Развитие информационной компетенции старших школьников в образовательном процессе. Теоретические основы формирования информационной компетентности у школьников на уроках литературного чтения

04.03.2021 Советы 

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 р. п. Линево»

Формирование информационной компетентности

на уроках литературного чтения

первой квалификационной категории

р. п. Линево

1. Пояснительная записка ……………………………………………………. 3

2. Понятие информационной компетентности……………………………… 4

3. Цели и задачи формирования информационной компетентности……… 5

4. Анализ учебника «Литературное чтение» и

учебника «Азбука» ………………………………………… 5

5. Методы и приемы формирования информационной компетентности…10

6. Диагностическое исследование …………………………………………. 12

7. Литература ………………………………………………………………... 17

8. Приложение ………………………………………………………………. 18

Пояснительная записка

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Цель сегодняшнего общего образования-становление человека, готового к свободному, гуманистически ориентированному выбору, обладающего многофункциональными компетентностями, что позволит ему самостоятельно решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и общественной жизни. Это ответ на «вызовы времени», которое требует не просто подготовки людей, умеющих выполнять определённый набор действий, но и способных оценить эти действия с этических, моральных и нравственных позиций.

Одним из основных приоритетов в целях современного общего образования становится информационная компетентность. Исследователи отмечают, что в разные возрастные периоды развития личности необходимо формировать разные ключевые компетентности (так, в школьном детстве – в первую очередь личностные и коммуникативные; в школьный период – общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные; в период профессиональной подготовки – ценностно-смысловые, общекультурные, социально-трудовые, информационные, коммуникативные, политические и социальные, компетенции жизни в многокультурном обществе, компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь). Однако есть ряд компетентностей, которые необходимо формировать на протяжении всей жизни человека. К таким компетентностям относится и информационная.


Понятие информационной компетентности.

Понятие «информационная компетентность» многие авторы рассматривают, как способность личности самостоятельно искать, выбирать, анализировать, организовывать, представлять и передавать информацию. Так, к примеру, рассматривает информационную компетентность как « универсальные способы поиска, получения, обработки, представления и передачи информации в знание». под информационной компетентностью понимает «умение ориентироваться в обширном, бурно обновляющемся и растущем информационном поле, быстро находить необходимую информацию и встраивать ее в свою систему деятельности, применять для решения практических и исследовательских задач». и рассматривают информационную компетентность как способность получать и обрабатывать большие объемы информации с помощью современных мультимедийных средств. включает в информационную компетентность умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов и информационных технологий . Данная компетентность обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.

Цель работы учителя начальных классов: заложить основы формирования информационной компетентности учащихся. Чтобы заложить основы формирования информационной компетентности решаю следующие задачи:

1) создать условия для развития учебно-информационных навыков на уроках;

2) развивать навыки получения и обработки информации ;

3) воспитать личность, способную адаптироваться в современном мире.

Реализацию данных задач я стремилась осуществлять на всех уроках, но особое внимание уделяю литературному чтению.

Стратегическая цель литературного образования в школе – воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей «по законам красоты» (Лев Толстой).

Более конкретная цель – воспитание образованного творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении.

«Истинное чтение-это чтение, которое по словам М. Цветаевой, есть соучастие в творчестве».

Анализ учебника «Литературное чтение»

и учебника «Азбука» .

Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играет ключевую роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок, а его освоение учениками-читателями будет способствовать присвоению ими нравственных ценностей, созданных человечеством.

В учебнике «Литературное чтение» произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками ценности мира. Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком.

Методика работы с текстом учитывает:

1) принципиальную целостность художественного образа, важность,

«неслучайность»;

2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения


художественного образа;

3) ведущую роль играют чувства как основа мотивации интереса к чтению.

Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями.

Вопросы и задания учебника составлены таким образом, чтобы ученик несколько раз перечитывал текст произведения, т. е. направлены на мотивацию перечитывания: «прочти с разной интонацией, с разным настроением». Отрабатывая выразительное осмысленное чтение, применяю разные виды работы:

Чтение целыми словами с выбором интонации;

Чтение по ролям, наизусть;

Инсценирование произведений;

Устные и письменные высказывания по образу, с опорой на картинку и в свободной форме.

Материал учебника позволяет развивать и другие общеучебные навыки, такие как учебно-информационные.

«Азбука» , не только помогает начинающему читателю овладеть навыком чтения, а читающему совершенствовать этот навык, но и научиться работать с информацией.

Анализ учебника «Азбука» . Задания, формирующие информационную компетентность:

Страница учебника

Формулировка задания

Направлено на формирование умений

Сколько в твоей семье мам, пап, детей? Теперь вокруг своей семьи нарисуй родственников, друзей, знакомых – тоже в виде звездочек.

анализировать обобщать, обрабатывать информацию.

- «Словами человек называл все, что узнавал и создавал сам». Неужели действительно все имеет свое название. Проверь! А еще как можно назвать дом?

поиск, обработка информации, обобщение.

На сколько частей распалось каждое слово? Подумай, почему?

анализировать, выбирать.

Выбери отгадки к загадкам. Почему? Обоснуй ответ.

выбирать, анализировать, систематизировать, обобщать, передавать информацию.

Как ты поступишь в такой ситуации?

выбирать, анализировать информацию.

«Слова, слова…»

Объяснить историческое происхождение слов, сделать вывод.

искать, обобщать обрабатывать информацию.

Какую роль из этой сказки хочешь играть ты?

выбирать, передавать информацию.

«Что за этой дверью?» ПК

анализировать, искать, отбирать необходимую информацию.

Что ты можешь сказать об этих словах? (попугай, павлин, Пушок, пингвин)? А о предметах?

анализировать, отбирать, передавать информацию.

Кто это? Пастух? Чабан? Ковбой?

Почему их так назвали? Подсолнух, колокольчик, одуванчик, снегирь, земляника?

Объясни запись?

Здоровье это…

анализировать, выбирать, представлять и передавать информацию.

Ты вступил в спор. Выбирай: топот ног, спокойный тон, кулаки, улыбку, крик, добродушие.

обработка, обобщение, передача информации. Самостоятельно выбирать, анализировать, передавать информацию.

«Почему их так назвали?» (предметы и обстановка на кухне).

обобщать и передавать информацию.

«Почему мы так говорим?»

поиск, обработка, передача информации.

«Кто прислал пожелание?» (слова, высказывание героев). Представь, что было бы…

самостоятельно анализировать, выбирать и передавать информацию.

Выполни задание поэта и заполни пропуски. («Что без чего не бывает?»)

Что означают имена? Что означает твое имя?

Почему тебя назвали именно так?

самостоятельно искать, выбирать, организовывать, представлять информацию.

Что ты сможешь сказать о словах в столбиках? О любом из этих столбиков слов?

Когда мы так говорим?

обобщение, обработка, превращение информации в знания.

Впиши в клетку «лишнюю» букву. Объясни свой выбор: ж п ы й …

выбирать, анализировать.

Придумай и разыграй сценки с данными словами.

передавать информацию.

Исправь опечатки.

