Расширения графических файлов таблица. Графические файлы. Изображения с индексированными цветами

03.10.2020 Советы 

Была прошлая пятница, однако Пятничного поста под N3 написать не удалось. Причина банальна — отсутствие свободного времени в связи с квартирным вопросом и рядом других проблем. Но, в эту пятницу фото будет точно. Оно уже есть и было готово вчера к публикации, но все же решил свободное вечернее время потратить на ремонтные работы в квартире. Поэтому, если не смотрели, то обязательно посмотрите и - поднимите себе настроение .

Вернемся к теме поста, а точнее к вопросу, какие форматы картинок бывают? Вообще слово «картинка» применительно к фотографии мне не нравится. Но именно так очень часто звучит этот вопрос, поэтому решил оставить все без изменений. Только внесу одно уточнение. Так, как фотография — это растровое изображение, то и в посте речь пойдет только о растровых форматах графических изображений .

Вообще графические форматы — совокупность правил обработки полученных графических данных, с целью их дальнейшего хранения или редактирования. Как говорится в строчках В. Маяковского «Все профессии нужны, все профессии важны»... Тоже самое можно отнести и форматам изображений.

Разработчики предлагают немало растровых форматов , предназначенных для хранения файлов. Среди наиболее часто используемых стоит назвать следующие: BMP, TIFF, GIF, JPEG, PNG, PSD, ICO . Итак, рассмотрим некоторые плюсы и минусы, а также область применения перечисленных растровых форматов изображений .

Форматы растровых изображений

  • BMP - (аббревиатура от Bit Map image) представляет собой стандартный растровый формат и имеет универсальное назначение. Он поддерживается большинством графических редакторов, включая довольно распространенный Paint . Изначально кодирование в нем выполнялось самым простым способом, по . Но это оказалось неэкономно, поскольку каждый пиксел был представлен лишь одним байтом. Следовательно, становились доступными всего 256 цветов, что существенно ограничивало возможности передачи изображений. В дальнейшем он несколько совершенствовался. Bit Map image почти оптимально подходит для хранения данных и обмена ими с другими подобными приложениями. Но, вместе с тем, занимает слишком много места в памяти, так как необходимо сберегать кодирование всех точек изображения. Файл BMP не поддерживает анимацию и черезстрочное отображение.
  • TIFF (от Taged Image File Format) – универсальный для издательских систем и топографической графики. Такие форматы растровых изображений обеспечивают высокое качество печати. Они создавались для поддержки практически всех программ, предназначенных для работы с файлами точечной графики, поэтому совмещаются со всеми платформами. Широко используют TIFF в полиграфии и издательском деле. Файлы (отсканированные изображения, иллюстрации, факсы и тому подобное) с расширением .tif в этом мощном формате хранят для дальнейшей цветной печати, хотя доступна и монохромная распечатка – в представлениях CMYK и RGB . Не применяется для публикации картинок в компьютерной сети или при создании веб-сайтов, ведь имеет довольно значительные размеры. Непригоден он также для анимации.
  • GIF (по первым буквам от Graphic Interchamge Format) служит для хранения растровых изображений в графике и для обмена ими. Он один из самых «старых» в Интернете, имеет хождение уже длительное время, несмотря на то, что в нем применяются индексированные цвета (в ограниченном наборе). Файлы с расширением .gif широко используют при конструировании Web-сайтов. Среди основных плюсов Graphic Interchamge Format стоит назвать то, что вид картинки не зависит от базовой платформы или от типа браузера, а сжатие происходит без потерь информации. Высококачественно в этом формате отображаются рисунки с незначительным количеством однородных цветов, чертежи, прозрачные картинки и анимация. GIF небольшой по размеру, поэтому быстро загружается, что немаловажно при создании HTML-страниц. Но все же формат имеет существенный недостаток – у него незначительный набор цветов, что ограничивает его возможности при хранении изображений, у которых плавные переходы.
  • JPEG (аббревиатура от Joint Photographic Expert Group) помогает избавиться от изъянов, которые возникают при создании и сбережении изображений в GIF. Здесь используется метод сжатия фотографий или прочих картинок. Эти форматы растровых графических файлов являются наиболее распространенными при хранении многоцветных картинок. Сжатие изображений (они хранятся в файлах с пометкой .jpg ).выполняется в плавном режиме, что обеспечивает высокую его степень и снижает потери данных. На жестком диске в JPEG удобно сберегать значительное число картинок, в частности – большие фотоснимки с плавными переходами. Это позволяет существенно сэкономить место на диске. Также с помощью JPEG доступно публиковать вполне приемлемого качества фото в компьютерной сети. Но следует учитывать, что при сжатии часть данных теряется, а при повторном сохранении того же изображения шансы необратимой утери информации возрастают. В этом плане намного улучшает положение усовершенствованная версия формата – JPEG 2000 . Правда, поддерживается он не всеми браузерами, что тормозит его распространение.
  • PNG (portable network graphics) позволяет хранить растровую графику в сжатом виде без потерь, причем файлы получаются меньше по объему, чем в GIF. В формате PNG доступно применение практически любого цвета, а также прозрачность. Это обстоятельство раскрывает широкие возможности в веб-конструировании. Сейчас пользуется постоянной популярностью, поскольку состыкуется со всеми платформами, поддерживает черезстрочное отображение, отличается значительной цветовой гаммой, поддерживает анимацию.
  • Внутренние форматы растровой графики PSD (сокращение от PhotoShop Document) предназначены для пакетов программы . Они поддерживают все типы изображений, а также их слои в ходе обработки. Сохраняются в файлах с пометкой расширения .psd .

