Информационно коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. Словарь понятий и терминов. Роль ИКТ в современном обществе

04.03.2021 Интересное

АНО ВПО

«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»

ИТОГОВЫЙ РЕФЕРАТ

по программе повышения квалификации (ПК)

«Обновление деятельности преподавателя-организатора ОБЖ

в соответствии с требованиями ФГОС»

Тема:

« Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности учителя ОБЖ »

Реферат подготовил:

Емельянова Ирина Валентиновна

Должность:

учитель ОБЖ

Место работы:

МБОУ "ООШ № 21" г.Ангарск

Номер и дата договора:

2016/01-6866-12 от 06.12.2016

4 января 2016 г.

г. Ангарск, Иркутская область

Российская Федерация

Введение

Образование XXI века строится на принципах, во многом отличающихся от предыдущих столетий. Так, основополагающими категориями в процессе обучения стало развитие личности школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого, становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности, формирование готовности к самообразованию. Естественным шагом для достижения новых результатов обучения стал поиск нового, соответствующего современному поколению учеников, инструментария педагогики. Современное инновационное образование в школе предусматривает значительное расширение роли информационных технологий как эффективного средства саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля учащихся в учебном процессе

В связи с этим в настоящее время в образовании широко применяются информационные технологии. Наиболее востребованными в практике российских образовательных учреждений являются следующие направления использования информационных технологий:

    Компьютерные программы и обучающие системы (компьютерные учебники, диагностические и тестовые системы, тренажеры и имитационные программы, лабораторные комплексы, экспертные системы, базы данных и базы знаний по различным областям, прикладные и инструментальные программные средства).

    Информационные среды на основе баз данных и баз знаний.

    Телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети.

    Электронные настольные типографии, позволяющие в индивидуальном режиме с высокой скоростью осуществить выпуск учебных пособий и документов на различных носителях.

    Электронные библиотеки как распределенного, так и централизованного характера, позволяющие по-новому реализовать доступ учащихся к мировым информационным ресурсам.

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

1. Преимущества использования ИКТ на уроках ОБЖ

Специфика каждого учебного предмета диктует свои требования к работе с информацией. Уроки ОБЖ более специфичны, в отличие от других школьных предметов, как в методическом, дидактическом, так и технологическом аспектах. Возможности использования сети Интернет на уроках ОБЖ заключается в следующем:

    Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;

    Изучение конкретного Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроках ОБЖ.

Таким образом, Интернет имеет огромные информационные и дидактические возможности при подготовке и проведении уроков ОБЖ.

Информационные технологии позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. На занятиях учитель дает возможность каждому обучаемому самостоятельно работать с учебной информацией, что позволяет ему детально разобрать новый материал по своей схеме.

Применение компьютерных технологий позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, и конечно, соответствует социальному заказу, который государство предъявляет школе.

Мультимедийные технологии открывают возможности учителям отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив ему возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождают от изложения значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков.

Главная цель учителя, применяющего информационно-компьютерные технологии в преподавании ОБЖ - это эффективный прием преодоления сложности изучения материала путем опоры на активизацию формирования умений и навыков учащихся, развитие умственного мышления и воображения.

Применяя информационно-компьютерные технологии на уроках ОБЖ учитель реализует продуктивную модель обучения, то есть изучение материала, происходит не ради знакомства с самим материалом (с возможной последующей оценкой глубины этого знакомства через ответы на вопросы), как в продуктивной модели, а ради решения определенной задачи. Интерактивное обучение способствует вовлечению всех учащихся в процесс познания, дает возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Этим создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность и, что делает продуктивным сам процесс обучения.

В практике обучения школьников ОБЖ наблюдаются как знаниево-ориентированный, так и личностно-ориентированный подход. Курс ОБЖ предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование определенных умений и навыков поведения школьника при чрезвычайных ситуациях природного, социального, техногенного характера. При первом из названных подходов наблюдается академизм содержания обучения, преобладание деятельности учителя над деятельностью ученика, наличие негативного стимулирования. В случае реализации личностно-ориентированного подхода обеспечивается практический аспект изучаемого материала, приоритет положительного стимулирования. Практические работы в ходе урока ОБЖ в будущем помогут учащимся преодолеть стресс при возникновении опасности в реальных условиях, принять единственно правильное решение, которое позволит свести к минимуму травмы и гибель людей, материальные потери, защитить себя.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе и ОБЖ. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. Кроме использования этих учебников, я составляю презентации, в которые включаю необходимые схемы, таблицы рисунки и видеоматериалы.

Кому-то кажется, что использование информационных коммуникационных технологий позволяет учителю расслабиться на уроке, ведь за него все делает компьютер с установленной программой. Однако разработка уроков и использованием информационных технологий требует большого количества личного времени. И эта работа почти невозможна в школе, поэтому оцифровку видео, сканирование, поиск в Интернете чаще всего ведется с использованием домашнего компьютера. Но все эти затраты оправдываются, когда видишь, какой результат дают плоды твоего труда на уроке.

2. Применение ИКТ на уроках ОБЖ

Подготовка печатных раздаточных материалов

Использование ИКТ позволяет создавать раздаточные материалы быстрее и эффективнее по сравнению со стандартным «рисованием от руки» и последующим переписыванием (либо ксерокопированием). Созданные на компьютере документы легко редактировать и выводить на печать снова и снова. Можно вводить, редактировать и форматировать текст, вставлять в него рисунки, таблицы и диаграммы. Можно создавать различные документы, подготовить раздаточный материал для уроков, тексты контрольных работ, тесты, помочь оформить школьникам пояснительные записки к творческим проектам. А также быстро и качественно изготовить необходимое число карточек по каждой теме.

Специфика предмета ОБЖ заставляет применять в качестве наглядного материала множество фотографий, рисунков, схем. Получить всё это в своё распоряжение можно следующим образом:

    Фотографии сделать самому или использовать готовые из различных мультимедийных источников;

    Рисунки и схемы изготовить с помощью графических редакторов или использовать их из книг, газет, журналов и мультимедийных источников.

Наиболее простой способ – сканирование изображения. Это несложный процесс и его хорошо знают дети уже после первого года изучения информатики.

Мультимедийное сопровождение уроков ОБЖ

При изучении материала учителю ОБЖ необходимы иллюстрированные плакаты, схемы, графики, видеоролики. Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций (слайд-фильмов). Отличительной особенностью таких пособий является зрелищность, а не только информативность.