«Кому что принадлежит?»

систематизировать, обобщать.

Исследуй, какие звуки может обозначать согласная буква Ц: мягкий, твердый, звонкий, глухой?

самостоятельно искать, выбирать, анализировать.

Сравни рифмующиеся слова. Соответствует ли стихотворение своему названию по содержанию и звучанию? («Синичья скороговорка»).

Может ли буква Х обозначать твердый и мягкий звук?

А буквы Ж, Щ, Ц?

выбирать, анализировать, представлять, анализировать, обобщать, превращать информацию в знание.

Из каких пар слов можно составить ребус.

Сочини сказку с этими героями.

выбирать анализировать, представлять и передавать информацию.

По каким признакам составлены группы названий животных.

выбирать, анализировать, обобщать.

Исследуй, какие звуки могут обозначать буквы Ч, Щ?

самостоятельно отбирать, обрабатывать информацию

Ты гуляешь по улице. У тебя нет часов. Ты не знаешь, пора ли тебе идти домой. Какой ты найдешь выход?

В каждой группе найди, «третьего лишнего». – - Сколько нашел вариантов?

самостоятельно искать, выбирать, анализировать, обобщать.

Методы и приемы формирования информационной компетентности

Для формирования основ информационной компетентности наиболее эффективным принципом является работа с информацией. Мои исследования помогли выявить компоненты информационной компетентности, которые обеспечивают возможность:

Усвоения учебного материала;

Формирование умений анализировать обобщать, систематизировать и отбирать полученную информацию;

Минимальная помощь извне.

Продвинутый (творческий)

Умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения;

Умение проектировать сложные процессы;

Умелый перенос имеющихся знаний, умений, способов

деятельности в новую незнакомую ситуацию;

Отсутствие помощи извне;

Оказание помощи другим участникам совместной

деятельности;

Умение отрефлексировать свои действия.

Диагностическое исследование

Так как я начала изучать тему, когда мои дети учились в 3-м классе, то результаты диагностики на тот момент были таковы, что учащиеся имели в основном обязательный уровень сформированности информационной компетентности, что составляет 66.7%, а ребята со среднем уровнем возможностей -33.3%. (Приложение 1).

В 4-м классе на уроках литературного чтения я пробовала на практике изученный материал по данной проблеме.

Привожу пример диагностического материала, позволяющего отследить уровень формирования информационной компетентности. (Приложение.2, анкета 1.)

Анализ данного тестирования показал:

1. Анализ данного источника информации – 75%.

2. Отбор необходимого материала (получение необходимой

информации) – 62%.

3. Организация материала (умение ориентироваться в книге) – 65%.

4. Преобразование информации (умение дополнить содержание) – 53%.

Вернувшись к таблице (с.11) обращаю внимание на изменения, которые произошли в результате формирования основ информационной компетентности у учащихся 4 класса :

Низкий уровень (обязательный) 6 чел.- 25% ;

Средний (уровень возможностей) 14 чел.- 58.3%;

Продвинутый (творческий) 4 человека%.

Среди учащихся выделяются 4 человека, которые могли выполнить задание без посторонней помощи, оказывать помощь другим участникам совместной деятельности.

При наборе детей в 1 класс меня волновала проблема найти учебник, заменяющий «Русскую азбуку» , т. к. по моему мнению, материал данного учебника не помогает осуществлять компетентностный подход в обучении.

«Азбука» , анализ которой я сделала и привела в таблице (с.6-9) не только помогает начинающему читателю овладеть навыком чтения, а читающему совершенствовать этот навык, но и научиться работать с информацией.

Работу по формированию основ информационной компетентности простраивала с начала учебного года.

Я оценивала сформированность основ данной компетентности, опираясь на уровневую таблицу.

В силу возрастных особенностей, учащиеся первого класса добывают необходимую информацию с помощью взрослых (родители, учитель – первые помощники). Поэтому, результаты 1-го полугодия таковы:

Обязательный уровень составляет 69.5%;

Средний (уровень возможностей) 30.4%.

Работая по «Азбуке» , я стремилась уроки чтения сделать результативными, что помогало мне использование трех форм организации работы на уроке: индивидуальной, фронтальной, групповой.

Формируя основы информационной компетентности, я планирую постепенное «перемещение» учащихся с обязательным уровнем на средний, а из среднего – в творческий.

Для того, чтобы учащиеся умели оказывать помощь другим участникам совместной деятельности (сформированный способ деятельности на творческом уровне (продвинутом)), необходимо учебное сотрудничество. Чтобы научить детей успешно работать совместно, необходимо развивать коммуникативные способности. Среди них я выделила:

Умение договариваться;

Умение обмениваться мнениями;

Умение выслушивать партнёра;

Умение оценивать друг друга и себя.

Мои ребята с удовольствием работали на уроках чтения группами, оценивали работу друг друга, давали рекомендации.

Привожу диагностику отслеживания процесса сформированности основ информационной компетентности (Приложение 3, анкета 2).

Данное тестирование показывает следующие результаты формирования основ отслеживаемой компетентности:

Анализ источника (вид источника) информации - 85%;

Отбор необходимого материала - 52%;

Организация материала (умение ориентироваться в книге)-75%.

На уроках литературного чтения в 1 классе я так же простраивала работу, анализируя задания, дополняя необходимым материалом, который помогал мне формировать основы информационной компетентности (Приложение 4).

Считаю, что я заложила основы формирования информационной компетентности, что позволило достичь следующих результатов.

Таблица результатов обученности.

Литературное чтение.

Год обучения

Класс

Количество учащихся

Качество %

Успешность

Результаты, занесенные в таблицу, показывают как повышается качество знаний изучаемого предмета в результате формирования основ информационной компетентности.

Цыганкова Надежда Дмитриевна

преподаватель спецдисциплин ГБОУ СПО СО «Уральского колледжа строительства, архитектуры и предпринимательства» г. Екатеринбург E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Л_________________________________________г

Аннотация. В статье рассмотрены уровни сформированное™ информационной компетентности студентов СПО, представлена модель формирования информационной компетентности студентов, включающая целевой и теоретический компоненты, которые определяют требования к организации рассматриваемого процесса; организационно-технологический компонент, обусловливающий содержание процесса формирования информационно-компьютерной компетентности студентов, и результативный компонент, детерминирующий предполагаемый результат. Реализация модели способствует повышению эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации и достижению необходимого уровня профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники.

Ключевые слова: информационная культура, информационная грамотность, информационная компетентность, уровни сформированности информационной компетентности, структурно-содержательная модель формирования информационной компетентности студентов.

Появление информационных технологий в повседневной и профессиональной жизни человека, а также вхождении России в единое Европейское образовательное пространство требует модернизации содержания образования, следовательно, необходимы изменения образовательных целей учебного процесса, которые, в соответствии с социальным заказом, должны быть направлены на формирование и развитие способностей учащегося к работе с информацией. Результатом педагогического процесса становится информационно-компетентная личность.