Существуют и другие форматы растровой графики , про которые речь в статье не шла, но Вы можете написать про них в комментариях, при этом не забывая про конкурс!

Значение файловых форматов и их возможностей является одним из ключевых факторов в компьютерной графике. Для каждого способа применения изображения (полиграфия, просмотр на мониторе, передача по сети и так далее) существуют свои стандартные форматы.

Выбор конкретного формата для определенного приложения обычно предполагает различные взаимозависимые соображения, включая качество, гибкость, вычисления, хранение или эффективность передачи и возможность поддержки существующими программами.

Все форматы можно условно разделить на растровые и векторные , в соответствии с двумя типами графических изображений.

Растровые форматы

TIFF (Tagged Image Format)

Является на сегодняшний день самым распространенным из графических форматов для растровых изображений, фактически - промышленным стандартом. TIFF поддерживается практически всеми программами на платформах PC и MacIntosh. Кроме поддержки всех цветовых моделей, может сохранять обтравочные контуры, альфаканалы, установки печати, калибровочную информацию. Включает схемы сжатия для уменьшения размера файла. Применяется для хранения сканированных изображений и размещения их в программах графического дизайна и издательских системах, для обмена растровыми изображениями между платформами.

PSD (PhotoShop Document)

Внутренний формат программы Adobe Photoshop. Поддерживает 48-разрядное кодирование цвета и различные цветовые модели. Сохраняет информацию о внутренней структуре файла. Используется для хранения документов, нуждающихся в редактировании. Окончательный вариант изображения перед использованием в других приложениях, необходимо преобразовать в формат TH3FF.

JPEG (Joint Photographic Experts Group)

Возник как формат сжатия файлов. При каждом сохранении в JPEG происходит потеря качества, т.к. в данном формате применяется алгоритм сжатия изображений с потерей качества. Размер файла может быть уменьшен в десятки раз (степень сжатия задается пользователем). Поддерживает полутоновые и полноцветные изображения в моделях RGB и CMYK, обтравочные контуры, цветовые профили. Используется преимущественно для передачи изображений по сетям. Использование в полиграфии нежелательно. В любом случае, в формате JPEG следует сохранять только конечный вариант работы, поскольку каждое новое сохранение приводит к дополнительным искажениям данных.

Photo CD

Разработан фирмой Kodak для хранения библиотек цифровых растровых изображений высокого качества. Изображения в формате Photo CD записываются на специализированных рабочих станциях Kodak. Файлы данного формата имеют внутреннюю структуру, обеспечивающую хранение изображения с фиксированными величинами разрешений. Формат поддерживает только цветовое пространство Photo YCC, сжимает изображения с минимальными потерями цветовой информации.

Windows Bitmap

Данный формат предназначен для использования в операционной системе WH3ndows. Поддерживает индексированные и RGB модели. Не сохраняет обтравочные контуры, альфаканалы и цветовые профили. В издательской деятельности не применяется.

