Эргономика рабочего места - правильная настройка жк монитора. Регулятор фазы

18.09.2020 Интересное

Мне, как врачу-неврологу, приходится лечить пациентов с головной болью напряжения. Весьма часто она встречается у людей длительно работающих за экраном компьютера. В то же время, несмотря на повальную замену мониторов с электронной лучевой трубкой на жидкокристаллические, такой патологии становится все больше.

Причина в том, что большинство офисных работников даже не представляют, что можно настраивать в ЖК мониторе, кроме яркости и контрастности. Пользователи считают, что жидкокристаллическая панель сама по себе не может представлять опасности для здоровья, поскольку отсутствует сильное электромагнитное поле, мягкое рентгеновское излучение и мерцание экрана, присущее мониторам с электронной лучевой трубкой.

К сожалению, неправильно установленный и настроенный монитор с жидкокристаллической матрицей может доставить много головной боли своему хозяину. В этой статье сделана попытка в сжатой форме объяснить основные принципы правильной настройки жидкокристаллических мониторов для работы с текстом и домашних развлечений.

Для профессиональной работы с графикой некоторые мои советы по настройке будут вредны, поскольку основное значение в статье придается снижению утомляемости при длительной работе за ЖК монитором.

Немного теории

Изображение на жидкокристаллической панели формируется путем прохождения света от ламп (или светодиодов) подсветки через матрицу, формирующую цвет отдельных точек на экране. Для передачи данных от компьютера к монитору используется либо аналоговый интерфейс VGA, либо цифровой DVI.

Цифровой интерфейс позволяет передавать данные без помех, благодаря чему на вход блока монитора, управляющего выводом на экран картинки, данные от видеокарты поступают без искажений.

Для аналогового интерфейса все не так просто. Поскольку сигнал VGA должен преобразовываться дважды - из цифрового в аналоговый на выходе видеокарты и из аналогового в цифровой на входе монитора, требуется тщательная подстройка блока преобразования аналогового сигнала для правильного отображения изображения на экране.

Настройка монитора с аналоговым интерфейсом

Для правильного отображения картинки на экране жидкокристаллического монитора с аналоговым интерфейсом требуется настроить параметры положения картинки на экране, частоты синхронизации и фазы.

Обычно положение картинки на экране и частота синхронизации адекватно настраиваются в режиме автоматической подстройки.
Проверить качество настройки положения картинки достаточно просто: запустите программу Nokia Monitor Test (http://www.noo.com.by/download/mon_test_ru.zip) и выберите пункт меню «Геометрия» - по краю изображения должна быть пунктирная линия, если с какой-либо стороны экрана ее не видно, придется подстроить положение изображения вручную - пункты меню настройки монитора «H.Position» (положение по горизонтали) и «V.Position» (положение по вертикали).

Для проверки частоты синхронизации потребуется выбрать пункт меню «Муар» из Nokia Monitor Test - при неправильном значении появятся вертикальные полосы на экране. Если картинка имеет такое искажение, придется вручную подстроить параметр «Clock» в меню монитора.

Одной из самых частых причин проблем с отображением аналогового сигнала является не совсем точная подстройка фазы преобразования аналогового сигнала в цифровой. При неточной настройке фазы изображение на экране будет мерцать, могут появиться горизонтальные волны на тестовом изображении «Муар» в Nokia Monitor Test. Для избавления от этого дефекта требуется изменить настройку частоты обновления экрана в свойствах драйвера видеокарты на рекомендуемую производителем монитора (обычно 60 или 75Гц). После этого можно подстраивать фазу «Phase» в меню монитора.

Иногда даже при ручной подстройке изображение на экране монитора все равно мерцает - скорее всего, на кабель аналогового интерфейса действует какая-либо наводка - для нивелирования этого фактора требуется обязательно подключать компьютер и периферийные устройства только к розеткам с работающим заземлением. Также следует подальше отодвинуть кабель интерфейса от кабелей питания монитора и компьютера.

Установка сетевого фильтра также не помешает - даже для монитора с цифровым интерфейсом колебания напряжения в сети электропитания могут привести к мерцанию изображения на мониторе за счет колебаний яркости подсветки.

Настройка яркости и контрастности

Важным для снижения утомляемости глаз является правильная установка яркости подсветки экрана монитора. Поскольку глаз человека лучше всего приспособлен для восприятия отраженного света, то слишком яркая подсветка экрана может привести к повышенной утомляемости зрения и головной боли.

Желательно устанавливать значение яркости на комфортный минимум, для большинства жидкокристаллических мониторов характерны слишком высокие значения яркости подсветки для заводских установок. Следует отметить, что глаз достаточно быстро приспосабливается к более низкой яркости экрана монитора, что служит основанием для еще большего снижения яркости.

Для тестирования правильности настройки существуют тестовые картинки для контрастности и яркости (в приложенных файлах). При правильной настройке контрастности и яркости должны быть различимы цифры более 250 (для контрастности) и цифры менее 5 (для яркости).

Другие важные настройки

Из-за увеличения диагонали экрана расстояние между экраном и глазом пользователя имеет тенденцию к росту, причем стандартные значения размеров шрифта оказываются слишком малы для комфортной работы.

Для более комфортной работы в диалоге установки свойств экрана имеется возможность изменения масштабирования для отображения шрифтов на экране (стандартный масштаб - 96 точек на дюйм), для комфортной работы для расстояния от глаза до экрана в 80см обычно нужен масштаб 120 точек на дюйм или больший.

Некоторые пользователи вместо масштаба изображения меняют разрешение картинки, выводимой на монитор. При этом электроника монитора "растягивает" картинку до полного экрана и создается видимость масштабирования.