Внедрение ИКТ изменило характер образовательной коммуникации с непосредственного на опосредованный, сместило акцент с преодоления дистанции между субъектами образования на поиск способов эффективного использования в обучении современных коммуникативных средств и установление обратной связи в межличностном взаимодействии участников образовательного процесса на расстоянии .

Одним из вопросов, возникших перед образовательной системой в связи с развитием информационного общества, информатизацией образования и внедрением дистанционного обучения является вопрос формирования информационной культуры, информационной грамотности, информационного образа жизни, информационной компетентности .

Обобщая взгляды специалистов, исследующих сущность информационной культуры и проблемы ее формирования, можно сказать, что информационная

культура - это качественная характеристика личности, предполагающая высокий уровень развития умений получения и обработки информации. Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий (так называемый функциональный уровень информационной культуры) . В свою очередь, информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений. Информационная культура и информационная компетентность в современных информационных условиях является неотъемлемой частью общей культуры человека.

Информационная компетентность личности предполагает активную информационную деятельность (деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации), потребность самостоятельного поиска, переработки информации, сформированные навыки отбора, творческого переосмысления необходимой

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

информации, что позволит эффективно осуществлять свою учебную и профессиональную деятельность .

Структура информационной компетентности:

1. Когнитивная готовность: знания в области ИКТ; знания о методах работы с информацией в информационно-образовательной среде.

2. Мотивационно-ценностная готовность: интерес к работе с информацией; потребность в использовании ИКТ; готовность к использованию информационных ресурсов средствами ИКТ; осознание ценности информации.

3. Технологическая готовность: умение пользоваться средствами ИКТ; владение методами получения, хранения, обработки и передачи информации .

Таким образом, термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий» .

Оценить информационную компетентность можно исходя из таких критериев, как когнитивный, операционно-деятельностный, ценностно-смысловой, мотивационный (табл. 1) .

Выявленные критерии и компоненты позволяют охарактеризовать уровни сформированности информационной компетентности. В психолого-педагогической литературе наиболее распространено выделение трех уровней: низкого (репродуктивный), среднего (эвристический) и высокого (творческий) (табл. 2) .

Таким образом, информационная компетентность предполагает, в частности, знания как в области ИКТ, так и в области их эффективного применения в процессе дистанционного обучения (ДО), ориентированного на использование информационного ресурса.

С целью обеспечения высокого качества подготовки компетентных специалистов среднего звена, в экспериментальной части нашего исследования, выполненного в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений Уральского региона , была разработана

модель формирования информационной компетентности студентов колледжа в условиях дистанционного обучения и экспериментально доказана ее эффективность.

Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области «Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства» (ГБОУ СПО СО «УКСАП»), г. Екатеринбург. В исследовании принимали участие студенты 1-2-х курсов в количестве 48 человек, распределенные на 2 группы - экспериментальная (ЭГ) - 23 студента и контрольная (КГ) - 25 студентов.

В качестве конкретной технологии построения модели использовалась технология проектирования технических систем, выбор которой был обусловлен тем, что она определяет принципы проектирования и логику данного процесса.

Проектирование модели подчинялось следующей логике:

1. определение границ модели и формулировка цели проектирования;

2. формулировка цели и задач модели;

3. обоснование принципов, на основе которых будет осуществляться проектирование модели;

4. обоснование компонентов модели и разработка их содержания;

5. выделение условий эффективного функционирования модели;

6. определение основного результата, который должен быть достигнут при реализации данной модели, обоснование технологии и инструментария его диагностики;

7. экспериментальная апробация модели в рамках выделенных условий.

Разработанную нами модель процесса формирования информационно-компьютерной компетентности студентов мы рассматриваем как подсистему открытого типа, встроенную в контекст системы профессиональной подготовки в СПО.

Предложенная модель формирования информационной компетентности студентов, включает три компонента (рис.1) :

Таблица 1

Критерии и компоненты информационной компетентности

Компоненты информационной компетентности Критерии информационной компетентности

Когнитивный Операционно- деятельностный Ценностно- смысловой Мотивационный

Оценочно-поисковый Знание принципов функционирования поисковых систем. Знание признаков достоверности информации Определение индикаторов поиска. Использование поисковых систем Оценивание информации Цель поиска информации

Аналитико-преобра- зующий Знание типологии информации и способов ее преобразования Преобразование типов информации. Эффективное представление информации Толерантность информации Задачи представления информации

Информационная безопасность Знание типов информационных угроз и способов защиты. Знание социально-правовых аспектов использования информации Применение способов защиты информации. Использование информации с учетом правовых и морально-этических норм Установка на соблюдение социально-правовых норм использования информации Готовность следования социально-правовым нормам использования информации

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Уровни развития информационной компетентности студента

Таблица 2

Название Характеристика уровня по компонентам информационной компетентности

уровня Оценочно-поисковый Аналитико-преобразующий Информационная безопасность

Репродуктивный (базовый) низкий - воспроизведение декларативных и процедурных знаний в области информатики и ИТ, способность выполнить самостоятельную работу только по предложенному алгоритму; - знание алгоритмов поиска информации, умение определять индикаторы поиска в соответствии с целью поиска информации - умение оценить найденную информацию по релевантности; - знание основных видов информации и умение преобразовывать из одного вида в другой - понимание значения информации и ее влияния на социальные отношения; - знание типов информационных угроз и умение осуществлять превентивные меры по их предотвращению; - следование требованиям общества при использовании информационных продуктов и услуг

Эвристический (частичнопоисковый) -средний - наличие системы декларативных и процедурных знаний в области профессионально ориентированных ИТ, владение основными приемами и алгоритмами поиска, анализа, оценки информации; - способность принимать решение в похожей ситуации с использованием профессионально ориентированных ИТ на основе актуализации необходимой совокупности знаний, умений, опыта - понимание принципов устройства и функционирования поисковых систем, умение переопределять индикаторы поиска в зависимости от результатов поиска; - умение представлять информацию в наиболее эффективном виде исходя из поставленных задач - знание основных методов защиты от информационных угроз и умение осуществить защиту аппаратно-программными способами; - осознание необходимости использования толерантной информации

Творческий (креативный) - высокий - наличие информационного мировоззрения, специальных и методологических знаний в области информатики и ИТ; - умение синтезировать, обобщать классифицировать профессионально значимую информацию - способность проектировать свое информационное поведение и принимать решение в нестандартных ситуациях; - моделирование множества индикаторов поиска информации с использованием расширенных параметров поисковых систем; - умение учитывать при работе с информацией социально-правовые и морально-этические аспекты использования информации - готовность нести ответственность за созданный информационный продукт; - умение определять достоверность источника и уровень научности информации; - умение самостоятельно выбирать стратегию защиты от информационных угроз

Мотивационно-ценностный: обеспечивает механизм готовности к реализации личного творческого потенциала (стремления, потребности применять информационные технологии в профессиональной деятельности) и механизм отношения к содержанию информационной компетентности (осознание значимости и важности применения информационных технологий в профессиональной деятельности);

Когнитивно-деятельностный: обеспечивает механизм познания через умственную деятельность (знания, умения, навыки, представления об информационных технологиях и основных законах их развития и т.д.) и механизм познания через практическую деятельность (использование информационных технологий для решения конкретных задач);

Эмоционально-волевой: заключается в адекватном осознании и оценивании собственных возможностей и способностей в применении информационных и коммуникационных технологий в учебной и будущей профессиональной деятельности.