GiF (Graphics Interchange Format)

Разработан специально для передачи растровых изображений по сетям. Поддерживает алгоритм сжатия LZW и индексированные цвета, не поддерживает дополнительные каналы, обтравочные контуры и цветовые профили. Файл GIF может содержать не одну, а несколько растровых изображений, которые демонстрируются поочередно с указанной в файле частотой (GIF-анимация). В издании не применяется.

Векторные форматы

Большинство векторных форматов могут также содержать не только векторную информацию, а также внедренные в файл растровые объекты или ссылку на растровый файл (технология OPI).

Сложность при передаче данных из одного векторного формата в другой заключается в использовании программами различных алгоритмов при построении векторных и описании растровых объектов.

WMF (Windows MetaFile)

Является внутренним форматом Windows, служит для передачи векторов через буфер обмена (Сlipboard). Однако данный формат искажает цвета, не сохраняет ряд параметров векторных объектов и плохо поддерживается программными приложениями на платформе MacH3ntosh.

PDF (Portable Document Format)

Формат PDF был создан фирмой Adobe в качестве формата электронного документооборота. PDF-файлы сохраняют форматирование документа на разных компьютерных платформах и в различных прикладных программах. Из-за небольших объемов PDF-файлов наилучшим способом их пересылки стали средства электронной почты и H3nternet. Формат PDF все более приближается к тому, чтобы стать общепринятым редактируемым стандартом, независимым от сред и устройств, позволяющим строить на его основе устойчивый технологический процесс для всей цепочки издательского процесса вывода на экран, печать или CD. PDF является странично-ориентированным, в отличие от PostScript, файлы которого являются исходными текстами, интерпретируемыми устройствами печати или программами. В настоящее время существуют растровые процессоры, которые позволяют использовать в качестве входящего файла файл в формате PDF.

Adobe PostScript

Является языком описания страниц. Файлы этого формата представляют собой программу с командами на выполнение для выводного устройства и создаются с помощью функции Print to file (Печатать в файл) графических программ при использовании драйвера PostScript-принтера. Такие файлы содержат в себе сам документ, все связанные файлы (растровые и векторные), использованные шрифты, информацию о цветоделении и растрировании, управлении цветом и другие данные. Используются графическими программами и издательскими системами.

EPS (Encapsulated PostScript)

Формат EPS (Encapsulated PostScript) представляет собой упрощенную версию PostScript: не содержит в одном файле более одной страницы, не сохраняет ряд установок для принтера. Формат позволяет хранить все типы изображения в любой цветовой модели. Поддерживается и редактируется всеми современными графическими и издательскими программами. Применяется как обменный формат в полиграфии.

Существует два варианта данного формата: без экранной версии и с экранной версией изображения с низким разрешением. Если печатающее устройство не поддерживает язык PostScript, то на печать выводится изображение с низким разрешением.

DXF

Формат DXF является форматом обмена чертежными данными в системах автоматизированного проектирования. Данный формат поддерживает большинство CAD-приложений, а также многие графические программы, в том числе CorelDraw, FreeHand. Формат DXF способен передавать информацию о трехмерных формах, включая каркасы и заполненные плоскости. В картоиздании используется преимущественно в качестве обменного формата для преобразований типа ГИС Издательские системы.