Однако, при этом способе велики искажения, что приводит к большой утомляемости глаз при работе с "не родными" разрешениями. Поэтому установка в свойствах экрана разрешения, соответствующего физическому разрешению монитора обязательна (в том числе и для игровых приложений).

Выбор цветовой температуры для белой точки на экране важен для быстрой адаптации зрения при переводе взгляда на окружающие предметы и обратно на экран. При окружении теплых тонов и искусственном освещении лампами накаливания желательно устанавливать более теплую цветовую температуру.

Заключение

Надеюсь, данная статья поможет читателю настроить свой ЖК монитор так, чтобы глаза и мозг меньше уставали от работы за компьютером. Естественно, правильно настроенный монитор не избавляет от необходимости перерывов в работе и гимнастики.

Для тех, кто хочет получить больше полезной информации об устройстве и принципах функционирования мониторов с жидкокристаллическими панелями существует весьма информативная страница:

Регулятор фазы


В некоторых сабвуферах имеется также ручка или переключатель с надписью "Фаза". Чтобы понять суть управления фазой сабвуфера, попробуйте представить звуковые волны, излучаемые основными громкоговорителями и сабвуфером в одно и то же время. Если эти источники звука находятся на разном расстоянии от ваших ушей, то звуковые волны приходят в разное время, то есть между ними создается фазовый сдвиг. Дополнительный фазовый сдвиг может появляться из-за электронных схем внутри сабвуфера (часто это активный громкоговоритель). Регулятор фазы дает возможность ввести задержку в звуковую волну, излучаемую сабвуфером, благодаря чему она становится синфазной со звуковыми волнами от главных громкоговорителей. Если звуковые волны синфазны, вы слышите более когерентный, лучше согласованный звук.

Устанавливать необходимый фазовый сдвиг лучше всего во время прослушивания музыки. Сидя на слушательском месте, попросите кого-нибудь повернуть регулятор фазы (или переключить тумблер), чтобы определить положение, при котором звучание баса становится наиболее ровным.

Но существует более точный способ регулировки фазы, гарантирующий достижение точного фазового согласования между сабвуфером и основными громкоговорителями. Сначала поменяйте полярность подключения ваших основных акустических систем. Для этого подключите „красный" конец провода, идущего к громкоговорителя, к „черной" клемме, а „черный" конец - к „красной" клемме. Проделайте эту операцию с обоими громкоговорителями. Затем возьмите тестовый CD с записями чистых тонов и выберите сигнал с частотой, равной граничной частоте кроссовера сабвуфера. Сядьте в кресло прослушивания и попросите вашего ассистента вращать фазовый регулятор до тех пор, пока громкость звука не станет минилмалънай. Соответствующее положение регулятора и будет самым точным из возможных. После окончания настройки фазы переключите провода основных громкоговорителей в нормальное положение.

Что же происходит во время всей этой процедуры? Когда вы „неправильно" подключаете основные акустические системы к усилителю, вы тем самым переворачиваете фазу их сигнала на 180° относительно сигнала сабвуфера. Затем вы воспроизводите тестовый сигнал на частоте разделения, и он излучается как сабвуфером, так и основными громкоговорителями. Минимальная громкость звука в точке прослушивания достигается тогда, когда звуковые волны от сабвуфера и основных громкоговорителей находятся в противофазе. Это значит, что конусы основных громкоговорителей и сабвуфера относительно друг друга двигаются в противоположных направлениях. Две противофазные волны взаимно компенсируются, что приводит к снижению громкости. Затем вы восстанавливаете первоначальное подключение основных громкоговорителей, и звуковые волны, исходящие от них, становятся максимально синфазными с сигналом сабвуфера - что и требовалось. Это наиболее точный способ установки фазового сдвига сабвуфера. Если в дальнейшем вы не будете менять его местоположение (равно как и положение основных громкоговорителей), вам не понадобится повторять эту операцию.

Всю жизнь ношу очки. Астигматизм как осложнение после болезни в детстве с +42°С. Выжил.
Но на компьютере работал без очков. Всегда интуитивно настраивал монитор и компьютер так чтобы не уставали глаза.
На днях обратил внимание, опять стали сильно уставать глаза. Особенно при длительной работе, а ведь раньше этого не было. Но мне подарили ЖК монитор и, учитывая, что много приходится работать с фото настроил его с помощью программы Adobe Gamma . Это потребовало поднять яркость для расширения динамического диапазона монитора (проработки плотных цветов). И только тогда я вспомнил, почему раньше все было нормально. А все нормально со зрением раньше было потому, что я настраивал монитор своего компьютера на минимальную (оптимальную) яркость.

Существует множество теорий, советов, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, защитных экранов и специальные программы, все они посвящены защите зрения людей работающих на ПК. Но еще когда я работал в DOS , а мониторы были зеленые и имели частоту обновления как обычные телевизоры, но эта проблема уже существовала. И уже тогда я нашел для себя выход. С тех пор я работаю на ПК без очков (хожу и езжу в очках). Не раз наблюдал, как на моих глазах люди, не выполнявшие моих советов в течение нескольких месяцев вынуждены были переходить на очки.

Так что же надо делать?

