее Ti-версии на 20—23%, что не удается компенсировать разгоном. В номинале у младшего новичка минимальное преимущество над GeForce GTX 570 и паритет с Radeon HD 7870. У разогнанных GeForce GTX 660 Ti и Radeon HD 7970 одинаковый минимальный fps и преимущество по среднему показателю у красного флагмана.



Мизерное преимущество GeForce GTX 660 Ti над GeForce GTX 580 в и выигрыш менее 2% у Radeon HD 7950. GeForce GTX 660 слабее собрата в этой игре лишь на 9%, он на 9—10% обгоняет GeForce GTX 570 и на 2—3% Radeon HD 7870. Разгон позволяет младшему новичку сравняться со старшим братом, а GeForce GTX 660 Ti на повышенных частотах быстрее Radeon HD 7970 в номинале и почти не уступает GeForce GTX 680 на заводских частотах.



В старый флагман GeForce GTX 580 обходит GeForce GTX 660 Ti на 3—8%, а GeForce GTX 570 на 7—12% быстрее GeForce GTX 660. Последний чуть лучше Radeon HD 7850, а у Ti-версии примерный паритет с Radeon HD 7950. При разгоне GeForce GTX 660 не удается нагнать GeForce GTX 660 Ti. Старшая же карта на повышенных частотах соперничает с подразогнанным Radeon HD 7950. Но последний, как нами не раз уже отмечалось, неудачный в плане разгона экземпляр.


Для начала рассмотрим результаты тестирования в при максимальном качестве, но без активации улучшенной глубины резкости.


GeForce GTX 660 Ti на 7% быстрее GeForce GTX 580 и Radeon HD 7870. GeForce GTX 660 уступает этим конкурентам примерно 8%. Между GTX 660 и GTX 560 разница в 25%, с GTX 570 — 6%. Разгон увеличивает производительность GeForce GTX 660 Ti на 10%, а у GeForce GTX 660 прирост в 9%.


В более тяжелом режиме преимущество GeForce GTX 660 Ti над Radeon HD 7870 снижается почти до 1%. Зато GeForce GTX 580 уходит в отрыв, обгоняя новичка на 13,6%. GeForce GTX 660 проигрывает 2% старому GeForce GTX 570, но удерживает преимущество над Radeon HD 7850.



В третьей части Saints Row разница между GeForce GTX 660 Ti и GeForce GTX 660 не более 17%. Старшая карта почти не уступает GeForce GTX 580 и Radeon HD 7970, младшая идет примерно на одном уровне с Radeon HD 7950 и GeForce GTX 570. При разгоне всех участников паритет между GeForce GTX 660 Ti и Radeon HD 7970 сохраняется. Ускоренный до 1073—1177/6804 МГц младший GeForce GTX 660 все равно не дотягивает до уровня производительности Ti-версии на стандартных частотах.



В Serious Sam 3 рассматриваемая парочка снова уступает старшим решениям прошлого поколения: GTX 660 Ti слабее GTX 580, а GTX 660 хуже GTX 570. Младшая карта хуже Radeon HD 7850. Старшая лучше, но до Radeon HD 7870 не дотягивает 11—13%. Отставание GeForce GTX 660 Ti от GeForce GTX 670 достигает 21% , что компенсируется разгоном до 1125—1333/7354 МГц. Ускоренный Radeon HD 7850 наступает на пятки форсированному GeForce GTX 660 Ti.

Sid Meier"s Civilization 5


В Skyrim новинки NVIDIA снова не на высоте. GeForce GTX 660 Ti обгоняет лишь Radeon HD 7850, уступая Radeon HD 7870 и GeForce GTX 580. GeForce GTX 660 чуть хуже GeForce GTX 570 и слабее Radeon HD 7850 с Radeon HD 6970. Разгон снова не позволяет младшей карте выйти на уровень GeForce GTX 660 Ti в номинале.



Неожиданно простой GeForce GTX 660 обгоняет GeForce GTX 580 и демонстрирует преимущество в 25% по минимальному и 10% по среднему fps над Radeon HD 7870. Radeon HD 7850 слабее на 36—43%. Старший GeForce GTX 660 Ti быстрее брата на 22—23%. У него преимущество в 12% над Radeon HD 7950 и небольшое отставание в 5—7% от Radeon HD 7970.