Использование мультимедийной техники, с одной стороны - облегчает работу учителя, с другой - обязывает не только овладевать компьютером, но и тщательнее планировать уроки для более эффективного обучения.

На уроках используются основные формы взаимодействия учителя и учащихся.

Пассивный метод –взаимодействие учащихся и учителя, в котором учитель является основным действующим лицом и управляет ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным. При выборе данного метода презентация несет в основном иллюстративную нагрузку.

Активный метод –учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Учащиеся - не пассивные слушатели, а активные участники.

Интерактивный метод - в отличие от активных методов, ориентирован на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивном уроке - направление взаимодействия учащихся друг с другом на достижение цели урока. Как показала практика, использование презентаций в любом случае повышает познавательную ценность урока, его эффективность независимо от метода обучения.

Структура комбинированного урока с применением мультимедийной техники имеет существенные преимущества. При помощи презентации каждый этап урока можно стараюсь сделать более плотным, наглядным и информационным. Однако, чрезмерное использование презентаций на уроке может привести не только к снижению его эффективности, но и снижению интереса школьников к предмету, как таковому. Поэтому при проектировании урока с использованием презентации необходимо учитывать возраст ребенка, особенности его восприятия. Например, применение графиков и диаграмм, для младших школьников нецелесообразно, напротив яркие образы способствуют более полному восприятию нового материала. Кроме этого мной всегда соблюдается регламент использования презентации и варьируется от 25 до нескольких минут в соответствии с процентным распределением времени урока предложенному Д.Колбом. Безусловно, что презентация не может полностью вытеснить традиционные приемы работы на уроке, такие как устный ответ, письменная работа и другие.

Для каждого этапа урока с применением презентации в своей работе следую определенным правилам.

На начальном этапе урока (организационная и содержательная установка или мотивация) призванном сконцентрировать внимание учащихся на теме, заинтересовать их, показать необходимость и пользу изучения нового материала использую слайды для создания проблемной ситуации с последующим выходом на формулирование темы самими учащимися. Этому способствует количество слайдов, определенные анимационные эффекты, информативность изображения (рисунки, фотографии, графики, диаграммы). Стоит отметить, что применение на слайде статистических таблиц нецелесообразно, так как они трудно воспринимаются и анализируются школьниками любого возраста.

При создании таких слайдов применяю: речевое, музыкальное, визуальное (иллюстрации с подписями к ним) сопровождение в зависимости от темы урока. При этом основными направлениями моей работы являются:

Формирование умений анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы;

- развитие ассоциативного мышления.

В данном случае совместно с детьми определяю проблему и пути ее решения.

На следующем этапе урока – проверка глубины понимания и прочности знаний учащихся, применяю презентацию для вывода в любой момент на экран той информации, которая является опорной для проверки знаний и их актуализации. Имею возможность возврата к ранее пройденным темам, непосредственному восстановлению конспекта, хода предыдущего урока, использованию визуальных подсказок, что способствует развитию долговременной памяти, укреплению внутрипредметных и межпредметных связей. Эту часть урока иногда ставлю перед этапом целеполагания, особенно если урок является продолжением изучения нового или обобщения ранее пройденного материала.

На этапе изучения основного материала подбираю задания, при выполнении которых обеспечивается получение школьниками новых знаний, навыков и умений. Таким образом, при создании этой части учебной презентации придерживаюсь основного требования - на слайде должна находиться только полезная информация, отражающая цели и задачи урока. Особое внимание уделяю отбору информации и иллюстративного материала с указанием авторов, названий, событий, дат.

При работе в интерактивном режиме процесс получения новых знаний происходит во взаимодействии учеников между собой, а также учителем. Работа с презентацией позволяет мне наглядно заполнять заранее приготовленные формы (конспект урока).При этом учу детей формулировать главные мысли, и выражать их конкретно, лаконично. При проектировании слайдов планирую поэтапное заполнение схем причинно-следственных связей с использованием знаний по новому материалу или по другим предметам. Презентации обладают определенным преимуществом по формированию практических навыков, когда при помощи смены слайдов или анимации последовательно демонстрирую каждый шаг действий. В этом случае происходит не только более яркая их иллюстрация, но и увеличивается время для индивидуальной работы с ребенком.

Слайды могут нести и инструктивный характер в преддверии каких-либо действий, закрепления порядка их последовательности.

Во время закрепления изученного материала, диагностики прочности усвоения знаний, оценивания работы на уроке создаю презентации по принципу гибкости, наглядности, непредвзятости. При выборе такого подхода, предоставляю каждому ученику самому оценить свои успехи, определить ошибки, скорректировать их. В этом случае достоинство презентации состоит в том, что она позволяет при правильной конструкции не только выдавать правильный ответ, но и иллюстрировать его фрагментом урока.

Использование презентации выигрышно при проведении рефлексии, инструктажа по выполнению домашнего задания, подведению итогов урока, поскольку позволяет быстро восстановить весь ход урока, акцентировать внимание на значимых для выполнения домашней работы частях. При этом, ученики вынуждены становиться активными участниками, вспоминать ход собственных рассуждений и повторно формулировать главные мысли.

В заключительной части урока, презентация позволяет мне вернуться к его началу, построить диалог о достижении поставленных целей и задач. В результате такого окончания занятия, уже владею информацией об успешности изучения нового материала.

Кроме этого в своей работе применяю презентацию:

    как элемент здоровьесберегающей технологии - гимнастика для глаз (релаксационная, двигательная).

    для развития познавательных процессов;

    патриотического воспитания;

    формирования культуры и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности.

Применение мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как учителя, так и ученика.

Контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий

Тесты в современном учебном процессе широко внедряются в практику изучения многих предметов, в том числе в преподавание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

Если говорить о методике использования тестов, то она очень разнообразна. Используя тесты можно осуществлять многие функции. Так в ходе обучения можно информировать учеников, доводить цифры и факты, подкреплять излагаемый материал данными из тестов. Возможен эвристический вариант, когда даем тест и возможные ответы. Ученик должен найти правильный ответ и объяснить, почему он верный, а остальные нет.

Компьютерный контроль, включающий материалы для диагностики уровня ЗУН, имеет ряд преимуществ:

    экономит время на выявление ошибок;

    компьютерный контроль ведется дифференцированно с учетом индивидуальных возможностей учащихся;

    статистическая обработка результатов дает возможность оценить качество усвоения материала по изученной теме.