Общеизвестны правила организации рабочего места:

  • монитор стоит от пользователя на расстоянии вытянутой руки (допускается 50-70 см),
  • внешний свет не должен создавать на экране монитора блики,
  • монитор должен стоять на высоте когда верхняя кромка на уровне глаз или центр экрана на уровне глаз,
  • подберите для себя периодичность перерывов и их продолжительность (рекомендуется 1-2 раза в 2 часа по 10-15 минут),
  • при продолжительности работы более 5 часов, сделайте перерыв около 1 часа,
  • в перерыве выполняйте расслабляющие упражнения для глаз или пройдитесь по коридору или комнате,
  • не ставьте монитор напротив окна,
  • не ставьте монитор так чтобы на него падал свет из окна,
  • используйте для тренировки и расслабления глаз специальные программы.
Все эти правила в том или ином виде имеются в различного рода советах, рекомендациях и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.

Индивидуальность зрения

Наши глаза очень индивидуальны. Как сам человек они склонны к увиливанию от работы и поэтому как только появляется возможность они начинают требовать для себя более комфортных условий. А это в первую очередь относится к освещенности рабочего поля. Они хотят комфортной для себя освещенности, ну а мы, не задумываясь о последствиях, добавляем свет. Хотя излишне яркий свет даже вреднее для глаз, чем его недостаток.

Если Вы почувствовали быструю утомляемость глаз - это первый сигнал неправильной организации света на рабочего месте. И важнейшей стороной организации рабочего места является оптимальное освещение.

Но, как говорилось выше, наши организмы и глаза очень индивидуальны. Это значит, что каждому человеку нужны индивидуальные условия работы по освещенности рабочего места, а значит и экрана ПК. И не пугайтесь, если Вам кажется, что при изменении освещения в помещении Ваши глаза почувствовали потерю комфорта, они правы поскольку, как будет сказано ниже, комфортные освещенность или яркость всех объектов на рабочем месте связаны.

Яркость монитора

Главное требование - установите комфортную яркость экрана монитора (я по возможности снижаю ее). При такой яркости экран не должен быть слишком бледный и требовать напряжения зрения при чтении текста. Но и слишком ярким он тоже не должен быть. Как в первом, так и во втором случае глаза устают и даже быстрее. Причем, как я не устаю повторять, эта настройка строго индивидуальна и монитор с оптимальной настройкой для одного пользователя может быть не оптимальна для другого.

Частота обновления экрана

На мониторах с электронно-лучевых трубках (ЭЛТ) частота обновления экрана желательна максимальная.

Это связано с тем, что люминофор точек образующих изображение на экране светится ограниченное время, а изображение разворачивается полукадрами с частотой равной половине заданной вами частоты развертки. А эта частота на грани реакции глаза на изменения яркости, которая около 22 Гц.

(Критическая частота около 20 Гц, но и она тоже индивидуальна. Как слух одного человека различает звук с максимальной частотой 18 КГц, а другого только 13 КГц (иногда меньше), так и зрение разных людей имеет разную реакцию на изменение света (частоту обновления экрана). В телевидении России стандартная частота развертки 50 Гц, а полукадры следуют с частотой 25 Гц.)
При повышении частоты кадровой развертки (частоты обновления экрана в настройках монитора) мы уходим от этой критической точки и имеем частоту обновление экрана с частотой гарантирующей отсутствие мерцания. Главное чтобыэту максимальную частоту поддерживал монитор и видеокарта.

У мониторов с прогрессивной (покадровой) разверткой, частота обновления экрана должна быть не кратна 50 Гц (частоте мерцания осветительных приборов) и максимальна для динамичных (игры с быстрым движением) применений.

При прогрессивной развертке, весь кадр строится последовательным включением пикселов экрана (по строке и по кадру) с первого до последнего. И частота обхода экрана равна кадровой частоте. Она более чем в 2 раза выше частоты обновления экрана мониторов на ЭЛТ. Поэтому проблемы мерцания вроде бы не должно существовать. Высокая частота обновления нужна для повышения реакции монитора на быстрое движение в игра, быстрой графики (просмотр быстро меняющихся процессов). Если частота обновления ЖК монитора низкая такие сцены замазываются (теряют четкость). В офисных приложениях, графических редакторах вполне хватает частоты 60 Гц.

Современные ЖК мониторы имеют высокую скорость переключения, поэтому на них распространяются рекомендации аналогичные мониторам на электронно лучевых трубках.(максимальная частота обновления)

Поэкспериментируйте с частотой обновления экрана (посмотрите на экран при разных частотах обновления). Вы заметите, частоту при превышении которой текст на экране начнет искажаться (замазываться, появляется окантовка или расплывается). Снизьте частоту до наивысшей четкости изображения и работайте. Глаза будут уставать меньше.

Освещение рабочего места

Все написанное выше относится и к освещению рабочего места. Освещенность стола с клавиатурой и документами должна быть примерно одинаковой все время работы и не слишком высокой. Для этого в помещениях, где работают с ПК должны сочетаться как общее освещение помещения, так и местное. Общее освещение должно быть неяркое комфортное, при его недостатке применяется как дополнительное - местное освещение.

Теперь что говорят об окружающем свете нормативные документы.

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03

Пункт 7.3.
Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы говорит:

"Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300 - 500 лк. Допускается установка светильников местного освещения для подсветки документов. Местное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана более 300 лк."

SA . Как Вы заметили, СанПиН ограничивает максимальные значения освещенности. Практика показывает стремиться к ним нельзя, учитывая индивидуальные свойства Вашего организма освещенность надо оптимизировать. Причем при этом надо стремиться к минимальным уровням освещенности. В таких уровнях снижается нагрузка на глаза. Возможно, Вам не удастся изменить общую освещенность помещения (свет только отключается), но местное освещение (настольную лампу) в любом случае надо иметь с регулятором и лампой накаливания.(другие типы ламп не позволяют плавно регулировать их яркость в широком диапазоне)

Пункт 7.4.
Следует ограничивать прямую блесткость от источников освещения, при этом яркость светящихся поверхностей (окна, светильники, потолок и др.), находящихся в поле зрения, должна быть не более 200 кд/кв. м.