Witcher 2: The Assassins of Kings Enhanced Edition


Без «запредельного качества» во втором «Ведьмаке » GeForce GTX 660 Ti немного обходит Radeon HD 7950. GeForce GTX 660 не дотягивает 2—8% до Radeon HD 7870, но на 13—18% лучше Radeon HD 7850. Мизерное преимущество и над GeForce GTX 570. Между GTX 660 Ti и GTX 560 Ti разница в 49—61%, между GTX 660 и старичком 24—32%.


С включением «запредельного качества» Radeon HD 7950 вырывает 10% у GeForce GTX 660 Ti по среднему fps, но проигрывает 6% по минимальному показателю. Сокращается до минимума отрыв младшего GeForce GTX 660 от Radeon HD 7850 в номинале, но из этих двух все равно никто не может обеспечить приемлемую частоту кадров даже при разгоне.



По итогам данного теста GeForce GTX 660 Ti лишь на 8% слабее флагмана AMD и на 12% лучше Radeon HD 7950. GeForce GTX 660 на 3,5% обходит GeForce GTX 580 и вырывает победу с разницей в 5% у Radeon HD 7870 (при разгоне последний лучше на 3%).

Энергопотребление

Замеры энергопотребления системы проводились в шести приложениях. По причине внезапных технических проблем с измерительным прибором провести все замеры на GeForce GTX 660 не удалось, поэтому данная видеокарта на нижнем графике не фигурирует.


Компьютер с GeForce GTX 660 Ti потребляет меньше мощности чем со старым GeForce GTX 560 Ti при огромной разнице в производительности. Это не может не радовать. Показатели примерно соответствуют аппетитам системы с Radeon HD 7870.

Выводы

Подведение итогов начнем с GeForce GTX 660 Ti. В плане производительности все порою очень неоднозначно. И дело не в только в оптимизации того или иного приложения под видеокарты от NVIDIA или AMD. Узкая 192-битная шина памяти тоже дает о себе знать, сдерживая в некоторых играх потенциал видеокарты. Из 17 тестовых приложений GeForce GTX 660 Ti уверенно обгоняет Radeon HD 7870 в девяти. Но еще есть преимущество по среднему fps в Crysis 2, одинаковые результаты по минимальному fps в Batman и преимущество по минимальному параметру в Max Payne 3. При этом GeForce GTX 660 Ti обгоняет и Radeon HD 7950: такое наблюдается в семи приложениях; плюс крошечное преимущество только по минимальному fps в Batman, Warhead и Max Payne 3; небольшой отрыв по среднеигровой частоте кадров в Crysis 2. Как видим, список примерно одинаков. Приложений, в которых бы GeForce GTX 660 Ti был однозначно слабее Radeon HD 7870 по всем параметрам, всего пять. У Radeon HD 7950 уверенная победа над GeForce GTX 660 Ti по минимальному и среднему fps уже в шести играх. Но это все равно меньше половины. Получается, что в большинстве приложений GeForce GTX 660 Ti предпочтительнее обоих этих видеокарт и даже экономичнее Radeon HD 7950. Впрочем, стоит помнить, что есть игры, в которых GeForce GTX 660 Ti едва обходит Radeon HD 7850 или даже слабее его (Alan Wake, Showdown, Serious Sam 3). А еще все сказанное выше характеризует ситуацию в номинальных режимах. Если для GeForce GTX 660 Ti прирост по частотам в 22% уже можно считать хорошим результатам, то для Radeon HD 7870 разгон может превышать и 25%, а для Radeon HD 7950 достигать 30—40%. И в разгоне Radeon вполне могут компенсировать свое небольшое отставание. Правда в нашем случае Radeon HD 7870 лишь теряет позиции. Разогнанный GeForce GTX 660 Ti демонстрирует преимущество над ускоренным конкурентом в 11 играх. Вот только разница между ними частенько совсем маленькая и при более скромном разгоне GeForce GTX 660 Ti список побед у этой карты был бы меньше. Что же до Radeon HD 7950, то у нас не самая удачная карта была на тестировании, поэтому не будет акцентировать внимание на ее разгоне.

Если как-то конкретизировать все вышесказанное, то GeForce GTX 660 Ti однозначно быстрее Radeon HD 7870 в большинстве игр и в некоторой степени сопоставим с простым Radeon HD 7950. Но при разгоне последний будет предпочтительней. Наиболее оптимальным ценником в такой ситуации было бы среднее значение между стоимостью Radeon HD 7870 и Radeon HD 7950. Такой порядок цен у нас пока и сохраняется. Однако в нашей новостной ленте уже не раз упоминалось про агрессивное снижение стоимости Radeon. Для отечественного рынка это пока не акутально. Но если цена Radeon HD 7950 снизится до уровня GeForce GTX 660 Ti, то привлекательность последней в глазах потенциальных покупателей упадет.