Работа с тестами развивает у учащихся навыки самостоятельной работы. В результате использования тестовых заданий, происходит повышение активности учащихся, растет качество знаний.

Заключение

При современных условиях обучения в школе невозможно обойтись без современных информационно-коммуникативных технологий. Их применение повышает у учащихся мотивацию к обучению. Учитель должен владеть навыками работы на компьютере и уметь использовать компьютер как удобный инструмент в своей повседневной деятельности.

Компьютер облегчает деятельность преподавателя ОБЖ в школе, храня массу данных и программ, необходимых в работе, помогая быстро подготовить планы, отчёты, донесения и проекты приказов, по сути своей – это целый рабочий комплекс, обеспечивающий быстрый поиск нужной информации и её представление в удобном для пользователя виде.

Применение ИКТ в обучении способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.

Главные итоги применения ИКТ на уроках ОБЖ:

    Рост уровня самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;

    Положительное отношение учащихся к предмету ОБЖ, к учителю, друг к другу;

    Обозначение объективной направленности деятельности учеников на развитие своей личности;

    Появление и рост у учащихся познавательного интереса;

    Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.

Из всего вышеизложенного можно сделать один единственный вывод: использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании ОБЖ является одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения.

Список литературы

    Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.В. Петров. – М. : Академия, 1999.

    Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высшего проф. образования / А. П. Панфилова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2011. - 192 с

    Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / И. Г. Захарова. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 189 с.

    Ставрова О.Б. Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя / О.Б. Ставрова. – Москва: Интеллект-Центр, 2007. – 144с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

По дисциплине: Информационные технологии в образовании

На тему: "Средства ИКТ в будущей профессиональной деятельности"

Москва 2016

Введение

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Слово "технология " имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшее время внедрение персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности обучающихся.

1. Средства ИКТ, применяемые в образовании

информационный коммуникационный технология образовательный

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий - технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет - всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ - Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых - собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

2. Функциональное назначение информационно-коммуникативных технологий

Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению:

презентации

обучающие игры и развивающие программы

дидактические материалы

программы - тренажеры

системы виртуального эксперимента

электронные учебники

электронные энциклопедии.

Презентации - это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Презентации - это электронные диафильмы, но, в отличие от обычных диафильмов, они могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности, то есть может быть предусмотрена реакция на действия пользователя. Презентации особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, который имеет доступ к компьютеру, с минимальными затратами времени. Они активно используются для представления ученических проектов.

Обучающие игры и развивающие программы ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя различные задания в процессе игры, обучающиеся развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, логическое мышление и, возможно, получают дополнительные навыки при работе на клавиатуре.

Дидактические материалы - сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеры рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, в виде простого набора файловых текстов.

Программы - тренажеры выполняют функцию дидактических материалов. Современные программы - тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

Системы виртуального эксперимента - программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить такие эксперименты, которые были бы невозможными по соображениям безопасности, финансовом соображениям.

Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько выше описанных типов обучающих программ.

В электронных энциклопедиях объединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий. В отличии от своих бумажных аналогов такие энциклопедии обладают дополнительными свойствами и возможностями: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, удобная система навигации на основе гиперссылки, возможность включать в себя аудио и видеофрагменты.

Одним из важных условий повышения качества вспомогательного процесса в целом, и урока в частности, успешного усвоения знаний детьми, формирование у них умений и навыков, является применение информационно-коммуникационные средства обучения, которые способствуют, прежде всего, лучшей реализации принципа наглядности в обучении.

Вместе с тем, информационно-коммуникационные средства обучения позволяют в комплексе воздействовать на органы чувств, развивать мышление, активизировать творческие способности, воспитывать интерес к занятиям, а в целом воспитывать и формировать всесторонне развитую личность.

Компьютер - это мощное средство воздействия на психику человека. Благодаря современной технике создание разнообразных зрительных иллюстраций и звукового сопровождения уже сегодня на компьютере появляются увлекательные детские энциклопедии, позволяющие ребенку «путешествовать» по миру.

Все виды средств обучения несут различную дидактическую нагрузку, способствуя созданию у школьников целостной картины исторического прошлого, углублению и систематизации знаний, формированию умений, оптимизации учебного процесса. Использование разнообразных средств обучения, как традиционных, так и новых технологий, способно оказать значительную поддержку процессу преподавания в начальной школе, повысит качество обучения обучающихся.

В настоящее время развиваются следующие направления новых информационно-технических средств обучения:

1)универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и т. п.);

2)компьютерные средства телекоммуникаций;

3)компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники;

4)мультимедийные программные продукты.

Использование новых информационных технологий может преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень детей к учебе. Компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе с объемным текстом, чего требует средняя школа от начальной, когда обсуждаются вопросы преемственности. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей.

С помощью информационных технологий можно не только предоставлять информацию, но и получать ее от пользователя. Информационные технологии могут обеспечить обучение в любом месте и в любое время, что дает их мощным средством для изучения учебных материалов в сфере образования. Информационные технологии помогают детям стать более активными и независимыми учениками, позволяют учиться друг у друга и иметь доступ к самому широкому кругу информации.

Информационные технологии:

обеспечивают условия для индивидуального процесса обучения как учащихся, испытывающих трудности в обучении, так и для успешных учеников. Например, в каждой теме предлагаются задания разного уровня сложности.

уровень наглядности значительно выше, чем в учебниках с печатной основой. Причем наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового сопровождения, видеофрагментов.

обеспечивают создание учителем благополучного интеллектуального фона обучения, особенно необходимого для хорошо успевающих обучающихся.

Используя информационные технологии, учитель преследует следующие цели:

обеспечение содержательной и технологической поддержки основным средствам обучения, усиления наглядной основы формирования у младших школьников естественнонаучных и обществоведческих знаний;

формирование общей культуры, эрудиции младших школьников, обеспечение создания благополучного интеллектуального фона обучения;

формирование информационной культуры обучающихся;

развитие познавательных интересов обучающихся;

3. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения

Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:

развивать у обучающихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

усилить мотивацию учения;

сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;

активно вовлекать обучающихся в учебный процесс;

качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся;

приобщение школьника к достижениям информационного общества.

Процесс обучения станет наиболее эффективным, если наряду с устной и письменной речью будет использован потенциал компьютера. У младших школьников наиболее развито наглядно - образное и наглядно - действенное мышление. Поэтому наглядный материал, технические средства обучения, мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации (визуальный, кинетический, аудиальный), и это, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала, т.к. прежде всего, влияют на начальный этап процесса усвоения знаний - этап ощущения и восприятия. Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания - понятиям и теоретическим выводам.