SA . Тоже ограничения касаются только максимума, а повышенная яркость приводит к быстрому утомлению глаз.

Пункт 7.7.
Следует ограничивать неравномерность распределения яркости в поле зрения пользователя ВДТ и ПЭВМ, при этом соотношение яркости между рабочими поверхностями (стол, экран монитора) не должно превышать 3: 1 - 5:1, а между рабочими поверхностями (стол, экран монитора) и поверхностями стен и оборудования - 10: 1.

SA . Если СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 устанавливают максимальные значения, то реально нормальные уровни должны отличаться не более чем на 30-50%. Надо постараться не приближаться к величинам СанПиН, поскольку даже здесь п. 7.7. противоречат п. 7.3. ведь 500/300 лк это никак не 3/1 и тем более не 5/1. Если принять за нормальную яркость рабочей поверхности 100 кд/кв. м, то согласно п.7.7. яркость рабочих поверхностей может быть до 500 кд/ кв. м, а поверхностей стен и оборудования до 1000 кд/кв.м. а по максимуму в два раза больше и это при ограничении 200 кд/кв. м согласно п.7.4.

Из пункта 7.7. следует взаимосвязь между яркостью монитора - стола - поверхности стен, оборудования, мебели и других предметов в рабочем помещении, и даже если указаны не соответствующие реальным величины, то СНИП и практика подтверждает - их яркости (от рабочих поверхностей до окружающего оборудования) не должны сильно отличаться.

Пункт 7.14.
Коэффициент пульсации (
имеется в виду пульсации яркости освещения - SA ) не должен превышать 5%, что должно обеспечиваться применением газоразрядных ламп в светильниках общего и местного освещения с высокочастотными пускорегулирующими аппаратами (ВЧ ПРА) для любых типов светильников.

SA . Это требует специальных измерений и проверки, какие именно светильники установлены. Кроме того люминесцентные светильники, как любые приборы с объемным разрядом подвержены внешним воздействиям магнитных и электрических полей, которые модулируют их разрядный ток и соответственно яркость света.

Тем более важно, поскольку экономия электроэнергии стимулирует применение люминесцентных (экономичных) ламп, поэтому большинство светильников в офисах люминесцентные. Подавляющее большинство из них работает в импульсном режиме (даже с электронными пускорегулирующими аппаратами). В результате могут присутствовать пульсации света с частотами 50 Гц, с рабочей частотой электронного ПРА, частотами внешних электромагнитных помех (когда их период меньше времени послесвечения люминофора люминесцентной лампы).

Эти пульсации света накладываются друг на друга, на пульсации Вашего монитора.

Надеюсь Вам известен принцип работы стробоскопа и Вам будут понятны последствия для Вашего зрения этих пульсаций.

Светильники с использованием ламп накаливания не имеют пульсаций (их уровень многократно меньше) в силу инерционности нагретых спиралей, особенно светильники с галогенными лампами.

Поэтому могу присоединиться к совету Константина Ферста:

"2. Лампы дневного света лучше сразу все поразбивать (SA - это шутка, в лампе ртуть, не разбивать! ), установив на потолке обычную лампу накаливания. Не стоит располагать единственный источник света в виде, скажем, настольной лампы за монитором. Если этого не избежать, то, по крайней мере, направьте свет лампы в потолок - это даст более мягкое освещение. Ни за какие коврижки не соглашайтесь работать с компьютером в полной темноте. В него моментально вселятся древние силы зла и сделают с вами то, что обычно делают с героями второго плана в фильмах ужасов. "

SA . Могу добавить, люминесцентные светильники, не зависимо от схемы включения или применяемых типов пускорегулирующих аппаратов, использовать не рекомендую. У них более жесткий свет, и иногда попадаются лампы с некачественным нанесением люминофора, поэтому под ними можно загорать, поскольку они служат источником ультрафиолета (УФ). Признак этого запах озона, но для этого уровень УФ должен многократно превышает допустимый. Я сталкивался, пару раз с такими лампами. Замер уровня УФ излучения в таких помещениях (с установленными люминесцентными светильниками) обязателен, но обычно нигде не проводится.

Физика горения разряда влюминесцентной лампе (газоразрядной лампе дневного света), говорит, что разрядный ток через нее течет импульсами только тогда когда к разрядному промежутку приложенанекоторая разность потенциалов. Скорость зажигания разогретой газовой смеси высока. Такие импульсы разрядного тока могут протекать даже у люминесцентной лампы с высокочастотным пускорегулирующим аппаратом в моменты перехода питающего напряжения через нуль (в сети течет синусоидальный ток).

Единственный выход снижения пульсаций света люминесцентных ламп - применение люминофоров с большим послесвечением (более 0,04 сек). Те кто пользовался старинными импульсными осциллографами знает, что существуют люминофоры с послесвечением до нескольких секунд только такие люминофоры, если мне не изменяет память, все цветные.

Промелькнуло сообщение, вероятно проплаченное производителями контактных линз:

"26.04.09, EuroNews - Испанские офтальмологи провели исследование влияния света люминесцентных ламп на зрение.

Их заключение.

Свет люминесцентных ламп вреден для глаз из-за его жесткости, наличия в спектре УФ компонентов. Говорилось и о наличии пульсаций (модуляции яркости) у люминесцентных светильников."