GIF (Graphics Interchange Format)
Формат GIF был разработан в 1987 году компьютерной информационной службой CompuServe. Преимущества
  1. Малый размер, который достигается ограниченной цветовой гаммой - не более 256 цветов.
  2. Прозрачный фон.
  3. Анимация.
И еще один немаловажный фактор, то что алгоритм сжатия LZW формата GIF запатентован. Владельцем патента с 1994 года является фирма Unisys, и она начала брать плату с разработчиков, использующих формат GIF. PNG (Portable Network Graphics)
Плод сообщества независимых программистов - ответная реакция на переход популярнейшего формата GIF в разряд коммерческих продуктов. Формат PNG делает почти все, что и формат GIF, за исключением анимации. Преимущества
  1. Лучшие сжатие данных - сжимает растровые изображения не только по горизонтали, но и по вертикали.
  2. Поддерживает цветные фотографические изображения вплоть до 48-битных включительно.
  3. 256 уровней прозрачности.
Размер картинки в формате PNG будет меньше, чем у GIF. Но самые мелкие мелочи получатся легче у GIF, потому что в файле изображения PNG около 1 Kb занимает описание палитры цветов, что порой бывает сопоставимо с размером самого изображения. PNG-24
Формат, аналогичный PNG-8, но использующий 24-битную палитру цвета.
Что позволяет сохранять в этом формате фотографии и сложные рисунки. Преимущества
  1. Полная цветовая палитра.
  2. Качественная прозрачность позволяет накладывать рисунок на любой фон
GIF и обычный PNG рубятся по краям и потому прозрачность подходит для определеного фона - светлого. JPG, JPEG, JFIF (JPEG File Interchange Format)
Для поиска лучшего способа сжатия изображений фотографического качества, две организации по стандартизации – International Telecommunications Union (ITU) и International Organization for Standartization (ISO) – создали Joint Photographic Experts Group (JPEG).
Использует сжатие с "потерями" (lossy compression). При таком сжатии удаляется та информация, которая несущественна для восприятия изображения. WBMP (WAP BitMap)
монохромные (двухцветные) изображения.
Максимальный размер картинки не должен превосходить ограничений на размер карты – 1,5 Кбайт. BMP (BitMap)
Самый простой растровый формат BMP является родным форматом Windows. В BMP данные о цвете хранятся только в модели RGB, то есть этот формат создан для использования на экране. PCX (PCExchange)
Изображения в формате PCX можно посмотреть большинством программ под DOS. Как и ВМР, этот формат в значительной мере устарел и поддерживается современными графическими программами исключительно для совместимости с антикварным софтом. TIFF, TIF (Tagged Image File Format)
Изначально разработан компанией Aldus для своего графического редактора PhotoStyler. Как универсальный формат для хранения растровых изображений, TIFF достаточно широко используется, в первую очередь, в издательских системах, требующих изображения наилучшего качества. Благодаря своей совместимости с большинством профессионального ПО для обработки изображений, формат TIFF очень удобен при переносе изображений между компьютерами различных типов (например, с PC на Mac и обратно). PSD (Photoshop)
Формат Adobe Photoshop, отличается возможностью хранения слоев (layers). Удобен только для обработки в Photoshop и для хранения исходника для редактирования в будущем. RAW (RAW Image Data)
Формат разработан для цифровых фотоаппаратов. Это точная копия картинки, запечатленной на матрице во время съемки, представляет из себя три фотографии, снятые в красных, синих и зеленых цветах.
Расширения RAW-файлов у разных производителей могут отличаться, и их далеко не всегда получается открыть с помощью программ для обработки изображений.
Хотя если камера поддерживает сохранение RAW, то, как правило, к ней в комплекте прилагается какая-нибудь программа для обработки файлов этого формата.
В настоящее время корпорацией Adobe предложен формат DNG (Digital Negative Specification), который создан для того, чтобы облегчить жизнь производителям средств для работы с графикой. Некоторые компании (Leica и Pentax) уже включили DNG в свои камеры, однако большинство поставщиков камер всё-таки продолжают использовать свои форматы.
Расширения формата RAW
.dng - Adobe (универсальный)
.crw .cr2 - Canon
.raf - Fuji
.kdc - Kodak
.mrw - Minolta
.nef - Nikon
.orf - Olympus
.ptx .pef - Pentax
.x3f - Sigma
.arw - Sony

Векторная графика

CDR (CorelDRAW)
Формат популярного CorelDRAW, являющимся неоспоримым лидером в классе векторных графических редакторов на платформе РС. Имея сравнительно невысокую устойчивость и проблемы с совместимостью файлов разных версий формата. AI (Adobe Illustrator)
Являясь частью семейства Adobe, поддерживают практически все программы, так или иначе связанные с векторной графикой. Лучший посредник при передаче изображений из одной программы в другую, с РС на Macintosh и наоборот. Отличается наибольшей стабильностью и совместимостью с языком PostScript, на который ориентируются практически все издательско-полиграфические приложения. WMF (Windows Metafile)
Еще один родной формат Windows, на сей раз векторный. Понимается практически всеми программами Windows, так или иначе связанными с векторной графикой. EMF (Enhaced Metafile)
Подобный WMF.