Таким образом, информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

ИКТ могут быть использованы на всех этапах урока:

1) При объяснении нового материала:

презентации

информационные Интернет - сайты

информационные ресурсы на дисках

2) При отработке и закреплении навыков:

компьютерные обучающие программы;

компьютерные тренажеры;

компьютерные игры;

печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) - (цифровые таблицы);

печатный иллюстративный материал.

3) На этапе контроля знаний:

компьютерные тесты (открытые, закрытые);

кроссворды (с автоматической обработкой результата).

4) На этапе самостоятельной работы обучающихся

цифровые энциклопедии;

справочники;

электронные учебники;

интегрированные задания.

5) Для исследовательской деятельности обучающихся:

цифровые естественнонаучные лаборатории;

Интернет.

Что дают такие уроки обучающимся ?

С удовольствием посещать предмет.

За счёт повышенного интереса, существенно повышать качество знаний.

При помощи яркого наглядного материала, легко воспринимать даже самый трудный материал.

Желание учиться ради познания, а не ради оценки.

Анализировать, сопоставлять события, действия, строить свои личные предположения и догадки на основе полученных знаний.

Что дают такие уроки учителю?

Более ярко и образно проводить каждый урок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную тему.

Использовать разнообразную наглядность (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыку), которую трудоёмко использовать обычным путём.

Повысить качество обучения за счёт живого интереса ребёнка к предмету.

Подготовить учащихся начального звена к переходу в среднюю школу, на практике используя свои знания и умения.

Итак, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Но не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов - 10 минут; 2 - 5 классов - 15 минут.

Надо всегда помнить, что ИКТ - это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.

4. Основные направления внедрения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

Создание презентаций к урокам;

Работа с ресурсами Интернет;

Использование готовых обучающих программ;

Создание презентаций к урокам.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

“Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Заключение

Применение современных средств информационных и коммуникационных технологий в образовании заметно облегчает труд педагога в процессе обучения школьников на всех его этапах. Средства ИКТ помогают совершенствовать организацию преподавания, повышают индивидуализацию обучения, а так же повышают продуктивность самоподготовки учащихся. благодаря средствам ИКТ увеличивается мотивация к обучению, активизируется возможность привлечения учащихся к творческой, поисковой и исследовательской деятельности.

Анализ современного состояния подготовки и повышения калификации учителя в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности позволил выявить особенности этапов подготовки: на вузовском этапе происходит формирование готовности студентов педвузов всех специальностей к работе в школе в условиях информатизации образования; на послевузовском этапе осуществляется повышение квалификации и дополнительная подготовка учителя-предметника в области информатизации образования с учетом сложившегося педагогического опыта работы и потребностей учебного заведения в повышении квалификации педкадров. Анализ показал, что в настоящее время недостаточно реализованы существующие потенциальные возможности информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе школы и педвуза; не в полной мере реализуется преемственность вузовского и послевузовского образования; недостаточно учитываются межпредметные связи между дисциплинами в области информатизации образования, информатики и ИКТ, педагогики, методики, профильных дисциплин, психологии, а также профильными дисциплинами. Не разработаны единые подходы к осуществлению подготовки учителей-предметников на различных этапах, учитывающие влияние процесса информатизации образования на педагогическую деятельность, обеспечивающие систематическую подготовку адекватно непрерывному технико-технологическому развитию информационных технологий и средств коммуникаций на базе локальных и глобальной компьютерных сетей и развитию теоретической базы информатизации образования.

ИКТ в профессиональной деятельности; выявление дидактических возможностей ИКТ; мотивация учителя к применению средств ИКТ в своей педагогической деятельности) предпосылки непрерывной подготовки учителя-предметника в области информатизации образования.

Определены понятия непрерывной подготовки и системы непрерывной подготовки учителей в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности.

Теоретически обоснованы и сформулированы принципы непрерывной подготовки учителей-предметников в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности: преемственность подготовки (взаимосвязь содержания подготовки на послевузовском этапе с вузовскими программами в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности); прогностичность подготовки (отражение в программах подготовки современных достижений научно-технического прогресса, педагогики, психологии, информатизации образования и других наук в аспекте перспективного использования средств ИКТ в образовании); общность подходов к информационной деятельности и информационному взаимодействию в педагогической деятельности (изучение общих закономерностей и тенденций использования средств ИКТ в педагогической деятельности, овладение общими способами информационной деятельности и информационного взаимодействия в условиях информатизации общества и образования); фундаментальность и практическая направленность подготовки (включение в программу подготовки как теоретических вопросов, связанных с методологией отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания в современных условиях информационного общества, так и вопросов, направленных на решение практических педагогических задач в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности); инвариантность и вариативность подготовки (выявление единого для всех учителей (независимо от профиля) содержание подготовки в области общих вопросов информатизации образования, с одной стороны, а с другой -- необходимость осуществления подготовки, отражающей особенности и реализацию возможностей ИКТ в конкретной предметной области); комплексность подготовки в аспекте реализации основных направлений информатизации образования (включение в содержание подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности учителя вопросов, отражающих основные направления информатизации образования).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Необходимость существования, критерии анализа и выбора электронных библиотек. Виды электронных библиотек - универсальные, электронные библиотеки периодических изданий и книг. Особенности распространения информационно-коммуникационных технологий.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2013

    Роль информационно-коммуникационных технологий в совершенствовании образовательного процесса. Структура, содержание и реализация практикума "Подготовка звуковых фрагментов для образовательных ресурсов", методика его использования в учебном процессе.

    дипломная работа , добавлен 11.04.2012

    Теоретические основы применения информационно-коммуникационных технологий в обучении. Обзор информационно-коммуникационных технологий для обучения старшеклассников английскому языку. Экспериментальное подтверждение эффективности пилотного обучения.

    дипломная работа , добавлен 30.10.2013

    Преимущества использования средств информационно-коммуникационных технологий в образовании. Состояние и перспективы развития информационных технологий БТЭУ. Задачи Отдела дистанционных образовательных технологий, используемое программное обеспечение.

    отчет по практике , добавлен 21.05.2015

    Концепция развития образовательных электронных изданий и ресурсов. Разработка модуля электронного учебного издания на тему "Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы". Представление страницы учебника в Paint. Теги для создания документа HTML.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2012

    Основные черты современных информационно-коммуникационных технологий. Мобильный телефон как инструмент доступа, распространения и хранения информации. Применение ИТ в СМИ, образовании; Internet; Green IT. Понятие и признаки информационного общества.