ЖК монитор

... и программа Nokia Monitor Test

Моя практика показывает, что жидкокристаллические мониторы перегружают глаза (по моим ощущениям даже что больше чем электронно-лучевые). По моему субъективному мнению из-за слишком большой яркости и не всегда достаточной четкости шрифтов. Это перегружает глаза за счет увеличения нагрузки на них.

Для снижения нагрузки необходимо работать с текстами при пониженной яркости (у меня на мониторе FLATRON L1918S былустановлен 21% уровень яркости, а сейчас LG E2240S - около13% ) или выбирать 10% серый фон страниц в редакторах.

Существует программа Nokia Monitor Test - NTest предназначена для настройки ЖК мониторов.

Она позволяет настроить монитор и такие его параметры как "Частота", "Фаза", "Четкость". Все эти параметры настраиваются на мелких вертикальных линиях (тест 4й слева, тонкие вертикальные линии) или на тонком тексте. При настройке Вы подберете наиболее удобный для Вас тест. Но проверку на тонких верткальных линиях необходимо выполнить в любом случае. Возможно придется подстроить фазу или частоту.

Эта настройка позволяет получить максимальное качество шрифтов.

... и ClearType

Для улучшения читаемости шрифтов в операционных системах Windows XP и последующих версиях имеется метод сглаживания экранных шрифтов Microsoft ClearType . Он предназначен для повышения читаемости шрифтов при использовании ЖК мониторов. Это аналогично снижению усталости глаз при чтении текстовых документов. В Windows Vista он включается по умолчанию, а в XP его необходимо включить.

Для включения сглаживания ClearType на XP необходимо:

  • кликнуть правой кнопкой мыши на рабочем столе,
  • в контекстном меню выбрать пункт "Свойства",
  • в открывшемся диалоговом окне "Свойства - Экран" откройте вкладку "Оформление",
  • кликните на кнопку "Эффекты",
  • установите флажок "Применять следующий метод сглаживания экранных шрифтов",
  • в выпадающем списке выберите "ClearType ".
  • далее нажимайте "ОК", ..... для сохранения выбранных насторек.

Упражнения для глаз

Упражнения для отдыха по Уильяму Г.Бейтсу "Улучшение зрения без очков по методу Бейтса" г. Москва 1990г. Глава 24.

Отдых для глаз

Простейшим способом отдыха глаз является их закрытие на более или менее длительный период времени и мысленное представление чего-нибудь приятного. Этот метод служит средством первой помощи, и к нему надо прибегать в первую очередь. Лишь очень немногие люди не получают от него пользы.

Пальминг

Еще большую степень отдыха можно достичь, если человек закроет глаза и прикроет их ладонями рук, чтобы полностью исключить свет. Закройте оба глаза и прикройте их ладонями рук, пальцы при этом скрещены на лбу. Простое исключение воздействия света часто оказывается достаточным, чтобы добиться значительной степени расслабления, хотя иногда напряжение может и возрасти. Как правило, успешный пальминг включает в себя знание других способов расслабления. Простое прикрытие ладонями закрытых глаз бесполезно, если в то же время не достигается состояния покоя психики. Когда Вам удастся идеально сделать пальминг, Вы увидите поле зрения таким черным, что вспомнить, представить или увидеть что-либо чернее невозможно. Когда Вы добьетесь этого, ваше зрение станет нормальным.

Повороты

Убедитесь сами в том, что повороты не только улучшают Ваше зрение, но и снижают или полностью снимают болезненные ощущения, чувство дискомфорта и утомления.

Станьте, расставив ступни ног на расстоянии около фута (около 30 см) друг от друга, обратившись лицом к одной из стен комнаты. Отрывая немного левую пятку от пола, поворачивайте одновременно плечи, голову и вправо до тех пор, пока линия плеч не станет перпендикулярной стене, к которой были обращены лицом. Теперь, опуская левую пятку на пол и отрывая правую от пола, поворачивайте свое тело влево. Чередуйте попеременные взгляды то на правую, то на левую стены, обращая внимание на то, чтобы голова и глаза двигались вместе с плечами. Когда повороты делаются легко, непрерывно, без усилий и без обращения какого-либо внимания на движущие объекты, человек заметит вскоре, что напряжение мышц и нервов снижается. (Помните, однако, что чем короче со временем Вы сможете делать эти повороты, тем больше будет Ваш прогресс.)

Неподвижные объекты движутся с различными скоростями. Те, что находятся почти прямо перед Вами, покажутся движущимися со скоростью экспресса и должны быть сильно смазаны. Очень важно не делать никаких попыток увидеть четко объекты, которые человеку в момент поворотов кажутся стремительно проносящимися мимо него.

SA . Упражнения приведены в первоисточнике как лечебные, но они просты и могут быть использованы для отдыха глаз.

Это уже не Уильям Г.Бейтс!

Упражнение для мышц хрусталика

Для этого упражнения надо использовать окно, из которого видно множество выделяющихся предметов на разных расстояниях. На стекле на уровне глаз наносите небольшую точку с четкими очертаниями. Встав перед ней, посмотрите в окно, на одной линии с точкой должно быть несколько контрастных предметов, на разных расстояниях (дальний более 500 м).

Стоя на расстоянии 50 см перед вашей точкой фокусируйте свой взгляд сначала на эту точку, потом на предмет находящийся на расстоянии несколько метров, потом на расстоянии 10-15 м и так далее вплоть до самого дальнего предмета или линии горизонта. При фокусировании на предмет он будет четким все остальные нечеткие.

Повторите упражнение несколько раз для каждого глаза по отдельности.

Упражнения для мышц глаз

Движения глаз, выполняются при неподвижной голове находящейся в одном положении.