ДРУГИЕ ФОРМАТЫ

SWF (ShokWaveFlash)
Формат Flash, продукт компании «Macromedia», позволяющий разрабатывать интерактивные мультимедийные приложения. Сфера использования Flash различна, это могут быть игры, веб-сайты, CD презентации, баннеры и просто мультфильмы. При создании продукта можно использовать медиа, звуковые и графические файлы, можно создавать интерактивные интерфейсы и полноценные веб-приложения с использованием PHP и XML. SVG (Scalable Vector Graphics)
Стандарт, рекомендованый World Wide Web Consortium для описания с помощью XML markup двумерной векторной и комбинированной векторно-растровой графики.
В браузере SVG-графика отрисовывается с помощью растровых механизмов. Поддержка полупрозрачностей в каждом слое, градиенты линейные, градиенты радиальные, визуальные эффекты (тени, отмывки, блестящие поверхности, текстуры (фактуры), паттерны любой конструкции, символы любой сложности).
SVG - это формат для двухмерной векторной графики - так определено в спецификации, но с помощью добавления скрипта (а именно JavaScript) внутрь SVG файла можно создавать трехмерные анимированные изображения.
В SVG может быть встроено растровое изображение, к которому как и к любому другому объекту в SVG может быть применена трансформация, прозрачность и т.д. ICO (Icon)
Иконки используются во всяких программах на компьютере, смартфоне. Но обычному человеку, как правило, может понадобиться создать или использовать иконку на своем сайте.
Многие пробуют завести свой сайт. Даже, если вы используете готовый шаблон сайта со стилем, который надо только наполнять, вам все-равно хорошо бы сделать уникальную иконку. Иконка в интернете используется как символ сайта, логотип. Например, сейчас вы видите красный квадратик в адресной строке. Если вы добавите страничке нашего сайта в избранное (favorit), рядом со ссылкой появится наша иконка, которая поможет быстро визуально находит ссылку на сайт. Собственно, это и есть главное предназначение иконки в интернете.

PostScript

EPS (Encapsulated PostScript)
Самый надежным и универсальным способом сохранения данных. Он использует упрощенную версию PostScript не может содержать в одном файле более одной страницы, не сохраняет ряд установок для принтера. Как и в файлы печати PostScript, в EPS записывают конечный вариант работы, хотя такие программы, как Adobe Illustrator и Adobe Photoshop могут использовать его как рабочий. EPS предназначен для передачи векторов и растра в издательские системы, создается почти всеми программами, работающими с графикой.

КАКОЙ ФОРМАТ ИЗБРАТЬ?

Для интернета
фотография или рисунок с перетекающими тонами JPEG
картинка с прямыми линиями,
небольшой цветовой гаммой,
с ровной заливкой (без градиента)
GIF
PNG
сложная картинка с прозрачным фоном PNG-24
анимация SWF
иконки ICO
Для печати и хранения
Для печати TIFF
Для хранения PSD
Для логотипа EPS (CDR AI)
Логотип для MS Office WMF
Для фотографии
Для хранения и печати фотографий, только не низкого качества JPEG
Для типографии и для оригинала самого лучшего качества RAW
Разумеется лучшим форматом для хранения напр. логотипов является EPS. который поддерживает вектор и одинаково подходит как к векторным, так и растровым редакторам.

Все изобилие изображений, используемых на компьютерах, можно разделить на три больших группы. Прежде всего, 2D-графика, в которой создаются плоские (не имеющие третьей координаты) изображения, к этой группе относятся растровая и векторная графика. Затем 3D-графика и анимационная графика.

Поскольку изображения создаются с использованием специальных инструментов - графических редакторов, - рассмотрение форматов файлов невозможно без учета их особенностей. Прежде всего, что такое графический файл? В самом общем случае, это принятая в данном графическом редакторе система информации об изображении и способ ее сохранения (записи). Такая система информации может содержать как данные общего характера (представление изображения на том или ином устройстве отображения, размер, разрешение, тип принтера для печати, степень и способ сжатия информации), так и данные, являющиеся специфическими, уникальными. Такие данные создаются на этапе редактирования изображения и предназначены для последующего использования при редактировании. Так, например, файлы CorelDraw содержат информацию о кривых, файлы Photoshop - информацию о слоях, каналах и т.д. Каждый графический редактор кодирует определенным образом эту информацию при записи (сохранении) на носитель. Таким образом, под форматом графического файла следует понимать совокупность информации об изображении и способ ее записи в файл. В общем случае все графические форматы можно разделить на две группы. Форматы общего назначения содержат только само изображение и предназначены для хранения, переноса или просмотра изображений (gif, tiff, jpeg и др.) и специфические форматы, предназначенные для хранения промежуточных результатов редактирования изображений (cdr, cpt, psd, ai и др.).