После подведения общих итогов хотелось бы дать отдельные комментарии конкретно по ASUS GTX660 TI-DC2-2GD5. В дополнение к вышесказанному по производительности нужно добавить, что данная видеокарта благодаря мощной системе охлаждения холодная и невероятно тихая. Разгон выше чем у рассматривавшегося ранее Zotac GTX 660 Ti AMP! Edition . И весь частотный потенциал легко реализуется в тихом режиме. Отличная видеокарта, одна из лучших в этой серии.


Теперь поговорим немного о GeForce GTX 660. Этот адаптер, основанный на другом графическом чипе, уступает старшему товарищу по производительности от 15 до 27%. Лишь в трех приложениях разница между ними не более 10%. Упрощенная система питания и минимальный запас по расширению лимита мощности не дают шансов на хороший разгон референса. Поэтому выигрыш от разгона Zotac GeForce GTX 660 не превышает 10%. С таким скромным результатом в большинстве приложений не удается достигнуть уровня производительности GeForce GTX 660 Ti. И если в номинале GeForce GTX 660 уверенно обгоняет Radeon HD 7850 в 13 приложениях из 17, то при разгоне обоих GeForce сохраняет свое преимущество над конкурентом лишь в четырех (еще в трех результаты примерно равны). Правда внушительный разгон Radeon HD 7850 потребует хорошего охлаждения, а самые дешевые модели оснащаются простенькими и шумноватыми кулерами. Так что свои дополнительные 10% могут даться GeForce GTX 660 в более тихом и холодном режиме. Но все будет зависеть от каждой конкретной модели и того, каким охлаждением оснастил ее производитель. Есть надежда и на нереференсные решения с улучшенным дизайном PCB, которые смогут сохранить свое преимущество над Radeon HD 7850 и при разгоне.

Что же до сравнения с представителями прошлого поколения, то GeForce GTX 660 Ti в большинстве игр или равен GeForce GTX 580 или быстрее него. И только в шести приложениях из 17 победа остается за старым флагманом. Младший GeForce GTX 660 занимает среднюю позицию между GeForce GTX 570 и GeForce GTX 580. В четырех играх GTX 570 производительнее GTX 660 и еще в нескольких случаях лучше по минимальному или среднему fps. Ну а GeForce GTX 560 Ti уже и вовсе не вписывается в общество таких быстрых видеокарт. Его наследник в лице GeForce GTX 660 Ti демонстрирует максимальный отрыв в 50—70% и даже GeForce GTX 660 без проблем обходит старичка на 20—40%.

Оборудование для тестирования было предоставлено следующими компаниями:

  • ASUS — плата ASUS Rampage IV Formula/Battlefield 3 и видеокарта GTX660 TI-DC2-2GD5;
  • DCLink — видеокарты Gigabyte GV-N680WF3-2GD, Gainward GeForce GTX 670 и MSI R7850 Twin Frozr 2GD5/OC;
  • HIS — видеокарта HIS 7970 IceQ X2;
  • Intel — процессор Intel Core i7-3930K;
  • Kingston — комплект памяти Kingston KHX2133C11D3K4/16GX;
  • Syntex — блок питания Seasonic SS-750KM;
  • Thermalright — Thermalright Venomous X;
  • Zotac — видеокарта GeForce GTX 660, GTX 570 AMP! Edition и GTX 580 AMP! Edition.

реклама

Героем данного обзора стала видеокарта GeForce GTX 660 2048 Мбайт, вышедшая в начале осени 2012 года. От своего старшего собрата GeForce GTX 660 Ti 2048 Мбайт она отличается тем, что основана на новом графическом процессоре GK 106.

Помимо этого, количество шейдерных процессоров у новинки меньше, чем у старшей карты: 960 против 1344, меньше и текстурных блоков: 80 против 112. Шина обмена с памятью у обоих графических ускорителей одинаковая - 192-bit, ровно, как и количество блоков растеризации - 24. Зато частоты шейдерного домена GeForce GTX 660 2048 Мбайт выше: 980 МГц (1033 МГц - boost) против 915 (980 - boost), частота работы видеопамяти осталась без изменений - 6008 МГц.