  1. Вертикальные. Движение глаз вверх (Вы хотите увидеть потолок над головой), вниз (пол под ногами),
  2. Горизонтальные. Без напряжения двигаете глазами вправо влево.
  3. Круговые. Сначала по часовой стрелке, потом против.

Последние два упражнения уже не Уильям Г.Бейтс! и улучшают кровоснабжение глаз.

Самое простое упражнение,

присланное читателем Ольга.

Вы перечислили хорошие упражнения, есть еще одно, довольно простое и действенное.

В течение полутора-двух минут нужно быстро - быстро моргать, а после этого несколько раз зажмуриться. От моргания увеличивается приток крови к глазу, а зажмуриваясь, приводятся в тонус мышцы глаз.

Зрение улучшается заметно и сразу!

Данное упражнение, еще способствует омыванию роговицы глаза слезной жидкостью, что улучшает ее состояние. И, что не менее важно, в глазах появляется блеск.

Программы для тренировки и расслабления глаз

Safe Eуеs

Проблема зрительного утомления и заболеваний, связанных с ним, у персонала, занятого работой на компьютере, официально подтверждена Всемирной организацией здравоохранения (Женева, 1989 год). В связи с этим в начале 90-х годов российской фирмой "Sensor" (теперь я ее не нашел) была разработана программа, снимающая зрительное утомление.

В основу методики положено открытие английского нейрофизиолога Ф. Кэмпбелла. Ученый обнаружил повышение зрительных функций при показе определенных геометрических изображений. Существуют специализированные аппараты, использующие так называемый Кэмпбелл - эффект в лечебных целях в клинических условиях. Разработанное программное средство "Safe Eyes" включает показ определенных динамических графических изображений, построенных на основе Кэмпбелл - эффекта.

Длительность процедуры 8-10 минут. Систематическое использование программного средства в перерывах и (или) по окончании работы позволяет повысить работоспособность персонала и проводить профилактику глазных заболеваний, возникающих при постоянной работе на компьютере.

Программа бесплатная и работает на всех операционных системах начиная с Windows 95.

Не смотря на это заявление, когда то на сайте разработчика было сказано, что она коммерческая. Найти владельца программы, чтобы попросить у него разрешения для размещения программы на сайте я не смог. Сайт разработчика программы, компании SENSOR ,пропал из Internet .Хорошо бы разработать новую программу, которая будет работать под современными операционными системами. Я подозреваю, что их средствами данная программа будет иметь более высокое качество.

Нужно признать, что программа "Safe Eyes (программа запускается и нормально работает под Windows Xp) " безусловно, заслуживает внимания. По нашим данным, это первая российская разработка подобного рода, рассчитанная на массового пользователя.

Сейчас в Интернет появилась сборка программы Safe Eyes для Windows 7 , содержащая в эмулятор DOS - QEMU .По некоторым данным, эта сборка выполнена SUPERNOVA DIGITAL RESCUE. Перед работой почитайте файл read.me , особенно рекомендую обратить внимание на процедуру закрытия эмулятора QEMU!

Заходя в некоторые учреждения, до сих пор вижу на экранах мониторов так называемые "защитные экраны".
Устарело!
Но для тех кто еще пользуется оставлю.


Защитные экраны не помогают в защите зрения, они только ослабляют яркость мониторов, но одновременно они увеличивают яркость бликов. Яркость монитора Вы сможете снизить и сами. Яркость бликов от защитных экранов высока из-за их полированной поверхности. Экраны мониторов сейчас все матовые! Единственный эффект от применения экранов более быстрый выход из строя электроннолучевых трубок мониторов (примерно на треть).

P.S.

Возможно покажусь некоторым старомодным, но современные тенденции в источниках освещения (Экономичные, светодиодные лампы) требует пристального внимания. Применение их без сертификата аттестации (с конкретным указанием уровня пульсаций) - недопустимо. Больше того необходимо постоянное обследование и измерение характеристик светового потока и его пульсации.

Светодиодные лампы создают узко направленный световой поток, что усиливает неоднородность освещения больших поверхностей, что недопустимо при напряженной работе зрения.

На рабочих местах операторов ПК светодиодные светильники должны иметь рассеиватели света, создающие на рабочей поверхности однородное освещение (на мой взгляд неоднородность не должна превышать 5%). Хотя это условие, чисто технически, выполнить почти невозможно именно для этих источников света.

Свое мнение, помогла ли данная статья можете прислать почтой , а коротко через

Литература:

  • СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. http://www.skonline.ru/doc/37965.html
  • Советы по организации рабочего места от Константина Ферста. http://www.vision-ua.com/patient/sovet/CVS/Anti-EyeStrain.php
  • Программа для тренировки глаз Safe Eyes (к моему большому сожалению приведенные здесь ранее ссылки битые, я могу рекомендовать вести поиск файла этой программы по имени файла - se.exe или по запросу "Safe Eyes скачать" - найдете быстро).
    • Программу Safe Eyes для Windows Xp можно скачать .
    • Программу Safe Eyes для Windows 7 можно скачать .Перед работой почитайте файл read.me , особенно рекомендую обратить внимание на процедуру закрытия эмулятора QEMU!
  • Рекомендации Американской Академии Офтальмологов для работающих на ПК http://medicinform.net/comp/comp_vis2.htm
  • Упражнения для отдыха по Уильяму Г.Бейтсу "Улучшение зрения без очков по методу Бейтса» г. Москва 1990г. >>

Как настроить усилитель?

Мы не будем в этой статье решать глобальные проблемы с настройкой правильного звука, рисовать графики, но попытаемся настроить усилитель так, чтобы ничего не сгорело, и играло то, что нужно.