    реферат , добавлен 02.10.2011

    Понятие и методы поиска информации, способы ее хранения и особенности процесса передачи от источника к получателю. Предназначение канала связи и кодирующего устройства. Правила обработки информации, ее использование при принятии решений и меры по защите.

    презентация , добавлен 14.10.2013

    Значение астрофизических исследований. Международные космические проекты. Инфокоммуникационные технологии удаленного доступа к компьютеру. Основные возможности и достоинства Team Viewer. Порядок работы с астрофизическим комплексом в реальном времени.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2013

    Автоматизированная обработка информации: понятия и технология. Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации. Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации. Сетевые технологии.

    методичка , добавлен 14.01.2009

    Оценка применения информационно-компьютерных технологий. Обзор совокупности методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации.

Грязнова Ирина Сергеевна
преподаватель
ГПОАУ «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства»
г. Благовещенск, Амурская область

Аннотация:

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, педагогические инновации, информатизация образования.

Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования, увеличение академической мобильности, интеграции в мировое научно-образовательное пространство, создание оптимальных в экономическом плане образовательных систем, усиление связей между разными уровнями образования.

Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Изучение инновационного опыта показывает, что большинство нововведений посвящены разработке технологий.

Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

Особенность информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) – их универсальность, они являются инструментом, который применяется во всех отраслях знаний: гуманитарной, естественнонаучной, социально-экономической. Следовательно, инновационный характер развития ИКТ непосредственно влияет и на другие отрасли знаний, формирующих мировоззрение молодого специалиста, совершенствуя дидактическое и методическое представление знаний, повышая способность к восприятию и порождению знаний, тем самым, внося инновационный элемент во всестороннее развитие личности.

Использование ИКТ дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Доказано, что уровень развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в производственную деятельность определяет успех любой организации.
Основой ИКТ являются информационно-телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстояние.

Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса ведет к информатизации сознания обучающихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации образования. В результате в методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники имеют подготовку к освоению новыхИКТ в будущей трудовой деятельности. Опыт применения показал:
а) информационная среда существенно повышает мотивацию студентовк изучению дисциплин;
б) информатизация обучения привлекательна для студентатем, что снимается психологическое напряжение общения путем перехода от субъективных отношений «студент-преподаватель» к наиболее объективным отношениям «студент-компьютер-преподаватель», повышается эффективность студенческого труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по дисциплине в стенах колледжа;
в) информатизация преподавания привлекательна для преподавателя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру.

Следует заметить, что индивидуальность обучения как по темпу восприятия материала, решения задач, принятия решений, так и по способу восприятия информации лежит в сфере интеллектуального развития индивида. В компьютерной программе возможно представление одного и того же материала в разных видах, в том числе, отличных от полиграфических – включение видеофрагментов, анимации, звука. Индивидуальность обучения проявляется также и в своевременной обратной связи «преподаватель-обучающийся». Компьютерные технологии позволяют автоматизировать учебный процесс, снижая трудозатраты педагога и студента, снижая уровень психологической нагрузки и повышая объективность оценки знаний. Результат работы обучающийся видит сразу после ее выполнения, а не через некоторое время после проверки, когда он уже забыл, что делал. Своевременная информация об успешности выполнения задания позволяет преподавателю выстроить в логическую последовательность план дальнейшей работы, увидеть пробелы в знаниях обучающегося, наметить пути их решения.
Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентоспособного на рынке труда.

Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции менеджера.

С появлением информационных технологий стали появляться разнообразные компьютерные, обучающие, демонстрационные, моделирующие программы, электронные справочники и учебники, тренажеры и т.д. Но применение таких электронных пособий в учебно-воспитательном процессе крайне редко, причинами являются слабая материально-техническая оснащенность учебных кабинетов, значительная дороговизна программного обеспечения. Поэтому, в лучшем случае, педагог использует электронные учебные пособия для демонстрации эксперимента, фильма, подготовки доклада, распечатки каких-либо заданий. Если используется компьютер в процессе занятий, то эпизодически, преподавателем – новатором, который постоянно совершенствует свое педагогическое мастерство.

С целью повышения качества подготовки специалиста, активизации познавательной деятельности студентов, раскрытия творческого потенциала, организации учебного процесса с высоким уровнем самостоятельности преподаватели колледжа применяют в работе разнообразные образовательные технологии: личностно-ориентированные обучение, проблемное обучение, тестовые формы контроля знаний, блочно-модульное обучение, метод проектов, кейс-метод, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, информационно-коммуникационные технологии и др.
Администрация учебного заведения уделяет большое внимание внедрению ИКТ в образовательный процесс. Важное значение для использования информационно-коммуникационных технологий имеет подготовка педагогического коллектива и оборудование учебных аудиторий.

Для создания презентаций к урокам, методических материалов преподаватели научились приёмам навигации и поиска информации в сети Интернет, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе. Доступ к электронным библиотекам, базам данных, порталам обеспечивает эффективный поиск и оперативное получение необходимой информации. Особое значение в списке электронных образовательных ресурсов имеют интерактивные обучающие программы: мультимедийные курсы, виртуальные лаборатории и музеи, анимационные модели, тренажерные и тестирующие системы, необходимые элементы в самостоятельной работе студентов. На этом этапе руководством колледжа были приобретены интерактивные пособия по общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам.

В настоящее время многие педагоги колледжа создали свои сайты, свое информационное пространство, в котором размещаются материалы к уроку, методические разработки, презентации, т.е. сделали открытым доступ к своим учебным и методическим материалам.
Сегодня все аудитории колледжа оснащены современным компьютерным и презентационным оборудованием. Учебные кабинеты оборудованы программно-аппаратными комплексами, представляющими собой мультимедийную информационную среду, обеспечивающую максимальную эффективность в подаче и усвоении учебного материала. В распоряжении преподавателя находятся компьютер, аудио- и видеооборудование, периферийные устройства: телевизоры, мультимедиа проекторы, интерактивные доски,сканеры, принтеры и др., т.е. самое современное оборудование, для представления информации в любом виде (текст, звук, графика, видео) и проведения занятий с максимальным презентационным эффектом.