Ее соперниками выступили следующие видеокарты:

  • Radeon HD 7950 3072 Мбайт;
  • Radeon HD 7870 2048 Мбайт;
  • Radeon HD 6970 2048 Мбайт;
  • Radeon HD 6870 1024 Мбайт;

  • GeForce GTX 660 Ti 2048 Мбайт;
  • GeForce GTX 580 1536 Мбайт;
  • GeForce GTX 570 1280 Мбайт;
  • GeForce GTX 560 Ti 1024 Мбайт;
  • GeForce GTX 560 1024 Мбайт.

Тестовая конфигурация

Тесты проводились на следующем стенде:

  • Процессор: Intel Core i7-2600K (Sandy Bridge, D2, L3 8 Мбайт), 1.184 В, Turbo Boost / Hyper Threading - off - 3400 @ 4800 МГц (1.408 В);
  • Материнская плата: GigaByte GA-Z77X-UD5H, LGA 1155, BIOS F7;
  • Система охлаждения CPU: ZALMAN CNPS10X Extreme (~1500 об/мин);
  • Оперативная память: 2 x 4096 Мбайт DDR3 Geil BLACK DRAGON GB38GB2133C10ADC (Spec: 2133 МГц / 10-11-11-30-1t / 1.5 В) , X.M.P. - off;
  • Дисковая подсистема: 1 Тбайт, WD1002FAEX Caviar Black, 7200 об/мин, 64 Мбайт;
  • Блок питания: Thermaltake Toughpower 1200 Ватт (штатный вентилятор: 140 мм на вдув);
  • Корпус: открытый тестовый стенд;
  • Монитор: 30" DELL 3008WFP (Wide LCD, 2560x1600 / 60 Гц).

реклама

Видеокарты:

  • Radeon HD 7950 3072 Мбайт - 800/800/5000 @ 1150/1150/7000 МГц (GigaByte);
  • Radeon HD 7870 2048 Мбайт - 1000/1000/4800 @ 1200/1200/6000 МГц (Sapphire);
  • Radeon HD 6970 2048 Мбайт - 880/880/5500 @ 980/980/5900 МГц (GigaByte);
  • Radeon HD 6870 1024 Мбайт - 900/900/4200 @ 1000/1000/4800 МГц (PowerColor);

  • GeForce GTX 660 Ti 2048 Mбайт - 915/915/6008 @ 1180/1180/6800 МГц (Gainward);
  • GeForce GTX 660 2048 Mбайт - 980/980/6008 @ 1230/1230/6800 МГц (MSI);
  • GeForce GTX 580 1536 Mбайт - 772/1544/4008 @ 920/1840/4600 МГц (Leadtek);
  • GeForce GTX 570 1280 Mбайт - 732/1464/3800 @ 850/1700/4500 МГц (Zotac);
  • GeForce GTX 560 Ti 448 Core 1280 Mбайт - 732/732/3800 @ 840/1680/4400 МГц (MSI);
  • GeForce GTX 560 Ti 1024 Mбайт - 822/1644/4008 @ 980/1960/4500 МГц (MSI);
  • GeForce GTX 560 1024 Мбайт - 810/1620/4008 @ 960/1920/4500 МГц (Gainward).

Программное обеспечение:

  • Операционная система: Windows 7 x64 SP1;
  • Драйверы видеокарты: NVIDIA GeForce 306.63 Beta и AMD Catalyst 12.9 Beta;
  • Утилиты: FRAPS 3.5.3 Build 15007, AutoHotkey v1.0.48.05, MSI Afterburner 2.2.4.

Инструментарий и методика тестирования

Для более наглядного сравнения видеокарт все игры, используемые в качестве тестовых приложений, запускались в разрешениях 1920х1080 и 2560х1600.