Для осуществления интерактивного взаимодействия в среде ДО предусмотрено использование следующих сетевых средств: электронная почта, телеконференции, электронные доски объявлений, электронные библиотеки. Студенты, обучающиеся с помощью дистанционных технологий, большую часть времени работают самостоятельно.

Предлагаемая нами модель выступает средством организации практических действий, направленных на формирование информационной компетентности студентов, поэтому она имеет прагматический характер. Структура разработанной модели формирования информационной компетентности студентов представлена целевым и теоретическим компонентами, которые определяют требования к организации рассматриваемого процесса, организационно-технологическим компонентом, обусловливающим содержание процесса формирования информационно-компьютерной компетентности студентов и результативным компонентом, детерминирующим предполагаемый результат.

Модель целостна, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат - достижение студентами более высокого уровня информационной компетентности (рис.1).

Этапы формирования информационной компетентности студентов, обучающихся с помощью дистанционных технологий, их характеристика и виды деятельности обучающихся представлены на рис.2.

На каждом этапе происходит приобщение обучающихся к системе ценностей при специально организо-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Рис.1. Модель формирования информационной компетентности студентов, обучающихся в условиях ДО.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Этапы Деятельность обучающихся

1 этап Приобретение общего представления и освоение среды обучения. - включаются во взаимодействие со средой, формируя ценности общения и компьютерную грамотность.

2 этап Расширение, углубление знаний, умений и навыков использования ИКТ в процессе учебно-познавательной деятельности, формирование деятельностной и когнитивной составляющей компетентности и компьютерной образованности. - самостоятельно изучают информационный ресурс; - осуществляют поиск информации; - выполняют задания; - решают типовые задачи.

3 этап Совершенствование умений и навыков использования ИКТ. - создают собственный информационный ресурс; - выполняют задания; - решают типовые задачи; - выполняют задания; - решают нестандартные задачи; - анализируют собственную деятельность; - овладевают методами переработки информационного ресурса.

Рис.2. Характеристика этапов формирования информационной компетентности студентов, обучающихся с помощью дистанционных технологи й.

ванной работе с их мотивационной сферой, что послужило основанием в данном исследовании уточнить характеристику и содержание ценностной составляющей как мотивационно-ценностной.

В процессе изучения дисциплин за базовый принят комбинированный метод изложения материала, при котором лекционный материал сочетается с одновременной отработкой навыков на персональном компьютере. После каждого практического блока в программе предусмотрена самостоятельная творческая работа, целью проведения которой является подготовка поль-

зователя к дальнейшей самостоятельной работе с программным пакетом и закрепление полученных умений.

Особое внимание на занятиях уделяется системе практических работ. Система предусматривает выполнение конкретного набора задач. На каждом занятии изучается блок функциональных возможностей конкретной среды и, соответственно, логически завер-шенныетехнологическиеоперации(рис.3).

В минимальный состав каждого УМК по дисци-плине(модулю) включены:

Рабочаяпрограммадисциплины;

Рис. 3. Примерная схема проведения практических работ

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Таблица 1

Сводная таблица результатов исследования уровней информационной компетентности студентов

Ко и после формирующего этапа)

Группы Уровни пнформаоионной компетентности,% к общему числу в группе

высокий средний низкий

абс. число о/ % абс. число 0/ % абс. число о/ %

до после до после до после до после до после До после

Э Г с о Ю,1 Ы8 н 4 оо,6 17,4 13 с тл,п п4,6

КГ 4 т 10 2 0 т 0 аз 3 2 14 1Т оо 4о

Курс лекций (учебное пособие);

Методические руководства ко всем видам занятий;

Календарный график выполнения контрольных заданий аастааиплоне (мощутю).

Ожидаемый рттрлртат-итт сносоОпоать и улсние студентов работать творчески, самостоятельно добы-вопь -тонпн, еникать о оощносот си^е^ниЭ,Фмыноп вать, аналазс-отатн и обоб-саь их.

В начале эксперимента и в его завершении сту-десты п^мли ою^тию^офмт но п^дмот оыасснн-о урооня информационной компетентности.

Эксперимент показал, что разработанная модель достаточно эффективна в формировании информационной компетенции студентов, обучающихся помощью ДО.

Контрольсао щьагноотитт показтло, ато о реслль-тате реализации разработанной нами модели уро-васн -^фopмемиосетй 1^^мпот^оо^сис^тпса^юд-нт^тт Э1" повысился: количество студентов с высокимуровнем увеличилось на 34,9%, с нивким тоонеем - понизилось на 13,2%.КИ этот уровень также изменился, но на 4% увеличилось числостудентов с высоким %овнем, и ка 8% снизилось коли четтво стувентов с низ кит ув>° внем инфорлационной кол петенлности (лабл. 1; рис.4, 5).

Такрм образом, нилицо изменен ил в обеихгруппах.

Для проверки значимости произошедших изменений, нами был использован Критерий ф* - угловое

преобразование Фишера (критерий Фишера). Статистическая обработка полученных результатов показала, что изменения в ЭГ имеют значимые различия ф* =Т.6Н6, в то вооюя кат аОо оесизмтпиния он имеют статистической значимости ф* = 0.368.

Представленные результаты подтверждают, что ДО определенно заслуживают большего внимания при обу-тении а ЮСУЗе Ооо^оы1 -гюс^ш^тюм отебатм иапода-нии). Они предоставляют студентам возможность управ-лоть coon 7б-ияниоз, псУлиаовать собственные мысли п номoьcфсpаиттн пансуяпия мчтосиале. еуa■пьтаттlпкс-периментального исследования свидетельствуют о том, чтоанедоонпо мз=й^и ффчированая снф-рснцсоннсм компетентности студентов в практику образовательного процесса способствует более эффективному формированию информационной компетентности студентов.

Таким образом, представленная в ио^л^^(^Е^а^1и мтоалс птттотся бс^сио иффeаттен=T, чем мото=ь, ориентированная на традиционные формы, методы и фтдотра poл=арзщии учебной работы студентов.

Рсолвзтуин;^%нойсщ^^сисг^нуВ^ству«^ы пов°ше-нию эффнкеивности учебного процосна нн основе его индивидуализации и интенсификации, достижению несводимого уро вня профс^^иенюв1^в ма в овлад ении сотуттв ам ив нф орлатски ив ыч истивсль ноВ теоникв, подготовка участликив оЛлазоватсльного ароа^сзса к жсзнедехтельносах в улловиях хнфорзчционисго общества, а также повышению конкурентоспособности будущих информационно компетентных специалистов.

Рис.4.Сравнительнаядиаграммадинамикиразвития информационной компетентности студентов ЭГ.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

информационной компетентности студентов КГ.