Начнем с того, что человека, установившего в свой автомобиль самостоятельно автоусилитель, трудно назвать новичком в автозвуке! Но так или иначе выбор сделан, усилитель установлен, подключен! Что делать дальше?

УСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ САБВУФЕРА.

Перед первым включением все регуляторы возвращаем на исходную позицию - это либо" 0 "либо" min", переключатели выставляем на нужное значение. На рисунке типичный одноканальный басовый усилитель. Верхний переключатель " PHASE " нужен для согласования фазы сабвуфера с фронтальными динамиками, у него две позиции в этом усилителе, при включении динамик меняет фазу на 180 градусов. При отсутствии этой функции, можно просто поменять полярность на динамике.

Нижний переключатель нужен для выбора работы в мостовом режиме, когда вы подключаете сразу два усилителя, связь между усилителями осуществляется по шине и настройки фильтров производятся только на главном усилителе, который именуется "MASTER" . При использовании только одного усилителя проверьте этот переключатель, он должен быть в положении "мастер", если его переключить, ничего страшного не произойдёт, но звука вы не услышите.

Если вы используете двух-канальный усилитель, вероятнее всего, он может работать в полную полосу воспроизводимых частот, для выбора полосы используют еще один переключатель: HP -FULL- LP

HP F-срезается всё что ниже выбранной частоты

Full-полный диапазон

LPF- срезается всё, что выше - то, что доктор прописал для нашего сабика.

Если все подключения сделаны верно, можно подать напряжение и сделать первое включение. На вашем головном устройстве, установите минимальную громкость, при которой слышно шум из динамиков и можно понять, все ли работает, в том числе и сабвуфер .

Настройку производим на музыкальном материале, лучше подобрать из старенького, то, что знаем, как звучит. Громкость на Г/У выбираем так, чтобы фронтальные динамики не перегружались, это особенно слышно на быстрых треках. Устанавливаем значение " LEVEL" на усилителе так, чтобы сабвуфер стало слышно, при этом следим за ходом динамика. Проводить тестирование сабвуфера с открытым багажником не стоит, при правильном проектировании при открытии багажника ход должен увеличится и на больших мощностях может стать фатальным для самого динамика, поэтому не надо сразу делать максимальную громкость, нужно дать поиграть динамику какое-то время, чтоб саб размялся! Разминка саба вообще тема отдельная, от того, как это сделано, зависит, как долго динамик будет вас радовать.

Будем считать, что предварительная настройка по громкости сабвуфера произведена, проверяем настройки магнитолы, включаем уровень в среднее положение: у PIONEER - это саб в ноль, на ALPINE - +5. После чего необходимо задать частотный коридор, в котором будет играть сабвуфер. Для разных типов сабвуферного оформления частота в которой динамик будет работать, имеет большое значение. Самый распространенный тип сабвуферного оформления - Фазоинвертор,реже Закрытый Ящик, еще реже ЧВ и Рупор.

Для: ЗЯ......... 20- 73 Гц

Фи............30- 50 Гц

Сразу предупреждаю, что это начальные значения, которые вы установите при первом включении, в дальнейшем можно выбрать другие значения, но по опыту, они не сильно будут отличаться от указанных.

Для ЗЯ имеет место быть мнение, что для этого оформления не нужен "сабсоник"(срез инфранизких частот), так оно и есть, но в последнее время музыка стала другой, и искусственные басы могут достигать инфранизких частот, при этом динамик воспроизводить звук не будет, но катушка будет получать по полной программе,что приведет к её перегреву и выходу из строя. Так что он вам не помешает, если он есть, включите его!

Высота верхнего среза ЗЯ чуть выше,чем у ФИ, это обусловлено возможностью согласовать этот саб с фронтом, на более высоком частотном уровне, до возможной локализации звука.

Покупка большого сабвуфера еще не дает гарантии получения великолепного баса от вашей аудиосистемы. В этом руководстве рассказывается все, что нужно знать для получения максимальной акустической отдачи.

Настройка сабвуфера: размещение и позиционирование
Хотя излучаемая сабвуфером низкочастотная составляющая звука является ненаправленной, не стоит устанавливать саб в любом наиболее удобном на ваш взгляд месте комнаты, так как существует возможность частичной потери качества звучания, за которое вы заплатили.


Поиск в вашей комнате подходящего места для сабвуфера может выявить резкие различия в звучании. Угловое размещения для большинства людей является фактически стандартом, возможно, потому что в этом случае почти всегда удается получить наиболее глубокий бас. Но угловое размещение не может дать наиболее точный бас (и / или плавное сопряжение с остальными колонками).

Сабвуферы с маленькими динамиками (8-дюймов или меньше) лучше установить на расстоянии около метра перед передней левой или правой колонкой. При чрезмерном смещении гораздо сложнее поддерживать иллюзию, что бас исходит из колонок, а не прямо из сабвуфера. Данное замечание вдвойне верно для небольших домашних кинотеатров с сабвуфером в комплекте, располагайте его как можно ближе к фронтальным колонкам. Да, и, когда ищете правильное место для саба, не забывайте добавить уровень громкости, настолько, чтобы четко слышать, что оттуда снизу звучит.

Полезными могут оказаться и некоторые советы по определению места для сабвуфера. При воспроизведении компакт-диска с большим количеством глубоких басов, перемещая сабвуфер, отслеживайте все приемлемые для прослушивания места. Вы будете поражены тем, насколько изменяется звучание в зависимости от расположения саба. В некоторых случаях басы будут грязными, иногда будут звучать громче, а иногда тише. Цель эксперимента состоит в том, чтобы получить оптимальный баланс между глубоким басом, верхней частью воспроизводимого сабвуфером низкочастотного диапазона и средними частотами других колонок. В некоторых помещениях это условие трудно достижимо. По моим наблюдениям, есть "проблемные" помещения, где бас всегда звучит гулко или неясно.