В качестве средств измерения быстродействия применялись встроенные бенчмарки, утилиты FRAPS 3.5.3 Build 15007 и AutoHotkey v1.0.48.05. Список игровых приложений:

  • Aliens vs Predator 2010 (Бенчмарк).
  • Assassin"s Creed Revelations (Порт).
  • Batman Arkham City (Бенчмарк).
  • Battlefield 3 (Операция Свордбрекер).
  • Battlefield Bad Company 2 (Накопление сил).
  • Deus Ex: Human Revolution - The Missing Link (Допрос).
  • DIRT 3 (Бенчмарк - ASPEN).
  • Dragon Age 2 (Рваный берег).
  • Formula 1 2010 (Бенчмарк).
  • Homefront (Золотые ворота).
  • Just Cause 2 (Бетонные джунгли).
  • Kingdoms Of Amalur Reckoning (Стигандр).
  • Max Payne 3 (Глава 5. Жива, хоть и немного потрепана).>
  • Metro 2033 (Бенчмарк).
  • S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat (Скадовск).
  • Saints Row The Third (Полет над городом).
  • Spec Ops The Line (Эвакуация).
  • The Elder Scrolls V: Skyrim (Солитьюд).
  • The Witcher 2: Assassins of Kings (Окрестности Флотзама).
  • World of Tanks (Энск).

Во всех играх замерялись минимальные и средние значения FPS. В тестах, в которых отсутствовала возможность замера минимального FPS , это значение измерялось утилитой FRAPS. VSync при проведении тестов был отключен.

Чтобы избежать ошибок и минимизировать погрешности измерений, все тесты производились по три - пять раз. При вычислении среднего FPS за итоговый результат бралось среднеарифметическое значение результатов всех прогонов (трех не «холостых»). В качестве минимального FPS выбиралось минимальное значение показателя по результатам трех прогонов.

Технические характеристики видеокарт NVIDIA

Технические характеристики видеокарт AMD

Перейдем непосредственно к тестам.

Методика тестирования

Настройки AMD Catalyst Control Center
Antialiasing Use application settings
Anisotropic Filtering Use application settings
Tesselation Use application settings
Catalyst A.I., Texture Filtering Quality Quality, Enable Surface Format Optimization
Mipmap Detail Level Quality
Wait for V-Sync Off, unless application specifies
Anti-Aliasing Mode Multi-sample AA
Direct3D Settings, Enable Geomery Instancing On
Triple buffernig Off
Настройки NVIDIA Control Panel
Ambient Occlusion Off
Anisotropic Filtering Application-controlled
Antialiasing - Gamma correction On
Antialiasing - Mode Application-controlled
Antialiasing - Settings Application-controlled
Antialiasing - Transparency Off
CUDA - GPUs All
Maximum pre-rendered frames 3
Multi-display/mixed-GPU acceleration Multiple display performance mode
Power management mode Adaptive
Texture filtering - Anisitropic sample optimization Off
Texture filtering - Negative LOD bias Allow
Texture filtering - Quality Quality
Texture filtering - Trilinear optimization On
Threaded optimization Auto
Triple buffering Off
Vertical sync Use the 3D application settings
Набор бенчмарков
Программа API Настройки Режим тестирования Разрешение
3DMark 2011 DirectX 11 Профили Performance, Extreme

Unigine Heaven 2 DirectX 11 Макс. качество, DirectX 11, тесселяция в режиме Extreme AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Crysis Warhead + Framebuffer Crysis Warhead Benchmarking Tool DirectX 10 Frost flythrough. Макс. настройки, DirectX 10 AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Metro 2033 + Metro 2033 Benchmark DirectX 11 Макс. настройки, DirectX 11, DOF, тесселяция, NVIDIA PhysX выкл. AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
DiRT 3 + Adrenaline Racing Benchmark Tool DirectX 11 Aspen, 8 машин. Макс. качество, DirectX 11 AF, AA 4х 1920х1080 / 2560х1440
Crysis 2 + Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool DirectX 11 Central Park. Макс. качество, DirectX 11, текстуры высокого разрешения AF 16x, Post MSAA + Edge AA 1920х1080 / 2560х1440
Battlefield 3 + FRAPS DirectX 11 Начало миссии Going Hunting. Макс. качество. AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Batman: Arkham City. Встроенный бенчмарк DirectX 11 Макс. качество AF, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
The Elder Scrolls 5: Skyrim + FRAPS DirectX 9 Город Whiterun. Макс. качество AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Call of Duty: Modern Warfare 3 + FRAPS DirectX 9 Миссия Return to Sender. Макс. качество AF, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440

Участники тестирования

В тестировании приняли участие следующие видеокарты:

  • ZOTAC GeForce GTX 660 (993/6008 МГц, 2 Гбайт)
  • NVIDIA GeForce GTX 670 (915/6008 МГц, 2 Гбайт)
  • Palit GeForce GTX 660 Ti Jetstream (915/6008 МГц, 2 Гбайт)
  • NVIDIA GeForce GTX 580 (772/4004 МГц, 1,5 Гбайт)
  • NVIDIA GeForce GTX 570 (732/3800 МГц, 1,28 Гбайт)
  • NVIDIA GeForce GTX 560 Ti (823/4008 МГц, 1 Гбайт)
  • AMD Radeon HD 7950 (800/5000 МГц, 3 Гбайт)
  • AMD Radeon HD 7870 (1000/4800 МГц, 2 Гбайт)
  • AMD Radeon HD 7850 (860/4800 МГц, 2 Гбайт)
  • AMD Radeon HD 6970 (880/5500 МГц, 2 Гбайт)
  • AMD Radeon HD 6950 (800/5000 МГц, 2 Гбайт)

Разгон, температура, энергопотребление

Базовая частота GTX 660 больше, чем у GTX 670, а вот максимальная прибавка от GPU Boost гораздо ниже: всего 91 МГц. В плане разгона GK106 не уступил GK104, достигнув частоты 1093 МГц со штатных 993 МГц. Максимальное значение Boost Clock при этом дотянулось до отметки 1185 МГц. Видеопамять также не подкачала, разогнавшись с 6008 до 7008 МГц эффективной частоты.


Base Clock, МГц Макс. Boost Clock, МГц Base Clock, МГц (разгон) Макс. зарегистрированная Boost Clock, МГц (разгон)
GeForce GTX 690 915 1071 (+156) 1085 1241 (+156)
GeForce GTX 680 1006 1110 (+104) 1086 1177 (+91)
GeForce GTX 670 915 1097 (+182) 1035 1215 (+180)
GeForce GTX 660 Ti 915 1059 (+144) 1116 1260 (+144)
GeForce GTX 660 980 1071 (+91) 1093 1185 (+92)
GeForce GT 640 900 НД 1062 НД

Легкое повышение частоты GPU у карты ZOTAC никак не повлияло на итоговую прожорливость системы. Мощный разгон вручную также проявился слабо.

Нагрев GPU в штатном режиме не превышает этого параметра у GTX 660 Ti и Radeon HD 7850. Пусть с двумя тепловыми трубками, и все же фирменный кулер ZOTAC достаточно эффективен. Ценой ощутимого повышения уровня шума можно сбросить еще несколько градусов даже при разгоне карты.

  • В обоих тестах пакета GeForce GTX 660 cумел немного опередить не только Radeon HD 7850, но и HD 7870.
  • GTX 660 также превосходит GTX 570 и HD 6970, на равных соревнуется с GTX 580.
  • В результате разгона удалось добиться уверенной победы над GTX 580 и даже поравняться с Radeon HD 7950.

⇡ Производительность, Unigine Heaven 2 + игровые тесты

Unigine Heaven 2 (DirectX 11)

  • GTX 660 расположился, с одной стороны, между GTX 570 и GTX 580, с другой - между HD 7870 и HD 7950.
  • Radeon HD 6970 явно недостает геометрической производительности, чтобы составить конкуренцию новинке.
  • Благодаря разгону GTX 660 выходит на уровень GTX 580, GTX 660 Ti и HD 6950.

Crysis Warhead (DirectX 10)

  • В этом тесте нет большой разницы между GTX 660 и GTX 660 Ti, так как оба адаптера сильно ограничены пропускной способностью шины памяти.
  • GTX 660 близок к GTX 570, но GTX 580 уже заметно быстрее.
  • Radeon HD 7870 и даже HD 6970 также опережают GTX 660, не говоря уже об HD 7950. Равным соперником может быть только HD 7850.
  • С разгоном GTX 660 может приблизиться к HD 7870 и немного опередить GTX 660 Ti.

Metro 2033 (DirectX 11)

  • Metro 2033 не менее требовательна к пропускной способности памяти, чем предшествующий тест, поэтому GTX 660 все еще уступает GTX 580, хотя уже может потягаться с Radeon HD 7870 и существенно опережает HD 7850.
  • Radeon HD 6970 показывает близкие результаты, как и GTX 570 в режиме 1920х1080. При разрешении 2560х1440 последний резко сдает позиции из-за нехватки объема набортной памяти.
  • Мощности разогнанного GTX 660 все еще не хватает для того, чтобы сравняться с GTX 580.