Технологию формирования информационной компетентности при использовании ДО следрет рассм ат ри-вать как один из эффективных способов разрешения оснсввого срщвитиующогс протиооречоя, с именно, удовлетворитьноресаающую песребоосиьоещеотва в инЩоосоцпонго ки^епетентиыо с^ооо^роест^с^о.

Литература

1. Адольф В. А.б»oфeсинннвличa» комсетечтопссоспвре-менного учителя. Красноярск: КГУ, 1998.

2. Безукарова Н. В., Ермолович Е. В. Модель информационной компвтеотпоотс гыпщскпики В^чола^о^оотп //-/т--альные аспчкты о^гогвп^стнмпИге^пготощ^с к оуыи. ою2. Георгиевск: Георгиевский технологический институт (фи-лисс-ГОУ ВПО «С^мерз-Кавкнзс^у^р щедаро^гпн-ыс тмхчвчеосиИ рпивессвтет», 2С10.

3. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Формирование информационной культуры лично-сркпеоиетичвскоеиОоспостпип п модоотроеиное <^Оу держания ус/ОнсИ двчеичоины. М.: Мвжнчгьинврьный центр библиотечного сотрудничества, 2006.- 512 с.

4. Гречихин А.А. Инфopыщрчьннвя к^вт--: Опи-типилс-гнчпвксги ппpпсилвнoя//-poTлeеоl икфoохсцивиучT к»сьнyпвl: СО. пт,-Мы -^СУоОоб

5. Гузанов Б. Н., Дульцев С. Н. Информационное сопрово-адвчив овсчвого пpонутьиoпиньо с: еео/с ороыщ^вч кaчeкоиaпнжспeиоoв пoргопoуl<и в »eкппчeккoб иуо- О/ Образование и наука.- 2012.- № 4.- С.84-92.

6. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганиза-вво сбросб»изоиaтeльногив»pсPДвлио»/Oб»пзoo»нпи и наука.- MdO.- № 11 (С9).С.2П-33.

7. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориенти-руваннвю ко вчнопа.иппппо пп»вотчч Я Но|эорпои ор|эа-зесан^оещ б31СО № -.о^Л^О-О-^.

8. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука.- 2010.- № 8 (76).

9. Кручинина Г. А. Формирование психолого-педагогической уомпетeпчкoсти отецигепстчв в всеовиях ипЫч|опатлзо-ции высшей профессиональной школы. Н. Новгород: НФ У2АО,ООо9.-о5П с.

1Ь. ообанов Ю.И., -еюкова О.П., Тартарьшвили Т.А. и др. еоутикциoнкo» вВччьоие. Оже, г^оп2лвеы,уepотeчт»виl. М., 1996.- 108 с.

1ь Непомнящня Т.А., Давыдова Н. Н. Деятельнс-о п-тeхы с^рзаз^^инво га пвллое еучоцппалстета:пиапивииосгч-лирование и механизмы реализации // Право и образование.- 2004.- № 1.- С.85-93.

"ll. Непомнящая Т.А., Давыдова Н. Н., Мангилева Н. Н. Ожодаооп п випмионпри вр-гнскьч oОpaзo»чтьо»нигo процесса: состояние и перспективы развития образовательного сообщества // Университетское управление: нччнчики кв1ИЫKО-П0УЗ.- № И-О.-C2В"l-/Иб

13. Приходько О. В. Слюнив инфо руири оопопвиеп-от ни сти на уровень конкурентоспособности молодого специа-лиота// Информационные технологии в образовании, на-рке сжоивюрстве: пб. ор. по сатериалоы IV овпрoчиИ■ науч-практ. конф., 28 июня - 2 июля 2010 г. Серпухов / под рвд. °.А. F° манен ко. 201с.еС. -B7-3C9.

1C. РуОвноо Е.Е., Бепнавская М.В. Дыцкктиуeткиь свнооы фсpроpовония юрo»еaеикнокй кильчyьы в г^о-^оссе щ- готовки будущих специалистов // Гуманитарные исследова-ниос Bчвто»нив -обтрс в -о Дивынье.^встее н»очн»р yры^лО^E^0ерп В. о 2yИВышeчи.-P0CИ.-^е И-С./С-ро.

15. Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Изд-во «Зауралье», 1997.- 464 с.

/- Сиоенчо А. И. С oирeри подготовки школ к реализации -COC птооогочиоо-енпп//Сеуaнoвт1нич а писка.- С01ч.е № 1 (90). С.56-65.

17. Сиденко А. С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя // Эксперимент и инновации в школе.- 2008.- № 1.

18. Скляренко Т. М. Зарубежные концепции дистанционного образования // Образование и наука.- 2013.- № 1 (100).-С.106-117.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013

Формирование информационной компетентности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Главная цель современного образования – это учить учиться и пользоваться полученными знаниями, т.е. как сформулировал фр политич. деятель Жак Делор – научиться познавать, делать, жить и жить вместе. Задача образования в информационном обществе – воспитать ученика, обладающего информационной компетентностью, т.е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации. Научить этому должна школа, причём на первой ступени, потому что первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем. Процессом обучения в информационном обществе становится совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, разворачивающаяся в информационно­образовательной среде. Т.е. роль учителя из ведомого превращается в направляюще­консультирующую, поддерживающую, а роль ученика из ведомого учителем – в роль партнёра в процессе обучения. Руководящая, информационная, контролирующая функция процесса традиционного обучения в условиях информационного общества преобразуется в ориентирующую, презентационную функцию ­ функцию педагогической поддержки. ФГОС НОО ­ смена образовательной парадигмы ­ Вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Формирование у учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом. Внедрение данного подхода – это важное условие повышения качества образования. А одной из главных ключевых компетентностей в подходе является информационная компетентность.  Что такое «информационная компетентность» школьника? Информационная компетентность ­ это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Другими словами, информационная компетентность ­ это свойство личности, проявляющееся в способности находить, хранить и применять информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом).  Какое отражение данная проблема получила в соответствующих документах ФГОС? В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Сказано, что метапредметные результаты должны отражать: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Кроме того, отмечается, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: умение самостоятельно выбирать интересующую литературу: пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Таким образом, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.  Как сформировать информационную компетентность у младшего школьника?