За последние несколько лет уровень ИКТ-грамотности и ИКТ-компетентности наших педагогов вырос так, что в настоящее время они способны решать любые задачи в области информационно-коммуникационных технологий, которые перед ними ставятся: способны разобраться в любой программе, техническом устройстве, реализовать свои оригинальные идеи с помощью собственных мультимедийных презентаций, интерактивных досок, другой компьютерной техники. Реализация технической составляющейстало первым этапомдля решения задачи получения компетентного педагога в области ИКТ.

Дальнейший рост ИКТ-компетентностипреподавателей неизбежен, так как администрация колледжа ставит новые задачи по освоению информационно-коммуникационных технологий.
Возможности информатизации образованиябезграничны. Преподаватели колледжа, став ИКТ-компетентными, стремятся использовать в своей работе инновационные достижения и разработки в сфере компьютерных решений и новейших технических открытий.

Литература
1. Иванов Д.А. На какие вызовы современного общества отвечает использование понятий ключевая компетенция и компетентностный подход в образовании? / Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия «Оценка качества образования» / Отв. ред. Курнешова Л. Е. М.: Моск. центр качества образования, 2008.
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты//Интеренет–журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. – http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
3. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций//Интернет–журнал «Эйдос». – 2005. – 12 декабря. – http://www.eidos.ru/jour-nal/2005/1212.htm
4. Маттис В. Инновации - сегодня, традиции – завтра. http://sinncom.ru/
5. Горбачева В.Г. Основы инновационных процессов в образовательной деятельности: М.: Просвещение, 2013
6. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности: Учебник. М.: Просвещение, 2006.

1

Современный этап развития общества характеризуется рядом особенностей, к которым следует, прежде всего, отнести: возросшую значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информационного ресурса глобального масштаба; потребность в осуществлении доступной и оперативной коммуникации между отдельными специалистами и творческими коллективами для решения совместных научно-исследовательских задач и работы над едиными проектами; интегративный характер процессов, охватывающих науку, технику, образование.

Эти особенности современного социума характеризуются процессом информатизации, сущность которого заключается в непрерывном повышении уровня как профессиональной, так и информационной компетентности каждого специалиста. Основными характеристиками информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), как новой области научно-технического прогресса, существенно отличающих их от научных и производственных являются:

Динамичность совершенствования поколений технических, программных и программно-аппаратных средств (изменение поколений средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации происходит ускоряющимися темпами);

Необходимость непрерывного повышения квалификации разработчиков и пользователей информационных систем в связи с постоянно возрастающим уровнем технической и технологической сложности компонентов, составляющих средства ИКТ;

Влияние использования современных ИКТ на развитие производительных сил и существенное изменение производственных отношений;

Высокая потенциальная эффективность реализации возможностей современных ИКТ в сферах автоматизации информационной деятельности, информационного взаимодействия и организационного управления.

Средства ИКТ обладают определенными дидактическими возможностями, реализация которых создает предпосылки интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие интеллекта обучаемого, активизацию познавательной деятельности, на самостоятельную генерацию знания и продуцирование информации. К основным из них относятся /2/:

Интерактивный диалог между пользователем и средствами ИКТ, который характерен тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя;

Компьютерная визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе (наглядное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса);

Компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуальных» (представление на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу);

Аудиосопровождение информации, синхронное и асинхронное по отношению к предъявляемому материалу;

Представление информации на основе гипермедиа - технологии совмещения и представления аудио-, анимационной, графической, текстовой информации с помощью гипертекстовых связей;

Архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;

Автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности;

Обработка результатов эксперимента с возможностью многократного учебного повторения фрагмента или самого эксперимента;

Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатами усвоения.

В отечественных научных разработках реализацией возможностей средств ИКТ в сфере образования, в том числе профессионального, занимается отрасль педагогической науки - информатизация образования , которая рассматривается как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования средств ИКТ, используемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях, ориентированный на реализацию целей обучения, развития индивида, включающий в себя подсистемы обучения и воспитания /3/.

Несмотря на то, что в настоящее время уже никого не удивить наличием компьютерной техники в учебном заведении или возможностью выхода в глобальную информационную сеть, методологически в образовании господствует традиционный подход со всеми вытекающими противоречиями, обусловленными нереализованностью возможностей средств ИКТ в целях совершенствования системы образования, адекватно запросам современности. Немаловажным является и тот факт, что быстрота изменений, происходящих в областях, связанных с совершенствованием и развитием ИКТ, не имеет аналогов в прошлом, а образование, в свою очередь, использует эти технологии в режиме запаздывания и к тому же не самым активным образом, «... полученные в учебных заведениях знания все чаще успевают морально устаревать, прежде чем выпускники успеют получить дипломы и аттестаты» /4/.

Вместе с тем, общеизвестно, что образовательный процесс, как никакой другой, для своего эффективного прохождения требует реализации принципов научности, доступности, систематичности, определенной структуризации представления учебной информации, а профессионально значимая информация, предназначенная для усвоения современным студентом, неукоснительно расширяется содержательно и структурно, усложняется, что несомненно создает определенные трудности для ее представления, извлечения, усвоения и использования. Все это влечет за собой необходимость создания новой стратегии образования, включающей в себя научные исследования в области информатизации профессионального образования, основанных на пересмотре парадигмы профессиональной подготовки высококвалифицированного специалиста в контексте использования средств ИКТ.

К основным фундаментальным исследованиям педагогической науки в области научных основ развития информатизации профессионального образования в условиях массовой коммуникации и глобализации современного общества можно отнести следующие: понятийно - философские, научно - педагогические, физиолого-гигиенические, инженерно - программистские, эргономические, социально - экономические, нормативно-правовые. В настоящее время также проводятся исследования по общим закономерностям и особенностям профессионального образования в связи с использованием средств ИКТ, разрабатываются концептуальные модели и проектируются исследовательские прототипы программных средств и систем, обеспечивающих реализацию возможностей средств ИКТ в профессиональной деятельности и в процессе подготовки к ее осуществлению.