В подобных случаях попробуйте следующий метод. Переместите на другое место ваш диван или кресло, или же попробуйте прослушать сабвуфер в другой комнате. Затем включите музыку или фильм с большим количеством басов и также, перемещая сабвуфер, выберите наиболее удачное для прослушивания место. При перемещении вы отметите, что громкость и четкость баса меняются от места к месту.

Если ничего не помогает, попробуйте установить саб как можно ближе к дивану или креслу. Такое расположение может оказаться весьма удачным.

Большие колонки, как правило, проще согласовать с сабвуфером. Труднее небольшие и / или, если в акустической системе маленький сабвуфер. В этом случае для достижения необходимого эффекта может потребоваться более тщательная настройка.

Настройка сабвуфера: подключение и точная настройка
Изображенная на фото задняя панель сабвуфера HSU Research считается довольно типичной. Хотя для новичков в акустике множество разъемов может быть и пугающим. Но в большинстве случаев всего один, подключаемый к входу "SUB IN", кабель обеспечивает эффективное звучание. На других сабвуферах этот вход может быть помечен как "LFE", "Direct" или "Bypass".

Для подключения к входу Sub / LFE вам понадобится длинный соединительный кабель, который можно приобрести в магазинах бытовой электроники. Какой длины должен быть кабель? Измерьте расстояние между A / V ресивером и сабвуфером и не забудьте учесть, при необходимости, дополнительное расстояние для огибания кабелем дверного проема или других препятствий. Если после вскрытия упаковки кабель окажется короче, чем нужно, вы не сможете вернуть его обратно продавцу.

Затем поверните ручку регулятора частотной характеристики (кроссовера) до максимального значения. Будем полагаться лишь на встроенную в A / V ресивер систему частотного деления звукового сигнала. Она должна направить средние и высокие частоты для воспроизведения канальными колонками, а сабвуфер должен будет получить только низкие частоты (басы).

В меню ресивера вы найдете регуляторы для настройки кроссовера, которые определяют полосу воспроизводимых динамиками колонки частот. Некоторые ресиверы имеют расширенный диапазон частот для настройки сабвуфера: от нижней частоты в 40 герц до верхней в 200 Гц. Конкретные рекомендации можно получить из руководства для вашего сабвуфера или колонки. В противном случае для настройки кроссовера можно использовать следующие рекомендации. Для маленьких колонок с 2-х или 3-х дюймовыми НЧ динамиками, попробуйте значения от 150 Гц до 200 Гц, для среднеразмерных динамиков (4 или 5 дюймов) низкая частота опускается до 80 или 100 Гц, а для больших динамиков напольных или полочных колонок попробуйте 60 или 80 Гц.

Если вам довелось стать обладателем больших напольных колонок с 8-ми дюймовым или больше НЧ динамиком, вы можете отметить их в меню как "Большие" колонки, вообще без кроссовера. Но центральная, фронтальные и тыловые колонки, вероятно, будут все же звучать лучше в режиме "Малых" колонок, используя настройки кроссовера, упомянутые в предыдущем абзаце.

Еще один регулятор звучания сабвуфера помечен как "Фаза". Он необходим, потому что динамики колонок и сабвуфера звучат лучше, когда они работают "в фазе", то есть диффузоры динамиков перемещаются вперед и назад синхронно. Чтобы проверить верность установки фазы, послушайте в течение примерно минуты музыку с большим количеством басов, затем попросите сидящего возле саба друга изменять положение регулятора фазы. Нужно медленно переводить ручку регулятора к положению 180 градусов, затем обратно и, опять вперед. "Правильная" настройка та, при которой вы услышите больше басов. Может быть, придется послушать несколько записей, прежде чем вы отметите разницу, и при этом, возможно, стоит несколько увеличить уровень громкости. Если вы не заметите никакой разницы между положениями "0" и "180" у регулятора фазы, оставьте его в положение "0".

Рядом на панели находится регулятор настройки громкости сабвуфера. Очень важно точное соответствие между уровнями громкости сабвуфера, центральной, фронтальных и тыловых колонок, но громкость баса более субъективна. Некоторые люди любят слышать постоянно работающий саб, а другие предпочитают его включение лишь в моменты басовой подпитки спецэффектов при прослушивании музыки и просмотре фильмов. Измеритель уровня звука (например, модель Radio Shack в 33-4050) может оказать большую помощь при установке уровня громкости колонок, но он почти бесполезен для определения верного уровня громкости сабвуфера. В данном случае лучше всего работает метод "на слух".

Басовая составляющая звука, как правило, достаточно постоянна при прослушивании дисков формата DVD, но у CD дисков басы варьируются более значительно. Прослушав несколько дисков, установите нужную громкость (непосредственно на сабвуфере или на ресивере, в зависимости от того что легче). С DVD дисками можно установить оптимальный уровень громкости через 10 минут или раньше, но с компакт-дисками можно порой провозиться почти целый день.

Автоматические системы настройки звука A / V ресиверов могут хорошо выполнить свою работу с обычными колонками, но большинство из них менее искусны при настройке сабвуфера. На самом деле у большинства ресиверов автоматическая настройка сабвуфера, мягко говоря, не впечатляет. Попробуйте изменить настройки кроссовера, проверьте настройку фазы и уровня громкости. Если изменения вам не понравятся, запустите автоматическую настройку, чтобы вернуться к исходным значениям.