Формирование основ информационной компетентности нужно рассматривать как через урочную, так и внеурочную деятельность, так как эти виды деятельности взаимодополняют и взаимообогащают друг друга. В своей работе использую большое количество различных форм, приёмов и методов, направленных на формирование данной компетентности. Познакомлю с некоторыми из них. Прием «6­ти вопросов» заключается в том, чтобы ученик, читая или слушая научный или научно­популярный текст, выделил ответы на 6 основных вопросов: Кто? Что делает? Где? Когда? Как? Почему? В результате ученики структурируют текст и в дальнейшем опираются на выделенную структуру при подготовке к пересказу. Этот приём позволяет справиться с потоком информации, сохранить, систематизировать и воспроизвести её. Приём «антиципации», предвосхищения, интуитивного предвидения возможных будущих событий. Учащимся предлагается прочитать название рассказа и предположить, о чём пойдёт речь в тексте? После чтения выясняют, совпали ли предположения с содержанием. С помощью этого приема ученики устанавливают соответствие между имеющимся собственным опытом и полученной информацией. Приём «кластер» ­ это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Заключается приём в том, что ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки­лучи в разные стороны, Данный приём особенно удобен в 1 классе, дети ещё медленно читают, а рисуют хорошо. Приём «синквейн». Это стихотворение из пяти строк, которое строится поопределённым правилам. Этот прием позволяет делать краткие выводы по результатам обработки представленной информации, подготавливает к исследовательской работе в будущем и обеспечивает развитие рефлексивной составляющей. Приём чтения со «стопами» предполагает воспроизведение и изложение информации в соответствии с заданием. Например, на уроке окружающего мира дети читают текст и отмечают «галочкой» ту информацию, которая им уже знакома, знаком «+» ­ новое, знаком «­» то, что они не знали, ставят вопросительный знак около той информации, которая вызвала вопросы и требует дополнительного изучения. Приём «ведения дневника или бортжурнала» позволяет в ходе изучения темы фиксировать ученикам свои мысли, наблюдения, впечатления. Удобен для урока окружающий мир, групповой работы. Каждая группа определяла в тексте необходимую информацию и озвучивала её классу, остальные учащиеся внимательно слушали и записывали её в бортжурнал. Т.о. ученики представляют информацию в виде связного устного или письменного текста, объясняя логику выбора оснований, демонстрируют операционно­деятельностную составляющую информационной компетентности. т.е. Приём «водопад» позволяет получить информацию от детей по теме или относительно какого­либо понятия с целью структурирования. Например, на доске слово «сумма».Задаётся вопрос: «Вы слышали раньше это слово? Если да, то где?» Внимательно выслушиваются все ответы, затем дополняется ­ «сумма чисел»». Дети высказывают мнения, которые позволяют подвести их к получению ожидаемой информации. Приём «несоответствий» (коллизий) имеет несколько вариантов. Первый ­ между старыми, уже усвоенными знаниями и новыми фактами. На уроке окружающего мира по теме «Домашние и дикие животные» в 1 классе детям предлагаются карточки с изображениями животных для распределения их в группы. Ученики выполняют задание и попугая относят к домашним животным, после чего учитель проецирует на экран фото попугая в природе. Возникает коллизия, которая заставляет задуматься и заняться поиском дополнительной информации. Второй приём несоответствия между одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого и более высокого уровня. Во 2 классе на уроке русского языка по теме «Парные согласные» дано задание: «Запишите слово ЛУ[К]». Кто­то записал «луг», кто­то – «лук», а кто­то ­ и «луг», и «лук», объяснив, какая информация при этом потребовалась.

И приём несоответствия между научными знаниями и житейскими, благодаря которому возникает дискуссия. (на 4 класс) Результатом использования этого приема является способность учащихся к формулированию собственной аргументированной позиции, исходя из собственного опыта и полученной информации, что развивает мотивационный и операционно­деятельностный компонент. Приём «Выбор задания». Даётся ряд чисел (слов). ­ Какое задание вы бы предложили? ­Для чего мы его будем выполнять? ­Предложите ещё одно задание с этими числами (словами). Прием позволяет ученикам воспроизводить имеющуюся информацию и использовать её для анализа и ранжирования по самостоятельно заданным основаниям. Приём «Толстые и тонкие вопросы». Реализовать перечисленные приемы позволяют следующие методы:    проблемно­диалогический; исследовательский; проектный. Проблемно­диалогический метод обеспечивает творческое усвоение знаний учащихся посредством диалога с учителем. Главным в проблемно­диалогическом методе является создание проблемной ситуации. С данным методом мы подробно познакомились на курсах, проводимых Мельниковой Еленой Леонидовной. является применение исследовательского метода обучения. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, который должен быть социально и практически значимым. ("Какие комнатные растения есть у вас дома?""Какие животные и растение занесены в Красную книгу?") Для формирования информационной компетентности важным Весьма эффективным методом формирования информационной компетенции является проектный метод. Под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Здесь необходимо отметить позволяют поддерживать высокий уровень мотивации учащихся и содействуют развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией. использование учащимися ИКТ, которые Как измерить сформированность информационной компетентности учащихся начальных За 2 года ведения кружка "Инфознайка" учащиеся познакомились с программами: графический редактор MS Paint, Текстовый редактор MS Word, редактор MS Power Point; MS Excel, научились работать в Интернете. Использование ИКТ открывает новые возможности не только в обучении предмету, но и во внеурочной деятельности. Например, участие в конкурсе "Лидер чтения", презентация класса. В конце года каждый самостоятельно приготовил презентацию и представил классу.  классов? На данном этапе в основном велась работа по формированию информационной компетентности. В 4 классе продолжу работу над этой темой и для диагностики воспользуюсь методикой Е.А.Хасьянова и С.Ю. Прохоровой. Также продолжим работу с помощью "Типовых задач по формированию УУД. Работа с информацией." для 4 класса и "Комплексных работ", которые состоят из текста и 12 заданий, содержательно связанных с текстом. Выполнение заданий, в основе которых использованы сюжеты ситуаций из реальной жизни, поможет ребёнку определить, насколько эффективно он умеет учиться. Информационное пространство каждой работы организовано так, чтобы ученик приобретал опыт не только самостоятельного выполнения заданий, но и контрольно­оценочной деятельности, что обеспечено наличием ответов к заданиям. Формирование информационной компетентности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школы, зависит успешность социализации учащихся в будущем.

Формирование информационной компетентности учащихся в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов по дисциплине «Право»

Переход к информационному обществу вносит изменения во все сферы жизнедеятельности человека, что ведет к изменению требований, предъявляемых к современному специалисту. Одним из решений сложившейся ситуации является переход от знаниевой к компетентностной модели специалиста. Реализация этой модели обеспечивает подготовку человека не только обладающего знаниями, но и умеющего их применить в различных ситуациях. Информационная компетентность предполагает, в частности, знания как в области ИКТ, так и в области их эффективного применения в процессе своей непосредственной деятельности, ориентированной на использование информационного ресурса.

В ходе изучения обозначенной тематики выявлены противоречия между потребностью общества в специалистах, обладающих высоким уровнем информационной компетентности в области права, и недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов, с одной стороны; с другой - потребностью студентов в овладении информационной компетентностью и неопределенностью механизмов её формирования; потребностью во время педагогической практики в научно-методическом обеспечении процесса формирования информационной компетентности студентов на основе применения информационных технологий и неразработанностью организационно-педагогических условий, направленных на подготовку студентов к такого рода информационной деятельности.

Вышеперечисленные противоречия выражаются в форме научной проблемы: каковы организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности студентов на уроках права в аспекте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов?


Цель:

  • выявить, теоретически обосновать организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности обучающихся на основе применения информационных технологий, и экспериментально проверить эффективность их реализации.

Объект :

  • процесс формирования информационной компетентности учащихся на основе применения информационных технологий в условиях внедрения стандартов нового поколения.

Предмет:

  • организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности обучающихся на основе применения информационных технологий.

Гипотеза .