Остановимся подробнее на группе 2D в силу наибольшей ее распространенности. Изображение в растровой графике представляет собой упорядоченный массив единичных элементов (пикселов для монитора или точек для принтера), содержащих информацию о цвете. Количество таких элементов определяется размером изображения и разрешением, а размер файла дополнительно зависит от используемой цветовой палитры (черно-белая или 1- битная, оттенки серого и 256 цветов или 8-битная, high color или 16-битная, true color или 24-битная). Векторная графика содержит математические описания кривых и цветовых заливок (областей, залитых одним цветом и областей градиентов), составляющих изображение. Вопрос о разрешении и цветовой палитре решается непосредственно перед выводом файла на конкретное физическое устройство и с учетом его характеристик. В полиграфии этот процесс известен как RIP - процесс растрирования изображения.

Сжатие файлов. Поскольку графические файлы, как правило, имеют большой размер, полезной оказывается возможность сжатия (упаковки) информации. В настоящее время известны два способа сжатия - без потери и с потерей качества. Алгоритмы сжатия без потерь аналогичны алгоритмам обычных архиваторов (LZH, PKZIP, ARJ). Самый известный из них LZW (LZ84) широко используется в популярных растровых форматах GIF, TIFF. Алгоритмы сжатия с потерей качества отбрасывают информацию, не воспринимаемую человеком (JPEG, PCD). Степень упаковки в этом случае гораздо выше, но происходит медленнее и может привести к ухудшению качества (в зависимости от выбранной степени сжатия). Главный недостаток этого алгоритма заключается в невозможности пересжатия без значительной потери исходного качества изображения. Поэтому сохранять в формате JPEG рекомендуется только конечные результаты редактирования, и ни в коем случае не промежуточные.


Форматы общего назначения

Microsoft Windows Bitmap (BMP)

Формат для хранения растровой графики в среде Microsoft Windows (например, экранные обои и заставки). Поддерживает 1-, 4-, 8-, 24-битный цвет. Допускает сжатие без потери качества.

Kodak Photo CD (PCD).

Разработчик - фирма Kodak. Формат предназначен для хранения слайдов и негативов, отснятых с помощью камеры типа Kodak Photo CD. В каждом файле хранится 5 копий одного изображения разного размера и качества от 192x192 до 3072x2048 пикселов. Программно записать изображение формата PCD на компьютере невозможно, возможен только импорт изображения в графический редактор, поддерживающий этот формат.

Zsoft PC PaintBrush (PCX)

Один из наиболее старых и известных форматов для хранения растровой графики. Появился чуть ли не вместе с персональными компьютерами, благодаря чему является наиболее распространенным, поддерживается практически всеми программами просмотра/редактирования изображений. Использует простейший алгоритм сжатия без потери качества RLE.

Tag Image File Format (TIFF)

Разработчики - Aldus и Microsoft. Универсальный формат для хранения растровой графики, широко используется в издательстве. Необходимо оговориться, что существует достаточно много его разновидностей, обусловленных различными алгоритмами сжатия. Наибольшей совместимостью обладает формат, использующий алгоритм LZW. Формат поддерживает 24-и 32-битный цвет (CMYK), два вида записи IBM PC и Macintosh, может хранить информацию о масках (выделенных областях изображения).

TrueVision TGA (TGA)

Разработчик - компания TrueVision. Формат используется для хранения растровой графики и обладает интересной особенностью - наряду с поддержкой 24-битного цвета имеет еще 8 бит на каждый единичный элемент изображения для хранения дополнительной информации. В частности, может содержать маску, что используется в программах видеомонтажа, например, для создания наложения двух последовательностей кадров. Известен достаточно давно и поддерживается многими графическими пакетами.