Информатизация образования рассматривается в настоящее время, как новая область педагогического знания, которая ориентирована на обеспечение сферы образования методологией, технологией и практикой решения следующих проблем и задач /1/:

Научно-педагогические, методические, нормативно-технологические и технические предпосылки развития образования в условиях массовой коммуникации и глобализации современного информационного общества;

Создание методологической базы отбора содержания образования, разработки методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества массовой коммуникации и глобализации;

Методологическое обоснование и разработка моделей инновационных и развитие существующих педагогических технологий применения средств ИКТ в различных звеньях образования, в том числе форм, методов, и средств обучения;

Создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации;

Разработка исследовательских, демонстрационных прототипов электронных средств образовательного назначения, в том числе программных инструментальных средств и систем;

Использование распределенного информационного ресурса Интернет и разработка технологий информационного взаимодействия образовательного назначения на базе глобальный телекоммуникаций;

Продуцирование педагогических приложений в сетях на базе потенциала распределенного информационного ресурса открытых образовательных систем телекоммуникационного доступа;

Разработка средств и систем автоматизации процессов обработки учебного исследовательского, демонстрационного, лабораторного эксперимента как и реального, так и «виртуального»;

Создание и применение средств автоматизации для психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении, установления интеллектуального потенциала обучающегося;

Осуществление педагогико-эргономическолй оценки средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в сфере образования;

Совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных баз и банков данных научно - педагогической информации, информационно - методических материалов, телекоммуникационных сетей, а также совершенствование процессов информатизации управления образовательным учреждением (системой образовательных учреждений).

Итак, поле деятельности определено, хочется верить, что ученые - педагоги достойно справятся с поставленными задачами и предложат универсальную концепцию модернизации профессионального образования на основе ИКТ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. М.: «Образование и Информатика», 2004. - 68 с.

2. Семенова Н.Г. Создание и практическая реализация мультимедийных курсов лекций. Оренбург.: ОГУ, 2004. - 128 с.

3. Роберт И.В. Научно-педагогические исследования в области информатизации профессионального образования //Ученые записки. Вып. 14. - М.: ИИО РАО, 2004.

4. Турченко В.П. Парадигмы стратегии образования //Педагог. - 1998. - № 4.

Библиографическая ссылка

Семенова Н.Г., Вакулюк В.М. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=659 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
  • АКТИВИЗАЦИЯ
  • ОБУЧЕНИЕ
  • ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Информационно коммуникационные технологии (ИКТ) способны предложить все возрастающие возможности для развития систем образования всех стран мирового сообщества. Использование ИКТ и технологий мультимедиа в системе технического и профессионального образования способно радикально изменить существующую систему обучения. Организация учебного процесса может стать более инновационной в том смысле, что будут широко применяться аналитические, практические и экспериментальные принципы обучения, которые позволят ориентировать весь процесс обучения каждого отдельного обучающегося.

  • Роль изобразительного искусства в экологическом воспитании детей
  • Формирование мотивированной потребности к здоровью у детей в условиях семьи
  • Система совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России к действиям в экстремальных ситуациях
  • Реализация проектного обучения с использованием 3d-моделей
  • О способах развития логического мышления при решении олимпиадных задач по программированию

На современном этапе развития информационное общество пытается решить свои проблемы с помощью информационных технологий. Если представить многочисленные области, в которых технология изменила жизнь в 20 веке, эти попытки должны быть успешными.

Теперь, когда информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) пришли в образование, на них возлагаются большие надежды, но при этом следует быть особенно предусмотрительными в их применении, при этом следует помнить утверждение К. Шеннона, что одним ключом нельзя открыть все двери. Образовательные институты закладывают основы для будущего; они готовят студентов, которые завтра станут гражданами и лидерами. Основой этого направления предполагается повышение качества и улучшение результатов преподавания и обучения за счет применения ИКТ.

Использование ИКТ и технологий мультимедиа в образовании способно радикально изменить существующую систему обучения. Организация учебного процесса может стать более инновационной в том смысле, что будут широко применяться аналитические, практические и экспериментальные принципы обучения, которые позволят ориентировать весь процесс обучения каждого отдельного обучающегося .

При применении ИКТ в системе технического и профессионального образования возникают ряд этических проблем. Во-первых, применение ИКТ в различных областях человеческой деятельности влечет за собой создание информационно-ориентированного общества. Таким образом, обучая навыкам работы с компьютерами, преподаватели готовят к жизни в условиях нового общества.

Другой этической проблемой возникающей при применении ИКТ в системе технического и профессионального образования является доступность ИКТ, которая состоит из собственно доступности и комфортности. Повышение доступности было достигнуто, благодаря различным изменениям в компьютерных системах, прежде всего развитию персональных компьютеров и компьютерных сетей. Комфорт достигается применением графического интерфейса и функциональных стандартов.

И, наконец, третьей проблемой, является оценка эффективности ИКТ в системе технического и профессионального образования образовании, которая включает с одной стороны целесообразность применения технологии, с другой – способы её использования .

Система обучения ориентируется на формирование репродуктивных навыков, сводящихся к умению запоминать и воспроизводить информацию. Уникальные возможности новых технологий позволяют развивать умения и навыки более высокого уровня, включающие способность к рефлексии, сопоставлениям, синтезу и анализу, выявлению связей и нахождению путей решения комплексных проблем, планированию и групповому взаимодействию, то есть всему тому, что получило в литературе название «high-level thinking» и в чем использование ИКТ может быть наиболее эффективным. В процессе использования преимуществ ИКТ и выгод, которые они несут с собой, у педагогов может произойти изменение взглядов на свою деятельность, причем это изменение не всегда основано на тщательно продуманном выборе .

Педагоги должны помнить, что технология, вовлеченная в образовательную среду, становится частью образовательного процесса, существовавшего до ее применения. Однако по прошествии времени, когда технология становится более привычной, она открывает новые возможности, позволяющие изменить их деятельность. На этом этапе цели образования могут меняться. Эти изменения могут привести к улучшению образования, главное, чтобы выбор был обдуманным; педагоги не должны идти на поводу у технологии.

Ввод ИКТ в системе технического и профессионального образования должен сопровождаться обсуждением, в процессе которого педагоги получат возможность ознакомиться с новыми технологиями и оценить достоинства ИКТ. При этом особенно важно не допустить смещения внимания с содержания и смысла образования к способу передачи материала. Мы с огромной скоростью движемся к миру, в котором умение учиться, обобщать, анализировать и переносить знания из одной предметной области в другую станут залогом того, что человек обретет профессиональный успех.

Роль преподавателя в информационном обществе меняется: он перестает быть авторитарным и единственным источником знания, и становится руководителем и помощником обучающихся в образовательном процессе. Обучающимся предоставляется возможность самостоятельно искать нужные им знания в быстро меняющемся мире, и поэтому им требуется значительное количество индивидуальных стратегий обучения, которые позволили бы каждому из них стать активным участником учебного процесса и критически подходить к предоставляемым им знаниям.