  • Процесс формирования информационной компетентности учащихся на основе применения информационных технологий будет эффективным, если: будет обеспечена организация информационно-образовательной среды путем насыщения информационными ресурсами; осуществлена диагностика и последующий мониторинг образовательных потребностей, мотивов и уровня знаний обучающихся; в учебной деятельности обучающихся активно использованы информационные технологии; самостоятельная учебно-познавательная деятельность обучающихся происходит на основе использования ИКТ.

Работа состоит из четырёх этапов включает в себя период с сентября 2012 года по май 2014 года. Второй этап (декабрь 2012 - январь - апрель 2013 г.) включает в себя разработку организационно-педагогических условий формирования информационной компетентности учащихся на основе применения информационных технологий и определение научно-методического инструментария их реализации; выявление критериев эффективности выделенных организационно-педагогических условий; осуществление, апробацию основных положений исследования в виде выступлений на научно-практических конференциях различного уровня значимости.


Обзор информации

1. Понятия «компетенция» и «ключевые компетенции».

Идеи модернизации образования на компетентностной основе активно обсуждаются и разрабатываются в научных кругах В.А. Болотовым, Е.В. Бондаревской, А.Н. Дахиным, Э.М. Днепровым, И.А. Зимней, В.А. Кальней, С.В. Кульневичем, О.Е. Лебедевым, Е.А. Ленской, А.А. Пинским, В.В. Сериковым, А.П. Тряпициной, И.Д. Фруминым, В.Д. Шадриковым, С.Е. Шишовым, А.В. Хуторским, Б.Д. Элькониным и др. Сразу следует заметить, что до сих пор не существует устоявшегося единственного определения содержания понятия «компетенция» или «ключевая компетенция».

Компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем.

Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии Хуторской Андрей Викторович даёт своё понимание сегодняшнего термина «Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере».


2. Понятие «информационная компетенция».

Для конкретизации компетентностного подхода, следовательно, организации процесса обучения учащихся на дисциплине «Право», большое значение имеет выражение видов компетенций. Для учащихся на уроках «Право» лучше их выразить в двух группах: компетенции ключевые (базовые) и специальные (предметные). При изучении Права предметные компетенции можно рассматривать как реализацию ключевых компетенций. Они успешно формируются в контексте всех четырех ключевых компетенций - информационных, коммуникативных, кооперативных и проблемных.

В исследовании по совершенствованию предметной подготовки учащихся НПО при изучении дисциплины «Право» особое внимание обращалось на формирование информационной компетенции.

В исследованиях ученых понятие «информационная компетенция» трактуется как: сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений и личностного отношения в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств; новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.

В структуре категории «информационная компетенция» выделяют следующие компоненты: когнитивный, ценностно-мотивационный, технико-технологический, коммуникативный, рефлексивный. Таким образом, свойствами категории «информационная компетенция» являются следующие: дуализм, относительность, структурированность, селективность, аккумулятивность, самоорганизованность, «полифункциональность».

  • познавательная;
  • коммуникативная;
  • адаптивная;
  • нормативная;
  • оценочная (информативная);
  • интерактиавная.

Таким образом, в процессе изучения дисциплины «Право» формирование информационных компетенций имеет большое значение. При помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации, сохранения и передачи ее, самоорганизации, преобразования.


3. Характеристика информационной компетентности обучающихся в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов по дисциплине «Право»

Главной целью дисциплины «Право» является формирование у учащихся правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.

Так, для качественной подготовки обучающихся важно научить их поиску правовой информации: находить в нормативных документах отличительные признаки, справочниках, энциклопедиях, электронных базах данных значения терминов и понятий. Нельзя обойтись без формирования умений общаться - слушать собеседника, анализировать сказанное другими, аргументировать свою позицию, обмениваться информацией, формулировать выводы в разных формах. Как правило, общение и совместная учебная деятельность более эффективно может быть организована при объединении учащихся в пары, звенья и группы. Групповой характер обучения способствует оптимизации процесса усвоения правовых знаний. Каждая группа умений имеет определенный компетентностный состав.


4. Развитие информационной компетентности обучающихся на дисциплине «Право» может быть обеспечено применением таких методик, как:

  • использование компьютерных учебников, словарей, справочников, энциклопедий, Интернет-ресурсов, формирующих способность к самостоятельной деятельности по получению знаний и развитию умений. Использование мультимедийных продуктов даже в рамках нескольких уроков является мощным средством индивидуализации обучения;
  • система специальных упражнений, которые стимулируют активную мыслительную деятельность учащихся, необходимую для формирования общей информационной компетентности. Кроме того, используются развивающие упражнения, кейсы, карточки-конверты, а также кроссворды и ребусы, которые кроме перечисленного, создают условия для повышения интереса к изучению права, а также позволяют осуществлять личностно-ориентированное обучение;
  • организация проектной деятельности: данная методика является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций учащихся, в том числе информационной, поскольку универсальна по отношению к предметному содержанию, например, по теме «Трудовое право»;
  • нетрадиционные формы занятий: урок-проблема по решению кейсов, урок-соревнование «Правовая олимпиада», урок-игра «Правовой турнир»... Данные формы позволяют решать такие задачи, как: развитие интереса к информационным объектам, усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплины «Право», формирование информационно-коммуникативно-технологических навыков. Нетрадиционные формы занятий проводятся в рамках Декады гуманитарных наук или в рамках программы Сектора гражданско-патриотического воспитания.

Так как работа по данному исследованию продолжается, то планируется разработать автоматизированные системы контроля, например, тестовая оболочка MyTest. На основе этого исследования применить метод рейтинговой оценки, который дает возможность повысить объективность оценки знаний.


Список литературы:

1. Аксенова М.В. Реализация информационных процессов в подготовке учащихся профильной школы к продолжению образования// Подготовка учащихся профильной школы к продолжению образования: Монография/ Под ред. проф. В.И. Земцовой. - Орск: Издательство ОГТИ, 2004. - 122 с.

2. Акуленко, В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации [Текст]/ В.Л.Акуленко// Применение новых технологий в образовании: Материалы XVМеждунар. конф., 29-30 июня 2004 г., г. Троицк Московской обл.: Изд-во "Тровант", 2004. - С.344-346.

Доклад подготовила: Коршунова Светлана Станиславовна, ГБОУ СПО ЧТПТиУ

Формирование информационной компетентности учителя.

Пестов Сергей Алексеевич,

аспирант Уральского Государственного Педагогического Университета, г . Екатеринбург,

старший преподаватель Нижнетагильской Государственной Социально-Педагогической Академии.

Современный этап развития человеческого обществахарактеризуется возросшим значением информационных и коммуникационных технологий, увеличением объемов информации,появлением высоких технологий, что является определяющим фактором развития экономики, политики, науки, образования.

В нормативных документах РФ в области образования задачам информатизацииуделяется большое значение. Законы Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Государственные образовательные стандарты поставили перед ВУЗами задачуподготовки выпускника как активного субъекта педагогической деятельности, способного вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности, в том числе и в области информатизации образовательного процесса. В «Проекте профессионального стандарта педагогической деятельности» говорится о знаниипедагогом современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий в учебномпроцессе,современных методов обучения.