Graphics Interchange Format (GIF)

Разработан корпорацией CompuServe в 1987 г. для хранения растровой графики. Реализовал один из самых эффективных для своего времени (87г) способов сжатия LZW. Позволяет выводить изображение на экран за четыре прохода, давая возможность просмотра изображения до его окончательной прорисовки. В 1989 г. появилась новая версия GIF 89a. Этот формат поддерживает сохранение в одном файле нескольких изображений, анимационной последовательности, цвет прозрачности для целей наложения изображений друг на друга. До сих пор широко используется для хранения и передачи небольших изображений (элементов оформления страниц) в World Wide Web.

Joint Photographic Experts Group (JPEG)

Растровый формат, своей популярностью обязан сильной степени сжатия исходного изображения, основанной на алгоритме сжатия с потерей качества. Однако касается это прежде всего 24- и 8-битных изображений. Существует несколько разновидностей, обусловленных разными алгоритмами сжатия и способами вывода на экран (постепенная отрисовка аналогично gif). Также широко применяется в WWW, в основном для передачи больших изображений.


Специфические форматы

Как уже говорилось выше, эта группа форматов предназначена в основном для "внутреннего" употребления (хранения промежуточных результатов редактирования изображений). Помимо информации о самом изображении, файлы содержат массу данных служебного характера, которые не могут быть правильно интерпретированы другими программами просмотра/редактирования. К таким данным может относиться информация о шрифтах, слоях, выделениях (масках), кривых, спецэффектах и пр. Наиболее распространенными форматами являются для векторной графики - cdr (Corel Draw) и ai (Adobe Illustrator), для растровой графики - psd (Adobe Photoshop) и cpt (Corel PhotoPaint). Как правило, конечное изображение (т.е. изображение, предназначенное для публикации) импортируется в один из форматов общего назначения в зависимости от целей публикации (gif или jpeg для Internet, tiff для издательских систем и т.д.).

Игорь СИВАКОВ

Растровые изображения, особенно высокого разрешения и с большой цветовой глубиной, занимают значительные объемы памяти. Попробуем подсчитать, сколько места в памяти займет цветная картинка формата А4 (8.211.6 дюйма), если ее отсканировать с разрешением 300dpiи цветовой глубиной 24 бита.

Подсчитаем размер изображения в пикселах:

X=11.6300=3480

Y=8.2300=2460

Таким образом, всего картинка состоит из 34802460=8560800 точек. На каждую точку отводится 24 бита или 3 байта. Тогда общий объем памяти для хранения изображения будет равен 85608003=25682400 байт или 24.5 Мб.

Очевидно, работать с файлом такого размера затруднительно. Поэтому во многих форматах хранения растровых изображений предусмотрено сжатие информации. Можно сказать, что при сохранении изображения в таком формате включается программа-архиватор, сжимающая данные.

Принципиально существуют два способа сжатия информации: без потерь и с потерями (Рис. 4 .22).

Рис. 4.22 – Алгоритмы сжатия информации.

При сжатии без потерь распакованные из архива данные точно соответствуют первоначальным, поэтому такими способами можно сжимать текст и исполнимые файлы программ. Принцип сжатия основан на поиске в файле повторяющихся фрагментов и вынесении их в отдельную таблицу. Сжатие без потерь реализовано в формате хранения растровых изображений TIFF, причем можно на выбор указать алгоритм сжатия:LZWилиZIP. На Рис. 4 .23 приведено диалоговое окно сохранения изображения в форматеTIFFпрограммыAdodePhotoshop, в котором нужно явно указать способ сжатия.

Рис. 4.23 – Выбор вида сжатия файла (AdodePhotoshop8.0) .

Названия алгоритмов образованы по первым буквам фамилий их авторов.

Сжатие с потерями основано на том факте, что, удалив мелкие детали изображения, можно резко сократить объем файла (в 100 и более раз). После распаковки полученный файл будет отличаться от исходного, поэтому таким способом сжимают только изображения, видео и звук. Алгоритм сжатия с потерями был разработан группой специалистов JointPhotographicExpertsGroupи получил названиеJPEG.

Рис. 4.24 – Сжатие изображения с потерями.

а) исходное изображение (24Кб)

б) изображение формата JPEGс 40% качеством (13Кб)

При сохранении файла в формате JPEGуказывается уровень качества: от максимального (100%) до минимального. Чем ниже качество, тем меньше размер файла (Рис. 4 .24). ФорматJPEGлучше всего использовать, если изображение предназначено для вывода не экран, поэтому он широко распространен в Интернете.