DiRT 3 (DirectX 11)

  • Снова GTX 660 опережает GTX 570 и HD 6970, но не дотягивает до GTX 580.
  • Radeon HD 7850 легко покорился новинке, но HD 7870 все-таки впереди.
  • Разгон не приносит GTX 660 большой прибавки FPS, но позволяет приблизиться к GTX 580, хотя до HD 7870 по-прежнему далеко.

Crysis 2 (DirectX 11)

  • По сравнению с адаптерами предыдущего поколения GTX 660 расположился между GTX 570 и HD 7970 с одной стороны и GTX 580 с другой.
  • GTX 660 заметно быстрее, чем HD 7850, и находится примерно на одном уровне с HD 7870.
  • Благодаря разгону GTX 660 одерживает победу и над GTX 580, и над Radeon HD 7870.

Battlefield 3 (DirectX 11)

  • Снова GTX 660 попал в середину между GTX 570 и GTX 580.
  • Radeon HD 6970 и HD 7850 заметно медленнее, чем GTX 660.
  • Результаты GTX 660 и HD 7870 приблизительно равны.
  • С разгоном GTX 660 не только опережает GTX 580 и HD 7870, но и даже соперничает с HD 7950.

Batman: Arkham City (DirectX 11)

  • GTX 660 оставил позади GTX 570 и HD 6970, поравнялся с GTX 580.
  • GTX 660 быстрее, чем Radeon HD 7870.
  • Разогнанный GTX 660 опережает не только GTX 580, но и Radeon HD 7950.

The Elder Scrolls 5: Skyrim (DirectX 9)

  • Вновь GTX 660 попал в промежуток между GTX 570 и HD 6970 с одной стороны и GTX 580 с другой.
  • GTX 660 немного быстрее, чем HD 7850, но и немного медленнее, чем HD 7870 в режиме 2560х1440.
  • Разгон обеспечивает результат на уровне GTX 580 и Radeon HD 7950.

Call of Duty: Modern Warfare 3 (DirectX 9)

  • В этом тесте GTX 660 даже без разгона выступает не хуже, чем GTX 580, не говоря уже о GTX 570 и Radeon HD 6970.
  • HD 7870 также оказался медленнее новинки.
  • Разгон позволил GTX 660 сравняться в разрешении 2560х1440 с Radeon HD 7950, а в 1920х1080 даже опередить его.

⇡ ZOTAC GeForce GTX 660: производительность

В качестве акта перфекционизма сравним скорость карты ZOTAC на референсных частотах, при небольшом разгоне в 13 МГц, который обеспечил производитель, и при максимальных частотах, которых позволила достичь карта. Видно, что в играх заводской микроразгон дает разницу в пределах погрешности измерения. Разгон вручную также прибавляет лишь несколько FPS. 3DMark, как обычно, более чувствителен к разгону.

Unigine Heaven 2 + игровые тесты

⇡ Выводы

GPU GK106 стал ценным дополнением к линейке Kepler. Как и GK104, новый процессор оказался весьма эффективным по соотношению TDP и производительности. В большинстве игр GTX 660 может легко заменить гораздо более горячий и прожорливый GeForce GTX 570 или Radeon HD 6970 и подчас наступает на пятки GTX 580. Самая близкая по энергопотреблению карта из серии AMD Southern Islands, Radeon HD 7850, по результатам всех бенчмарков, также не может конкурировать с GTX 660. Как и старшие карты на платформе Kepler, GTX 660 хорошо разгоняется, хотя практическая ценность разгона адаптеров этой ценовой категории и невелика.

С сугубо практической точки зрения GeForce GTX 660 представляет собой такой видеоадаптер, который за относительно небольшие деньги позволит играть в современные игры с максимальными настройками в разрешении 1920х1080, не чувствуя дефицита производительности.

Благодаря более компактному GPU, GTX 660 наверняка обходится дешевле в производстве, чем GTX 660 Ti, и если реальные цены карт в российской рознице не будут сильно отличаться от рекомендованной цены 8,5 тыс. руб., то у новинки есть шанс стать весьма выгодной покупкой в своей ценовой категории. За такую же сумму можно купить Radeon HD 6970, GeForce GTX 570 или недорогие варианты Radeon HD 7870. Первые две карты покупать нет никакого смысла ввиду более низкой производительности и гораздо более высокого TDP. Но и для HD 7870 GTX 660 представляет серьезную угрозу, так как при заметно меньшем энергопотреблении и габаритах он во многих тестах показывает равный, а подчас и более высокий уровень производительности.