Освоение педагогами новой техники - это не только знакомство с новыми информационными технологиями (ИТ), но и умение грамотно их использовать в своей профессиональной деятельности. По мнению американского ученого М. Ш. Ноулза, внесшего большой вклад в развитие теории и практики образования, одной из основных задач в сфере высшего профессионального образования является подготовка компетентных специалистов, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, а «... основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».

В настоящее время существуют различные трактовки термина “профессиональная компетентность”. Одна из них - «профессиональная компетентность - способность учителя к эффективному осуществлению своей профессиональной деятельности».[ 5.с.176]

Профессиональная компетентность учителя – понятие многогранное. В частности, А.С. Белкин определяет порядка 70 компетентностей педагога. Одной из основных компетентностей на современном уровне развития образования является информационная компетентность (ИК).

Информационная компетентность учителя проявляется в умении технологически мыслить и предусматривает наличие аналитических, проективных, прогностических и рефлексивных умений в усвоении и применении информации в педагогической деятельности. Кроме того, ИК является составной частью информационной, технологической культурыучителя, выполняет интегративные функции, служит связующим звеном общепедагогических и специальных знаний и умений. Следует отметить, что в современном толковании термина «информационная компетентность» чаще всего подразумевает использование компьютерных информационных технологий, а более точное определение следует трактовать как «компьютерная информационная компетентность». Кроме того, Я.И Кузьминов в понятие «информационная компетентность» вкладывает и методический аспект деятельности учителя.

П.В. Беспалов определяет информационную компетентность как «...интегральную характеристику личности, предполагающую мотивацию к усвоению соответствующих знаний, способность к решению задач в учебной и профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники и владение приемами компьютерного мышления.» [ 2.с.176]

Информационная компетентность учителяформируется на этапах изучения компьютера, применения информационных технологий в качестве средстваобучения в процессе профессиональной деятельности и рассматривается как одна из граней профессиональной зрелости. Анализ педагогической деятельности учителя позволяет выделить следующиеуровни формирования информационной компетентности:

Уровень потребителя информации;

Уровень пользователя компьютером;

Уровень логического функционирования и знания характеристик оборудования;

Уровень предметно-специфических задач на основе творческого, межпредметного подхода.

Основными педагогическими условиями, на взгляд автора, влияющими наформирование ИК педагога являются:

а) создание профессионально ориентированных задач, педагогических ситуаций на уроке, создающих мотивацию овладения информационными технологиями;

б) обучение с помощью наглядных моделей, средств мультимедиа, Интернет-ресурсов, стимулирующих процесс формирования ИК;

в) выполнение творческих проектов с учетом учебной специализации педагогов с использованием информационных технологий.

Основными элементами процесса формирования ИК являются:

Умение применять информационные технологии для демонстрации печатныхи графических документов;

Умение использовать информационные технологии для демонстрации аудио- и видеоматериалов на уроке;

Умение создавать презентации;

Умение систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц, технологических карт;

Умение строить сравнительные таблицы и выявлять закономерности с помощью компьютера;

Умение применять информационные технологии для моделирования процессов и объектов, выполнения чертежей и эскизов;

Умение использовать компьютерное тестирование;

Умение использовать сеть Интернет для решения педагогических вопросов, сбора информации, участия в телеконференциях, доступа к научным, педагогическим, методическим данным.

Информационная компетентность учителя предполагает широкое использование компьютерной техники, электронных вариантов учебных материалов, обучающих программ, педагогических технологий творческого характера. Учитель должен обладать необходимой подготовкой длякорректной дифференциации возможностей учащихся в учебной группе в зависимости от индивидуальных особенностей, мотивации, возрастных и психологических особенностей.

Обеспечение урока с использованием компьютерной техники включает несколько составляющих (см . рис. 1).

Рис. 1.

Наш опыт работы с педагогами позволяет выделить некоторые особенности, которые должны быть учтены при разработке и реализации учебных программ ВУЗов, системы повышения квалификации педагогов, связанных с формированием информационной компетентности. Такими особенностями являются:

Преобладание в учебной нагрузке практических и лабораторных занятий с использованием компьютера и организацией самостоятельной работы педагогов;

Предварительное изучение в ВУЗе студентами методики преподавания профильных педагогических и методических дисциплин. Учебные дисциплины, связанные с использованием информационных технологий в учебном процессе, должны изучаться на старших курсах;

Отражение особенности специализации учителей (русский язык, физика, технология) в содержании учебных дисциплин, связанных с формированием ИК;

Освоение педагогами методики использования информационных технологий на различных этапах урока (организационно-подготовительном, теоретическом, практическом, подведении итогов занятия).

ИК - одна из основных компетентностей современного педагога, имеющая объективную и субъективную стороны. Объективная сторона выражается в требованиях, которые общество предъявляет к профессиональной деятельностипедагога. Субъективная сторона ИК определяетсяиндивидуальностью учителя, его профессиональной деятельностью, особенностями мотивации в совершенствовании и развитии педагогического мастерства.

Задачи, связанные с проблемой формирования информационной компетентности учителя, могут быть разделены на три группы:

Выражающие интересы общества;

Отражающие функции и содержание профессионально-педагогической деятельности учителя;

Выражающие индивидуальные профессиональные потребности и интересы учи теля.

Формирование ИК учителя предполагает:

Освоение ими знаний и умений из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;

Развитие коммуникативных способностей учителя;

Умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию, осуществлять рефлексию своей деятельности и ее результатов.

В составе ИК учителя можно выделить четыре составляющие:

· мотивационную - наличие мотива достижения цели, готовность и интерес к работе, постановка и осознание целей информационной деятельности;

· когнитивную -наличие знаний, умений и способности применять их в профессиональной деятельности, анализировать, классифицировать и систематизировать программные средства;

· операционно-деятельностную - демонстрирует эффективность и продуктивность информационной деятельности, применение информационных технологий на практике;

· рефлексивную - обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, их творческому преобразованию на основе анализа своей профессиональной деятельности.

Формирование ИК учителя является важной составляющей его профессионализма. Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее структуры, обоснование критериев, функций и уровней ее сформированности, позволяет целенаправленно и эффективно организовать учебный процесс в рамках образовательной деятельности, повысить уровень предметно-специальных знаний, принимать эффективные решения в учебной работе, целенаправленно и системно развивать ученика.

Литература.

1. Белкин А.С.Педагогическая компетентность. - Екатеринбург.: Издательский отдел УрГПУ, 2003.

2. Беспалов П . В . «Компьютерная компетентность в контексте личностно -ориентированного обучения » //Педагогика.- 2003, №4.-Ст. 45-50.

3. Кузьминов Я.И. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект) // Вестник образования.2007.- № 7.- Ст. 17-24.

4. Ноулз М.Ш. Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики. – М.: Издательский отдел НМЦ СПО, 1998.

5. Репкин В.В. Учебный словарь русского языка. – М.: «Высшая школа», 1995.