Идея интерактивного обучения подразумевает обоюдную ответственность за качество обучения как преподавателя, так и обучающихся. В достижении этой цели важным является поддержка собственного процесса обучения и усвоения знаний, чтобы иметь возможность самостоятельно развивать для себя эффективные стратегии обучения.

Использование мультимедиа, как правило, позволяет предоставить обучающимся больше возможностей для самостоятельной и независимой работы, а также – гибко варьировать учебные графики. Несомненно, появляются новые обучающие методики, новая педагогика, новые инструменты и новые ресурсы доступные учителю.

У мультимедиа существует множество определений, и почти все они сходятся на том, что мультимедиа включает в себя текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию в интегрированном представлении, допускающую различные способы структурирования и представления.

Рассматривая мультимедиа как средство обучения, в различных академических контекстах мультимедийные продукты и услуги интернета могут использоваться для выработки созидательных навыков и развития критического мышления. Мультимедиа могут быть использованы для улучшения качества образования в отдельных предметных областях и в дисциплинах и находящихся на стыке нескольких предметных областей .

Навык построения знаний об обучении (понимание процесса обучения; метапознание) позволяет обучающимся стать экспертами в области своего собственного процесса обучения. Понимание того, как должно учиться, позволяет находить и применять успешные стратегии в любой предметной области. Одной из целей является развития у каждого студента понимания идеи обучения и механизмов функционирования его собственной памяти.

Мультимедийные продукты и услуги интернета предоставляют широчайшие возможности повышения эффективности процесса обучения:

  • одновременное использование нескольких каналов восприятия обучающихся в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;
  • возможность имитации сложных реальных ситуаций и экспериментов;
  • визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;
  • возможность развить когнитивные структуры и интерпретации учащихся, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией учащегося.

Фактически мы имеем дело с принципом наглядности в обучении, который разработан давно, но требует дальнейшего научного развития в новых условиях применения ИКТ в образовании. Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных видов наглядной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации. Возможность интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ цифровых мультимедиа по сравнению с другими средствами представления информации.

Интерактивность подразумевает процесс предоставления информации в ответ на запросы пользователя. Интерактивность позволяет, в определенных пределах, управлять представлением информации: обучающиеся могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Они также могут устанавливать скорость подачи материала и число повторений, удовлетворяющие их индивидуальным академическим потребностям.

Более того, возможность предоставлять взаимодействие с пользователем, ориентированное на потребности учащихся, отличает мультимедийный компьютер от любого другого средства представления информации, не требующего активного участия человека. Подобно использованию учебников, применение учебных средств мультимедиа обогащает стратегию преподавания лишь в том случае, когда преподаватель не только поставляет информацию, но также и руководит, поддерживает и помогает обучающимся в учебном процессе.

Использование мультимедиа позволяет обучающимся самостоятельно работать над учебными материалами и самостоятельно решать, как изучать материалы, в какой последовательности и как использовать интерактивные возможности мультимедийных программ, как реализовать совместную работу с другими членами учебной группы. Таким образом, обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса.

Обучающиеся могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они могут изучать именно тот материал, который их интересует, повторять материал столько раз, сколько им нужно, и это помогает устранить многие препятствия их индивидуальному восприятию.

Некоторые обучающихся колледжей неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют самостоятельное обучение посредством мультимедийных материалов, основанных на гипертексте.

Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения пользователя от изучаемого материала из-за различных несоответствий. Происходит рассеивание их внимания, к тому же, нелинейная структура мультимедийной информации подвергает пользователя «соблазну» следовать по предлагаемым ссылкам, что (при неумелом использовании), может отвлечь обучающегося от основного русла изложения материала. Колоссальные объемы информации, представляемые мультимедийными приложениями, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.

Кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями; как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслительными категориями. Когда учащемуся одновременно демонстрируют несколько типов мультимедийной информации, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается («скачет») от одних типов информации, чтобы уследить за другими, а в результате целостность учебного материала остается плохо усвоенной. Уровень интерактивного взаимодействия пользователя с программой по-прежнему остается на очень низком уровне, и все еще очень далек от уровня общения между людьми.

Возможности «обратной связи» с пользователем в компьютерных обучающих приложениях, как правило, весьма ограничены. Компьютеры в большинстве случаев не могут заменить очного преподавания, а только расширяют (дополняют) его возможности. Как правило, «обратная связь» приложения ограничивается контролем ответов обучающихся на поставленные вопросы на уровне «правильно/неправильно», и не поддерживает возможности динамического выбора различных стратегий обучения, и не предоставляет углубленных комментариев по поводу верного или ошибочного ответа. Мультимедийное приложение не в состоянии определить индивидуальные потребности или трудности учащегося, и поэтому не может отвечать на них подобно преподавателю.

Кроме того, создание аудио, видео и графики намного сложнее и дороже, чем написание обычного текста учебника. Программное и аппаратное обеспечение должно быть надлежащим образом настроено, дабы обеспечить прозрачное использование учебных материалов. Мультимедийные же приложения предъявляют более высокие системные требования, нежели простые средства редактирования текстов, и т.д.

Недостаточно быстрый канал связи в Интернет приводит к низкому качеству звука, изображения, видео, а также длительные задержки при скачивании файлов, что может негативно сказаться на эффективности учебного процесса с применением ИКТ.

Мультимедийные приложения (программы, продукты) могут быть использованы как одна из многочисленных возможных сред обучения, применимая в многочисленных академических контекстах, в которых обучаемые осваивают учебный материал и участвуют в диалоге с другими обучающимися и преподавателями о сущности процесса своего обучения

Интеграция средств мультимедиа требует глубокого аналитического, практического и экспериментаторского подхода, который ставит в центр процесса обучения самого обучающегося. Процесс обучения в системе технического и профессионального образования ориентирован на обучающихся поэтому они должны выработать навыки самостоятельно находить информацию, необходимую для формирования знаний. Значит, необходимо использовать различные методы индивидуального обучения, которые позволили бы каждому из них стать активным участником процесса обучения и критически подходить к изучаемому материалу.

Таким образом, нет сомнения в том, что информационно-коммуникационные технологии способны предложить все возрастающее возможности для развития системы технического и профессионального образования в Казахстане.

Список литературы

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, - 1994.
  2. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика. - №5. -1994.
  3. Галишникова Е.М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. – 2007. – № 4. – С. 8-10.
  4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., - 2003.