    1. Цветовые модели растровых изображений

Цветовые модели определяют, какие базовые цвета используются при печати и при просмотре изображения. Существуют следующие основные цветовые модели:

– HSB (hue, saturation, brightness – оттенок, насыщенность, яркость);

– RGB (red, green, blue – красный, зеленый, синий);

– CMYK (cyan, magenta, yellow, black – голубой, малиновый, желтый, черный).

Применяются и специальные модели такие, как Indexed Color (Индексированный цвет) и Duotone (Двутоновое изображение).

Рис. 4.25 - Цветовая модельRGB.

Как известно, большая часть видимого спектра может быть представлена смешением в различных пропорциях красного, зеленого и синего цветов. Это RGB модель (Рис. 4 .25). В изображениях с RGB моделью используются три цвета, или канала. Значение яркости каждого пиксела изменяется обычно от 0 (черный) до 255 (белый) для каждого из трех основных цветов RGB. Например, ярко-красный цвет должен иметь значения яркости R=246, G=20, B=50. При равенстве всех трех значений изображение будет серого цвета, при установке всех значений в 255 – ярко-белым, а при установке всех каналов в 0 – черным. Обычно RGB модель используют, если изображение является самосветящимся, например, если это картинка на экране монитора. В моделиRGBработает телевидение и вся видеозапись.

Модель CMYK (Рис. 4 .26) в основном применяется при цветной печати изображений, которые мы рассматриваем в отраженном свете. Как и в случае с моделью RGB, три цвета – голубой, малиновый и желтый – при смешивании образуют все остальные цвета, в том числе и черный. Так как красители содержат примеси, то при соответствующем смешивании они образуют глубокий коричневый цвет вместо черного. Чтобы получить настоящий черный, надо добавлять чисто черные чернила. Кстати, в аббревиатуре CMYK для обозначения черного цвета (black) используется буква К, а не В, для избежания путаницы со словом Blue (синий).

Рис. 4.26 – Цветовая модельCYMK.

В CMYK-модели величина каждого основного цвета измеряется в процентном отношении. Чем насыщеннее цвет, тем выше его процент. Например, ярко-красный оттенок определяется 2% голубого, 93% малинового, 90% желтого и 0% черного цветов.

При типографской печати в модели CMYK(а именно в ней выполняется практически вся цветная печать) выполняетсяцветоделение – преобразование полноцветного изображения в четыре отдельных слоя голубого, малинового, желтого и черного цветов (Рис. 4 .27). Далее каждый из этих слоев печатается на прозрачной пленке и уже с этих пленок выполняется цветная офсетная печать.

а) исходное изображение

малиновый

б) цветовые слои

Рис. 4.27 – Цветоделение.

Модель HSB была разработана в качестве "объективной", не зависящей от применяемого оборудования. В этой модели параметрH(оттенок) задается углом от 0 до 360 о, которому соответствует оттенок цвета на стандартном цветовом круге. На круге последовательно расположены цвета видимого спектра; красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Для их запоминания придумана поговорка: "Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь".

Рис. 4.28 – Цветовая модель HSB.

Яркость (B) является координатой Х цветового треугольника и изменяется от 0 до 100. Значению 0 соответствует черный цвет.

Насыщенность (S) является координатойYцветового треугольника и изменяется от 0 до 100. Значению 0 соответствует белый цвет (отсутствие красителя).

Цветовые модели можно преобразовывать одна в другую, поэтому, если необходимо напечатать изображение в цвете, то лучше сначала редактировать его в режиме RGB, более пригодном для просмотра на мониторе, а потом преобразовать в CMYK.

Режим индексированного цвета использует только 256 цветов. За счет этого заметно уменьшается размер файла. Этот режим применяется, например, при создании графики для Web-страниц. В файле дополнительно хранится таблица, в которой приведены значения всех 256 цветов в какой-либо цветовой модели (обычноRGB).

При отображении светящихся изображений используются две всем известные настройки: яркость и контрастность. Яркость задает уровень белого, а контрастность – уровень черного. При настройке монитора выставляйте такую яркость и контрастность, чтобы черный цвет был действительно черным, а не сероватым.